ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-690/2016 от 15.08.2016 Ефремовского районного суда (Тульская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 августа 2016г. г. Ефремов Тульской области

Ефремовский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего судьи Тимофеевой Т.Н.,

при секретаре Некрасовой К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело г. по иску ФИО1 к Администрации муниципального образования город Ефремов, Министерству финансов Тульской области, Министерству труда и социальной защиты Тульской области о признании права на получение мер социальной поддержки,

у с т а н о в и л :

истец обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования город Ефремов о возложении на ответчика обязанности предоставить ему единовременную социальную выплату для приобретения или строительство жилого помещения за счет средств федерального бюджета.

В дальнейшем истец свои требования уточнил и дополнил, просил восстановить его право на получение меры социальной поддержки в виде предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения, возложить на Министерство финансов Тульской области предоставить ему единовременную социальную выплату для приобретения жилого помещения.

В обоснование заявленных требований истец указал, и в ходе судебного заседания пояснил, что он является <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ. и ветераном боевых действий.

В соответствии с законом «О ветеранах» он имеет право на получение жилья в первоочередном порядке.

ДД.ММ.ГГГГ. он подал в администрацию г. Ефремова заявление на постановку на учет на получение жилой площади, постановлением Главы администрации МО г. Ефремова и Ефремовского района от ДД.ММ.ГГГГ. он включен в общую очередь на получение жилья за .

В дальнейшем, в ДД.ММ.ГГГГ. в соответствии с постановлениями администрации Тульской области и Правительства РФ он был включен в очередь на получение меры социальной поддержки за счет субвенции из федерального бюджета на получение жилого помещения как ветеран вставший на очередь до ДД.ММ.ГГГГ.

Он неоднократно обращался в администрацию МО г. Ефремов целью узнать номер своей очередности, движение очереди. В ДД.ММ.ГГГГ. администрация устно сообщила ему, что он стоит в очереди под . В ДД.ММ.ГГГГ. администрация сообщила ему, что он стоит в общеобластной очереди, данных у них не имеется.

В ДД.ММ.ГГГГ. он обратился в Ефремовскую межрайонную прокуратуру, которая сообщила ему, что по результатам проверки выявлен ряд нарушений действующего законодательства и нарушение его прав.

После этого администрацию МО г. Ефремов сообщила ему, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. он стоит в общеобластной очереди на получение меры социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения за счет субвенции из федерального бюджета под , всего в очереди стоит <данные изъяты> человек.

Он до настоящего времени проживает в общежитии профучилища г. Ефремова, занимает там комнату по договору аренды. В настоящее время администрация профучилища не продлила этот договор на ДД.ММ.ГГГГ. и ставит вопрос о его выселении. Иного жилого помещения у него нет. Ему известно, что некоторые лица, стоящие в очереди после него, получили субвенцию вне очереди, что свидетельствует о нарушении его прав со стороны администрации МО г. Ефремов. По программе Администрации г. Ефремова об обеспечении жильем населения Ефремовского района в ДД.ММ.ГГГГ. должны предоставить денежные средства 13-ти человекам, т.е. он в любом случае должен был получить денежные средства за счет субвенции из федерального бюджета, однако, ему они не была предоставлены.

Кроме того, он считает, что, если у Министерства финансов области не хватает денежных средств для предоставления единовременной денежной выплаты таким категориям граждан как ветераны и семьи инвалидов, то оно вправе в порядке бюджетного регулирования использовать на эти цели средства из других разделов программ обеспечения жильем, например, из средств программы помощи молодым семьям и т.п.

В судебном заседании на удовлетворении своих требований настаивал.

Представитель ответчика – Администрации муниципального образования г. Ефремов ФИО2 иск не признала. По существу иска пояснила, что они не оспаривают тот факт, что истец является ветераном боевых действий и на него распространяется действие закона «О ветеранах», согласно которому он имеет право на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилья за счет субвенции из федерального бюджета, и это право администрация не оспаривает. Истец был поставлен на учет на улучшение жилищных условий ДД.ММ.ГГГГ., т.е. до ДД.ММ.ГГГГ. Согласно Положению о форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий жителей Тульской области (постановление правительства Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ. ) эти меры социальной поддержки предоставляются в порядке очередности, которая формируется в хронологическом порядке по дате постановке на учет в органах местного самоуправления. Данные о постановке граждан на учет передаются администрацией в Министерство труда и социальной защиты Тульской области, где формируется общая областная очередь. Денежные средства, предусмотренные федеральным бюджетом на эти цели, распределяются Министерством в порядке очередности гражданам, стоящим в общеобластной очереди, и перечисляются через Министерство финансов Тульской области в муниципальные образования для выплаты при приобретения жилья этими очередниками.

На ДД.ММ.ГГГГ. по списку Ефремовского района истец был в очереди шестым, поскольку впереди него стояли лица, обратившиеся за предоставлением мер соцподдержки раньше его. Данные лица имели право быть включенными в эту очередь по иным основаниям - как инвалиды или семьи, имеющие детей инвалидов. Истец, как ветеран боевых действий, первый в этой очереди. В общеобластной очереди истец стоит по . Действительно, планировалось, что в ДД.ММ.ГГГГ. будет обеспечено приобретение жилья за счет субвенции из средств федерального бюджета 13 очередникам, однако в ДД.ММ.ГГГГг. средства из федерального бюджета по этой программе не выделялись. В ДД.ММ.ГГГГ. Ефремовскому району были выделены из федерального бюджета денежные средства на приобретение жилья лишь для одного человека. Первой по очереди значилась ФИО5<данные изъяты>, дата постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ. Однако при проверке данных ФИО5, было установлено, что у нее в настоящее время имеется жилье на праве собственности, ввиду чего эти средства были переданы второй по очереди -ФИО6<данные изъяты>, дата постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, истец в настоящее время стоит в очереди в Ефремовском районе четвертым. Денежные средства получаемы из федерального бюджета в качестве субвенций будут предоставлены ему в порядке очередности. Учитывая, что Администрация МО г.Ефремов не нарушала прав истца, просила в иске к ним отказать.

Представитель Министерства труда и социальной защиты Тульской области ФИО7 в судебное заседание не явилась, извещена о слушании дела надлежащим образом. Ранее в судебном заседании иск не признала и пояснила, что списки граждан, имеющих право на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилья за счет субвенции из федерального бюджета в министерство подают администрации районов области. Они в свою очередь, составляют общий сводный список всех лиц, которые имеют право на получение субвенции. Этот список составляется по хронологии подачи этими лицами заявлений, с момента постановки на учет в администрации районов. По общему сводному списку на ДД.ММ.ГГГГ по Тульской области истец стоит под , всего очередников <данные изъяты> человек. Когда поступают денежные средства из федерального бюджета, они поступают в Министерство финансов области, а они распределяют эти средства по сводному списку, не по районам, а конкретному лицу в хронологическом порядке. Лица, которые находятся по сводному списку перед истцом, встали на учет в качестве нуждающихся в жилом помещение ранее истца. Очередь в сводном списке, сдвигается за счет того, что кто-то из очередников получает субвенцию или кто-то из списка выбывает в связи со смертью или снят с очереди.

В ДД.ММ.ГГГГ году были выделены средства по программе обеспечения жильем в сумме <данные изъяты> руб., или для <данные изъяты> очередников. Единовременная денежная выплата за счет субвенции из федерального бюджета предоставляются согласно Положению о форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий жителей Тульской области, утвержденному постановлением правительства Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ. Первоначально получают меру социальной поддержки инвалиды ВОВ, а потом все остальные в хронологическом порядке. Молодые и малообеспеченные семьи, в этот сводный список не входят. В действиях Администрации Ефремовского района нарушений в постановке граждан на учет Министерство не усматривает. Считает, что в действиях министерства так же нарушений не имеется, просит в иске отказать.

Представитель ответчика - Министерства финансов Тульской области ФИО8: в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом. Ранее в судебном заседании иск не признала, пояснив, что министерство является ненадлежащим ответчиком, поскольку никаких правоотношений с истцом не имеет. Деньги в минфин поступают из федерального бюджета и распределяются по местным программам. Списки лиц, имеющих право на получение денег из федерального бюджета, формируются Министерством труда и социальной защиты. Средства перечисляются на счета Администраций МО для оплаты в приобретении жилья для этих лиц. Просит в иске к Минфину отказать.

Представитель третьего лица – Правительства Тульской области в судебное заседание не явился, извещен о слушании дела надлежащим образом, просил рассмотреть дело в их отсутствие.

Заслушав истца, представителя ответчика, свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п.3 ч..1 ст.16 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" в редакции от 06.05.2003г. ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в п.п. 1 - 4 п. 1 ст. 3 настоящего Федерального закона, предоставляется мера социальной поддержки в виде первоочередного бесплатного предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов нуждающимся в улучшении жилищных условий;

В соответствии с редакцией указанной нормы от 29.12.2004 мера социальной поддержки ветеранам боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, предоставляется в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета, которое осуществляется в соответствии с положениями ст.23.2 настоящего Федерального закона.

Согласно ст.23.2 закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1.01.2005г. (в ред. от 29.06.2009 и 21.12.2009).

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в п.1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (в ред. от 07.05.2013)

Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 кв. м. и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по субъекту РФ, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ. Согласно приказу Минстроя России от 16.06.2016 N 419/пр в III квартале 2016г. стоимость 1 кв.м. составляет 37208руб.

Судом установлено, что согласно справке Объединенного военного комиссариата г.Ефремова от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 принимал участие в боевых действиях на территории СКР.

Постановлением Главы администрации муниципального образования «Город Ефремов и Ефремовский район Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 и три члена его семьи поставлены на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий в связи с проживанием в общежитии в общую очередь за .

Удостоверением серии от ДД.ММ.ГГГГ. подтверждено, что ФИО1 является ветераном боевых действий и имеет право на льготы согласно п.1 ст.16 ФЗ «О ветеранах».

Как следует из заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ., он обратился в орган местного самоуправления с заявлением о включении его в список на приобретение жилья за счет субвенций из федерального бюджета.

Данные обстоятельства, правомерность постановки истца на учет в соответствии с действующим на моменты обращения законодательством, как и право истца на получение мер социальной поддержки как ветерана боевых действий, вставшего на учет на улучшение жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ., за счет предусмотренной законом субвенции на приобретение жилья, ответчики не оспаривают, оснований сомневаться в наличии у истца такого права у суда так же не имеется.

Рассматривая доводы истца о нарушении в отношении него Администрацией муниципального образования г. Ефремов ее же Программы по обеспечению жильем в ДД.ММ.ГГГГ., согласно которой он должен быть обеспечен денежными средствами за счет субвенций из федерального бюджета в числе 13 человек, включенных в программу, суд исходит из следующего.

Согласно ст. 1, ч.2 ст.3 Закона Тульской области от 03.12.2010 N 1516- "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем отдельных категорий жителей Тульской области" органы местного самоуправления городских округов (…город Ефремов…) наделяются государственными полномочиями по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1.01.2005г. (далее - отдельные категории ветеранов);

Органы местного самоуправления обязаны осуществлять государственные полномочия надлежащим образом в соответствии с действующим законодательством; обеспечивать целевое и эффективное использование выделенных на осуществление государственных полномочий материальных ресурсов и финансовых средств;

Согласно ст. ст.6, 10 Закона финансирование расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления государственных полномочий, осуществляется за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, бюджета области, передаваемых местным бюджетам из бюджета области.

Органы местного самоуправления, должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее осуществление государственных полномочий в соответствии с действующим законодательством и в той мере, в какой указанные полномочия были обеспечены соответствующими органами государственной власти области материальными ресурсами и финансовыми средствами.

В исполнение требований данного закона постановлением Администрации муниципального образования Ефремовский район Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ. утверждена Муниципальная программа «Обеспечение качественным жильем населения Ефремовского района на ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно данной программе предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем граждан в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в РФ", в количестве 13-ти человек.

Постановлением Администрации муниципального образования г.Ефремов от ДД.ММ.ГГГГ. в данную программу внесены изменения, согласно которым планируется улучшение жилищных условий только 3-м лицам этих категорий, по одному в ДД.ММ.ГГГГ.

Как пояснил председатель комитета по жизнеобеспечению Администрации МО г. Ефремов ФИО9, цифры, заложенные в ДД.ММ.ГГГГ году в программу администрации, были основаны на предыдущих показателях работы и являлись плановыми показателями по расходованию средств поступающих из федерального бюджета на улучшение жилищных условий указанных категорий граждан. Однако, достичь данных результатов не представилось возможным ввиду того, что бюджетные поступления из федерального бюджета были снижены, и часть этих денежных средств была направлена на улучшение жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны. Денежные средства для указанных целей поступают из федерального бюджета целевым направлением для предоставления их конкретным гражданам, стоящим в общеобластной очереди. При этом администрация до получения этих средств проводит проверку и предоставляет материалы проверки в Министерство труда и социальной защиты области о наличии на момент предоставления средств всех необходимых условий, в частности, в том числе, отсутствие у гражданина жилья на праве собственности. Только тогда эти средства перечисляются в адрес администрации, и администрация производит оплату по договору покупки жилья, который заключает гражданин. Расходование целевых средств федерального бюджета не по назначению влечет применение мер ответственности к должностным лицам.

Согласно письму Министерства финансов Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ. в Ефремовский район в период ДД.ММ.ГГГГ. были направлены из федерального бюджета средства достаточные для приобретения жилья семи человекам.

Согласно информации Администрации МО г. Ефремов о приобретении жилья в ДД.ММ.ГГГГ. жилье было приобретено для 7-ми человек (л.д. 179-180), в ДД.ММ.ГГГГ.г. жилье не приобреталось (л.д.181).

Таким образом, оснований полагать, что Администрацией муниципального образования г. Ефремов допущены нарушения действующего законодательства в этой части не имеется.

Кроме того, в соответствии со ст.23.2 федерального закона «О ветеранах» постановлением правительства Тульской области от 07.08.2006г. N 387 утверждено «Временное положения о форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий», которым определен порядок учета лиц, вышеуказанных категорий и порядок выделения им субвенций за счет средств федерального бюджета.

Этот же порядок закреплен и в ныне действующем «Положении о форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий жителей Тульской области», утвержденном постановлением правительства Тульской области от 17.11.2011 N 167 (ред. от 28.12.2015)"

Согласно п.п.10-14 Положения на основании заявления и документов, предоставленных заявителем, орган местного самоуправления муниципального района составляет списки отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до 1.01.2005г. и имеющих право на обеспечение жильем в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в РФ"; ветеранов Великой Отечественной войны, признанных нуждающимися в жилом помещении и имеющих право на обеспечение жильем в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" и Указом Президента РФ от 7.05.2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов".

Списки граждан формируются в той же хронологической последовательности, в какой граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в органе местного самоуправления по месту их жительства.

Ежемесячно до 25 числа орган местного самоуправления муниципального района представляет в министерство труда и социальной защиты населения Тульской области эти списки граждан.

Министерство на основании представленных списков граждан формирует сводные списки отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до 01.01.2005 г. и имеющих право на обеспечение жильем в соответствии с указанными законами (далее - сводные списки).

Сводные списки формируются в той же хронологической последовательности, в какой граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органе местного самоуправления по месту жительства.

Из сообщения Администрации муниципального образования г. Ефремов от ДД.ММ.ГГГГ. и сообщения Министерства труда и социальной защиты Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 стоит в общей областной очереди на получение меры социальной поддержки за счет субвенции из федерального бюджета за , всего в очереди стоят <данные изъяты> человека, подавшие заявление до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с данными Министерства труда и социальной защиты от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.177) и ДД.ММ.ГГГГ. в ДД.ММ.ГГГГ. из федерального бюджета на цели улучшения жилищных условий граждан стоящих в областной очереди поступило <данные изъяты> млн. руб., что позволит обеспечить жилыми помещениями 53 человека. Размер единовременной социальной выплаты для ветеранов и инвалидов составляет <данные изъяты>. В число лиц, которым предоставляются субсидии включен 1 человек из г. Ефремова.

Как следует из списка ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов по г. Ефремову на ДД.ММ.ГГГГ. в нем значится пять человек, из которых четыре встали на очередь до ДД.ММ.ГГГГ ранее истца. С учетом пояснений представителя ответчика, учитывая, что первая по очереди инвалид ФИО5 на момент выделения единовременной социальной выплаты за счет субвенции имеет жилье на праве собственности, денежные средства переданы для приобретения жилья ФИО6, ввиду чего очередь истца по списку Ефремовского района - .

Данные факты истец не оспорил. Сообщение истца о том, что некоторые лица получили средства вне очереди, суд не может признать за достоверное, поскольку истец не назвал суду фамилии и адреса данных лиц. Иной информации о таких лицах у суда не имеется.

Таким образом, суд не усматривает в действиях ответчиков нарушений, повлекших ущемление прав истца на получение мер социальной поддержки. Суд не может так же согласиться с доводами истца о том, что прокурорской проверкой установлены нарушения Администрацией муниципального образования г. Ефремов порядка учета граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки, что повлекло нарушение его права на получение единовременной социальной выплаты. Как следует из Представления Ефремовского межрайпрокурора в адрес Администрации муниципального образования г. Ефремов от ДД.ММ.ГГГГ. нарушения, допущенные администрацией, заключаются в том, что последняя не сообщала ФИО1 о движении очереди и номере его очередности. Данное нарушение может быть расценено как нарушение права истца на получение информации, но не может повлечь нарушение его права на получение единовременной социальной выплаты за счет субвенции из федерального бюджета в порядке установленной очередности, поскольку не влияет на очередность ее предоставления.

Доводы истца, что ответчики могут в порядке бюджетного регулирования использовать средства федерального бюджета, выделенные на реализацию других программ, суд так же полагает неубедительными, поскольку в силу ст. ст. 306.1, 306.4 Бюджетного кодекса РФ нецелевое использование бюджетных средств является 6юджетным нарушением, влекущим установленную законом ответственность должностных лиц.

Руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

в удовлетворении иска ФИО1 к Администрации муниципального образования город Ефремов, Министерству финансов Тульской области, Министерству труда и социальной защиты Тульской области о признании права на получение мер социальной поддержки в виде единовременной социальной выплаты на приобретение жилья за счет субвенции из федерального бюджета, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тульский областной суд через Ефремовский районный суд Тульской области в течение 1 месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Тимофеева Т.Н.