ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-68/2018 от 10.04.2018 Кувшиновского районного суда (Тверская область)

Дело № 2-68/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 апреля 2018 года город Кувшиново

Кувшиновский районный суд Тверской области

в составе председательствующего судьи Кулакова С. А.,

при секретаре Олиховой Н. Н.,

с участием:

представителя заявителя – помощника прокурора Кувшиновского района Тверской области Харенко М. М.,

представителя ответчика – Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 1 – ФИО1,

представителя ответчика – Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 2 – ФИО2,

представителя ответчика – Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 3 – ФИО3,

представителя ответчика – Муниципального общеобразовательного учреждения Кувшиновская средняя общеобразовательная школа № 1 – ФИО4,

представителя ответчика – Муниципального общеобразовательного учреждения «Кувшиновская средняя общеобразовательная школа № 2» – ФИО5,

представителя третьего лица – Администрации Кувшиновского района – ФИО6,

представителя третьего лица – Муниципального учреждения Кувшиновский районный отдел образования – ФИО7,

представителя третьего лица – Общества с ограниченной ответственностью Частная охранная организация «Беркут-ГБР» – ФИО8,

представителя третьего лица – Муниципального казённого учреждения «Единая дежурно-диспетчерская служба Кувшиновского района Тверской области» – ФИО9;

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковым заявлениям прокурора Кувшиновского района Тверской области в защиту законных интересов неопределённого круга лиц к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 1, Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 2, Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 3, Муниципальному общеобразовательному учреждению Кувшиновская средняя общеобразовательная школа № 1 и Муниципальному общеобразовательному учреждению «Кувшиновская средняя общеобразовательная школа № 2» о возложении обязанностей оборудовать в зданиях образовательных учреждений каналы передачи тревожных сообщений,

установил:

Прокурор Кувшиновского района Тверской области обратился в суд с исковыми заявлениями в защиту законных интересов неопределённого круга лиц к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 1, Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 2, Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 3, Муниципальному общеобразовательному учреждению Кувшиновская средняя общеобразовательная школа № 1 и Муниципальному общеобразовательному учреждению «Кувшиновская средняя общеобразовательная школа № 2» о возложении на каждого из ответчиков обязанности в срок до 1 сентября 2018 года оборудовать на первых этажах зданий указанных образовательных учреждений каналы передачи тревожных сообщений в соответствии с пунктом 6.48 Свода правил СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утверждённого приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 635/10.

В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об образовании в части выполнения действий, направленных на противодействие экстремизму и терроризму (ст. 2 Конституции Российской Федерации, ст. 3 Конвенции о правах ребёнка, ст. 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», ст. 28 и 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», п. 6.48 Свода правил СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утверждённого приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 635/10), в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 1, Муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 2, Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 3, Муниципальном общеобразовательном учреждении Кувшиновская средняя общеобразовательная школа № 1 и Муниципальном общеобразовательном учреждении «Кувшиновская средняя общеобразовательная школа № 2». По результатам проверки установлено, что здания муниципальных образовательных учреждений не оборудованы каналами передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны), или в ситуационные центры «Службы 112». На основании договоров, заключённых между Обществом с ограниченной ответственностью Частная охранная организация «Беркут-ГБР» (исполнителем) и муниципальными образовательными учреждениями, исполнитель принимает на себя обязательства по охране муниципальных образовательных учреждений с выводом сигнала на средства связи экипажей мобильной группы охранной организации. Однако охрана зданий муниципальных образовательных учреждений частной охранной организацией не соответствует требованиям действующего законодательства, прямо определяющего, что для комплексной безопасности и антитеррористической защищённости организаций образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны), или в ситуационные центры «Службы 112». Муниципальные образовательные учреждения являются объектами с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних граждан, то есть относятся к числу важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения. Отсутствие каналов передачи тревожных сообщений в управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии в образовательных учреждениях отрицательно сказывается на обеспечении комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждениях, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объектов, что, в свою очередь, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территориях данных образовательных учреждений, а это может способствовать совершению противоправных действий в отношении обучающихся. Особую значимость соблюдение данных требований приобретает в связи с необходимостью защиты интересов воспитанников, охраны их жизни, здоровья и обеспечения безопасности при осуществлении деятельности образовательных учреждений. При этом круг лиц, нуждающихся в получении образования, периодически меняется, его невозможно индивидуализировать, привлечь в гражданском судопроизводстве в качестве истца.

Определением суда от 27 марта 2018 года дела по всем указанным исковым заявлениям объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.

В судебном заседании представитель заявителя Харенко М. М. поддержал исковые требования полностью по основаниям, изложенным в исковых заявлениях, пояснив также, что договоры на оказание услуг, заключённые между учебными учреждениями и Обществом с ограниченной ответственностью Частная охранная организация «Беркут-ГБР», прокурором в судебном порядке не оспаривались. В случае удовлетворения исковых требований заключённые договоры расторгать не обязательно, это – на усмотрение каждого учреждения.

Представитель ответчика – Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 1 – ФИО1 возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что у учреждения заключён договор с охранной организацией «Беркут-ГБР» об обязательствах по охране, что является достаточным для обеспечения безопасности.

Представитель ответчика – Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 2 – ФИО2 возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что в учреждении имеется тревожная кнопка, сигнал с которой поступает напрямую в охранную организацию «Беркут-ГБР». В случае необходимости в учреждение будет направлена мобильная группа быстрого реагирования в кратчайшие сроки (от 5 до 7 минут), что не могут обеспечить органы национальной гвардии (вневедомственной охраны) ввиду их отсутствия на территории Кувшиновского района. Имеющиеся меры по охране учреждения являются достаточными.

Представитель ответчика – Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 3 – ФИО3 возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что в здании учреждения имеются кнопки вызова охранной организации «Беркут-ГБР» на первом и втором этаже, также имеется брелок с кнопкой, который находится непосредственно у ФИО3 В случае необходимости любой воспитатель детского сада может воспользоваться кнопкой для вызова помощи. Также в здании имеется пропускной контроль, посторонних лиц на территории детского сада не может быть, охрана полностью обеспечивается.

Представитель ответчика – Муниципального общеобразовательного учреждения Кувшиновская средняя общеобразовательная школа № 1 – ФИО4 возражал против удовлетворения исковых требований, пояснив, что по договору с охранной организацией «Беркут-ГБР» работа построена хорошо, в случае необходимости её сотрудники приезжают в кратчайшие сроки в полном обмундировании, со специальными средствами. Также в здании школы установлен таксофон, в случае возникновения чрезвычайной ситуации любой ученик или сотрудник школы может позвонить бесплатно и вызвать помощь.

Представитель ответчика – Муниципального общеобразовательного учреждения «Кувшиновская средняя общеобразовательная школа № 2» – ФИО5 возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что учреждением заключён договор с охранной организацией «Беркут-ГБР», у неё есть сотрудники со специальными средствами, которые быстро реагируют на ситуацию в случае нажатия тревожной кнопки. У этой организации имеется соглашение с органами внутренних дел, поэтому в случае необходимости выезд осуществляется также и сотрудниками Кувшиновского отделения полиции. В школе установлен таксофон, имеется возможность вызова помощи.

Представитель третьего лица – Администрации Кувшиновского района – ФИО6 возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях (т. 1, л. д. 215-216), в которых указано следующее:

- обязанность по установлению канала передачи тревожных сообщений нормативными актами не установлена, и, кроме того, этот способ в данном случае не является действенным в силу отдалённости места нахождения образовательных учреждений от отделов вневедомственной охраны (ближайшие отделы находятся в соседних районах). Установление в зданиях образовательных учреждений канала передачи тревожных сообщений в территориальные органы войск национальной гвардии (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112» (также отсутствуют на территории Кувшиновского района) не способно обеспечить защищённость объектов. При этом установление канала передачи тревожных сообщений и дальнейшее его обслуживание требует больших финансовых затрат;

- положения договоров, заключённых с частной охранной организацией, о выведении тревожных кнопок на пульт охранной организации не противоречат п. 6.48 Свода правил СП 118.13330.2012. Требования этого Свода правил распространяются исключительно на проектирование новых, реконструируемых и капитально ремонтируемых общественных зданий, но не на здания и сооружения, введённые в эксплуатацию до его принятия. Нормативные акты, на которые ссылается прокурор, содержат общие принципы обеспечения защиты граждан от терроризма и экстремизма посредством выявления и устранения причин и условий, способствующих осуществлению данной деятельности, и не содержат указаний на необходимость выполнения образовательными учреждениями заявленных истцом мероприятий;

- образовательными учреждениями принят ряд мер, направленных на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения, на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

Представитель третьего лица – Муниципального учреждения Кувшиновский районный отдел образования – ФИО7 возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях (т. 1, л. д. 151-152; т. 2, л. д. 70-71; т. 3, л. д. 65-66), в которых указано следующее:

- в силу ст. 46 Конституции Российской Федерации и ст. 3 ГПК РФ судебная защита возможна только в случае реального нарушения прав, свобод или законных интересов, а выбор способа защиты нарушенного права должен привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса. Обязанность по выполнению указанных прокурором мероприятий может быть возложена на ответчиков лишь в случае, если необходимость их выполнения предусмотрена действующим законодательством;

- ответчиками проводится целый ряд мероприятий, направленных на обеспечение постоянного контроля, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территориях образовательных учреждений, в том числе заключены договоры на оказание охранных услуг при помощи технических средств экипажами мобильных групп частной охранной организации, имеющей лицензию на осуществление охранной деятельности. Территории детских садов ограждены заборами, установлены системы ограниченного доступа (домофоны), охрана зданий в ночное время, в выходные и праздничные дни осуществляется сторожами, в дневное время на входе в образовательные учреждения дежурят назначенные работники. Кроме того, заключены договоры об оказании услуг связи, имеются мобильные телефоны для принятия экстренных мер;

- Свод правил СП 118.13330.2012 распространяется только на проектирование новых, реконструируемых и капитально ремонтируемых общественных зданий. Истец необоснованно расширил действие положений Свода правил на все здания образовательных учреждений.

Представитель третьего лица – Общества с ограниченной ответственностью Частная охранная организация «Беркут-ГБР» – ФИО8 В. возражал против удовлетворения исковых требований, пояснив, что требования прокурора нарушают антимонопольное законодательство и законные интересы его организации. Также упомянутым третьим лицом представлены в суд письменные возражения (т. 1, л. д. 74-77; т. 4, л. д. 46-49; т. 5, л. д. 49-52), в которых указано следующее:

- нормативные акты, на которые ссылается прокурор, содержат общие принципы обеспечения защиты граждан от терроризма и экстремизма. Нормы материального права не содержат указаний на необходимость выполнения образовательным учреждением заявленного прокурором мероприятия – оборудования канала передачи тревожных сообщений в органы вневедомственной охраны или в ситуационные центры «Службы 112» путём установки специального технического устройства – отдельного телефонного аппарата с кнопкой связи с указанными службами;

- организации, предоставляющие услуги по образованию, в распоряжении Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2009 года № 1629-р «О перечне объектов, подлежащих обязательной охране полицией» или ином нормативном правовом акте не поименованы. Прокурором не указаны нормы материального права, в соответствии с которыми заключение договора на охрану объекта с отделом вневедомственной охраны является для ответчиков обязательным;

- образовательными учреждениями приняты меры, направленные на достижение комплексной безопасности и антитеррористической защищённости: назначены ответственные лица за антитеррористическую защиту и безопасность, утверждены инструкции по антитеррористической безопасности и защите персонала и воспитанников, территории учреждений имеют ограждения, оборудованы посты охраны на входе в здания с дежурными сотрудниками, охрану зданий в ночное время осуществляют сторожа. В январе 2018 года заключены договоры на оказание охранных услуг при помощи технических средств экипажами мобильных групп Общества с ограниченной ответственностью Частная охранная организация «Беркут-ГБР», которое обеспечивает прибытие группы задержания по сигналу тревоги на объекты, организует и обеспечивает в охраняемое время защиту жизни и здоровья граждан, охрану объектов и имущества образовательных учреждений с помощью охранной сигнализации и экипажа мобильной группы, экипированного специальными средствами, а при наличии признаков проникновения посторонних лиц принимает все меры к их задержанию, сообщает в отдел полиции и обеспечивает неприкосновенность места происшествия;

- исковые заявления не содержат доказательств невыполнения образовательными учреждениями обязательных требований закона и иных нормативно-правовых актов в сфере антитеррористической безопасности, отсутствуют нарушения прав и законных интересов неопределённого круга лиц. Оснований для возложения на образовательные учреждения обязанностей по заключению договоров на оказание услуг по передаче тревожных сообщений с вневедомственной охраной или оборудованию канала передачи в ситуационные центры «Службы 112» не имеется.

Представитель третьего лица – Муниципального казённого учреждения «Единая дежурно-диспетчерская служба Кувшиновского района Тверской области» – ФИО9 возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что ситуационные центры «Службы 112» на территории Тверской области отсутствуют (не созданы), их создание только планируется в будущем. Дежурно-диспетчерская служба работает по телефонным заявкам, прямые каналы связи с учреждениями отсутствуют.

Третье лицо – Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Тверской области – своего представителя в судебное заседание не направило, представило в суд письменные пояснения, в которых оставляет вопрос о возложении обязанностей оборудовать в зданиях образовательных учреждений каналы передачи тревожных сообщений на усмотрение суда (т. 1, л. <...>, 189-191; т. 2, л. д. 50-51; т. 3, л. д. 45-46). Поскольку упомянутое третье лицо извещено надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, дело рассмотрено в отсутствие его представителя в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

Третье лицо – Федеральное государственное казённое учреждение «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Тверской области» – своего представителя в судебное заседание не направило, представило в суд ходатайства о рассмотрении дела без участия его представителя и поддержании исковых требований (т. 1, л. <...>). Поскольку упомянутое третье лицо извещено надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, дело рассмотрено в отсутствие его представителя в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра юридических лиц от 27 февраля 2018 года (т. 1, л. д. 21-22; т. 2, л. д. 22-23; т. 3, л. д. 22-23; т. 4, л. д. 22-24; т. 5, л. д. 22-24):

- Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 зарегистрировано в качестве юридического лица при создании 10 января 1997 года, является действующим юридическим лицом и имеет место нахождения по адресу: <адрес>

- Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 зарегистрировано в качестве юридического лица при создании 10 января 1997 года, является действующим юридическим лицом и имеет место нахождения по адресу: <адрес>

- Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 зарегистрировано в качестве юридического лица при создании 10 января 1997 года, является действующим юридическим лицом и имеет место нахождения по адресу: <адрес>

- Муниципальное общеобразовательное учреждение Кувшиновская средняя общеобразовательная школа № 1 зарегистрировано в качестве юридического лица при создании 2 июля 1996 года, является действующим юридическим лицом и имеет место нахождения по адресу: <адрес>

- Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кувшиновская средняя общеобразовательная школа № 2» зарегистрировано в качестве юридического лица при создании 10 января 1997 года, является действующим юридическим лицом и имеет место нахождения по адресу: <адрес>

Из актов проверки от 13 февраля 2018 года (т. 1, л. д. 12; т. 2, л. д. 12; т. 3, л. д. 12; т. 4, л. д. 12; т. 5, л. д. 12) усматривается, что здания Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 1, Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 2, Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 3, Муниципального общеобразовательного учреждения Кувшиновская средняя общеобразовательная школа № 1 и Муниципального общеобразовательного учреждения «Кувшиновская средняя общеобразовательная школа № 2» не оборудованы каналами передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны), или в ситуационные центры «Службы 112». На основании договоров, заключённых между Обществом с ограниченной ответственностью Частная охранная организация «Беркут-ГБР» (исполнителем) и муниципальными образовательными учреждениями, исполнитель принимает на себя обязательства по охране муниципальных образовательных учреждений с выводом сигнала на средства связи экипажей мобильной группы охранной организации.

Из договоров на оказание охранных услуг при помощи технических средств экипажами мобильных групп от 24 января 2018 года , от 24 января 2018 года , от 24 января 2018 года , от 26 января 2018 года , от 30 января 2018 года (т. 1, л. <...>; т. 2, л. д. 13-20; т. 3, л. д. 13-20; т. 4, л. <...>; т. 5, л. <...>, 55-60) усматривается, что Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3, Муниципальное общеобразовательное учреждение Кувшиновская средняя общеобразовательная школа № 1 и Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кувшиновская средняя общеобразовательная школа № 2» (заказчики) поручают, а Общество с ограниченной ответственностью Частная охранная организация «Беркут-ГБР» (исполнитель) принимает на себя обязательства по оказанию следующих услуг: по охране объектов заказчиков с помощью тревожных кнопок с выводом сигнала на средства связи экипажей мобильной группы исполнителя; по техническому обслуживанию технических средств охраны объектов. Исполнитель обязан: обеспечить прибытие группы задержания по сигналу тревоги на объекты заказчиков; обеспечить в охраняемое время защиту жизни и здоровья граждан, охрану объектов и имущества заказчиков с помощью охранной сигнализации и экипажа мобильной группы, экипированного специальными средствами (в том числе оружием); при наличии признаков проникновения на объекты посторонних лиц принимать все меры к их задержанию, сообщать в отдел полиции и обеспечивать неприкосновенность места происшествия. Указанные договоры вступили в силу с момента их подписания и заключены сроком до 31 декабря 2018 года. В приложении № 3 к каждому договору содержится «Инструкция для группы быстрого реагирования», в которой указано следующее: при получении заявки или сигнала тревоги группа быстрого реагирования обязана прибыть на охраняемый объект в срок 7-10 минут, в соответствии с дорожной обстановкой и с соблюдением правил дорожного движения; на охраняемом объекте сотрудники группы быстрого реагирования обязаны обеспечить общественный порядок, защиту жизни и здоровья сотрудников охраняемого объекта от насильственных действий, нападений преступных элементов при нахождении их на охраняемом объекте в рабочее время, а также сохранность имущества; при обнаружении правонарушителей на объекте группа быстрого реагирования обязана принять меры к их задержанию, сообщить в дежурную часть отдела внутренних дел, обеспечить охрану объекта до прибытия представителей охраняемого предприятия и сотрудников полиции.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра юридических лиц от 4 и 13 марта 2018 года, лицензии от 30 декабря 2010 года и разрешению на хранение и использование оружия и патронов к нему от 14 марта 2017 года (т. 1, л. <...>, 141-150; т. 2, л. д. 36-37; т. 3, л. д. 37-38; т. 4, л. <...>; т. 5, л. <...>, 75-76, 104-113) Общество с ограниченной ответственностью Частная охранная организация «Беркут-ГБР» (адрес по месту нахождения: <адрес>) зарегистрировано в качестве юридического лица при создании 10 августа 2010 года, является действующим юридическим лицом, филиалов и представительств не имеет, имеет право на осуществление частной охранной деятельности (в том числе по защите жизни и здоровья граждан, охране объектов и имущества), хранение и использование служебного огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к нему.

Из соглашения о содействии частных охранных организаций правоохранительным органам в обеспечении правопорядка от 19 февраля 2018 года и дополнительного соглашения к нему от 19 марта 2018 года (т. 1, л. д. 136-140; т. 4, л. д. 121-125) усматривается, что Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Торжокский» и Общество с ограниченной ответственностью Частная охранная организация «Беркут-ГБР» заключили это соглашение на предмет организации взаимодействия. Отдел внутренних дел обязуется, в частности: закрепить за охранной организацией сотрудника полиции для организации взаимодействия; заблаговременно уведомлять о проведении совместных мероприятий и необходимости выделения требуемого количества охранников; проводить инструктажи работников охранной организации, принимающих участие в обеспечении правопорядка, при необходимости представлять охранной организации информацию о происшествиях, криминальной обстановке; оказывать помощь охранной организации в отрабатывании сигналов тревоги с охраняемых особо важных объектов в случае поступления в дежурную часть информации от диспетчерской службы охранной организации. Охранная организация обязуется, в частности: участвовать в обеспечении правопорядка в местах проведения массовых мероприятий, а также в совместных с отделом внутренних дел патрулях, в том числе с использованием транспортных средств охранной организации, оказывающей услуги по охране объектов или имущества на объектах с принятием соответствующих мер реагирования на сигнальную информацию технических средств охраны; содействовать в вызове дежурных служб в случае обращения граждан в местах осуществления охранной деятельности; незамедлительно информировать правоохранительные органы о ставших известными фактах нарушения общественного порядка, готовящихся, совершаемых и совершённых правонарушениях и преступлениях, в том числе на территории охраняемого объекта, а также на прилегающей к нему территории. В перечень особо важных объектов, охраняемых охранной организацией, включены Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3, Муниципальное общеобразовательное учреждение Кувшиновская средняя общеобразовательная школа № 1 и Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кувшиновская средняя общеобразовательная школа № 2».

Согласно выпискам из Единого государственного реестра юридических лиц от 13 и 23 марта 2018 года (т. 1, л. д. 36-39; т. 2, л. д. 39-42; т. 3, л. д. 40-43; т. 4, л. д. 144-147; т. 5, л. д. 139-142) Федеральное государственное казённое учреждение «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Тверской области» (адрес по месту нахождения: <...>) зарегистрировано в качестве юридического лица при создании 30 августа 2012 года, является действующим юридическим лицом, имеет 21 филиал, в том числе: Отдел вневедомственной охраны по Вышневолоцкому району (адрес по месту нахождения: <адрес>), Отделение вневедомственной охраны по Осташковскому району (адрес по месту нахождения: <адрес> Отдел вневедомственной охраны по Торжокскому району (адрес по месту нахождения: <адрес>

На основании п. 3 ст. 3 Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 года, вступившей в силу для СССР (России) с 15 сентября 1990 года, государства – участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

В силу пп. 2 и 15 ч. 3, п. 2 ч. 6 и ч. 7 ст. 28, п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, среди прочего: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными нормами и требованиями; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несёт ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, приоритета мер предупреждения терроризма. Противодействие терроризму представляет собой деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма), минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма (пп. 1 и 7 ст. 2, подп. «а» и «в» п. 4 ст. 3 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»).

Согласно чч. 1-4 ст. 6 и ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований данного Федерального закона. В указанный перечень могут включаться национальные стандарты и своды правил (части таких стандартов и сводов правил), содержащие минимально необходимые требования для обеспечения безопасности зданий и сооружений (в том числе входящих в их состав сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения), а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса). В указанный перечень могут включаться национальные стандарты и своды правил, содержащие различные требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) по одному предмету, к одному разделу проектной документации, различные подходы к обеспечению безопасности зданий и сооружений. Национальные стандарты и своды правил, включённые в указанный перечень, являются обязательными для применения, за исключением случаев осуществления проектирования и строительства в соответствии со специальными техническими условиями. Для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

В соответствии с пп. 1 и 6.48 Свода правил СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утверждённого приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 635/10, данный свод правил распространяется на проектирование новых, реконструируемых и капитально ремонтируемых общественных зданий и сооружений, в том числе при изменении их функционального назначения, с подземными этажами глубиной не более 15 м от уровня земли. Требования этого свода правил распространяются также на помещения общественного назначения, встраиваемые в жилые здания и в другие объекты, соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям к общественным зданиям. Для комплексной безопасности и антитеррористической защищённости учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».

Как видно из п. 66 Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года № 1521, в указанный Перечень включён Свод правил СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения», в том числе раздел 6 (включая п. 6.48).

Исходя из приведённых положений законодательства, на основе исследованных в судебном заседании доказательств суд приходит к выводу, что ответчиками не в полном объёме соблюдаются обязательные требования, касающиеся обеспечения безопасности зданий образовательных учреждений. Судом с достоверностью установлено и сторонами не оспаривается, что здания учреждений-ответчиков не оборудованы каналами передачи тревожных сообщений в территориальные органы войск национальной гвардии (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».

Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (ст. 6) прямо предусматривает, что национальные стандарты и своды правил, подлежащие применению на обязательной основе, должны содержать минимально необходимые требования для обеспечения безопасности зданий и процессов их проектирования, строительства, монтажа, наладки и эксплуатации.

Пункт 6.48 Свода правил СП 118.13330.2012 находится в разделе 6 «Обеспечение надёжности и безопасности зданий» (подраздел «Мероприятия по защите зданий и посетителей») этого нормативного документа и устанавливает (по существу содержащихся в нём положений) требования к эксплуатации зданий образовательных учреждений, выполнение которых не связано со строительством, реконструкцией или капитальным ремонтом таких зданий. Следовательно, несмотря на то, что основной областью применения упомянутого Свода правил является проектирование новых, реконструируемых и капитально ремонтируемых общественных зданий и сооружений, эксплуатационные требования этого Свода правил, признанные обязательными в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года № 1521, должны выполняться (в силу прямого указания ст. 6 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений») и в отношении построенных (введённых в эксплуатацию и эксплуатируемых) зданий. Поэтому выполнение требований п. 6.48 Свода правил СП 118.13330.2012 является для ответчиков обязательным.

Вопреки утверждениям, содержащимся в исковых заявлениях прокурора, заключение ответчиками договоров на оказание охранных услуг с частной охранной организацией, имеющей соответствующую лицензию, не противоречит законодательству, поскольку, с учётом положений ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации о свободе договора, в целях создания безопасных условий обучения (воспитания) и предупреждения терроризма образовательное учреждение вправе осуществлять любые мероприятия, как предусмотренные, так и не предусмотренные законом (в том числе с помощью сторонних организаций, работающих по договорам).

Вместе с тем, факт проведения ответчиками не предусмотренных законом (дополнительных) мероприятий, направленных на обеспечение безопасности образовательных учреждений (в том числе связанных с заключением договоров на оказание охранных услуг и услуг связи), не освобождает их от выполнения обязательных мероприятий, предусмотренных соответствующими нормативными правовыми актами (в частности, п. 6.48 Свода правил СП 118.13330.2012).

С учётом того, что ответчиками заключены и фактически исполняются договоры на оказание охранных услуг, предусматривающие использование тревожных кнопок с выводом сигнала на средства связи охранной организации, у ответчиков имеется техническая возможность для выполнения требований п. 6.48 Свода правил СП 118.13330.2012 без проведения реконструкции или капитального ремонта зданий соответствующих образовательных учреждений.

Доводы представителей ответчиков и третьих лиц на стороне ответчиков о том, что на территории Кувшиновского района отсутствуют отделы вневедомственной охраны (ближайшие отделы находятся в соседних районах), а на территории Тверской области отсутствуют (не созданы) ситуационные центры «Службы 112», не могут рассматриваться как основание для освобождения ответчиков от выполнения обязанностей по оборудованию каналов передачи тревожных сообщений ввиду следующего:

- Общество с ограниченной ответственностью Частная охранная организация «Беркут-ГБР» также не имеет филиала или представительства на территории Кувшиновского района;

- в случае оборудования канала передачи тревожных сообщений в территориальный орган войск национальной гвардии (вневедомственной охраны) отсутствие на территории Кувшиновского района филиала или представительства этого органа не освобождает данный орган от обязанности обеспечить надлежащую охрану образовательного учреждения в соответствии с требованиями законодательства;

- при отсутствии на территории Тверской области ситуационных центров «Службы 112» не исключается возможность оборудования канала передачи тревожных сообщений в иную организацию, уполномоченную принимать тревожные сигналы по номеру 112.

Доводы представителя Общества с ограниченной ответственностью Частная охранная организация «Беркут-ГБР» о том, что требования прокурора нарушают антимонопольное законодательство и законные интересы его организации, а также о том, что муниципальные образовательные учреждения не поименованы в Перечне объектов, подлежащих обязательной охране полицией, утверждённом распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2009 года № 1629-р, суд отклоняет как необоснованные, поскольку:

- положения п. 6.48 Свода правил СП 118.13330.2012, предусматривающие необходимость оборудования в образовательных учреждениях каналов передачи тревожных сообщений в территориальные органы войск национальной гвардии (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112», не признаны в судебном порядке противоречащими закону и недействующими и не исключают для образовательных учреждений возможность заключения и самостоятельного исполнения договоров на оказание охранных услуг с частными охранными организациями;

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2009 года № 1629-р утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 года № 568. Действующий Перечень объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, утверждённый распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 года № 928-р, также не включает в себя муниципальные образовательные учреждения. Однако положения п. 6.48 Свода правил СП 118.13330.2012 не устанавливают, что канал передачи тревожных сообщений должен быть оборудован исключительно в территориальный орган войск национальной гвардии (вневедомственной охраны), а предполагают альтернативную возможность его оборудования в ситуационный центр «Службы 112».

На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор обладает полномочиями на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц. Необходимость защиты интересов неопределённого круга лиц в данном случае обусловлена нарушением прав граждан (обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, численность и персональный состав которых не являются стабильными, а также других лиц, посещающих образовательные учреждения) в сфере обеспечения безопасности и антитеррористической защищённости.

При разрешении исковых требований суд также принимает во внимание, что договоры на оказание охранных услуг, заключённые между ответчиками и Обществом с ограниченной ответственностью Частная охранная организация «Беркут-ГБР», не в полной мере учитывают необходимость обеспечения безопасности обучающихся (воспитанников), работников и посетителей образовательных учреждений (в том числе родителей и иных законных представителей несовершеннолетних граждан, посещающих эти учреждения). Как видно из прилагаемых к этим договорам инструкций для групп быстрого реагирования, подписанных всеми сторонами договоров, на охраняемом объекте сотрудники группы быстрого реагирования обязаны обеспечить только защиту жизни и здоровья сотрудников и сохранность имущества охраняемых объектов, причём только в рабочее время. Из положений упомянутых инструкций следует, что на сотрудников групп быстрого реагирования не возложены обязанности по защите (в случаях несанкционированного вторжения) жизни и здоровья обучающихся (воспитанников) и посетителей образовательных учреждений, законно находящихся в зданиях этих учреждений, а также жизни и здоровья работников этих учреждений, законно находящихся в зданиях этих учреждений в нерабочее время.

Таким образом, исковые требования прокурора соответствуют закону, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Разрешая в соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ вопрос о сроке, в течение которого решение суда должно быть исполнено, суд, с учётом мнения прокурора, а также требований разумности и справедливости (в том числе с учётом необходимости осуществления ответчиками финансовых затрат), считает возможным установить срок исполнения каждым из ответчиков обязанности по оборудованию в здании образовательного учреждения канала передачи тревожных сообщений продолжительностью 1 год со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Настоящее решение не является основанием для прекращения, расторжения или изменения договоров на оказание охранных услуг, заключённых между ответчиками и частной охранной организацией и не ограничивает полномочия ответчиков по устранению допущенных нарушений законодательства любым (по их усмотрению) способом, предусмотренным в п. 6.48 Свода правил СП 118.13330.2012.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования прокурора Кувшиновского района Тверской области в защиту законных интересов неопределённого круга лиц к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 1, Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 2, Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 3, Муниципальному общеобразовательному учреждению Кувшиновская средняя общеобразовательная школа № 1 и Муниципальному общеобразовательному учреждению «Кувшиновская средняя общеобразовательная школа № 2» удовлетворить.

Обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 (основной государственный регистрационный номер , идентификационный номер налогоплательщика ) в течение 1 (одного) года со дня вступления настоящего решения в законную силу оборудовать на первом этаже здания Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 1 (находящегося по адресу: <адрес>) канал передачи тревожных сообщений в соответствии с требованиями пункта 6.48 Свода правил СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утверждённого приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 635/10.

Обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 (основной государственный регистрационный номер идентификационный номер налогоплательщика ) в течение 1 (одного) года со дня вступления настоящего решения в законную силу оборудовать на первом этаже здания Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 2 (находящегося по адресу: <адрес>) канал передачи тревожных сообщений в соответствии с требованиями пункта 6.48 Свода правил СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утверждённого приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 635/10.

Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 (основной государственный регистрационный номер , идентификационный номер налогоплательщика ) в течение 1 (одного) года со дня вступления настоящего решения в законную силу оборудовать на первом этаже здания Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 3 (находящегося по адресу: <адрес>) канал передачи тревожных сообщений в соответствии с требованиями пункта 6.48 Свода правил СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утверждённого приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 635/10.

Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение Кувшиновская средняя общеобразовательная школа № 1 (основной государственный регистрационный номер идентификационный номер налогоплательщика в течение 1 (одного) года со дня вступления настоящего решения в законную силу оборудовать на первом этаже здания Муниципального общеобразовательного учреждения Кувшиновская средняя общеобразовательная школа № 1 (находящегося по адресу: <адрес> канал передачи тревожных сообщений в соответствии с требованиями пункта 6.48 Свода правил СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утверждённого приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 635/10.

Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кувшиновская средняя общеобразовательная школа № 2» (основной государственный регистрационный номер идентификационный номер налогоплательщика ) в течение 1 (одного) года со дня вступления настоящего решения в законную силу оборудовать на первом этаже здания Муниципального общеобразовательного учреждения «Кувшиновская средняя общеобразовательная школа № 2» (находящегося по адресу: <адрес>) канал передачи тревожных сообщений в соответствии с требованиями пункта 6.48 Свода правил СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утверждённого приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 635/10.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Кувшиновский районный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья С. А. Кулаков

Мотивированное решение составлено 16 апреля 2018 года.

Судья С. А. Кулаков