№2-690/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 апреля 2021 года г.Волгоград
Краснооктябрьский районный суд города Волгограда в составе
председательствующего судьи Рожковой Е.Е.,
при секретаре судебного заседания Карандашовой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Волгограде гражданское дело по иску и.о. Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора, в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, к Комитету природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области о взыскании суммы,
УСТАНОВИЛ:
Истец и.о. Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора, в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Комитету природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области, ГКУ Волгоградской области «Дирекция водохозяйственного строительства» о взыскании суммы.
В обоснование иска указано, что Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании поручения Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой и Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 15 декабря 2020 проведена проверка по доводам обращения Председателя Счётной палаты Российской Федерации (далее- СП РФ), по итогу которой установлены нарушения бюджетного законодательства при исполнении комплекса мероприятий по оздоровлению реки Волга в рамках национального проекта «Экология».
Так, Администрацией Волгоградской области в соответствии с федеральными законами от 5 декабря 2017 № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» (с изменениями), от 29 ноября 2018 № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (с изменениями), от 2 декабря 2019 № 380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» из федерального бюджета предоставлены межбюджетные трансферты на реализацию 22 мероприятий приоритетного проекта «Сохранение и предотвращение загрязнения реки Волги» и федерального проекта «Оздоровление Волги» национального проекта «Экология».
В ведении Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области (далее- Комитет) находится государственное казенное учреждение Волгоградской области «Дирекция водохозяйственного строительства» (далее – ГКУ ВО «ДВС»), которое создано с целью осуществления полномочий и функций государственного заказчика и застройщика при реализации мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод, реализация которых предусмотрена в рамках государственной программы Волгоградской области в области использования и охраны водных объектов, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счёт средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Переданные полномочия также закреплены пунктами 2.1 и 2.2 Устава ГКУ ВО «ДВС», утвержденного приказом Облкомприроды от 4 марта 2015 № 156.
Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования на реализацию вышеуказанных мероприятий доведены Комитетом на лицевой счет получателя бюджетных средств - ГКУ ВО «ДВС».
Между тем, при проведении проверки СП РФ установлено, что в нарушение части 1 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункта 2 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 № 468), согласно которым строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, Комитетом предоставлены, а ГКУ ВО «ДВС» использованы средства федерального бюджета в виде субсидий и субвенций в объеме 8 586 400 рублей на осуществление строительного контроля за выполнением работ при проведении мероприятий по расчистке и экологической реабилитации 15 водных объектов, которые в соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации не являются объектами капитального строительства, в связи с чем строительный контроль за выполнением работ на них не проводится.
Кроме того, Комитетом предоставлены, а ГКУ ВО «ДВС» использованы средства федерального бюджета в виде субсидий в объеме 3 200 100 рублей на осуществление строительного контроля за выполнением работ по строительству (реконструкции) четырех объектов капитального строительства.
В нарушение пункта 2 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пункта 1.1 Устава ГКУ ВО «ДВС», согласно которым финансовое обеспечение деятельности ГКУ ВО «ДВС» осуществляется из регионального бюджета, Комитетом в целях дополнительного финансирования деятельности ГКУ ВО «ДВС» за счет субсидий и субвенций в 2017 - 2020 годах изданы приказы об утверждении Порядка расходования и учета средств бюджета Волгоградской области, направляемых на осуществление строительного контроля при реализации объектов государственной программы Волгоградской области «Использование и охрана водных объектов, предотвращение негативного воздействия вод на территории Волгоградской области», согласно которому финансовое обеспечение строительного контроля ГКУ ВО «ДВС» осуществляется за счет средств областного бюджета с привлечением средств федерального бюджета.
Согласно данному Порядку средства, предусмотренные на осуществление строительного контроля, ГСУ ВО «ДВС» могут направляться на заработную плату и прочие выплаты (иные выплаты персоналу), начисления на выплаты по оплате труда, услуги связи, транспортные услуги, арендную плату за пользование имуществом, работы, услуги по содержанию имущества, прочие работы, услуги, включая услуги специализированных лабораторий, прочие расходы (уплата налогов, сборов и иных платежей), увеличение стоимости основных средств, увеличение стоимости материальных запасов, то есть в том числе на цели, не связанные с осуществлением строительного контроля.
На основании указанного Порядка Комитетом природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области с ГКУ ВО «ДВС» заключены договоры на осуществление функций строительного контроля, согласно которым (пункт 2.5) источником финансового обеспечения строительного контроля являются как средства бюджета Волгоградской области, так и средства федерального бюджета.
Вместе с тем фактически за счет средств, предоставленных Облкомприроды на проведение строительного контроля, ГКУ ВО «ДВС» оплачены иные расходы в объеме 11 786 500 рублей, в том числе на содержание ГКУ ВО «ДВС»: на выплаты персоналу, в том числе незадействованному в реализации мероприятий по строительному контролю (заработная плата, отпускные, удержание НДФЛ с заработной платы, оплата больничных листов и отчисление взносов с заработной платы во внебюджетные фонды, пособия по временной нетрудоспособности, по уходу за ребенком до 1,5 лет, на погребение), аренду офисных помещений, приобретение офисной мебели, услуги по уборке помещения, по проведению специальной оценки условий труда, работ по системному администрированию вычислительной сети и техническому обслуживанию оргтехники (включая уплату НДФЛ и отчисления взносов во внебюджетные фонды), покупку автомобиля УАЗ Patriot, программное обеспечение, информационно-техническое сопровождение программных продуктов, канцтовары, расходные материалы (тонеры, картриджи и пр.), почтовые услуги, оплату баннеров, бланков путевых листов, а также на выполнение топографо-геодезических работ на объекте и лабораторных исследований физико-механических характеристик конструкций и строительных материалов.
В нарушение пунктов 4.2 и 4.4 свода правил СП 246.1325800.2016 «Положение об авторском надзоре за строительством зданий и сооружений» (утвержден приказом Минстроя России от 19 февраля 2016 г. № 98/пр), согласно которым авторский надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области довел до ГКУ ВО «ДВС» предельные объемы финансирования, бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств, в числе которых учтены средства федерального бюджета в объеме 745,1 тыс. рублей, перечисленные Росводресурсами в виде субсидий и субвенций на заключение ГКУ ВО «ДВС» договоров на осуществление авторского надзора за выполнением работ при проведении мероприятий по расчистке и экологической реабилитации природных водных объектов, которые в соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации не являются объектами капитального строительства, в связи с чем авторский надзор за выполнением работ на них не проводится.
Вместе с тем субвенции на мероприятия по расчистке водных объектов и субсидии на мероприятия по экологической реабилитации водных объектов, за счет которых ГКУ ВО «ДВС» оплачивались услуги АО «Волговодпроект» по осуществлению авторского надзора, перечислялись Росводресурсами в бюджет Волгоградской области по видам расходов 530 «Субвенции» и 523 «Консолидированные субсидии», а в бюджете Волгоградской области отражались по виду расходов 244, не предусматривающему возможность их использования на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства, включая оплату услуг авторского надзора.
Таким образом, в рамках проверки установлено, что субсидии и субвенции на реализацию мероприятий по расчистке, экологической реабилитации природных водных объектов и строительству (реконструкции) водопропускных сооружений в общем объеме 12 531 600 рублей Комитетом природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области предоставлены, а ГКУ ВО «ДВС» использованы на осуществление последним строительного контроля за проведением работ по экологической реабилитации и расчистке природных водных объектов, строительству (реконструкции) водопропускных сооружений, а также авторского надзора за выполнением работ по экологической реабилитации и расчистке природных водных объектов, то есть на цели, не предусмотренные пунктом 1.2 соглашений о предоставлении субсидии бюджету субъекта Российской Федерации из федерального бюджета от 12 февраля 2018 г. № 052-09-2018-051 (с дополнениями) и от 14 февраля 2019 г. № 052-09-2019- 076 (с дополнениями), заключенных Росводресурсами с Администрацией Волгоградской области, что свидетельствует о нецелевом расходовании средств федерального бюджета.
Пунктами 6.1.1. соглашений № 052-09-2018-051 и № 052-09-2019-076 предусмотрено, что уполномоченным органом исполнительной власти субъекта, осуществляющим взаимодействие с Росводресурсами и на которого возложены функции и ответственность за исполнение соглашений является Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области.
Комитетом природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области с ГКУ ВО «ДВС» в 2018-2020 гг. был заключен 31 контракт на осуществление строительного контроля и авторского надзора, которые подписывались председателем Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области Сазоновым В.Е.
Таким образом, действиями должностных лиц из числа руководства Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области и Государственного казенного учреждения «Дирекция водохозяйственного строительства», обладающих административными и организационно-распорядительными полномочиями, допущено нецелевое расходование бюджетных средств в общем объеме 12 531 600 рублей (двенадцать миллионов пятьсот тридцать одна тысяча шестьсот рублей).
Изложенные обстоятельства подтверждаются актом Счетной палаты Российской Федерации по результатам совместного контрольного мероприятия от 17.09.2020 № км-237/10-01 «Аудит результативности комплекса мероприятий по оздоровлению реки Волги, реализованных в 2017 — 2019 годах и истекшем периоде 2020 года, и их влияния на решение задач Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204», актом Счетной палаты Российской Федерации по результатам совместного контрольного мероприятия от 30.08.2020 № км-202/10-03 «Аудит результативности комплекса мероприятий по оздоровлению реки Волги, реализованных в 2017 — 2019 годах и истекшем периоде 2020 года, и их влияния на решение задач Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204».
С учетом уточненных требований, просит суд: взыскать с Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области в федеральный бюджет Российской Федерации сумму 12 531 600 рублей, полученных на реализацию мероприятий приоритетного проекта «Сохранение и предотвращение загрязнения реки Волги» и федерального проекта «Оздоровление Волги» национального проекта «Экология» в виде субсидий на основании соглашений о предоставлении субсидий бюджету субъекта Российской Федерации из федерального бюджета от 12 февраля 2018г. №052-09-2018-051 (с дополнениями), от 14 февраля 2019г. №052-09-2019-076 (с дополнениями) и субвенций на основании перечней мероприятий, согласованных Росводресурсами на 2018 год – 24 сентября 2018 года, на 2019 год – 4 октября 2019 года, на 2020 год – 30 января 2020 года.
Представитель истца Прокофьева Ю.Ю. в судебном заседании поддержала заявленные требования о взыскании с Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области в федеральный бюджет Российской Федерации суммы 12 531 600 рублей.
Представители ответчика Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области Котоман С.М., Петров В.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, представили письменный отзыв.
Представитель ГКУ Волгоградской области «Дирекция водохозяйственного строительства» Лавриненко А.И. возражал против удовлетворения иска, представил письменный отзыв.
Представитель третьего лица Управления Федерального казначейства Волгоградской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.
Представитель третьего лица Контрольно-счетной палаты Волгоградской области Сыроваров А.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска.
Представитель третьего лица Федерального агентства водных ресурсов в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.
Представитель третьего лица Комитета финансов Волгоградской области Земцова С.М., в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, представила письменные возражения.
Представитель третьего лица Счетная палата Российской Федерации в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил письменные пояснения.
Представитель третьего лица Министерства финансов РФ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.
Определением Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда производство по иску прокурора в части требований к ГКУ Волгоградской области «Дирекция водохозяйственного строительства» о взыскании суммы – прекращено в связи с отказом истца от иска.
Суд, выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 219 БК РФ исполнение бюджета по расходам осуществляется в порядке, установленном соответствующим финансовым органом, с соблюдением требований Бюджетного кодекса.
В соответствии с ч. 3 ст. 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах, доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Согласно п. 5 ст. 219 БК РФ оплата денежных обязательств (за исключением денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам) осуществляется в пределах доведенных до получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств.
В свою очередь, согласно ст. 6 Бюджетного кодекса лимит бюджетных обязательств представляет собой объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).
Статьей 69.1 БК РФ определено, что к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся ассигнования на обеспечение выполнения функций казенных учреждений, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг (выполнению работ) физическим и (или) юридическим лицам.
В соответствии со ст. 161 БК РФ Казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.
Часть 2 настоящей статьи гласит, что финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
Кроме того, ст. 123.22 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Судом установлено, что на основании пунктов 2.5.0.2, 2.5.0.2.21 Плана работы Счетной палаты Российской Федерации на 2020 год, Счетной палатой Российской Федерации было проведено совместное контрольное мероприятие «Аудит результативности комплекса мероприятий по оздоровлению реки Волги, реализованных в 2017 - 2019 годах и истекшем периоде 2020 года, и их влияния на решение задач Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204» в отношении Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области (камерально) и государственного казенного учреждения Волгоградской области «Дирекция водохозяйственного строительства» (камерально) (далее - контрольное мероприятие).
По результатам контрольного мероприятия установлено, что между Федеральным агентством водных ресурсов и Администрацией Волгоградской области заключено Соглашение о предоставлении субсидии бюджету субъекта Российской Федерации из федерального бюджета от 12.02.2018 № 052-09-2018-051 (с учетом дополнительного соглашения к нему от 19.12.2018 № 052-09-2018-051/1), предметом которого являлось предоставление из федерального бюджета в 2018 году бюджету Волгоградской области субсидии на мероприятия в области использования и охраны водных объектов федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах». Согласно пункту 2.2 указанного Соглашения общий размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету Волгоградской области, составлял в 2018 году не более 128 011 200 рублей.
Также установлено, что между Федеральным агентством водных ресурсов и Администрацией Волгоградской области заключено Соглашение о предоставлении субсидии бюджету субъекта Российской Федерации из федерального бюджета от 14.02.2019 № 052-09-2019-076 (с учетом дополнительных соглашений от 24.03.2019 № 052-09-2019-076/1, от 05.09.2019 № 052-09-2019-076/2, от 23.12.2019 № 052-09-2019-076/3, от 07.02.2020 № 052-09-2019-076/4), предметом которого являлось предоставление из федерального бюджета в 2019-2022 годах бюджету Волгоградской области субсидии на обеспечение устойчивого функционирования водохозяйственного комплекса Нижней Волги. Согласно пункту 2.2 указанного Соглашения общий размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету Волгоградской области, составлял в 2019 году не более 380 183 300 рублей, в 2020 году - не более 347 088 200 рублей, в 2021 году - не более 3 034 927 400 рублей, в 2022 году - не более 3 666 020 000 рублей.
Функции по исполнению (координации исполнения) указанных Соглашений были возложены на Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области (пункт 6.1.1 Соглашений).
Кроме того, в соответствии со статьей 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджету Волгоградской области из федерального бюджета предоставлены субвенции на осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности, осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, в 2018 году в размере 32 196 100 рублей, в 2019 году в размере 32 070 300 рублей, в 2020 году в размере 32 070 300 рублей.
Перечни мероприятий, направленных на достижение целевых показателей и финансируемых за счет средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета, разработаны и подписаны Комитетом природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области.
Указанные средства федерального бюджета перечислялись в бюджет Волгоградской области Комитету природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области в 2018 году на реализацию мероприятий приоритетного проекта «Сохранение и предотвращение загрязнения реки Волги» в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» по следующим кодам бюджетной классификации:
052 0406 28 2 П2 51280 530 - субвенции на осуществление отдельных полномочий в области водных отношений (на расчистку водных объектов Нижней Волги);
052 0406 28 6 П2 50160 523 - субсидии на мероприятия федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах» (на реализацию мероприятий по экологической реабилитации водных объектов и строительству (реконструкции) водопропускных сооружений Нижней Волги);
на реализацию федерального проекта «Оздоровление Волги» в 2019 и 2020 годах в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» по следующим кодам:
052 0406 28 2 G6 53010 530 - субвенции на обеспечение устойчивого функционирования водохозяйственного комплекса Нижней Волги в рамках переданных полномочий Российской Федерации субъектам Российской Федерации в области водных отношений (на расчистку водных объектов Нижней Волги);
050 0406 28 2 G6 52410 523 - субсидии на обеспечение устойчивого функционирования водохозяйственного комплекса Нижней Волги (на реализацию мероприятий по экологической реабилитации водных объектов и строительству (реконструкции) водопропускных сооружений Нижней Волги).
Полученные средства доведены Комитетом природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области на лицевой счет получателя бюджетных средств ГКУ Волгоградской области «Дирекция водохозяйственного строительства», которому переданы полномочия по осуществлению функций государственного заказчика, и расходовались на основании сметы расходов, согласованной Комитетом природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области.
В рамках проверки установлено, что субсидии и субвенции на реализацию мероприятий по расчистке, экологической реабилитации природных водных объектов и строительству (реконструкции) водопропускных сооружений в общем объеме 12 531 600 рублей (расчетно) предоставлены Комитетом природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области ГКУ Волгоградской области «Дирекция водохозяйственного строительства» и использованы последним на осуществление строительного контроля за проведением работ по экологической реабилитации и расчистке природных водных объектов, строительству (реконструкции) водопропускных сооружений, а также авторского надзора за выполнением работ по экологической реабилитации и расчистке природных водных объектов на цели, не предусмотренные пунктом 1.2 Соглашений № 052-09-2018-051 и №052-09-2019-076.
В нарушение части 1 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункта 2 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. № 468, согласно которым строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, Комитетом природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области предоставлены ГКУ Волгоградской области «Дирекция водохозяйственного строительства» и использованы последним средства федерального бюджета в виде субсидий и субвенций в объеме 8 586 400 рублей на осуществление строительного контроля за выполнением работ при проведении мероприятий по расчистке и экологической реабилитации 15 водных объектов, которые исходя из определения пункта 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации не являются объектами капитального строительства, в связи с чем строительный контроль за выполнением работ на них не проводится.
Кроме того, Комитетом природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области предоставлены, а ГКУ Волгоградской области «Дирекция водохозяйственного строительства» использованы средства федерального бюджета в виде субсидий в объеме 3 200 100 рублей на осуществление строительного контроля за выполнением работ по строительству (реконструкции) четырех объектов капитального строительства.
Как отмечено в акте по результатам контрольного мероприятия от 17.09.2020, в нарушение пункта 2 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации на основании изданных Комитетом природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области приказов об утверждении порядков расходования средств на осуществление строительного контроля и заключенных с ГКУ Волгоградской области «Дирекция водохозяйственного строительства» в соответствии с данными приказами договоров об осуществлении строительного контроля указанное учреждение получало дополнительное финансирование на обеспечение деятельности, предусмотренной уставом, по мероприятиям по расчистке водных объектов за счет средств федерального бюджета, перечисленных бюджету Волгоградской области в виде субвенций, по мероприятиям по экологической реабилитации водных объектов и строительству (реконструкции) водопропускных сооружений за счет средств федерального бюджета, перечисленных областному бюджету в виде субсидий (в соответствии с уровнем софинансирования, предусмотренного соглашениями о предоставлении субсидий), и средств областного бюджета (в соответствии с уровнем софинансирования).
В нарушение пунктов 4.2 и 4.4 свода правил СП 246.1325800.2016 «Положение об авторском надзоре за строительством зданий и сооружений» (утвержден приказом Минстроя России от 19 февраля 2016 г. № 98/пр), согласно которым авторский надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области довел до ГКУ Волгоградской области «Дирекция водохозяйственного строительства» предельные объемы финансирования, бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств, в числе которых учтены средства федерального бюджета в объеме 745 100 рублей, перечисленные Росводресурсами в виде субсидий и субвенций, на заключение ГКУ Волгоградской области «Дирекция водохозяйственного строительства» договоров на осуществление авторского надзора за выполнением работ при проведении мероприятий по расчистке и экологической реабилитации природных водных объектов, которые в соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации не являются объектами капитального строительства, в связи с чем авторский надзор за выполнением работ на них не проводится.
С учетом изложенного, по результатам контрольного мероприятия установлено, что общая сумма неправомерно использованных средств федерального бюджета, предоставленных бюджету Волгоградской области в виде субсидий и субвенций, составляет 12 531 600 рублей (8 586 400 + 3 200 100 + 745 100).
Указанные обстоятельства подтверждаются актом Счетной Палаты Российской Федерации от 17 сентября 2020 года и справкой Счетной Палаты Российской Федерации по результатам совместного контрольного мероприятия «Аудит результативности комплекса мероприятий по оздоровлению реки Волги, реализованных в 2017-2019 годах и истекшем периоде 2020 года, и их влияния на решение задач Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
По данным фактам Счетной палатой Российской Федерации направлено обращение от 04.12.2020 № 01-2717/10-01 в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.
Из ответа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 01.02.2021 № 73/2-1904 следует, что Федеральным агентством водных ресурсов Администрации Волгоградской области предоставлены межбюджетные трансферты на реализацию 22 мероприятий приоритетного проекта «Сохранение и предотвращение загрязнения реки Волги» и федерального проекта «Оздоровление Волги» национального проекта «Экология», в том числе субсидии на софинансирование 15 мероприятий по экологической реабилитации водных объектов и строительство 4 водопропускных сооружений, а также субвенции на расчистку 3 природных объектов. Комитетом природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области и государственным казенным учреждением Волгоградской области «Дирекция водохозяйственного строительства» средства федерального бюджета на сумму 12 531 600 рублей незаконно использованы на оказание услуг по строительному контролю и авторскому надзору за выполнением названных работ. Фактически профинансирована текущая деятельность учреждения, в том числе оплата труда, услуги связи и транспорта, приобретение имущества.
Стороной ответчика не представлено каких-либо достоверных и допустимых доказательств опровергающих доводы истца, а также акт Счетной Палаты Российской Федерации.
Ссылка представителя ответчика на заключения Нижне-Волжского БВУ по мероприятиям по расчистке ериков на территории Волго-Ахтубинской поймы в Среднеахтубинском муниципальном районе Волгоградской области за период с 2017 года по 2019 годы, является необоснованной, поскольку данные заключения не опровергают акт Счетной Палаты Российской Федерации от 17 сентября 2020 года.
Заключения ТО Федерального агентства водных ресурсов по итогам рассмотрения заявляемых на 2021, 2022 и 2023 годов субъектами Российской Федерации для участия в отборе мероприятий, представленные ответчиком в обоснование возражений на исковые требования, не относятся к рассматриваемому периоду, поэтому не принимаются судом во внимание.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что требования Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора подлежат удовлетворению, в связи с чем взыскивает с комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области в федеральный бюджет Российской Федерации сумму 12 531 600 рублей, полученных на реализацию мероприятий приоритетного проекта «Сохранение и предотвращение загрязнения реки Волги» и федерального проекта «Оздоровление Волги» национального проекта «Экология» в виде субсидий на основании соглашений о предоставлении субсидий бюджету субъекта Российской Федерации из федерального бюджета от 12 февраля 2018г. №052-09-2018-051 (с дополнениями), от 14 февраля 2019г. №052-09-2019-076 (с дополнениями) и субвенций на основании перечней мероприятий, согласованных Росводресурсами на 2018 год – 24 сентября 2018 года, на 2019 год – 4 октября 2019 года, на 2020 год – 30 января 2020 года.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л :
Иск и.о. Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора, в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, к Комитету природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области о взыскании суммы, удовлетворить.
Взыскать с Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области в федеральный бюджет Российской Федерации сумму 12 531 600 рублей, полученных на реализацию мероприятий приоритетного проекта «Сохранение и предотвращение загрязнения реки Волги» и федерального проекта «Оздоровление Волги» национального проекта «Экология» в виде субсидий на основании соглашений о предоставлении субсидий бюджету субъекта Российской Федерации из федерального бюджета от 12 февраля 2018г. №052-09-2018-051 (с дополнениями), от 14 февраля 2019г. №052-09-2019-076 (с дополнениями) и субвенций на основании перечней мероприятий, согласованных Росводресурсами на 2018 год – 24 сентября 2018 года, на 2019 год – 4 октября 2019 года, на 2020 год – 30 января 2020 года.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Волгоградский областной суд через Краснооктябрьский районный суд г. Волгограда.
Мотивированный текст решения изготовлен 12 мая 2021 года.
Судья: Рожкова Е.Е.