22RS0044-01-2022-000017-75 Дело № 2-68/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Рубцовск 04 апреля 2022 года
Рубцовский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Сорокиной Е.Г.,
при секретаре Кусаиновой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-68/2022 по иску индивидуального предпринимателя Гульева Дмитрия Владимировича к Алексееву Дмитрию Александровичу о взыскании оплаты за хранение и перемещение транспортного средства,
УСТАНОВИЛ:
Истец ИП Гульев Д.В. обратился с указанным исковым заявлением, в котором, с учётом его уточнения, просит взыскать с ответчика Алексеева Д.А. в свою пользу 514 176 руб. оплаты за хранение и перемещение транспортного средства, а также 1 714 руб. 88 коп. расходов по оплате госпошлины при подаче искового заявления.
В обоснование иска указал, что в соответствии с заключённым договором между ИП Гульев Д.В. и Министерством транспорта Алтайского края № 144/19 от 30.07.2019 года «об оказании на территории муниципального района «Рубцовский район» услуг по перемещению задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранению и возврату»; ИП Гульев Д.В. оказал услуги по хранению задержанного и помещённого на специализированную стоянку мотоцикла УРАЛ, регистрационный номер отсутствует, двс №, рама №. Мотоцикл находится на стоянке с 12.09.2020 года по настоящее время. Мотоцикл был задержан 12.09.2020 года и помещён на специализированную стоянку на основании протокола задержания 22 АС 383754. Данным мотоциклом управлял Алексеев Дмитрий Александрович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, совершивший административное правонарушение по ст.12.26-2 (отказ лица, управляющего ТС без прав, пройти медицинское освидетельствование). Плата за хранение и перемещение мотоцикла УРАЛ, регистрационный номер отсутствует, двс №, рама №, составляет: За период с 13.09.2020 года по 17.10.2020 года 35 дней х 24 часа х 57 руб. = 47 880 руб. - хранение; 2 616 руб. - перемещение. За период с 18.10.2020 года по 31.12.2020 года 75 дней х 24 часа х 57 руб. = 102 600 руб. - хранение. За период с 01.01.2021 по 12.09.2021 255 дней х 24 часа х 59 руб. = 361 080 руб. - хранение. Итого задолженность за хранение и перемещение в период с 13.09.2020 года по 12.09.2021 года составляет: 47 880 руб. + 2 616 руб. + 102 600 руб. + 361 080 руб. = 514 176 руб. Требования к Алексееву Дмитрию Александровичу, о необходимости забрать транспортное средство и оплатить услуги по хранению и перемещению, были направлены 24.09.2021 года, которые не были получены адресатом. На день подачи иска, требования оставлены без удовлетворения.
Истец Гульев Д.В. в судебном заседании отсутствовал, представил в суд заявление, в котором просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчик Алексеев Д.А. в судебное заседание не явился. Извещался о времени и месте рассмотрения дела в надлежащем порядке. Возражения на иск не направил.
С учётом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
Установлено, что Гульев Д.В. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.
Истцу на праве аренды передан земельный участок, расположенный по адресу: Алтайский край, г.Рубцовск, в 170 метрах по направлению на восток от жилого дома № 30 по ул.Трудовой, в границах, указанных в кадастровом паспорте участка с кадастровым № 22:70:011540:6, предоставленный для обслуживания временной открытой специализированной стоянки для легкового и грузового автотранспорта, общей площадью 3011 кв.м. Изложенное подтверждается представленными постановлением Администрации г.Рубцовска Алтайского края о предоставлении в аренду земельного участка, договором аренды земельного участка, актом приема-передачи земельного участка, справками о пролонгации заключённого договора.
30 июля 2019 года между ИП Гульев Д.В. и Министерством транспорта Алтайского края заключён договор № 144/19 «Об оказании на территории муниципального района «Рубцовский район» услуг по перемещению задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранению и возврату».
По данному договору между его сторонами, в связи с изменением тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств, были заключены: дополнительное соглашение № 1 от 01.08.2019, дополнительное соглашение № 2 от 10.12.2019 и дополнительное соглашение № 3 от 24.11.2020.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 3 г.Рубцовска Алтайского края от 12 сентября 2020 года Алексеев Дмитрий Александрович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением ему административного наказания в виде ареста сроком на 10 суток; за то, что не имея права управления транспортным средством не выполнил законные требования сотрудников полиции пройти медицинское освидетельствование на состояние алкогольного опьянения.
На основании протокола 22 АС 383754 от 12.09.2020 транспортное средство, которым управлял Алексеев Д.А., совершивший административное правонарушение по части 2 статьи 12.26 КоАП РФ (отказ лица, управляющего ТС без прав, пройти медицинское освидетельствование); задержано и передано для транспортировки и помещения на специализированную стоянку г.Рубцовск Угловский тракт в 170 метрах восточнее дома № 30 по ул.Трудовой.
Согласно акту приема-передачи № 430 на хранение транспортного средства указанный мотоцикл помещён 12.09.2020 в 04 час. 10 мин. на специализированную стоянку. В данном акте приема-передачи указано место его составления: АК, Рубцовский район, лицо, совершившее административное правонарушение, либо владелец ТС: Алексеев Дмитрий Александрович.
Истец ИП Гульев Д.В. направлял ответчику Алексееву Д.А. претензионное письмо, в котором сообщал о месте нахождения транспортного средства на специализированной стоянке, текущей задолженности, размерах платы за хранение и перемещение мопеда. На момент подачи иска требование не удовлетворено.
Разрешая возникший спор, суд учитывает следующее.
В части 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, предусмотренных законодательством, гражданское законодательство может применяться к административным правоотношениям.
К имущественным отношениям при хранении, в том числе, возникшим в силу закона, применяется гражданское законодательство, основанное на принципах равенства участников регулируемых им отношений, а владелец помещенного на хранение транспортного средства (поклажедатель) и хранитель, принявший вещи на хранение, обладают правами и несут обязанности, установленные гражданским законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 886 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности.
Согласно частям 1,4 статьи 896 Гражданского кодекса Российской Федерации вознаграждение за хранение должно быть уплачено хранителю по окончании хранения, а если оплата хранения предусмотрена по периодам, оно должно выплачиваться соответствующими частями по истечении каждого периода. Если по истечении срока хранения, находящаяся на хранении вещь не взята обратно поклажедателем, он обязан уплатить хранителю соразмерное вознаграждение за дальнейшее хранение вещи. Это правило применяется и в случае, когда поклажедатель обязан забрать вещь до истечения срока хранения.
В соответствии со статьёй 906 Гражданского кодекса Российской Федерации правила главы 47 применяются к обязательствам хранения, возникшим в силу закона, если законом не установлены иные правила.
Между сторонами отсутствовали какие-либо договорные отношения. Мотоцикл был изъят у ответчика принудительно в связи с совершением им административного правонарушения и помещен на специализированную стоянку истца сотрудниками правоохранительных органов.
Отношения, по поводу которых возник спор, регламентированы Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьёй 27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, в том числе задержание транспортного средства (п.7 ч.1).
Согласно части 1 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при нарушениях правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных рядом статей КоАП РФ (в том числе по ч.2 ст.12.26), применяются задержание транспортного средства, то есть исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания.
В силу части 10 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, за исключением транспортных средств, указанных в части 9 настоящей статьи, их хранение и возврат владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, оплата лицами, привлеченными к административной ответственности за административные правонарушения, повлекшие применение задержания транспортных средств, стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств осуществляются в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации. Возврат задержанных транспортных средств их владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, осуществляется незамедлительно после устранения причины их задержания.
Лицо, привлеченное к административной ответственности за административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства, за исключением случаев, указанных в части 9 настоящей статьи, оплачивает стоимость перемещения и хранения задержанного транспортного средства в сроки и по тарифам, которые устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) (ч.11 ст.27.13 КоАП РФ).
В соответствии со статьёй 9 Закона Алтайского края от 04.06.2012 N 37-ЗС «О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты стоимости перемещения и хранения, возврата транспортных средств» срок хранения задержанного транспортного средства исчисляется с момента его помещения на специализированную стоянку до момента возврата задержанного транспортного средства владельцу. Срок хранения исчисляется в часах.
Согласно пункту 1 статьи 10 данного Закона оплате подлежит стоимость перемещения (включая погрузку и разгрузку) и хранения задержанного транспортного средства на специализированной стоянке с момента помещения на специализированную стоянку до момента возврата транспортного средства владельцу на основании решения должностного лица о прекращении задержания транспортного средства.
Стоимость перемещения и хранения задержанного транспортного средства оплачивается лицом, совершившим административное правонарушение, повлекшее задержание транспортного средства, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 10 Закона).
Сроки и тарифы платы за перемещение и хранение задержанных транспортных средств на специализированной стоянке в Алтайском крае устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в соответствии с методическими указаниями, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) (пункт 4 статьи 10 Закона).
Согласно пункту 7 Методических указаний по расчету тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств и установлению сроков оплаты, утв. Приказом ФАС России от 15.08.2016 № 1145/16 перемещение и (или) хранение задержанных транспортных средств оплачивается по тарифам, установленным в соответствии с данными указаниями, лицом, привлеченным к административной ответственности за административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства. Срок оплаты перемещения и хранения задержанных транспортных средств определяется субъектом Российской Федерации, но предельный срок оплаты (отсрочки оплаты) не должен быть менее 30 дней со дня перемещения задержанного транспортного средства.
Пунктом 1 Решения Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 01.06.2017 N 50 «Об установлении срока оплаты стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств на территории Алтайского края» установлен предельный срок оплаты (отсрочки оплаты) стоимости перемещения и (или) хранения задержанных транспортных средств на территории Алтайского края 30 календарных дней со дня перемещения задержанного транспортного средства на специализированную стоянку.
Решением Управления по тарифам Алтайского края от 30.10.2019 N 298 «О корректировке тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств на территории Алтайского края на 2020 год» (действовавшим на момент спорных отношений), утверждены размеры платы за перемещение и хранение задержанных транспортных средств на территории Алтайского края.
Согласно п.1 Решения произведена корректировка тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств на специализированную стоянку на территории Алтайского края на 2020 год, изложив отдельные позиции приложений 1, 2 к решению управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 17.07.2019 N 109 «Об установлении тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств на территории Алтайского края на 2019 - 2021 годы» согласно приложениям 1, 2 к настоящему решению.
В соответствии с Приложением 1 к указанному решению, тариф на перемещение транспортного средства для категории транспортного средства L3-L7 составляет в размере 2 616 руб.
В соответствии с Приложением 2 к Решению базовый тариф на хранение задержанного транспортного средства на специализированной стоянке составляет для категории транспортного средства L3-L7 в размере 57 руб./час.
Решением Управления по тарифам Алтайского края от 11.11.2020 N 313 «Об определении базового уровня тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств на территории Алтайского края на 2021 год» (действовавшим на момент спорных отношений в части 2021 года), утверждены размеры платы за перемещение и хранение задержанных транспортных средств на территории Алтайского края на 2021 год.
Согласно пункту 1 решения определён базовый уровень тарифов на территории Алтайского края на 2021 год: на перемещение задержанных транспортных средств на специализированную стоянку за одно транспортное средство согласно приложению 1 к настоящему решению; на хранение задержанных транспортных средств на специализированной стоянке за каждый полный час хранения одного транспортного средства согласно приложению 2 к настоящему решению.
В соответствии с Приложением 2 к Решению базовый тариф на хранение задержанного транспортного средства на специализированной стоянке составляет для категории транспортного средства L3-L7 в размере 59 руб./час.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что при помещении задержанного транспортного средства на стоянку и его хранении возникают обязательства хранения в силу закона, на которые распространяются правила главы 47 ГК РФ. Поклажедателем по договору хранения может быть лицо, вещь которого помещена на хранение в силу закона. Поклажедатель имеет обязанность возместить расходы за хранение вещи.
Лишь надлежащее исполнение прекращает обязательство (часть 1 статьи Гражданского кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенных норм права, установленных обстоятельств, суд считает, что Алексеев Д.А. является ответственным лицом в возникшем споре, лицом, вещь которого помещена на хранение в силу закона и на которое должны быть возложены расходы истца.
Установлено судом совершение 12 сентября 2020 года административного правонарушения, привлечение ответчика к административной ответственности, задержание транспортного средства и помещение на специализированную стоянку, нахождение автомобиля на стоянке в заявленный в иске период. Истец направлял ответчику претензионное письмо. Действий со стороны ответчика по возврату транспортного средства и оплате расходов истца не предпринято. Доказательства обратному, в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ответчиком не предоставлены.
Тем самым, Алексеев Д.А. является ответственным лицом по требованиям искового заявления в силу прямого указания закона, как лицо, совершившее административное правонарушение, повлекшее применение обеспечительной меры в виде задержания транспортного средства. Ответчик знал о задержании транспортного средства, был уведомлен о месте нахождения автомобиля, расценках за хранение транспортного средства. Изложенное мотивировано судом, исходя из совокупности исследованных обстоятельств по делу, представленных доказательств.
Расчет требуемой истцом суммы задолженности подтверждается размерами платы за перемещение и хранение транспортного средства, установленными вышеуказанным Решением от 30.10.2019 N 298 (действовавшим на момент спорных правоотношений в части 2020 года) и Решением от 11.11.2020 N 313 (действовавшим на момент спорных правоотношений в части 20210 года), периодом хранения автомобиля на специализированной стоянке с 13 сентября 2020 года по 12 сентября 2021 года; категорией «L3-L7» задержанного транспортного средства (согласно п.п.2.1 п.2 Приложения № 1 к Решению Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (вместе с «ТР ТС 018/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности колесных транспортных средств») к категориям L3-L7 относятся:
1.2. Мотоциклы, мотороллеры, трициклы, в том числе:
Категория L3 - Двухколесные транспортные средства, рабочий объем двигателя которых (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 см3 (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.
Категория L4 - Трехколесные транспортные средства с колесами, асимметричными по отношению к средней продольной плоскости, рабочий объем двигателя которых (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 см3 и (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.
Категория L5 - Трехколесные транспортные средства с колесами, симметричными по отношению к средней продольной плоскости транспортного средства, рабочий объем двигателя которых (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 см3 и (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.
Если расстояние между центрами пятен контакта с дорожной поверхностью колес одной оси составляет менее 460 мм, такие транспортные средства относятся к категории L3.
1.3. Квадрициклы, в том числе:
Категория L6 - Четырехколесные транспортные средства, масса которых без нагрузки не превышает 350 кг без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства), максимальная конструктивная скорость не превышает 50 км/ч, и характеризующиеся:
- в случае двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием - рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 см3, или
- в случае двигателя внутреннего сгорания другого типа - максимальной эффективной мощностью двигателя, не превышающей 4 кВт, или
- в случае электродвигателя - номинальной максимальной мощностью двигателя в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.
Категория L7 - Четырехколесные транспортные средства, иные, чем транспортные средства категории L6, масса которых без нагрузки не превышает 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства) и максимальная эффективная мощность двигателя не превышает 15 кВт.
Истцом заявлено о взыскании с ответчика оплаты за хранение и перемещение в период с 13 сентября 2020 года по 17 октября 2020 года транспортного средства в общем размере 50 496 руб., из которых: 47 880 руб. (35 дней х 24 часа х 57 руб.) - хранение, 2 616 руб. - перемещение.
Ответчиком самостоятельный контррасчёт задолженности не заявлялся.
Суд соглашается с представленным истцом расчётом задолженности, находя его арифметически верным и соответствующим действовавшему на момент спорных правоотношений законодательству.
Суду не представлены доказательства обращения за получением разрешения на возврат задержанного транспортного средства, обращения на специализированную стоянку, а также произведенной частичной оплаты денежных средств в счет погашения расходов за хранение задержанного автомобиля на специализированной стоянке истца, что могло бы способствовать уменьшению заявленных истцом расходов.
При таких обстоятельствах, исковое заявление подлежит удовлетворению в полном объёме.
Согласно статье 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы. В силу чего, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 714 руб. 88 коп.
В связи с увеличением исковых требований, государственная пошлина в размере 6 626 руб. 88 коп. подлежит взысканию с ответчика в доход бюджета муниципального образования Рубцовский район Алтайского края.
На основании изложенного, руководствуясь статьями194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление индивидуального предпринимателя Гульева Дмитрия Владимировича к Алексееву Дмитрию Александровичу о взыскании оплаты за хранение и перемещение транспортного средства удовлетворить в полном объёме.
Взыскать с Алексеева Дмитрия Александровича в пользу индивидуального предпринимателя Гульева Дмитрия Владимировича 514 176 руб. оплаты за хранение и перемещение транспортного средства, а также 1 714 руб. 88 коп. расходов по оплате госпошлины при подаче искового заявления.
Взыскать с Алексеева Дмитрия Александровича государственную пошлину в размере 6 626 руб. 88 коп. в доход бюджета муниципального образования Рубцовский район Алтайского края.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Рубцовский районный суд Алтайского края в течение месяца со дня его вынесения.
Председательствующий Е.Г. Сорокина