Пинежский районный суд Архангельской области Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Пинежский районный суд Архангельской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2 - 69/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
село Карпогоры 17 февраля 2012 года
Пинежский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Самаевской Н.Б., при секретаре Зукаевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Пинежского района Архангельской области, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «......» Архангельской области и главы указанного органа местного самоуправления, выразившегося в неосуществлении мероприятий по подготовке схемы территориального планирования Архангельской области, возложении обязанности по незамедлительному принятию решения о подготовке схемы территориального планирования Архангельской области, а также в срок до 31 декабря 2012 года обеспечить утверждение схемы территориального планирования Архангельской области,
у с т а н о в и л:
Прокурор Пинежского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением в порядке ст. 254 ГПК РФ о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «......» Архангельской области и главы указанного органа местного самоуправления, выразившегося в неосуществлении мероприятий по подготовке схемы территориального планирования Архангельской области, возложении обязанности по незамедлительному принятию решения о подготовке схемы территориального планирования Архангельской области, а также в срок до 31 декабря 2012 года обеспечить утверждение схемы территориального планирования Архангельской области, обосновав свои требования тем, что прокуратурой Пинежского района в соответствии с заданием Генеральной прокуратуры Российской Федерации и поручением Президента Российской Федерации Медведева Д.А. проведена проверка исполнения градостроительного законодательства в муниципальном образовании «......» Архангельской области, в ходе которой установлено, что администрацией муниципального образования «......» и главой указанного органа местного самоуправления в нарушение ст. 40 Конституции Российской Федерации, ст. 2, ч. 1 ст. 9, п. 1 ч. 2 ст. 8, п. 1 ч. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса РФ, п. 15 ч. 1 ст. 15, п. 4 ч. 4 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, п. 14 ч. 1 ст. 6, ст. 23 Устава муниципального образования «......», не подготовлен и не направлен на утверждение в Собрание депутатов муниципального образования «......» проект схемы территориального планирования , как следствие, в отсутствует схема территориального планирования района, что препятствует реализации цели приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» и нарушает права граждан на доступное жилье и обеспечение комфортных условий проживания, создает угрозу нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку с 31 декабря 2012 года при отсутствии документов территориального планирования не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об их изъятии, о переводе земель из одной категории в другую.
Бездействие администрации муниципального образования «......» и главы указанного органа местного самоуправления, выразившееся в невыполнении полномочий, установленных федеральным законодательством, влечет невозможность участия в федеральных и региональных программах, реализуемых в рамках приоритетных национальных проектов, направленных на улучшение жилищных условий, а также ограничивает права граждан на предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 07.02.2011) «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии со ст. 11, 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав являются присуждение к исполнению обязанностей в натуре, а также пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, в связи с чем, просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «......» Архангельской области и главы указанного органа, выразившееся в неосуществлении мероприятий по подготовке схемы территориального планирования Архангельской области, возложении обязанности по незамедлительному принятию решения о подготовке схемы территориального планирования Архангельской области, а также в срок до 31 декабря 2012 года обеспечить утверждение схемы территориального планирования Архангельской области.
8 февраля 2012 года прокурор Пинежского района Архангельской области направил в суд письменное заявление об изменении заявленных требований, в котором, помимо признания незаконным бездействия администрации муниципального образования «......» Архангельской области и главы указанного органа, просил суд возложить обязанность на администрацию муниципального образования «......» и главу указанного органа местного самоуправления в срок до 31 декабря 2012 года обеспечить подготовку и направление в Собрание депутатов муниципального образования «...... схемы территориального планирования Архангельской области.
В судебном заседании старший помощник прокурора Пинежского района Архангельской области Гладких А.С. заявление о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «......» Архангельской области и главы указанного органа местного самоуправления и возложении на них обязанности в срок до 31 декабря 2012 года обеспечить подготовку проекта схемы территориального планирования Архангельской области, а также направление его главой администрации в Собрание депутатов муниципального образования «......» поддержал по изложенным в нем основаниям, пояснив, что по результатам проверки соблюдения администрацией и главой администрации муниципального образования «......» установлено, что в отсутствует схема территориального планирования района.
В настоящее время нарушаются права граждан на доступное и комфортное жилье, определенные приоритетным национальным проектом «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», поскольку бездействие администрации и главы администрации МО «......»», выразившееся в невыполнении полномочий, установленных федеральным законодательством, влечет невозможность участия в федеральных и региональных программах, направленных на улучшение жилищных условий.
Заинтересованное лицо - администрация муниципального образования «......» надлежащим образом о месте и времени судебного заседания извещена, глава администрации направил в суд ходатайство, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации МО «......», доводы изложенные в отзыве поддерживает.
Глава администрации МО «......» ФИО5 в отзыве на заявление прокурора указал, что заявление в части признания незаконным бездействия администрации муниципального образования «......» и главы указанного органа местного самоуправления, выразившегося в неосуществлении мероприятий по подготовке схемы территориального планирования Архангельской области заявлено преждевременно и необоснованно.
В соответствии с ч. 1 ст. 19 Градостроительного кодекса РФ (в редакции закона от 25.03.2011г. № 41-ФЗ) схема территориального планирования муниципального района должна содержать: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения муниципального района; карту границ населенных пунктов, расположенных на межселенных территориях; карту функциональных зон, установленных на межселенных территориях, если на межселенных территориях планируется размещение объектов федерального, регионального и местного значения (за исключением линейных объектов).
Этим же законом переходный период повсеместного введения документов территориального планирования и градостроительного зонирования продлен еще на один год.
О том, что сроки по подготовке документов территориального планирования и градостроительного зонирования изменены, свидетельствуют и документы федеральных органов исполнительной власти.
26 мая 2011 года Министерством регионального развития Российской Федерации во исполнение пункта 6 раздела 1 Плана мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в области градостроительной деятельности, утвержденного распоряжением Правительства Российской. Федерации от 15 июня 2010 № 982-р был издан приказ № 244 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов»,
Для решения вопросов по территориальному планированию была создана Правительственная комиссия по территориальному планированию в Российской Федерации, 19 сентября 2011 года были определены конкретные сроки по организационному обеспечению разработки проектов схем территориального планирования Российской Федерации и по оказанию содействия органам местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений в разработке проектов документов территориального планирования. Эти сроки установлены с 15 октября 2011 года до 1 мая 2012 года.
Администрацией муниципального образования «......» проводится определенная работа по исполнению своих полномочий в части разработки и утверждения схем территориального планирования муниципального района.
В районе имеется проект районной планировки Архангельской области, который утвержден решением облисполкома № 98 от 19 июля 1985 года.
В настоящее время Федеральная схема территориального планирования отсутствует, схема территориального планирования Архангельской области поступила в район для согласования, генеральные планы поселений не разработаны (проекты генеральных планов села и поселка находятся в стадии разработки), в связи с чем, район в настоящее время не имеет реальной возможности разработать схему территориального планирования муниципального района.
Кроме того, главной причиной, препятствующей разработке документов территориального планирования, документации по планировке территории является полное отсутствие финансирования данного вида работ.
Администрацией МО «......» были произведены расчеты стоимости разработки генеральных планов поселений на территории и 8 апреля 2011 года в Правительство Архангельской области было направлено письмо с расчетами, согласно которым для разработки генеральных планов поселений необходимо 37 691 тыс., рублей, проектов правил землепользования и застройки - 7 034 700 рублей.
При формирования районного бюджета на 2012 год были предусмотрены средства муниципальным образованиям поселений в виде субсидий по 100 тысяч рублей, которые в соответствии с Порядком предоставления и расходования второй части субсидии на софинансирование вопросов местного значения бюджетам муниципальных образований поселений,, утвержденным постановлением администрации МО «......» от 09.01.2012 № 0022 - па, поселения, вправе использовать на разработку правил застройки и землепользования.
В настоящее время отделу архитектуры и строительства администрации МО «......» поручено незамедлительно разработать и представить в Агентство архитектуры и градостроительства Архангельской области сетевые графики подготовки и утверждения документов территориального планирования, а также расчеты стоимости работ на подготовку схемы территориального планирования муниципального района.
Согласно ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют бюджет, устанавливают налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают вопросы местного значения.
Статьей 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в РФ, ст. 6 Устава муниципального образования «......» утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории отнесены к вопросам местного значения.
Таким образом, решение вопроса по подготовке документов территориального планирования решается органом местного самоуправления самостоятельно.
В соответствии с названными положениями законов, а также статьями 10 и 12 Конституции Российской Федерации, в силу принципа разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную, прокуратура не вправе вмешиваться в компетенцию органа местного самоуправления и разрешать в судебном порядке вопрос о понуждении данного органа к исполнению его полномочий.
На основании изложенного, заявление прокурора о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «......» и главы указанного органа местного самоуправления, выразившегося в неосуществлении мероприятий по подготовке схемы территориального планирования Архангельской области, и возложении обязанности на администрацию муниципального образования «......» Архангельской области и главу указанного органа местного самоуправления незамедлительно начать подготовку проекта схемы территориального планирования , а также обеспечить утверждение схемы территориального планирования Архангельской, области в срок до 31 декабря 2012 года не подлежит удовлетворению (л.д. 26-30).
Заслушав объяснения старшего помощника прокурора Пинежского района Архангельской области Гладких А.С., исследовав доводы, изложенные в заявлении и материалы дела, суд считает, что заявление прокурора подле_жит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
В силу части 1 статьи 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.
По правилам, установленным главой 25 ГПК РФ, могут быть оспорены решения, действия (бездействие), в частности, органов местного самоуправления: представительного органа муниципального образования, местной администрации и иных органов, предусмотренных уставом муниципального образования и обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Исходя из положения пункта 1 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», к бездействию относится неисполнение, в том числе органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим, обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
В соответствии со статьей 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах обеспечения устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования, а также осуществления строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.
Согласно ч. 1 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 8, п. 1 ч. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной деятельности относится подготовка и утверждение документов территориального планирования муниципальных районов. Документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов.
Частями 5, 10 ст.45 Градостроительного кодекса РФ предусмотрена подготовка документации по планировке территории уполномоченными органами местного самоуправления самостоятельно либо на основании государственного или муниципального контракта; подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
В силу п. 15 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд.
В целях комплексного решения проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающих доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем, постановлениями Правительства РФ от 17 сентября 2001 года № 675 и от 17 декабря 2010 года № 1050 утверждены Федеральные целевые программы соответственно «Жилище» на 2002 - 2010 годы и «Жилище» на 2011 - 2015 годы, которые являются основным инструментом реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России».
Для развития жилищного строительства необходимо обеспечить формирование системы территориального планирования, создание условий для разработки правил землепользования и застройки, градостроительной документации для жилищного строительства.
В рамках подпрограммы «Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации» Программы на 2011 - 2015 годы реализуются мероприятия, направленные на поддержку региональных программ развития жилищного строительства, в том числе, на комплексное градостроительное планирование территорий в целях массового строительства жилья.
Таким образом, разработка документов территориального планирования, является необходимым условием развития жилищного строительства, что предусмотрено приоритетным национальным проектом «Доступное и комфортное жилье - гражданам России».
Между тем, в силу положений ч. 4 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ (ред. Федерального закона от 20.03.2011 N 41-ФЗ), которые вводятся в действие с 31 декабря 2012 года, не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Кроме того, согласно п. 14 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ (ред. Федерального закона от 20.03.2011 N 41-ФЗ) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», с 31 декабря 2012 года при отсутствии правил землепользования и застройки предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не осуществляется.
В соответствии со ст.ст. 2, 4, п. 15 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 8 Градостроительного кодекса РФ, подготовка и утверждение документов территориального планирования, в том числе схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории отнесены к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов.
В силу ст.ст.20, 21 Градостроительного кодекса РФ, схема территориального планирования муниципального района, в том числе внесение изменений в такую схему, утверждается представительным органом местного самоуправления муниципального района. Подготовка проекта схемы территориального планирования муниципального района осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 Градостроительного кодекса и с учетом региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
Глава местной администрации в соответствии с ч.12 ст.21 Градостроительного кодекса РФ вправе направить согласованный или несогласованный в определенной части проект схемы в представительный орган местного самоуправления муниципального района либо отклонить его и направить на доработку, при этом, п. 14 ч. 1 ст.6 Устава муниципального образования «......» относит к вопросам местного значения утверждение схемы территориального планирования муниципального района, подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд.
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации органов местного самоуправления" полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, наделяется администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования). Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.
Главой местной администрации в соответствии с ч.2 ст.37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.
При этом, Глава местной администрации обеспечивает осуществление местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления (пункт 3 части 6.1 статьи 37 данного Федерального закона).
Согласно ст.4 Устава муниципального образования «......» органами местного самоуправления являются, в том числе представительный орган - Собрание депутатов и исполнительно-распорядительный орган - администрация (далее - местная администрация).
В соответствии со ст. 23 Устава муниципального образования «......» администрация в пределах своей компетенции организует и обеспечивает решение вопросов местного значения, а также осуществляет отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления в соответствии с законодательством. Местную администрацию возглавляет глава района, который руководит администрацией.
В силу п.1 ст.20 Устава муниципального образования «......» Глава обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Архангельской области.
Таким образом, глава муниципального образования «......» как глава местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) в силу положений статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, ч.12 ст.21 Градостроительного кодекса РФ наделен полномочиями, в том числе по обеспечению подготовки и направлению в представительный орган согласованного или несогласованного в определенной части проекта схемы в представительный орган местного самоуправления муниципального района.
В судебном заседании установлено, что в нарушение в нарушение ст. 2, ч. 1 ст. 9, п. 1 ч. 2 ст. 8, п. 1 ч. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ, п. 15 ч. 1 ст. 15, п. 4 ч. 4 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, п. 14 ч. 1 ст. 6, ст. 23 Устава муниципального образования «......», не разработан и не направлен в Собрание депутатов муниципального образования «......» проект схемы территориального планирования .
Бездействие администрации муниципального образования «......» и главы указанного органа местного самоуправления, выразившееся в невыполнении полномочий, установленных федеральным законодательством, влечет невозможность участия в федеральных и региональных программах, реализуемых в рамках приоритетных национальных проектов, направленных на улучшение жилищных условий, а также ограничивает права граждан на предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
Указанные обстоятельства влекут также нарушение прав и законных интересов граждан на доступное жилье и обеспечение комфортных условий проживания, поскольку формирование системы территориального планирования, разработка правил землепользования и застройки являются необходимыми условиями для развития жилищного строительства, а также создают угрозу нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку с 31 декабря 2012 года при отсутствии документов территориального планирования не допускается принятие органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об их изъятии, о переводе земель из одной категории в другую, а при отсутствии правил землепользования и застройки поселения не допускается предоставление земельных участков для строительства, в том числе из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, что ограничит права граждан на предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
Как следует из отзыва на заявление прокурора главы администрации МО «......» ФИО5, в ранее действовавшей редакции Градостроительного кодекса Российской Федерации не был решении ряд вопросов, Федеральным законом от 25.03.2011 г. № 41-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части вопросов территориального планирования» продлен на один год переходный период повсеместного введения документов территориального планирования и градостроительного зонирования. В районе имеется проект районной планировки Пинежского района Архангельской области, расчетный срок которого определен 20-30 лет. Данный проект утвержден решением облисполкома № 98 от 19 июля 1985 года.
Федеральная схема территориального планирования отсутствует, схема территориального планирования Архангельской области только поступила в район для согласования, генеральные планы поселений не разработаны, связи с чем, район в настоящее время не имеет реальной возможности разработать схему территориального планирования муниципального района.
Кроме того, главной причиной, препятствующей разработке документов территориального планирования, документации по планировке территории является полное отсутствие финансирования данного вида работ.
В настоящее время отделу архитектуры и строительства администрации МО «......» поручено незамедлительно разработать и представить в Агентство архитектуры и градостроительства Архангельской области сетевые графики подготовки и утверждения документов территориального планирования, а также расчеты стоимости работ на подготовку схемы территориального планирования муниципального района.
Между тем, довод главы администрации МО «......» в письменном отзыве об отсутствии в бюджете муниципального образования МО «......» денежных средств на разработку документов территориального планирования суд считает несостоятельным, поскольку данное обстоятельство не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации в качестве основания для освобождения от исполнения установленных законом обязанностей.
При этом, ссылка главы администрации МО «......» на обстоятельство того, что в бюджете района на 2012 год поселениям предусмотрены средства в виде субсидий в сумме 100 тысяч рублей, которые поселения вправе использовать на разработку правил застройки и землепользования, суд также считает несостоятельной, поскольку предоставление указанных средств в 2012 году предусмотрено в соответствии с Порядком предоставления и расходования указанных средств на софинансирование вопросов местного значения бюджетам муниципальных образований поселений, утвержденным постановлением администрации МО «......» № 0022-па от 19 января 2012 года не на разработку документов территориального планирования , а для поселений при наличии определенных условий (л.д.44).
Ссылка в отзыве на заседание Правительственной комиссии по территориальному планированию от 19 сентября 2011 года также несостоятельна, поскольку в данном случае предусматривается возможность в форме содействия органам местного самоуправления в разработке проектов документов территориального планирования путем предоставления субсидии местным бюджетам в случае недостаточности собственных средств, а не полного возмещения расходов на указанные цели.
Довод главы администрации МО«......», изложенный в письменном отзыве, о продлении Федеральным законом № 41-ФЗ от 20 марта 2011 года сроков подготовки документов территориального планирования, суд также находит несостоятельным, поскольку внесенные Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗв Градостроительный кодекс РФ изменения не содержат данных относительно продления сроков подготовки администрациями муниципальных образований документов территориального планирования, предусматривая с 31 декабря 2012 года запрет при отсутствии документов территориального планирования на принятие органами местного самоуправления определенных решений, в том числе связанных с предоставлением земельных участков для строительства.
Ссылка главы администрации МО «......» на наличие проекта районной планировки Архангельской области, утвержденного решением облисполкома № 98 от 19 июля 1985 года, несостоятельна, поскольку указанный проект не соответствует действующему законодательству в сфере градостроительства и земельных отношений, охраны природной среды и объектов культурного наследия, санитарным и противопожарным нормативам, не учитывает современных требований к жилищному строительству, инженерной защите территории от наводнений и других чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и требуют их изменения.
Доказательств, свидетельствующих о проведении главой администрации МО «......» каких-либо мероприятий, направленных на разработку схемы территориального планирования района заинтересованным лицом суду не представлено и в материалах дела таких доказательств не имеется.
Между тем, довод в отзыве на незаконность вмешательства прокуратуры в компетенцию органа местного самоуправления с целью разрешения в судебном порядке вопроса о понуждении данного органа к исполнению его полномочий со ссылкой на ст.ст.10,12 Конституции Российской Федерации, предусматривающих принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную, суд считает несостоятельным.
Согласно ч. 1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют бюджет, устанавливают налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают вопросы местного значения.
Статьей 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в РФ" и п. 14 ч. 1 ст.6 Устава муниципального образования «......» утверждение схемы территориального планирования муниципального района, подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд отнесены к вопросам местного значения.
Таким образом, решение вопроса по подготовке документов территориального планирования органом местного самоуправления отнесено к вопросам местного значения и решается органом местного самоуправления самостоятельно.
В соответствии с требованиями ст. 2, 4, 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка и утверждение документов территориального планирования отнесены к полномочиям органов местного самоуправления районов.
Неисполнение органом местного самоуправления возложенных законом на него обязанностей может создать угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса РФ суды рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Прокурором обжалуется бездействие органа местного самоуправления, связанное с неисполнением возложенной на него обязанности по подготовке к принятию соответствующих актов, следовательно, заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, в целях предупреждения нарушения прав граждан и не может расцениваться как вмешательство в исключительную компетенцию органа местного самоуправления.
С учетом указанного правового регулирования, а также того, что формирование системы территориального планирования, разработка и утверждение схемы территориального планирования являются необходимыми условиями для развития жилищного строительства, отсутствие схемы территориального планирования в МО «......», неисполнение местной администрацией и ее главой возложенных на него законом полномочий по обеспечению подготовки документов территориального планирования муниципального района, нарушает права и законные граждан на доступное жилье и обеспечение комфортных условий проживания в МО «......», а также создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц при осуществлении градостроительной деятельности, обеспечения устойчивого развития территории муниципального района.
При указанных обстоятельствах, суд считает, что заявление прокурора Пинежского района Архангельской области, обратившегося в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в части признания незаконным бездействия администрации муниципального образования «......» Архангельской области и главы указанного органа, выразившегося в неосуществлении мероприятий по подготовке проекта схемы территориального планирования Архангельской области, а также возложении на администрацию муниципального образования «......» Архангельской области и главу указанного органа обязанности в срок до 31 декабря 2012 года обеспечить подготовку проекта схемы территориального планирования Архангельской области и его направление главой администрации в Собрание депутатов муниципального образования «......» подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199,250,258 ГПК РФ,
р е ш и л:
Заявление прокурора Пинежского района Архангельской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие главы и администрации муниципального образования «......» Архангельской области, выразившееся в неосуществлении мероприятий по подготовке проекта схемы территориального планирования Архангельской области.
Обязать администрацию муниципального образования «......» Архангельской области и главу указанного органа местного самоуправления в срок до 31 декабря 2012 года обеспечить подготовку проекта схемы территориального планирования Архангельской области и его направление главой местной администрации в Собрание депутатов муниципального образования «......».
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение 1 месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме 22 февраля 2012 года путём подачи апелляционной жалобы через районный суд.
Судья Самаевская Н.Б.
Решение в законную силу не вступило.