№
Дело № 2-68/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Армизонское Тюменской области 03 июня 2021 г.
Армизонский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Федоренко Е.А.,
при помощнике судьи Азнабаевой А.Б.,
с участием представителя истца – помощника прокурора <адрес> Меда М.А., представителей ответчика – Швецова В.Н., Филипповой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации <адрес> муниципального района <адрес> о возложении обязанности организовать возведение и ввод в эксплуатацию защитного сооружения гражданской обороны на территории <адрес> муниципального района <адрес> в соответствии с действующими нормативными правилами в срок до ДД.ММ.ГГГГ включительно, возложении обязанности создать, хранить и своевременно обновлять резерв материальных ресурсов, предусмотренных Приложением № к распоряжению администрации <адрес> муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ в течение шестидесяти дней со дня вступления в законную силу решения суда,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес>, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации <адрес> муниципального района <адрес> о возложении обязанности организовать возведение и ввод в эксплуатацию защитного сооружения гражданской обороны на территории <адрес> муниципального района <адрес> в соответствии с действующими нормативными правилами в срок до ДД.ММ.ГГГГ включительно, возложении обязанности в течение шестидесяти дней со дня вступления в законную силу решения суда создать, хранить и своевременно обновлять резерв материальных ресурсов, предусмотренных Приложением № к распоряжению администрации <адрес> муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№.
Требования мотивированы тем, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в деятельности администрации <адрес> муниципального района <адрес> установлены нарушения требований законодательства. Так, в нарушение п. 3, 7 порядка, п. «д» ч. 2 ст. 11, ст. 25 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций фактически в районе не созданы. По факту выявленных нарушений прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы Армизонского муниципального района внесено представление, однако на текущую дату администрацией нарушения не устранены, резервы материальных ресурсов не созданы. Кроме того, в ходе проведенных надзорных мероприятий установлено, что в нарушении п. 2 ст. 8 ФЗ «О гражданской обороне» не организована работа по созданию объектов гражданской обороны (защитное сооружение гражданское обороны). По фактам выявленных нарушений администрации <адрес>ДД.ММ.ГГГГ выдано предписание об устранении нарушений, установленных в области гражданской обороны, сроки исполнения предписания – ДД.ММ.ГГГГ, вместе с тем на момент проверки защитное сооружение гражданской обороны на территории Армизонского муниципального района не создано. Допущенные нарушения влекут за собой существенные нарушения прав граждан, находящихся на территории района. Кроме того, непринятие своевременных и достаточных мер для исполнения законов в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций формируют условия для возникновения и неблагоприятного развития чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, во многом определяют масштаб их последствий.
Представитель истца помощник прокурора <адрес> Меда М.А. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, по доводам, изложенным в иске. Кроме того, пояснил, что администрация не лишена возможности обеспечить возведение и ввод в эксплуатацию защитного сооружения гражданской обороны путем приведения в соответствии с требованиями действующего законодательства заглубленных помещений, имеющихся на территории Армизонского муниципального района.
Представитель ответчика администрации <адрес> муниципального района <адрес> Швецов В.Н. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в возражениях на иск. Ссылаясь на п. 2 ст. 8 ФЗ «О гражданской обороне» и п. 3 постановления Правительства РФ № «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» указывал на отсутствие полномочий у органов местного самоуправления по созданию объектов гражданской обороны. Относительно требования о создании и хранении резерва материальных ресурсов пояснил, что договоры с поставщиками заключены, в любой момент, по требованию, они смогут предоставить запрашиваемый материальный ресурс.
Представитель ответчика Администрации <адрес> муниципального района <адрес> Филиппова Т.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в возражениях на иск. Дополнительно пояснила, что <адрес> не относится к 1-й и 2-й категориям по гражданской обороне, в связи с чем, обязанности возводить соответствующие защитные сооружения, не имеется.
Представитель третьего лица ОНД и ПР по <адрес> муниципальному району ГУ МЧС России по <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, сведений о причинах неявки не представил.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 1 ФЗ «О гражданской обороне», гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также, при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Одними из основных задачам в области гражданской обороны являются подготовка населения в области гражданской обороны, предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты, в том числе предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты. Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в ходе плановой выездной проверки в отношении администрации <адрес> муниципального района <адрес> выявлены нарушения обязательных требований в области гражданской обороны:
- не организована работа по созданию объектов гражданской обороны (защитное сооружение гражданской обороны);
- не создано структурное подразделение, уполномоченное на решение задач в области гражданской обороны.
Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, внесено предписание №ГО от ДД.ММ.ГГГГ с установлением срока устранения нарушений – ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 35-37, 38-41).
Согласно ответу администрации <адрес> муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на представление прокуратуры об устранении нарушений от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что по результатам рассмотрения представления принято решение о его удовлетворении.
В ответе указано, что ДД.ММ.ГГГГ проведен предварительный отбор участников закупки на поставку товаров, выполнения работ, оказания услуг в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории <адрес> муниципального района. Участники закупки в любое время предоставят товары, работы, услуги, необходимые для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (л.д.15-16).
По истечении срока установленного для устранения нарушений плановая выездная проверка была приостановлена до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 56).
Распоряжением администрации <адрес> муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-р утверждены:
- положение о районных резервах финансовых средств и материальных ресурсов для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций локального и муниципального характера и в целях гражданской обороны (л.д. 19-20),
- перечень районных резервов для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций локального и муниципального характера и ответственных за их создание и содержание, а также номенклатура и объем резерва материальных ценностей для ликвидации чрезвычайных ситуаций в Армизонском муниципальном районе (л.д. 11, 21-22),
- положение о порядке финансирования мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций локального и муниципального характера и в целях гражданской обороны (23-24),
- инструкция об учете и отчетности за использованием финансовых средств, выделенных из районного резерва на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, возникших в границах Армизонского муниципального района (л.д. 25-25-28), (л.д. 17-18).
Решением начальника ОНД и ПР по Армизонскому муниципальному району ФИО7 срок устранения нарушений требований в области гражданской обороны, указанных в предписании от ДД.ММ.ГГГГ продлен до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 59-60).
В ходе проведения прокуратурой <адрес> проверки на поднадзорной территории в сфере защиты населения и территории <адрес> от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера выявлен факт бездействия администрации Армизонского муниципального района, выразившийся в непринятии мер по созданию защитного сооружения гражданской обороны на территории Армизонского муниципального района и резерва материальных ресурсов, предусмотренных Приложением № к распоряжению администрации Армизонского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-р (л.д.8).
ДД.ММ.ГГГГ администрация Армизонского муниципального района <адрес> направила информацию в адрес прокуратуры Армизонского муниципального района об отсутствии полномочий у органов местного самоуправления на организацию работы по созданию объектов гражданской обороны, указано, что поскольку территория Армизонского муниципального района не относится к категории по гражданской обороне и не попадает в зону возможного радиоактивного и химического заражения, а также на территории нет химических и потенциально опасных объектов, защитные сооружения гражданской обороны на территории района не создавались (л.д.62-63).
Из объяснений должностных лиц администрации <адрес> муниципального района ФИО8, ФИО9, ФИО10 следует что, горюче-смазочных материалов, продовольственных резервов и строительных резервов, предусмотренных пп.2.2., 2.4, 2.5 приложения к распоряжению от ДД.ММ.ГГГГ№, в наличии не имеется.
Постановлением мирового судьи судебного участка № Армизонского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО11 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях (Невыполнение требований и мероприятий в области гражданской обороны), решением Армизонского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ постановление оставлено без изменения, жалоба ФИО11 – без изменения.
Администрация муниципального района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий (пункт 1 ст. 29 Устава).
Пунктом 8 ст. 6 Устава <адрес> муниципального района <адрес> установлено, что органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия по вопросам местного значения, в том числе по вопросу участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района (л.д. 74-92).
Полномочия органов местного самоуправления в области гражданской обороны регламентированы положениями ст. ФЗ «О гражданской обороне».
Так, органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований:
- проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения;
- создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств;
- в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны, необходимые для решения вопросов местного значения (ст. 8 ФЗ «О гражданской обороне»).
Согласно п. 28 ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию объектов гражданской обороны.
При этом, из содержания ст. 6.1 Устава следует, что органы местного самоуправления муниципального района вправе участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), если это участие предусмотрено федеральными законами.
В соответствии с п. 2 ст. 8 ФЗ «О гражданской обороне», органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.
Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 1999 года № 1309 утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, согласно п. 2 которого, к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, укрытие - защитное сооружение гражданской обороны, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Как следует из п. 9 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 ноября 1999 № 1309, органы местного самоуправления на соответствующих территориях создают в мирное время объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию.
Исследовав доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, исходя из того, что на территории Армизонского муниципального района не организована работа по созданию объектов гражданской обороны, резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций фактически в районе не созданы, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований.
Так, анализируя обстоятельства, изложенные в решении <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ суд отмечает, что ранее установлен факт не выполнения в полной мере задач, возложенных на структурные подразделения, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, отраженных в Положении о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№.
При этом, установлено отсутствие исполнения обязанности по определению потребности в объектах гражданской обороны, создания либо сохранения существующих объектов гражданской обороны, учету существующих и создаваемых объектов, а также осуществлению контроля за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности.
Указанное решение от ДД.ММ.ГГГГ не имеет для суда преюдициального значения при разрешении настоящего спора, в силу ст. 61 ГПК РФ, вместе с тем, судом дана оценка данному доказательству по правилам ст. 67 ГПК РФ.
При этом, указание представителя ответчика на то, что на территории <адрес> муниципального района <адрес> имеются заглубленные помещения, которые могут быть использованы при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также, при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не могут являться основанием для отказа в удовлетворении иска в части возложения обязанности организовать возведение и ввод в эксплуатацию защитного сооружения гражданской обороны, поскольку согласно п. 2 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, содержание ЗС ГО в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки к использованию по предназначению и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
Из представленного в материалы дела акта от ДД.ММ.ГГГГ действительно следует, что заглубленные помещения Армизонского муниципального района, согласно инвентаризационной ведомости можно использовать как временные убежища от фугасного и осколочного действия обычных средств поражения, заглубленных помещений достаточно для укрытия всего населения Армизонского муниципального района.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела по существу, проверяя обстоятельства соответствия заглубленных помещений, имеющихся на территории района, требованиям, предъявляемым к защитным сооружениям гражданской обороны, установлено, что по результатам проверки заглубленных помещений территории <адрес> муниципального района <адрес>, последние не соответствуют данным требованиям.
Так, в акте осмотра от ДД.ММ.ГГГГ указано, что заглубленные помещения, в нарушения п. 4.23 СП 88.13330.2014. свод правил. Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП II-11-77*, проемы и отверстия в стенах не подготовлены для заделки их при переводе помещения в режим укрытия; в нарушение п. 4.25 СП 88.13330.2014 полы вышеуказанных заглубленных помещений не забетонированы; в нарушение п. 4.26 СП 88.13330.2014 прокладка транзитных трубопроводов отопления, канализации, водопровода осуществляется навесным способом. К акту осмотра приложены фототаблицы.
При таких обстоятельствах, заглубленные помещения на территории <адрес> не могут быть отнесены к защитным сооружениям гражданской обороны, согласно требований ФЗ «О гражданской обороне» и Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, кроме того, учитывая установленные ДД.ММ.ГГГГ в ходе осмотра заглубленных помещений, нарушения СП 88.13330.2014, суд приходит к выводу о том, что последние не находятся в состоянии постоянной готовности помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки к использованию по предназначению, в связи с чем требования прокурора о возложении обязанности организовать возведение и ввод в эксплуатацию защитного сооружения гражданской обороны на территории <адрес> муниципального района <адрес> в соответствии с действующими нормативными правилами в срок до ДД.ММ.ГГГГ включительно подлежит удовлетворению.
При этом, обстоятельства того, что заглубленные помещения можно использовать как временные убежища от фугасного и осколочного действия обычных средств поражения и их достаточно для укрытия всего населения Армизонского муниципального района, суд не принимает во внимание, поскольку данные выводы сделаны в ходе инвентаризации ДД.ММ.ГГГГ, то есть более 6 лет назад, факт несоответствия заглубленных помещений требованиям СП 88.13330.2014 в настоящее время подтвержден актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ.
Устанавливая срок исполнения обязанности по возведению и вводу в защитного сооружения гражданской обороны, суд исходит из заявленного прокурором срока исполнения – ДД.ММ.ГГГГ, отмечая отсутствие возражений со стороны администрации Армизонского муниципального района в данной части, кроме того, суд отмечает, что нарушения установленных требований и мероприятий в области гражданской обороны, в том числе в данной части были установлены в ходе проверки в 2019 году, по результатам которой администрации Армизонского муниципального района было выдано предписание, исполнение которого до настоящего времени не осуществлено.
В случае необходимости установления иного срока исполнения обязанности, отличного от заявленного прокурором, ответчик не лишен возможности обратиться в суд в порядке ст. 203 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Доводы о том, что возведение и ввод в эксплуатацию защитного сооружения гражданской обороны на территории <адрес> муниципального района <адрес> нецелесообразно, кроме того, <адрес> не относится к первой и второй категориям по гражданской обороне, являются несостоятельными, поскольку интересы государства и его граждан, их безопасность в условиях чрезвычайной ситуации и в мирное время превыше экономической составляющей и гарантированы ст.15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», положениями ФЗ «О гражданской обороне».
Представители ответчика, возражая против иска, указывают на отсутствие у администрации <адрес> муниципального района <адрес> прямой императивной обязанности по возведению и созданию защитного сооружения гражданской обороны, вместе с тем, указанные доводы противоречат положениям вышеприведенных федеральных законов.
При этом ссылка представителя ответчика на то, что в случае угрозы чрезвычайной ситуации они не лишены возможности обратиться за помощью к органам <адрес> для оказания материальной и финансовой поддержки по созданию защитных сооружений противоречит задачам в области гражданской обороны, регламентированным ФЗ «О гражданской обороне», поскольку в случае такого обращения для разрешения данного вопроса необходим временной ресурс, что противоречит требованиям закона о постоянной готовности обеспечить защиту населения в чрезвычайных ситуациях.
При разрешении требований прокурора о возложении обязанности создать, хранить и своевременно обновлять резерв материальных ресурсов, предусмотренных Приложением № к распоряжению администрации <адрес> муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-р в течении шестидесяти дней со дня вступления в законную силу решения суда, суд исходит из следующего.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 ФЗ «О гражданской обороне» органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств.
Пунктом 21 ч.1 ст.15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесены организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно положениям ч. 2 ст. 11 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В ч. 1 ст. 25 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также организациями.
Таким образом, разрешая требования истца о возложении на администрацию <адрес> муниципального района <адрес> обязанности создать, хранить и своевременно обновлять резерв материальных ресурсов, предусмотренных Приложением № к распоряжению администрации <адрес> муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ в течении шестидесяти дней со дня вступления в законную силу решения суда, суд приходит к выводу, что на администрацию Армизонского муниципального района как на орган местного самоуправления возложена обязанность по созданию резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, в связи с чем иск в данной части также подлежит удовлетворению.
При этом, указание администрации в ответе от ДД.ММ.ГГГГ, а также в ходе судебного заседания на то, что участники закупки в любое время предоставят товары, работы, услуги, необходимые для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, основанием для освобождения ответчика от исполнения данной обязанности не является, поскольку резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно, как на то прямо указано в ч. 1 ст. 25 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
При изложенных обстоятельствах, исковые требования прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ФЗ «О гражданской обороне», ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст. 12, 56, 67, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Возложить на администрацию <адрес> муниципального района <адрес> обязанность организовать возведение и ввод в эксплуатацию защитного сооружения гражданской обороны на территории <адрес> муниципального района <адрес> в соответствии с действующими нормативными требованиями в срок до ДД.ММ.ГГГГ включительно.
Возложить на администрацию <адрес> муниципального района <адрес> обязанность создать, хранить и своевременно обновлять резерв материальных ресурсов, предусмотренных Приложением № к распоряжению администрации <адрес> муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ в течение шестидесяти дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Армизонский районный суд Тюменской области.
Мотивированное решение изготовлено «10» июня 2021 года.
Председательствующий судья Федоренко Е.А.