Дело №2-690-2017 КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г.Губаха ДД.ММ.ГГГГ года
Губахинский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи А.Н. Мельникова,
при секретаре Е.В. Карецкой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Синцова <данные изъяты> к администрации городского округа «Город Губаха» о признании бездействия незаконным и обязании изъять жилое помещение путем выкупа,
УСТАНОВИЛ:
Синцов Н.В. обратился в суд с иском к администрации городского округа «Город Губаха», заявив требования о признании незаконным бездействия ответчика в части невыполнения предварительной процедуры, предусмотренной ч.10 ст.32 ЖК РФ; об обязании ответчика принять решение об изъятии земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом № по <адрес>, и изъятии этого жилого дома путем выкупа у собственников жилых помещений; об обязании выкупить принадлежащую истцу квартиру № в этом доме путем заключения соглашения о выкупе и выплатить ему возмещение в размере <данные изъяты> рублей.
В обоснование этих требований истец указал, что указанная квартира со ДД.ММ.ГГГГ года принадлежит ему на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ года, однако с <данные изъяты> года он там не проживает, поскольку капитальный ремонт дома не производился, его стены и крыша стали обрушаться, жить там стало опасно. Дом отключен от коммуникаций в <данные изъяты> году и заключением межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ года признан аварийным и подлежащим сносу, однако не был включен в муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Губахинского городского округа на 2013-2017 годы», и ответчиком не принято решение об изъятии земельного участка под аварийным домом с кадастровым №. В апреле <данные изъяты> года истец обращался к ответчику с просьбой принять решение об изъятии земельного участка с жилым домом, а также о выкупе принадлежащей ему квартиры, в ответ ему была направлена копия заключения межведомственной комиссии, однако никаких решений принято не было. В апреле <данные изъяты> года он обратился в прокуратуру г.Губаха для принятия мер к признанию незаконным бездействия администрации городского округа «Город Губаха» в отношении аварийного дома и земельного участка под ним. Прокуратурой г.Губаха не выявлено нарушений законодательства и разъяснено право на обращение в суд.
В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за третий квартал 2009 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного суда РФ от 25.11.2009 года, указано, что если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ применяются нормы чч. 1 - 3, 5 - 9 ст. 32 ЖК РФ. Бездействие органа местного самоуправления по принятию соответствующих решений, необходимых для соблюдения процедур, перечисленных в ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, является основанием для его обжалования гражданами. До настоящего времени никаких документов собственникам квартир не рассылалось, на сайте администрации городского округа они также не были размещены. Бездействие администрации городского округа «Город Губаха» по принятию решения об изъятии земельного участка и жилого дома для муниципальных нужд нарушает права собственников квартир в доме, поскольку использовать их по прямому назначению нельзя, продать нельзя, и не удается получить от окружной администрации компенсацию за квартиру. Размер возмещения за принадлежащую ему квартиру № в доме № по <адрес>, согласно отчету ГУП «ЦТИ Пермского края» от ДД.ММ.ГГГГ года, составляет <данные изъяты> рублей, эту сумму должен выплатить ему ответчик. За указанный отчет он заплатил, с учетом комиссии банка, <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек. Кроме того, была проведена экспертиза названной оценки, за которую он заплатил, с учетом комиссии банка, <данные изъяты> рублей. Эти расходы должен возместить ему ответчик.
Истец Синцов Н.В. в судебное заседание не явился, доверил представлять свои интересы адвокату Голышевой Е.Р., которая в судебном заседании поддержала заявленные требования по указанным в иске обстоятельствам.
Представитель администрации городского округа «Город Губаха» Иконников А.В. в судебном заседании заявленные требования не признал, мотивируя тем, что требования о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным не подлежат рассмотрению в рамках настоящего дела, поскольку должны разрешаться в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства РФ. Обязанность органа местного самоуправления выкупить жилое помещение, находящееся в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, возникает при соблюдении установленного статьей 32 ЖК РФ порядка. В соответствии с частью 10 статьи 32 ЖК РФ требование о сносе или реконструкции в разумный срок многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, предъявляется межведомственной комиссией ко всем собственникам помещений в указанном доме, соответственно обязанность принять решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный дом, и каждого жилого помещения в указанном доме возникает у органа местного самоуправления при условии, что это требование было получено всеми собственниками, но не исполнено ими в разумный срок. Выкуп жилых помещений в аварийном многоквартирном осуществляется в порядке, предусмотренном частями 1 – 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ. Однако никаких доказательств направления межведомственной комиссией требований о сносе аварийного дома № по ул<адрес> собственникам расположенных в нем помещений, получения этих требований собственниками и отказом собственников от сноса домов истцом не представлено. В соответствии с частью 2 статьи 32 ЖК РФ изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Данный порядок регламентирован главой VII.1 Земельного кодекса РФ и предусматривает процедуру принятия решения об изъятии всех объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию. Администрацией города Губахи до настоящего времени решение об изъятии земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом № по <адрес>, а также решения о сносе дома, и об изъятии жилых помещений в данном доме не приняты. Собственникам требование о сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств не предъявлено. Следовательно, порядок изъятия по ст.32 ЖК РФ не соблюден, что является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. К доводам истца о стоимости объекта недвижимости также стоит отнестись критически, поскольку обозначенная сумма исковых требований многократно превышают фактическую, реальную стоимость жилья, так как дом № по ул<адрес> построен в <данные изъяты> голу и, следовательно, обладает не сегодняшний момент существенным процентом износа. Кроме того, постановлением администрации городского округа «Город Губаха» №132 от 11.02.2015 года «Об утверждении комплекса мер («дорожная карта») по развитию жилищно-коммунального хозяйства городского округа «Город Губаха» прописан механизм действий администрации по дальнейшему использованию многоквартирных домов признанных аварийными и подлежащими сносу, а именно разделом 4 предусмотрено, что дома признанные ветхими и аварийными после 01.01.2012 года будут включены в программу по переселению с октября 2017 годы.
Суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению частично.
Частью 1 статьи 1 Жилищного кодекса РФ установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия для осуществления гражданами права на жилище, его безопасность.
Согласно части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится, в числе прочих, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания (п.8).
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации №47 от 28.01.2006 года утверждено «Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», которым предусмотрены основания для признания жилого помещения непригодным для проживания.
В силу пункта 7 Положения, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях на основании оценки соответствия указанных помещения и дома, установленным в настоящем Положении требованиям.
В соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (ч.1). Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ч.2). Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством (ч.4). Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное (ч.6). По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч.8). Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда (ч.9). Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи (ч.10).
В ходе судебного разбирательства установлено, что заключением межведомственной комиссии от 17.10.2014 года №57 многоквартирный дом № по ул.<адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда не включен, и до настоящего времени администрацией городского округа «Город Губаха» не начато осуществление предусмотренной ст.32 Жилищного кодекса РФ процедуры изъятия для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен указанный многоквартирный дом, а также изъятия путем выкупа у собственников каждого жилого помещения в этом доме, в том числе принадлежащей истцу Синцову Н.В. квартиры №.
Это, кроме объяснений сторон, подтверждается письменными доказательствами.
Из копии свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ года серии <данные изъяты> следует, что Синцов Н.В. со ДД.ММ.ГГГГ года является собственником жилого помещения - квартиры по адресу: <адрес>.
В своем заявлении от ДД.ММ.ГГГГ года в адрес главы Губахинского городского округа Синцов Н.В. просил провести оценку многоквартирного жилого дома № по <адрес> и признать его аварийным и подлежащим сносу, включить указанный дом в адресную программу и внести в нее соответствующие изменения.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ года № администрация городского округа «Город Губаха» направила в адрес истца копию заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ года №.
В заключении № от ДД.ММ.ГГГГ года межведомственной комиссии указано, что многоквартирный дом № по <адрес> является аварийным и подлежит сносу, так как имеются прогрессирующие сквозные трещины в цоколе, искривление горизонтальной линии цоколя, выщелачивание бетона, значительное выпирание грунта, полное нарушение жесткости сруба, поражение гнилью, сквозные трещины, частичное разрушение стен. Конструкция перегородок, перекрытия, кровли, полов, крыльца - разрушена. Дом отключен от всех инженерно-технических коммуникаций.
Эти выводы межведомственной комиссии подтверждаются актом проверки 8 ОНД ГУ МЧС России по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ года, актом санитарно-эпидемиологического обследования Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ года, техническим заключением ГУП «Центр технической инвентаризации» от ДД.ММ.ГГГГ года №.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ года прокуратура г.Губаха сообщила Синцову Н.В. об отсутствии оснований для применения мер прокурорского реагирования по факту бездействии администрации городского округа «Город Губаха» в части принятия решения о выкупе жилых помещений в многоквартирном доме № по <адрес> у собственников, разъяснено право на обращение с иском в суд.
Распоряжением главы администрации городского округа «Город Губаха» от ДД.ММ.ГГГГ года № на управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства» администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края возложена обязанность подготовить и направить заявку в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края для принятия решения о включении многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу после 01.01.2012 года, в региональную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда в период с 2018 по 2023 годы. Конкретные сроки отселения граждан из данных многоквартирных домов в данном распоряжении не указаны. Этим же распоряжением утвержден перечень многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, в который внесен дом № по <адрес>.
Постановлением администрации городского округа «Город Губаха» № от ДД.ММ.ГГГГ года утвержден комплекс мер («дорожная карта») по развитию жилищно-коммунального хозяйства городского округа «Город Губаха», в том числе формирование и актуализация реестра аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 01.01.2012 года, формирование и утверждение адресной программы по переселению граждан из этого аварийного жилья с учетом возможности дополнительного финансирования за счет средств Фонда ЖКХ (пункты 15-17 раздела IV).
На запрос администрации городского округа «Город Губаха» Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края письмом от ДД.ММ.ГГГГ года № сообщило, что разработать региональную адресную программу по расселению многоквартирных домов, признанных аварийными после ДД.ММ.ГГГГ года, планируется до конца 2017 года при определении источников финансирования. Начало реализации программы планируется после ДД.ММ.ГГГГ года.
Из отчета № ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края» от ДД.ММ.ГГГГ года следует, что размер возмещения за жилое помещение по адресу: <адрес>, составляет <данные изъяты> рублей.
Из чека-ордера от ДД.ММ.ГГГГ года №55 следует, что за этот отчет истец заплатил, вместе с комиссией банка, 3646 рублей 20 копеек.
Из экспертного заключения № от ДД.ММ.ГГГГ года Некоммерческого партнерства саморегулируемая организация оценщиков следует, что отчет № ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края» от ДД.ММ.ГГГГ года «Об оценке стоимости размера возмещения за жилое помещение по адресу: <адрес>» соответствует требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности.
Из чека-ордера от ДД.ММ.ГГГГ года № следует, что за это заключение истец заплатил, вместе с комиссией банка, <данные изъяты> рублей.
Из совокупности исследованных доказательств следует, что несмотря на то что заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ года № многоквартирный жилой дом № по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу и не включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, администрацией городского округа «Город Губаха» до настоящего времени не начато осуществление предусмотренной ст.32 ЖК РФ процедуры изъятия для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен указанный многоквартирный дом, а также изъятия путем выкупа у собственников каждого жилого помещения в этом доме, в том числе принадлежащей истцу Синцову Н.В. квартиры №.
Учитывая длительное бездействие администрации муниципального образования, выразившееся в непринятии мер, определенных статьей 32 ЖК РФ, суд признает данное бездействие незаконным, нарушающим жилищные права собственников помещений указанного многоквартирного дома.
Возражения ответчика о том, что требования о признании его бездействия незаконным не подлежат рассмотрению в рамках настоящего дела и должны разрешаться в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства РФ, суд отвергает как основанные на неверном толковании закона, поскольку споры об осуществлении гражданских прав и обязанностей, возникающих из актов (действий или бездействия) органов местного самоуправления, соединенные с требованиями о признании этих актов (действий или бездействия) незаконными, в силу ст.8 ГК РФ и п.1 ч.1 ст.22 ГПК РФ подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства (информационное письмо Верховного Суда РФ от 05.11.2015 года №7-ВС-7105/15).
Таким образом, исковые требования в данной части являются обоснованными, в связи с чем на ответчика следует возложить обязанность устранить эти нарушения путем осуществления предварительной процедуры, предусмотренной статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При разрешении остальных требований суд учитывает разъяснения, содержащиеся в «Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014 года), согласно которым из содержания положений статьи 32 ЖК РФ и разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Таким образом, права собственников жилых помещений в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу определяются положениями статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой обязанность органа местного самоуправления выкупить жилое помещение, находящееся в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, возникает при соблюдении установленного данной статьей порядка.
Между тем, никаких доказательств направления окружной администрацией требований о сносе аварийного дома №11 по ул.Северная г.Губаха собственникам расположенных в нем помещений, получения этих требований собственниками и отказа собственников от сноса дома истцом не представлено, при том что ответчик подтвердил факт своего бездействия в этой части.
Кроме того, в соответствии с частями 6 и 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации размер возмещения за изымаемое жилое помещение, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство муниципального образования уплатить собственнику возмещение за изымаемое жилое помещение. В соответствии с положениями части 9 указанной статьи вопрос о размере возмещения и условиях выкупа подлежит разрешению судом в случае, если между собственником и органом местного самоуправления не достигнуто соглашение по этим вопросам. Между тем, никаких доказательств своего обращения в окружную администрацию по вопросу выкупа жилого помещения истец не представил, поэтому оснований для разрешения судом вопроса о размере возмещения и условиях выкупа не имеется.
Поскольку предварительная процедура, предусмотренная ст.32 ЖК РФ, в данном случае не соблюдена, то основания для принятия органом местного самоуправления решения об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в этом доме путем выкупа отсутствуют.
При таких обстоятельствах исковые требования в части возложения на орган местного самоуправления обязанности принять решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом № по ул.<адрес>, и изъятии этого жилого дома путем выкупа у собственников жилых помещений, об обязании выкупить принадлежащую истцу квартиру № и выплатить ему возмещение в размере <данные изъяты> рублей удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие администрации городского округа «Город Губаха», выразившееся в невыполнения предварительной процедуры, предусмотренной статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации для принятия решения об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом № по <адрес>, и изъятии каждого жилого помещения в указанном доме у собственников путем выкупа.
Обязать администрацию городского округа «Город Губаха» осуществить предварительную процедуру, предусмотренную статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации для принятия решения об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом № по <адрес>, и изъятии путем выкупа у собственников каждого жилого помещения в указанном доме, в том числе принадлежащей Синцову <данные изъяты> квартиры №.
В удовлетворении исковых требований в остальной части – отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: подпись.
Апелляционным определением судебной коллегией по гражданским делам Пермского краевого суда № года от ДД.ММ.ГГГГ года решение Губахинского городского суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края – без удовлетворения.
Судья: подпись.