ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-68/2022 от 23.09.2022 Тунгусско-чунского районного суда (Красноярский край)

УИД: 88RS0003-01-2022-000084-09

Производство № 2-68/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 сентября 2022 г. Тунгусско-Чунский районный суд Красноярского края в с. Ванавара, Эвенкийского района, Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Кирпиченко Е.П.,

при секретаре судебного заседания Мациюк А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Тунгусско-Чунского районного суда Красноярского края гражданское дело УИД: 88RS0003-01-2022-000084-09, производство № 2-68/2022 по исковому заявлению Красноярского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 ГПК РФ к Муниципальному учреждению «Администрация поселка Оскоба» Эвенкийского муниципального района Красноярского края о понуждении устранить нарушения законодательства о транспортной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Красноярский транспортный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 ГПК РФ к Муниципальному учреждению «Администрация поселка Оскоба» Эвенкийского муниципального района Красноярского края (далее сокращенно - Администрация п. Оскоба) о понуждении устранить нарушения законодательства о транспортной безопасности, мотивируя исковые требования следующим.

Красноярской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства в области обеспечения транспортной безопасности. В ходе проверки установлено, что администрации поселка Оскоба Эвенкийского муниципального района Красноярского края на праве собственности принадлежит посадочная площадка «Оскоба» (Красноярский край, Эвенкийский муниципальный район, п. Оскоба), расположенная на земельном участке с кадастровым номером: <данные изъяты>. Указанная посадочная площадка эксплуатируется круглогодично с выполнением почтово-пассажирских рейсов один раз в неделю.

Вместе с тем в ходе проверки выявлено, что в установленный законом месячный срок (до 30.12.2021) паспорт обеспечения транспортной безопасности на посадочную площадку «Оскоба» (Красноярский край, п. Оскоба), находящуюся в собственности администрации поселка Оскоба Эвенкийского муниципального района Красноярского края не разработан и не утвержден, соответствующие экземпляры паспорта в компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности в установленный срок не направлены, что свидетельствует о нарушении вышеуказанных норм.

Прокуратурой в мае 2022 года главе поселка Оскоба Эвенкийского муниципального района Красноярского края по вышеуказанным фактам вносилось представление об устранении нарушений закона, однако до настоящего времени данные нарушения закона не устранены. Посадочная площадка «Оскоба» продолжает использоваться для взлета и посадки воздушных судов. Администрацией поселка Оскоба Эвенкийского муниципального района Красноярского края, как субъектом транспортной инфраструктуры, не исполнена возложенная законом обязанность по обеспечению транспортной безопасности.

По мнению истца, несоблюдение требований транспортной безопасности создает угрозу жизни, здоровью пассажиров, пользующихся услугами воздушного транспорта, безопасности государства, а принятие указанных мер безопасности направлено на предотвращение появления угрозы безопасности, поэтому меры по обеспечению безопасности должны приниматься в строгом соответствии с действующими нормами законодательства независимо от факта наличия или отсутствия угрозы безопасности.

Согласно части 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В связи с указанными выше обстоятельствами, истец просит суд:

Признать незаконным бездействие администрации поселка Оскоба Эвенкийского муниципального района Красноярского края, выразившееся в неразработке и неутверждении в установленный законом месячный срок (до 30.12.2021) паспорта обеспечения транспортной безопасности на объект транспортной инфраструктуры - посадочная площадка «Оскоба» (Красноярский край, Эвенкийский муниципальный район, п. Оскоба), расположенный на земельном участке с кадастровым номером: <данные изъяты>, а также ненаправлении в установленный законом семидневный срок соответствующих экземпляров паспорта в компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности.

Обязать администрацию поселка Оскоба Эвенкийского муниципального района Красноярского края в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить паспорт обеспечения транспортной безопасности на объект транспортной инфраструктуры - посадочная площадка «Оскоба» (Красноярский край, Эвенкийский муниципальный район, п. Оскоба), расположенный на земельном участке с кадастровым номером: 88:03:0050001:61, с последующим направлением в установленный законом семидневный срок соответствующих экземпляров паспорта в компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности.

В судебное заседание Красноярский транспортный прокурор, уведомленный надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства не явился, представителя не направил.

Ответчик - Администрация поселка Оскоба в лице Главы п. Оскоба Кутишенко Е.В.. уведомлены заблаговременно и надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, что подтверждается почтовым уведомлением, вернувшимся в адрес суда (л.д.45).

21.09.2022 г. от Главы п. Оскоба Кутишенко Е.В. в суд поступило письменное заявление о рассмотрении гражданского дела № 2-68/2022 без ее участия (л.д. 47). Также в суд поступили из Администрации п. Оскоба, документы, запрошенные судом.

В силу положений ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.

Согласно пунктам 1, 3, 5 ст.167 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. Стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.

Учитывая указанные выше нормы международного права, положения ст. 167 ГПК РФ, принимая во внимание, что ответчиком представлены в суд все запрошенные доказательства, он направил в суд письменное заявление о рассмотрении гражданского дела в его отсутствие, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие сторон на основании имеющихся в материалах дела доказательствах.

Исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования Красноярского транспортного прокурора обоснованными, а иск подлежащим удовлетворению. К такому выводу суд приходит на основании следующего.

В соответствии со статьей 28 ГПК РФ иски к организации предъявляется в суд по месту нахождения организации, в связи с чем, иск подлежит рассмотрению Тунгусско - Чунским районным судом Красноярского края.

Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Неопределенный круг лиц - это такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.

Указанное исковое заявление подано Красноярским транспортным прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, так как определить точный и исчерпывающий круг лиц, чьи права и законные интересы нарушаются в результате неисполнения законодательства о транспортной безопасности и привлечь их в качестве истцов не представляется возможным.

Требованиями ч. 4 ст. 27 ФЗ РФ "О прокуратуре Российской Федерации" предусмотрено, что в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.

Частью 2 ст. 15 Конституции РФ предусмотрено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В силу пункта 1 статьи 2 Воздушного кодекса Российской Федерации воздушное законодательство Российской Федерации состоит из Воздушного кодекса Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Согласно статье 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее по тексту решения - Федеральный закон «О транспортной безопасности» или ФЗ от 09.02.2007 № 16-ФЗ) под транспортной безопасностью понимается состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

Положениями п. 4 ст. 2 Федерального закона «О транспортной безопасности» предусмотрено, что основными принципами обеспечения безопасности является приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности.

Пунктом 4 статьи 3 вышеуказанного закона предусмотрено, что одним из основных принципов обеспечения транспортной безопасности является принцип непрерывности обеспечения транспортной безопасности, т.е. деятельность по обеспечению транспортной безопасности должна осуществляться постоянно, без каких-либо перерывов и изъятий.

Частью 1 статьи 4 ФЗ от 09.02.2007 № 16-ФЗ предусмотрено, что обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 9 статьи 1 Федерального закона «О транспортной безопасности» субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

В соответствии с частью 1.1 статьи 9 Федерального закона «О транспортной безопасности» субъекты транспортной инфраструктуры в отношении объекта транспортной инфраструктуры, не подлежащего категорированию, разрабатывают и утверждают паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры. Типовые формы указанных паспортов по видам транспорта утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно приказу Минтранса России от 28.08.2020 № 331 «Об определении объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию по видам транспорта» на воздушном транспорте к объектам транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию относятся, в том числе посадочные площадки, предназначенные для взлета, посадки или для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.

Паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры разрабатывается и утверждается субъектом транспортной инфраструктуры в течение одного месяца с даты вступления в силу соответствующих требований по обеспечению транспортной безопасности для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, предусмотренных частями 1 статьи 8 данного Федерального закона (часть 1.3 вышеуказанной статьи).

Согласно части 1.4 статьи 9 ФЗ от 09.02.2007 № 16-ФЗ два экземпляра утвержденного паспорта обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и его электронная копия в течение семи дней направляются субъектом транспортной инфраструктуры в компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности. Первый экземпляр утвержденного паспорта с отметкой о получении подлежит возврату субъекту транспортной инфраструктуры в течение десяти дней с даты его поступления в компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2021 № 2090 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, не подлежащих категорированию (далее - Требования от 29.11.2021 №2090).

В соответствии с пунктом 2 Требований от 29.11.2021 № 2090 утвержденные субъектами транспортной инфраструктуры в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.10.2020 № 1603 паспорта обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, не подлежащих категорированию, подлежат аннулированию в течение одного месяца с даты вступления в силу настоящего постановления, то есть до 30.12.2021.

В этот же срок (до 30.12.2021) субъекты транспортной инфраструктуры обязаны разработать и утвердить паспорта обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, не подлежащих категорированию, в соответствии с Требованиями от 29.11.2021 № 2090.

Как следует из представленных в суд доказательств, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 13.03.2020 № КУВИ -001/2020-5335437 правообладателем земельного участка с кадастровым номером: <данные изъяты>, категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: взлётно-посадочная полоса, площадью 30919.21 кв.м, является Муниципальное учреждение «Администрация поселка Оскоба» Эвенкийского муниципального района Красноярского края (л.д. 11-15).

Как указывает глава п. Оскоба Кутишенко Е.В. в письме на имя транспортного прокурора Красноярской транспортной прокуратуры Кацупий В.В. (исх. № 56 от 01.06.2022 г.) паспорт обеспечения транспортной безопасности на посадочную площадку в п. Оскоба не разработан по причине отсутствия необходимых денежных средств в бюджете п. Оскоба. При выделении финансирования паспорт безопасности площадки будет разработан в 2023-2024 г. (л.д. 36)

Суд не соглашается с доводом ответчика о том, что отсутствие средств в бюджете является причиной неразработки паспорт обеспечения транспортной безопасности на посадочную площадку в п. Оскоба.

Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 02.11.2006 N 540-О, должен быть соблюден принцип соразмерности финансово-экономических ресурсов местного самоуправления предоставленным ему полномочиям. Это определяется тем, что местный бюджет не существует изолированно - он является составной частью финансовой системы РФ; недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается, в частности, посредством использования правовых механизмов, закрепленных в БК РФ.

Таким образом, при недостаточности собственных бюджетных средств, Глава п. Оскоба мог обратиться за финансовой помощью в Эвенкийский муниципальный район или в субъект Российской Федерации – Красноярский край, однако, его бездействие привело к тому, что паспорт обеспечения транспортной безопасности на посадочную площадку в п. Оскоба до настоящего времени не разработан, что приводит к угрозе жизни и здоровья неопределенного круга лиц, которые пользуются услугами вертолета, направляясь в отпуск, командировку и по другим поводам.

Отсутствие паспорта обеспечения транспортной безопасности на посадочную площадку в п. Оскоба нарушает действующее законодательство и, создавая угрозу безопасности полетов малой авиации, может повлечь тяжкие последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью людей, ущерба имуществу неопределенного круга. В связи с чем, ответчик, как владелец посадочной площадки, обязан устранить выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения.

Из статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем исполнения обязанности в натуре, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами, предусмотренными законом.

С учетом установленного, суд удовлетворяет иск Красноярского транспортного прокурора в полном объеме.

Руководствуясь положениями части 2 статьи 206 ГПК РФ, предусматривающей право суда установить в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, суд считает разумным и достаточным для возложенной на ответчика обязанности указанный прокурором в исковом заявлении срок - в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворённой части исковых требований.

На основании подпункта 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков. Следовательно, Администрация п. Оскоба должна быть освобождена от взыскания с неё судебных издержек. Поэтому, издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина по настоящему делу взысканию не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Красноярского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 ГПК РФ к Муниципальному учреждению «Администрация поселка Оскоба» Эвенкийского муниципального района Красноярского края о понуждении устранить нарушения законодательства о транспортной безопасности - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации поселка Оскоба Эвенкийского муниципального района Красноярского края, выразившееся в неразработке и неутверждении в установленный законом месячный срок (до 30.12.2021) паспорта обеспечения транспортной безопасности на объект транспортной инфраструктуры - посадочная площадка «Оскоба» (Красноярский край, Эвенкийский муниципальный район, п. Оскоба), расположенный на земельном участке с кадастровым номером: <данные изъяты> а также ненаправлении в установленный законом семидневный срок соответствующих экземпляров паспорта в компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности.

Обязать администрацию поселка Оскоба Эвенкийского муниципального района Красноярского края в течение 3 (трех) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить паспорт обеспечения транспортной безопасности на объект транспортной инфраструктуры - посадочная площадка «Оскоба» (Красноярский край, Эвенкийский муниципальный район, п. Оскоба), расположенный на земельном участке с кадастровым номером: <данные изъяты>, с последующим направлением в установленный законом семидневный срок соответствующих экземпляров паспорта в компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционных жалобы, представления в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Тунгусско-Чунский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий

Судья Е.П. Кирпиченко

Мотивированное решение суда в окончательной форме изготовлено и подписано 26.09.2022 г.