ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-69 от 17.01.2022 Зимовниковского районного суда (Ростовская область)

УИД:61RS0034-01-2021-001827-04

№ 2-69 (22)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 января 2022 года с. Дубовское

Зимовниковский районный суд Ростовской области в составе судьи Кубраковой Е.Г., при секретаре Полубедовой Н.В.,

с участием представителя истца помощника прокурора <адрес> Дзюба А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> поданному в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес>, третьи лица администрация Гуреевского сельского поселения <адрес>, об обязании принять меры по включению объекта накопленного вреда - свалку находящуюся на земельном участке с кадастровым номером в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде,

установил:

<адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации <адрес>, третьи лица администрация Гуреевского сельского поселения <адрес>, об обязании принять меры по включению объекта накопленного вреда - свалку находящуюся на земельном участке с кадастровым номером 61:09: 0600008:634 в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде.

Истец просил возложить на администрацию <адрес> обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, на основании ч. 2 ст. 80.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» осуществить оценку объекта накопленного вреда - свалки находящейся на земельном участке сельскохозяйственного назначения в границах кадастрового квартала 600008, Гуреевский с/а, расположенного в границах участка, с кадастровым номером: 61:09:0600008:634. Возложить на администрацию <адрес> обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, на основании ч. 7 ст. 80.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Постановления Правительства Российской Федерации от 13.04.2017 № 445 направить материалы выявления и оценки указанного объекта накопленного вреда в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

В обоснование указанных требований в заявлении приведено следующее: «прокуратурой <адрес> во исполнение п. 1.9 приказа прокурора области от 15.07.2021 № 130 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в экологической сфере», проведена проверка соблюдения администрацией <адрес> законодательства об отходах производства и потребления и санитарно-эпидемиологического законодательства, в ходе которой установлено следующее. На территории Гуреевского сельского поселения, на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 61, располагается несанкционированная свалка бытовых отходов. Решением Зимовниковского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу на администрацию Гуреевского сельского поселения возложена обязанность ликвидировать свалку бытовых отходов в течении 2 лет. Вместе с тем, до настоящего времени меры по ликвидации свалки не приняты. В ходе проверки установлено, что рассматриваемая свалка является объектом накопленного вреда окружающей среде, так как на нем выявлен накопленный вред окружающей среде в виде отходов, образовавшихся в результате прошлой экономической и иной деятельности обязанности по устранению которого не были выполнены. В нарушение требований ст. 80.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» оценка указанного объекта не проведена, заявление и материалы для включения его в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации не направлено. В прокуратуре <адрес>ДД.ММ.ГГГГ проведено совещание межведомственной рабочей группы во вопросу соблюдения законодательства в сфере экологии и природопользования, на котором представители органов местного самоуправления указали, что для проведения рекультивации необходимы значительные финансовые затраты. По итогам совещания выработаны конкретные меры, направленные на определение объемов свалок, необходимых затрат на их ликвидацию, которые органами местного самоуправления не выполнены. Согласно пояснениям заместителя главы администрации района денежные средства на выполнение работ в муниципальном бюджете отсутствуют, сороки ликвидации свалок не определены. Таким образом, органом местного самоуправления не принимается достаточных мер в соответствии с действующим законодательством к ликвидации свалок. В свою очередь, отсутствие рассматриваемой свалки в государственном реестре объектов накопленного вреда окружающей среде препятствует организации работ по его ликвидации согласно ст. 80.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», включению его в государственные и муниципальные программы, выделению дополнительного финансирования в том числе из федерального, областного и муниципального бюджетов. Неисполнение обязанностей по ликвидации объекта накопленного вреда окружающей среде, в том числе путем включения его в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, нарушает вышеназванные конституционные права на благоприятную окружающую среду неопределенного круга лиц".

В судебном заседании помощник прокурора ФИО3 поддержал заявленные требования в полном объеме и просил суд удовлетворить их.

В судебное заседание не явился представитель ответчика администрации <адрес>, уведомлялся о дате заседания, сведений о причинах неявки не представил.

Представитель третьего лица администрации Гуреевского сельского поселения <адрес> уведомлялся о дате заседания, сведений о причинах неявки не представил.

Суд на основании ст. 167 ГПК РФ решает рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

В силу ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» накопленным вредом окружающей среде признается вред окружающей среде, возникший в результате прошлой экономической и иной деятельности, обязанности по устранению которого не были выполнены либо были выполнены не в полном объеме. В свою очередь объекты накопленного вреда окружающей среде это территории, на которых выявлен накопленный вред окружающей среде и объекты размещения отходов, являющиеся источником накопленного вреда окружающей среде.

В соответствии с ч. 3 ст. 80.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде проводят в том числе органы местного самоуправления. Постановлением Правительства РФ от 13.04.2017 № 445 «Об утверждении Правил ведения государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде» (далее - Постановление № 445) определен порядок ведения государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде.

Согласно п. 2, 3 Постановления № 445 ведение государственного реестра включает в себя рассмотрение материалов выявления и оценки объектов, принятие решения о включении объектов в государственный реестр или об отказе во включении объектов в государственный реестр, категорирование объектов, обновление информации об объекте и исключение из государственного реестра. Государственный реестр ведется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации на основе материалов выявления и оценки объектов.

В соответствии с п. 6 Постановления № 445 заявление о включении объекта в государственный реестр представляется заявителем в письменной форме в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. К заявлению прилагаются материалы выявления и оценки объекта, содержащие в том числе сведения в соответствии с пунктом 2 статьи 80.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

В силу ч. 1 ст. 80.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» ликвидация накопленного вреда окружающей среде осуществляется на объектах накопленного вреда окружающей среде, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде.

В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Судом установлено, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения администрацией <адрес> законодательства об отходах производства и потребления и санитарно-эпидемиологического законодательства, в ходе которой установлено, что на территории Гуреевского сельского поселения, на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , располагается несанкционированная свалка бытовых отходов..

Факт наличия указанной свалки бытовых отходов подтверждается Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, фототаблицей к Акту (л.д.11-13).

Решением Зимовниковского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу на администрацию Гуреевского сельского поселения возложена обязанность ликвидировать свалку бытовых отходов в течении 2 лет (л.д.6-10).

Вместе с тем, до настоящего времени меры по ликвидации свалки не приняты, обязанности по устранению не выполнены.

Согласно протокола от ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> проведено совещание межведомственной рабочей группы во вопросу соблюдения законодательства в сфере экологии и природопользования, на котором представители органов местного самоуправления указали, что для проведения рекультивации необходимы значительные финансовые затраты (л.д.30-31).

Согласно объяснений заместителя главы администрации района денежные средства на выполнение работ в муниципальном бюджете отсутствуют, сороки ликвидации свалок не определены (л.д.28-29).

Таким образом, органом местного самоуправления не принимается достаточных мер в соответствии с действующим законодательством к ликвидации свалок, также неисполнение обязанностей по ликвидации объекта накопленного вреда окружающей среде, в том числе путем включения его в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, нарушает вышеназванные конституционные права на благоприятную окружающую среду неопределенного круга лиц.

При таких обстоятельствах, иск прокурора <адрес> РО поданному в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес>, подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора <адрес>, удовлетворить.

Обязать администрацию <адрес> в течении 6 (шести) месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, на основании части 2 статьи 80.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», осуществить оценку объекта накопленного вреда - свалки находящейся на земельном участке сельскохозяйственного назначения в границах кадастрового квартала 600008, Гуреевский с/а, расположенного в границах участка, с кадастровым номером: 61:09: 0600008:634.

Обязать администрацию <адрес> в течении 6 (шести) месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, на основании части 7 статьи 80.1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Постановления Правительства Российской Федерации от 13.04.2017 №445, направить материалы выявления и оценки объекта накопленного вреда - свалки находящейся на земельном участке сельскохозяйственного назначения в границах кадастрового квартала 600008, Гуреевский с/а, расположенного в границах участка, с кадастровым номером: 61:09: 0600008:634, в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Зимовниковский районный суд Ростовской области в течение месяца, со дня изготовления решения в окончательной форме. Решение, изготовлено в окончательной форме 19 января 2022 года.

Лица, участвующие в деле, их представители вправе ознакомиться с протоколом и аудиозаписью судебного заседания или отдельного процессуального действия и в течение пяти дней со дня подписания протокола подать в письменной форме замечания на такие протокол и аудиозапись с указанием на допущенные в них неточности и (или) на их неполноту.

Председательствующий судья: Е.Г. Кубракова