ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-68/2017 от 13.01.2017 Ленинскогого районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

Дело № 2-68/2017

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

13 января 2017 года г. Уфа

Ленинский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего - судьи Касимова А.В.,

при секретаре судебного заседания - Кадировой А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 и ФИО2 к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о возложении обязанности заключить договор о предоставлении земельного участка в собственность за плату,

установил:

ФИО1 и ФИО2 обратились в Ленинский районный суд г. Уфы с исковым заявлением к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о возложении обязанности заключить договор о предоставлении земельного участка в собственность за плату, в обоснование иска указав, что они являются собственниками жилого дома, расположенного на земельном участке, общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес> на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ года, реестровый номер № , выданного нотариусом ФИО3

По данным кадастрового паспорта земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ года кадастровый номер , площадью <данные изъяты> кв.м., он расположен по адресу: <адрес>, разрешенное использование - для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек.

Истцы обратилась в Администрацию городского округа город Уфа с заявлением о предоставлении им земельного участка в собственность.

В соответствии со статьёй 39 ГПК РФ истцами представлено уточненное исковое заявление, которым они просили обязать ответчика в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м. расположенного по адресу: <адрес>, с передачей земельного участка в общую долевую собственность по цене в размере трёх процентов от кадастровой стоимости земельного участка, в следующих долях в праве собственности: ФИО1 – <данные изъяты> доли, ФИО2 – <данные изъяты> доли и направить его для подписания истцам.

В судебном заседании ФИО1 и представители истцов ФИО4, и ФИО5 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ года) исковые требования поддержали в полном объёме.

Представитель ответчика Администрации городского округа г.Уфа РБ ФИО6 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ года) против удовлетворения иска возражала, так как земельный участок зарезервирован для муниципальных нужд.

Выслушав объяснения и доводы участников судебного заседания, изучив и оценив материалы гражданского дела, дав оценку всем добытым по делу доказательствам как в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно свидетельству о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ года наследниками имущества умершей ФИО7, умершей ДД.ММ.ГГГГ года являются дочь – ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения <адрес>, ввиду отказа в её пользу супруга наследодателя ФИО1, дочери ФИО8.

Наследство на которое выдано настоящее свидетельство состоит из <данные изъяты> доли в праве собственности на жилой дом, находящийся по адресу: <адрес>, инвентарный номер , кадастровый номер ,принадлежащий наследодателю на праве собственности на основании решения Ленинского районного суда г. Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ года , вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ года, зарегистрированного согласно свидетельству о государственной регистрации права, выданному Государственной регистрационной палатой при Министерстве юстиции Республики Башкортостан по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ года, серия , номер объекта , запись регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним № от ДД.ММ.ГГГГ года, и оцениваемого по кадастровой оценке в сумме 899 298 рублей 92 копейки, согласно кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости, выданной Филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Башкортостан ДД.ММ.ГГГГ года .

В свидетельстве о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ года указано, что целый жилой дом состоит из основного кирпичного жилого строения (1 этаж), основного бревенчатого жилого строения (2 этаж), общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой площадью <данные изъяты> кв.м. с хозяйственными и бытовыми строениями и сооружениями.

<данные изъяты> доля в праве собственности на вышеуказанный жилой дом подлежит регистрации в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав.

Настоящее свидетельство подтверждает возникновение права собственности на вышеуказанное наследство.

На <данные изъяты> долю вышеуказанного наследства выдано свидетельство о праве собственности.

Как следует из свидетельства о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ года ФИО2 владеет <данные изъяты> доли в праве собственности на жилой дом, находящийся по адресу: <адрес>.

Согласно кадастровому паспорту земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ года, выданному филиалом федерального государственного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Башкортостан земельный участок с кадастровым номером , имеет площадь <данные изъяты> кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для обслуживания индивидуального жилищного дома и надворных построек, расположен по адресу: <адрес>.

Истцы ДД.ММ.ГГГГ года обратились в Администрацию городского округа город Уфа с заявлением о предоставлении им земельного участка в долевую собственность. Получен ответ № от ДД.ММ.ГГГГ года о том, что предоставление испрашиваемого земельного участка в собственность не предоставляется возможным, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 85 Земельного кодекса РФ в частную собственность не предоставляются земельные участки общего пользования. Кроме того, испрашиваемый земельный участок входит в перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах красных линий, ограничены в обороте.

В силу части 1 статьи 271 Гражданского кодекса РФ собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленной таким лицом под эту недвижимость частью земельного участка. В соответствии с пунктом 2 указанной статьи, при переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующей частью земельного участка на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости.

Согласно пункту 5 статьи 1 Земельного кодекса РФ, установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В соответствии со статьёй 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами.

Исчерпывающий перечень земельных участков, отнесенных к землям, изъятым из оборота или ограниченным в обороте, установлен пунктами 4 и 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которыми ограничены в обороте земельные участки, расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с вышеизложенным, ответчик должен доказать принадлежность участка именно к землям общего пользования - территориям, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц. В настоящее время на спорном земельном участке, отсутствуют объекты общего пользования.

В соответствии со статьёй 39.1 Земельного кодекса РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.

В силу пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Градостроительное зонирование осуществляется в населенных пунктах органами местного самоуправления путем утверждения правил землепользования и застройки (пункта 8 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ).

В настоящий момент на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан указанные Правила, а также градостроительные регламенты установлены решением Совета городского округа адрес Республики Башкортостан от 22 августа 2008 г. № 7/4 «О Правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан» (далее – Правила).

Согласно статье 41 Правил границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.

Согласно пункту 7 Решения Совета ГО г. Уфа РБ № 32/15 от 23 декабря 2010 г., государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращении таких ограничений, осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Согласно подпунктам 9, 9.2,9.3 указанного выше Решения Совета ГО г. Уфа РБ № 32/15 от 23 декабря 2010 г., Комитету по управлению муниципальной собственностью Администрации ГО г. Уфа РБ вменено в обязанность в срок не более трех рабочих дней с момента опубликования настоящего решения, направить копию решения о резервировании земель для муниципальных нужд и прилагаемую к нему схему размещения зарезервированных земельных участков в границах ГО г. Уфа РБ для государственных и муниципальных нужд в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьёй 15 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». В течении 30 дней с момента опубликования настоящего решения произвести необходимые действия для осуществления регистрации ограничения прав на земельные участки, указанные в приложении № 2, в порядке, установленном действующим законодательством.

Порядок резервирования земель для государственных и муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 561 было утверждено Положение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд.

В силу пункта 5 Постановления Правительства от 22 июля 2008 г. № 561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд» решение о резервировании должно содержать: цели и сроки резервирования земель; реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель; ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с Земельным кодексом РФ и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель; сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.

Согласно статей 56, 56.1 Земельного кодекса РФ, резервирование земель является ограничением, подлежащим государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Аналогичное требование установлено в пункте 9 Положения о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008г. № 561 «О некоторых вопросах, связанных с регистрированием земель для государственных и муниципальных нужд».

Согласно пункту 3 статьи 15 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в срок не более чем три рабочих дня со дня государственной регистрации права, ограничения (обременения) права на объект недвижимости орган кадастрового учета вносит в государственный кадастр недвижимости сведения о вещных правах на объект недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, а также сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, а также сведения о границах охранной зоны, установленных в отношении объекта недвижимости.

Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 13 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 122-ФЗ от 21 июля 1997г. государственная регистрация ограничений (обременений) прав, установленных в соответствии с законодательством в публичных интересах органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществляется по инициативе указанных органов с обязательным уведомлением правообладателя (правообладателей) объекта недвижимости. Уведомление правообладателя (правообладателей) объекта недвижимости направляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в срок не более чем пять рабочих дней со дня проведения государственной регистрации.

Таким образом, решение, в соответствии с которым земельный участок ограничивается в обороте, подлежит обязательной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» с внесением сведений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП), а также внесения такой информации в государственный кадастр объектов недвижимости.

Согласно пункту 4 статьи 70.1 Земельного кодекса РФ, порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством РФ. Согласно пункту 8 Положения о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 561, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьёй 15 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Доказательств государственной регистрации ограничения прав на землю в соответствии с решением Совета городского округа г.Уфа Республики Башкортостан, направления копии решения о резервировании земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости, в соответствии со статьёй 56 ГПК РФ ответчики не представили. В кадастровом паспорте земельного участка сведения о резервировании для государственных и муниципальных нужд отсутствуют.

На основании изложенного следует, что установленный порядок резервирования земель для муниципальных нужд ответчиками не соблюден, факт невозможности передачи в собственность вышеуказанного земельного участка в связи с его резервированием Администрацией ГО г.Уфа не нашел своего подтверждения.

В соответствии с частью 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии – линии, которые обозначают соответствующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Согласно пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ к земельным участкам общего пользования, относятся участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами.

В силу пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования.

Пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ, не допускает приватизации земельных участков общего пользования уже занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования.

В настоящее время на испрашиваемом земельном участке отсутствуют парки, лесопарки, скверы, бульвары для зеленых насаждений общего пользования и объекты активного отдыха, а находится жилой дом, принадлежащий истцам на праве собственности.

При этом вид разрешенного использования земельного участка, на котором находится жилой дом, уже был определен Администрацией ГО г. Уфа РБ как «индивидуальное жилищное строительство», соответственно в настоящий момент он используется в соответствии с разрешенным использованием.

Таким образом, указанный земельный участок не является территорией общего пользования.

На основании изложенного, суд полагает, что уточненные исковые требования истцов к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о возложении обязанности заключить договор о предоставлении земельного участка в собственность за плату подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 12, 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования ФИО1 и ФИО2 к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о возложении обязанности заключить договор о предоставлении земельного участка в собственность за плату удовлетворить.

Обязать Администрацию городского округа г. Уфа Республики Башкортостан в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу подготовить и направить для подписания ФИО1 ФИО2 проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>, с передачей земельного участка в общую долевую собственность по цене в размере 3-х~ 8 ~ процентов от кадастровой стоимости земельного участка, в следующих долях в праве собственности: ФИО1 – <данные изъяты> доли, ФИО2 – <данные изъяты> доли.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в Верховный суд Республики Башкортостан, через Ленинский районный суд г. Уфы.

Судья А.В. Касимов.