ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-69003 от 03.06.2019 Соломбальского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

29RS0024-01-2019-000649-83

Дело № 2-690 03 июня 2019 года

г.Архангельск

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Соломбальский районный суд г.Архангельска в составе

председательствующего судьи Уткиной И.В.,

при секретаре Корелине М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по иску ФИО1 к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Северное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» о взыскании невыплаченной заработной платы,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к ФГБУ «Северное УГМС» о взыскании невыплаченной заработной платы. В обоснование заявленных требований указал, что 24.04.2018 заключил с ФГБУ «Северной УГМС» трудовой договор в должности «<данные изъяты>». В соответствии с п. 3.3.1 договора ему устанавливается должностной оклад согласно штатному расписанию с выплатой всех видов процентных надбавок в соответствии с действующим окладом, районный коэффициент 1,2, коэффициент по занимаемой должности 0,01, персональный повышающий коэффициент 0-3, МКР/РКС 50%. Приказом от 28.11.2018 № 5425 он уволен по его инициативе. За период работы с мая по декабрь 2018 года ответчиком в соответствии с действующим законодательством ему начислялись северная надбавка 1,5 и районный коэффициент в размере 20%. Однако указанные коэффициент и надбавка не выплачены в полном объеме. Таким образом, согласно расчету задолженность ответчика за период с мая по декабрь 2018 года составила 294 156,29 руб. Просил суд взыскать с ответчика в его пользу задолженность по заработной плате в части районного коэффициента и северной надбавки за период с мая по декабрь 2018 года включительно в размере 294 156,29 руб.

В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования, просил суд взыскать с ответчика в его пользу задолженность по невыплаченной заработной плате в части районного коэффициента и северной надбавки за период с мая по декабрь 2018 года включительно в сумме 258 635,82 руб. Согласно расчету истца задолженность по заработной плате состоит из не начисленных и не выплаченных районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате на сумму МРОТ, составляющую 6 453,76 руб., – в размере 4 517,63 руб., на сумму надбавки «интенсивность плавсоставу» за июнь, июль, август, сентябрь, ноябрь 2018 года, составляющую 101 500 руб., – в размере 71 050 руб., на сумму премии разовой, составляющую 57 696 руб., – в размере 40 387,2 руб., на сумму коэффициента плавания, составляющую 11 500,39 руб., – в размере 8 050,26 руб., на сумму выплаты взамен суточных, составляющую 82 839,16 руб., – в размере 57 987,41 руб., на сумму компенсации отгульно выходных дней, составляющую 48 013,76 руб., – в размере 33 609,63 руб., на сумму оплаты учебного отпуска, составляющую 26 800,29 руб., – в размере 18 760,14 руб., на сумму компенсации отпуска при увольнении, составляющую 34 676,51 руб. – в размере 24 273,55 руб.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель истца ФИО2 в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал в полном объеме.

Представители ответчика ФИО3, ФИО4 в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований. В обоснование возражений указали, что согласно Определению Верховного суда от 08.08.2016 районный коэффициент и северная надбавка учитываются в составе МРОТ. Таким образом, на МРОТ не должны начисляться районный коэффициент и северная надбавка. Согласно внутреннему локальному нормативному акту учреждения, а именно п. 8.5 приказа № 356 от 15.05.2015 районный коэффициент и северная надбавка не применяются к стимулирующей надбавке за интенсивность и высокие результаты работы. Указанная выплата не входит в систему оплаты труда истца и других работников ответчика, носит поощрительный, разовый и стимулирующий характер. В соответствии с п. 19 приказа от 22.10.1990 № 2 «Об утверждении инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера, в соответствии с действующим нормативными актами» в состав заработка, на который начисляются надбавки, не включаются выплаты, носящие разовый, поощрительный характер. Согласно письму Минтруда России от 23.03.1993 № 517-РБ, письму Минтруда России от 22.07.1999 № 716-7 районный коэффициент не начисляется на материальную помощь, на различного рода компенсации, которые установлены в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, и не относятся к заработной плате, в том числе суточные. ФИО1 выплаты взамен суточных осуществлялись на основе приказа № 438 от 22.06.2012, указанная выплата не входит в систему оплаты труда истца и других работников ФГБУ «Северное УГМС», следовательно, ответчик не должен начислять районный коэффициент и северную надбавку. Коэффициент плавания носит исключительно разовый, поощрительный характер, следовательно, районный коэффициент и северная надбавка на него не начисляются. Ни Трудовым кодексом РФ, ни локальными нормативными актами ответчика начисление указанных надбавок на коэффициент плавания не предусмотрено. Оплата учебного отпуска заработной платой работника не является, она исчисляется из среднего заработка, в который уже вошли районный коэффициент и северная надбавка. Сумма компенсации отгулов исчисляется из среднего заработка, в который уже вошли и районный коэффициент, и северная надбавка. Двойное начисление районного коэффициента и северной надбавки недопустимо.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 37 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Согласно статье 2 Трудового кодекса РФ обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы является одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений в РФ.

В силу статьи 21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на своевременную и в полном объёме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

В соответствии со статьей 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с ТК РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

Согласно части 1 статьи 129 Трудового кодекса РФ заработной платой (оплата труда работника) признается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Частью 1 статьи 135 Трудового кодекса РФ установлено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

В силу части 2 статьи 135 Трудового кодекса РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Судом установлено, что 24.04.2018 между ФИО1 и ФГБУ «Северное УГМС» заключен трудовой договор о выполнении им с 25.04.2018 работы по должности <данные изъяты>

Пунктом 3.3.1 указанного трудового договора установлено, что ему устанавливается должностной оклад согласно штатному расписанию с выплатой всех видов процентных надбавок в соответствии с действующим окладом 5 320 руб. в месяц, р.к. 1,2; коэффициент по занимаемой должности 0,01; персональный повышающий коэффициент 0-3, повышающий коэффициент за выслугу лет, МКС/РКС 50%, персональный повышающий коэффициент, надбавка за интенсивность и высокие результаты работы, надбавка за высокое качество работ – устанавливаются приказом начальника Управления, премия по итогам работы выплачивается в соответствии с Положением о премировании и устанавливается приказом начальника Управления.

24.04.2018 ответчиком издан приказ о приеме ФИО1 с 25.04.2018 в <данные изъяты> с окладом 5 320 руб., повышающим коэффициентом по должности 0,01; персональным повышающим коэффициентом 0,05; районным коэффициентом 1,2; северной надбавкой 50%.

11.12.2018 приказом от 28.11.2018 заключенный с ФИО1 трудовой договор расторгнут по инициативе работника по пункту 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ.

Разрешая вопрос об обоснованности неначисления ответчиком районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате на доплату к заработной плате для увеличения ее размера до минимального размера оплаты труда и взыскании соответствующей задолженности, суд исходит из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 133 Трудового кодекса РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Согласно части 3 статьи 133 Трудового кодекса РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

В силу части 2 статьи 146 Трудового кодекса РФ в повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

В соответствии со статьей 148 Трудового кодекса РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В силу статьи 315 Трудового кодекса РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 07.12.2017 № 38-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан ФИО5, О.Л. Дейдей, ФИО6 и И.Я. Кураш» отметил, что в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (статья 37, часть 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. В противном случае месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в местностях с особыми климатическими условиями, могла бы по своему размеру не отличаться от оплаты труда лиц, работающих в регионах с благоприятным климатом. Таким образом, гарантия повышенной оплаты труда в связи с работой в особых климатических условиях утрачивала бы реальное содержание, превращаясь в фикцию, а право граждан на компенсацию повышенных затрат, обусловленных работой и проживанием в неблагоприятных условиях, оказалось бы нарушенным. Нарушались бы и конституционные принципы равенства и справедливости, из которых вытекает обязанность государства установить такое правовое регулирование в сфере оплаты труда, которое обеспечивает основанную на объективных критериях, включая учет природно-климатических условий осуществления трудовой деятельности, заработную плату всем работающим и не допускает применения одинаковых правил к работникам, находящимся в разном положении. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в ред. Федерального закона от 07.03.2018 № 41-ФЗ) с 01.05.2018 минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 11 163 руб. в месяц.

Таким образом, учитывая позицию Конституционного Суда РФ, месячная заработная плата ФИО1, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не могла быть в мае 2018 года ниже 18 977,1 руб. (11 163 руб. х 1,7).

Из материалов дела следует, что в мае 2018 года ФИО1 отработано 16 дней при норме рабочего времени в мае 2018 года 20 дней.

Минимальный размер оплаты труда за 20 рабочих дней в мае 2018 года должен был составить 18 977,1 руб., за 16 рабочих дней соответственно 15 181,68 руб. (18 977,1 руб. / 20 х 16).

Согласно расчетному листку за май 2018 года ФИО1 с учетом доплаты до минимального размера оплаты труда в размере 6 420,25 руб. была начислена заработная плата в размере 15 181,68 руб.

Суммы доплат за апрель 2018 года в размере 33,51 руб. и май 2018 года в размере 6 420,25 руб., произведенные ответчиком для привидения размеров заработной платы истца за указанные месяцы до минимального размера оплаты труда пропорционально отработанному времени, не включаются в систему оплаты труда, в связи с чем действующее трудовое законодательство не предусматривает обязанность работодателя начислять районный коэффициент и процентную надбавку к заработной плате на указанные доплаты.

На основании изложенного, требование истца о начислении районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате на доплаты до минимального размера оплаты труда за апрель, май 2018 года в размере 6 453,76 руб. является необоснованным, в связи с чем удовлетворению не подлежит.

Разрешая вопрос об обоснованности неначисления ответчиком районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате на стимулирующую надбавку за интенсивность и высокие результаты работы и взыскании соответствующей задолженности, суд исходит из следующего.

Пунктом 19 Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, утвержденной Приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 № 2, установлено, что в состав заработка, на который начисляются надбавки, не включаются выплаты по коэффициентам к заработной плате, единовременному вознаграждению за выслугу лет, вознаграждение по итогам работы за год, выплаты по среднему заработку, материальная помощь, а также выплаты, носящие разовый поощрительный характер и не обусловленные системой оплаты труда.

Решением Верховного Суда РФ от 01.12.2015 № АКПИ15-1253 пункт 19 Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, утвержденной приказом Министерства труда РСФСР от 22 ноября 1990 г. № 2, в части, предусматривающей, что в состав заработка, на который начисляются надбавки, не включаются единовременное вознаграждение за выслугу лет и вознаграждение по итогам работы за год, признан не действующим.

14.12.2011 начальником ФГБУ «Северное УГМС» утверждено Положение об оплате труда работников ФГБУ «Северное УГМС», которое включает в себя должностные оклады работников по профессиональным квалификационным группам, размеры повышающих коэффициентов к должностным окладам, условия осуществления и размеры выплат компенсационного характера в соответствии с утвержденным перечнем видов выплат компенсационного характера, критерии их установления, выплаты стимулирующего характера в соответствии с утвержденным перечнем видов выплат стимулирующего характера, критерии их установления, условия оплаты труда руководителя Учреждения, другие вопросы оплаты труда.

Пунктом 9.1 указанного Положения установлено, что в целях поощрения работников за выполненную работу в учреждении устанавливаются следующие стимулирующие выплаты и премии: стимулирующая надбавка за интенсивность и высокие результаты работы, стимулирующая надбавка за качество выполняемых работ, премия по итогам работы (за месяц, квартал, год).

Приказом начальника ФГБУ «Северное УГМС» от 15.05.2015 № 356 в целях повышения эффективности выполнения работ в рамках Государственного задания, морских экспедиционных работ, совместных научных исследований и обеспечения доставки грузов на труднодоступные станции, достижения положительной оценки работы со стороны потребителей и в связи с интенсивностью и напряженностью работы, усиления мотивации членов экипажей судов и работы экспедиционного состава к добросовестному исполнению трудовых обязанностей, соблюдению трудовой дисциплины, производственной и исполнительской дисциплины, обеспечению безаварийной и бесперебойной работы, качественного технического и санитарного состояния судов экспедиционного флота установлено в период навигации устанавливать плавсоставу НЭС «Михаил Сомов», НИС «Иван Петров», НИС «Профессор Молчанов» и работникам экспедиционного состава, выезжающим для выполнения работ на судах ФГБУ «Северное УГМС» стимулирующую надбавку за интенсивность и высокие результаты работы на период рейсов.

Приложением № 1 к указанному приказу утверждены размеры стимулирующей надбавки за интенсивность и высокие результаты работы членам экипажа НЭС «Михаил Сомов» в период рейса, в числе которых указан матрос 1 класса.

Пунктом 4 указанного приказа на капитанов НЭС «Михаил Сомов», НИС «Иван Петров», НИС «Профессор Молчанов» возложена обязанность перед выходом в рейс судов представлять в ПЭО на рассмотрение и согласование докладные записки с указанием членов экипажа и размера надбавки за весь период рейса. При неукомплектованности штата стимулирующую надбавку за интенсивность и высокие результаты работы устанавливать с учетом исполнения работником обязанностей по вакантным должностям.

Согласно пункту 5 указанного приказа начальнику ПЭО ФГБУ «Северное УГМС» перед выходом судов в рейс необходимо обеспечить подготовку приказов по установлению надбавок за интенсивность и высокие результаты работы членам экипажей судов и работникам экспедиционного состава на период рейса.

Подпунктом 8.1 пункта 8 указанного приказа на главного бухгалтера ФГБУ «Северное УГМС» возложена обязанность обеспечить начисление стимулирующих выплат членам экипажей судов и работникам экспедиционного состава и премиальных выплат на основании приказов, за счет субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание услуг (выполнение работ) и собственных средств учреждения.

Подпунктом 8.2 пункта 8 указанного приказа на главного бухгалтера ФГБУ «Северное УГМС» возложена обязанность не применять к стимулирующей надбавке за интенсивность и высокие результаты работы районный коэффициент и процентную надбавку за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.

В соответствии с пунктом 9 указанного приказа начальнику ПОЭ ФГБУ «Северное УГМС» необходимо ежегодно до начала навигации осуществлять подготовку приказа по установлению стимулирующих выплат работникам плавсостава и работникам экспедиционного состава ФГБУ «Северное УГМС».

Из расчетных листков ФИО1 следует, что на основании приказов и.о. начальника ФГБУ «Северное УГМС» №455 от 25.06.2018, № 621 от 04.09.2018 ежемесячно в период с июня по ноябрь 2018 года ему начислялась и выплачивалась стимулирующая надбавка за интенсивность и высокие результаты работы, однако районный коэффициент и процентная надбавка за работу в местностях, приравненных районам Крайнего Севера, на указанную надбавку не начислялись.

Из анализа Положения об оплате труда работников ФГБУ «Северное УГМС», положений приказа начальника ФГБУ «Северное УГМС» от 15.05.2015 № 356 «О стимулирующих выплатах работникам плавсостава и экспедиционного состава ФГБУ «Северное УГМС» на период рейсов», содержания трудового договора от 24.04.2018, заключенного с ФИО1, предусматривающего установление ему надбавок за интенсивность и высокие результаты работы, расчетных листков истца следует, что надбавка за интенсивность и высокие результаты работы является стимулирующей выплатой, ее выплата носит не разовый, а постоянный, обязательный характер, не зависит от усмотрения работодателя и наличия денежных средств, что свидетельствует о том, что надбавка за интенсивность и высокие результаты работы, выплачиваемая ФИО1, является частью системы оплаты труда, установленной в ФГБУ «Северное УГМС».

Положения же подпункта 8.2 пункта 8 приказа начальника ФГБУ «Северное УГМС» от 15.05.2015 № 356 «О стимулирующих выплатах работникам плавсостава и экспедиционного состава ФГБУ «Северное УГМС» в нарушение части 6 статьи 135 Трудового кодекса РФ ухудшают условия оплаты труда работников ФГБУ «Северное УГМС» по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, поэтому не могут быть приняты во внимание.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что с ответчика в пользу истца подлежит взысканию задолженность по заработной плате, состоящая из не начисленных и не выплаченных районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате на надбавку за интенсивность и высокие результаты работы за июнь 2018 года в размере 5 075 руб. (7 250 руб. надбавка за интенсивность и высокие результаты работы х 20% районный коэффициент + 7 250 руб. надбавка за интенсивность и высокие результаты работы х 50% процентная надбавка к заработной плате), за июль 2018 года в размере 22 330 руб. (31 900 руб. надбавка за интенсивность и высокие результаты работы х 20% районный коэффициент + 31 900 руб. надбавка за интенсивность и высокие результаты работы х 50% процентная надбавка к заработной плате), за август 2018 года в размере 16 240 руб. (23 200 руб. надбавка за интенсивность и высокие результаты работы х 20% районный коэффициент + 23 200 руб. надбавка за интенсивность и высокие результаты работы х 50% процентная надбавка к заработной плате), за сентябрь 2018 года в размере 16 240 руб. (23 200 руб. надбавка за интенсивность и высокие результаты работы х 20% районный коэффициент + 23 200 руб. надбавка за интенсивность и высокие результаты работы х 50% процентная надбавка к заработной плате), за ноябрь 2018 года в размере 11 165 руб. (15 950 руб. надбавка за интенсивность и высокие результаты работы х 20% районный коэффициент + 23 200 руб. надбавка за интенсивность и высокие результаты работы х 50% процентная надбавка к заработной плате), всего в размере 71 050 руб.

Разрешая вопрос об обоснованности неначисления ответчиком районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате на премию разовую и взыскании соответствующей задолженности, суд исходит из следующего.

Пунктом 9.4 Положения об оплате труда работников ФГБУ «Северное УГМС» установлено, что премия по итогам работы выплачивается с целью поощрения работников учреждения (филиала) за общие результаты труда по итогам работы за установленный период. Премирование работников Учреждения производится в соответствии с Положением о премировании работников ФГБУ «Северное УГМС».

19.12.2011 начальником ФГБУ «Северное УГМС» утверждено Положение о премировании работников ФГБУ «Северное УГМС».

Согласно пункту 2.1 настоящим Положением предусматривается текущее и единовременное (разовое) премирование.

Пунктом 5.6 указанного Положения установлено, единовременное (разовое) премирование осуществляется по факту выполнения работы в целом или ее определенного этапа. Основанием издания приказа о единовременном (разовом) премировании является докладная записка руководителя подразделения ФГБУ «Северное УГМС» о выполнении показателей и условий премирования.

В силу пункта 5.8 указанного Положения все виды премий входят в состав заработной платы и включаются в средний заработок во всех случаях, предусмотренных законодательством.

Таким образом, поскольку премия разовая была составной частью выплачиваемой истцу заработной платы, ее размер должен был исчисляться с учетом начисления на нее районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что с ответчика в пользу истца подлежит взысканию задолженность по заработной плате, состоящая из не начисленных и не выплаченных районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате на премию разовую за август 2018 года в размере 17 084, 90 руб. (24 407 руб. премия разовая х 20% районный коэффициент + 24 407 руб. премия разовая х 50% процентная надбавка к заработной плате), за ноябрь 2018 года в размере 23 302,30 руб. (33 289 руб. премия разовая х 20% районный коэффициент + 33 289 руб. премия разовая х 50% процентная надбавка к заработной плате), всего в размере 40 387,20 руб.

Разрешая вопрос об обоснованности неначисления ответчиком районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате на коэффициент плавания и взыскании соответствующей задолженности, суд исходит из следующего.

В соответствии с частью 2 статьи 146, статьей 148 Трудового кодекса РФ труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере; оплата труда на работах в таких местностях производится в порядке и размерах не ниже установленных законами и иными нормативными правовыми актами.

Статьями 315 - 317 ТК РФ для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотрено применение районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, размер которых устанавливается Правительством РФ. Аналогичные нормы предусмотрены статьями 10 и 11 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".

Как следует из пояснений представителя ответчика, в качестве коэффициента плавания в расчетных листках истца указывался размер районного коэффициента, применяемый для оплаты труда истца в тех районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, на территории которых применяются районные коэффициенты иного размера, нежели на территории г. Архангельска. Конкретный размер районного коэффициента указывается работодателем в табеле учета рабочего времени за каждый рабочий день на основании сведений из судового журнала. Работникам оплата труда производится с учетом соответствующего районного коэффициента.

Истцом в судебном заседании возражений, а также доказательств в обоснование соответствующих возражений представлено не было.

Таким образом, суд приходит к выводу, что коэффициент плавания по своей правовой природе является районным коэффициентом, но начисленным в большем размере в зависимости от территории плавания, следовательно, районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате начислению на коэффициент плавания не подлежит, в связи с чем исковые требования в данной части удовлетворению не подлежат.

Разрешая вопрос об обоснованности неначисления ответчиком районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате на оплату учебного отпуска, денежную компенсацию за неиспользованные дни отпуска и взыскании соответствующей задолженности, суд исходит из следующего.

Статьями 173, 173.1, 174, 176 Трудового кодекса РФ, устанавливающими гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с получением образования, на работодателя возложена обязанность по предоставлению дополнительного отпуска с сохранением среднего заработка.

В соответствии с частью 1 статьи 127 Трудового кодекса РФ при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

Пунктом 29 Правил об очередных и дополнительных отпусках, утв. НКТ СССР 30.04.1930 № 169, предусмотрено, что полная компенсация выплачивается в размере среднего заработка за срок полного отпуска. Пропорциональная компенсация выплачивается в следующих размерах: при отпуске в 12 рабочих дней - в размере дневного среднего заработка за каждый месяц работы, подлежащей зачету в срок, дающий право на отпуск; при отпуске в 24 рабочих дня и при месячном отпуске - в размере двухдневного среднего заработка за каждый месяц; при полуторамесячном отпуске - в размере трехдневного, а при двухмесячном отпуске - в размере четырехдневного среднего заработка за каждый месяц.

На основании изложенного, денежная компенсация за все неиспользованные отпуска рассчитывается из среднего заработка работника.

Руководствуясь пунктом 19 Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, утвержденной Приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 № 2, суд приходит к выводу, что начисление районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате на оплату учебного отпуска, денежную компенсацию за неиспользованные дни отпуска как на выплаты по среднему заработку недопустимо, в связи с чем исковые требования в данной части удовлетворению не подлежат.

Разрешая вопрос об обоснованности неначисления ответчиком районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате на выплаты взамен суточных в иностранной валюте и взыскании соответствующей задолженности, суд исходит из следующего.

Распоряжением Правительства РФ от 01.06.1994 № 819-р принято предложение Минтруда России, согласованное с Минфином России и Минтрансом России, об установлении предельных размеров норм выплаты иностранной валюты взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания морского флота российских судоходных компаний для: старшего командного состава - от 12 до 17 долларов США; остального командного состава - от 11 до 14 долларов США; рядового состава - от 8 до 10 долларов США. Указанные выплаты производятся за каждые сутки заграничного плавания независимо от его продолжительности и относятся на эксплуатационные расходы предприятий - судовладельцев. Конкретный размер выплаты иностранной валюты взамен суточных членам экипажей судов устанавливается предприятием - судовладельцем в соответствии с пунктом 1 настоящего распоряжения с учетом классификации и вида флота. Установленные в пункте 1 настоящего распоряжения выплаты иностранной валюты взамен суточных производятся за счет средств предприятий - судовладельцев.

Приказом начальника ФГБУ «Северное УГМС» от 22.06.2012 № 438 установлены с 25.06.2012 нормы выплаты взамен суточных членам экипажей НЭС «Михаил Сомов», НИС «Иван Петров», НИС «Профессор Молчанов», а также работникам экспедиционного состава, выезжающих для выполнения работ на судах ФГБУ «Северное УГМС» в период нахождения за пределами морских границ Российской Федерации.

Пунктом 2.2 указанного приказа на главного бухгалтера ФГБУ «Северное УГМС» возложена обязанность установленные в пункте 1 приказа выплаты взамен суточных в инвалюте производить в рублевом эквиваленте, рассчитанном по курсу инвалюты к рублю, установленному Центральным банком РФ на день прихода судна в порт приписки.

Из расчетных листков истца следует, что в августе и ноябре 2018 году ему начислялись и производились выплаты взамен суточных, на которые районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате не начислялись.

Указанные выплаты связаны с особыми условиями труда членов экипажей судов в период заграничного плавания, которые несут дополнительные затраты в связи с нахождением за пределами Российской Федерации.

Согласно статье 164 Трудового кодекса денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей, признаются компенсациями, которые в систему оплаты труда не входят.

Положением об оплате труда работников ФГБУ «Северное УГМС», трудовым договором, заключенным с ФИО1, выплаты взамен суточных в качестве составных частей заработной платы не предусмотрены.

На основании изложенного учитывая то, что выплаты взамен суточных не включаются в состав заработной платы, суд приходит к выводу, что начисление районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате на них недопустимо, в связи с чем исковые требования в данной части удовлетворению не подлежат.

Разрешая вопрос об обоснованности неначисления ответчиком районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате на компенсацию отгульно выходных дней и взыскании соответствующей задолженности, суд исходит из следующего.

Приказом от 28.11.2018 о прекращении трудового договора, заключенного с ФИО1, установлено выплатить ФИО1 компенсацию 42 неиспользованных отгульно-выходных дней за период навигации с 23.06.2018 по 17.11.2018, из них 33 дня с р.к. 1,7 и 5 дней с р.к. 1,5.

Из представленного ответчиком расчета следует, что размер компенсации отгульно-выходных дней исчислялся из размера оклада истца, умноженного на персональную надбавку и надбавку по должности, а также на районный коэффициент и процентную надбавку к заработной плате.

Таким образом, в сумму начисленной ФИО1 согласно расчетному листку за ноябрь 2018 года компенсации отгульно-выходных дней в размере 48 013,76 руб. уже были включены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате.

Истцом представленный ответчиком расчет размера компенсации отгульно-выходных дней оспорен не был, в связи с чем оснований для возникновения сомнений в правильности и обоснованности указанного расчета суд не усматривает.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования в части взыскания в ответчика задолженности по заработной плате в части районного коэффициента и северной надбавки на компенсацию отгульно выходных дней, удовлетворению не подлежат.

В связи с тем, что при подаче искового заявления истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, на основании статьи 103 Гражданского процессуального кодекса РФ с ответчика в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 3 428,74 руб.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования ФИО1 к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Северное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» о взыскании невыплаченной заработной платы удовлетворить частично.

Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения «Северное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» в пользу ФИО1 задолженность по заработной плате, состоящую из не начисленных и не выплаченных районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате на надбавку за интенсивность и высокие результаты работы за июнь 2018 года, июль 2018 года, август 2018 года, сентябрь 2018 года, ноябрь 2018 года, в сумме 71 050 руб., задолженность по заработной плате, состоящую из не начисленных и не выплаченных районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате на премию разовую за август 2018 года, ноябрь 2018 года, в сумме 40 387,20 руб., всего взыскать 111 437,20 руб.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения «Северное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» государственную пошлину в доход бюджета в сумме 3 428,74 руб.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Соломбальский районный суд г.Архангельска в течение месяца.

Мотивированное решение составлено 10 июня 2019 года.

Судья И.В. Уткина