ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-690/2022 от 16.08.2022 Асбестовского городского суда (Свердловская область)

УИД 66RS0015-01-2022-000743-80 Гражданское дело № 2-690/2022

Мотивированное решение составлено 16.08.2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 августа 2022 года город Асбест

Асбестовский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Филимонова А.С., при секретаре судебного заседания Душкиной М.И., с участием помощника прокурора г. Асбеста Волкова А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора г. Асбеста Свердловской области Андреева В.С., действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Малышевского городского округа о возложении обязанности обеспечить проведение инвентаризации, выполнение кадастровых работ и составление необходимой технической документации, обращение в Управление Росреестра по Уральскому федеральному округу с заявлением о постановке на учет как безхозяйного имущества в отношении объектов газоснабжения,

установил:

И.о. прокурора г. Асбеста Свердловской области Андреев В.С., действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Малышевского городского округа о возложении обязанности обеспечить проведение инвентаризации, выполнение кадастровых работ и составление необходимой технической документации, обращение в Управление Росреестра по Уральскому федеральному округу с заявлением о постановке на учет как безхозяйного имущества в отношении объектов газоснабжения.

В обоснование заявленных исковых требований указал, что прокуратурой города по обращению АО «Газпром газораспределение Екатеринбург» проведена проверка по факту наличия 161 бесхозяйного объекта газовой инфраструктуры на территории Асбестовского, Малышевского и Рефтинского городских округов, в частности на территории Малышевского городского округа установлено наличие 21 бесхозяйного объекта газовой инфраструктуры. Согласно сведениям администрации Малышевского городского округа выявленные объекты газоснабжения не являются муниципальной собственностью и не числятся в Реестре муниципального имущества Малышевского городского округа. Сведения в ЕГРП на выявленные объекты отсутствуют.

Кроме того, установлено, что администрацией Малышевского городского округа не приняты меры к выполнению кадастровых работ и составлению необходимой технической документации, не принято мер к обращению в Управление Росреестра по Уральскому федеральному округу с заявлением о постановке на учет как бесхозяйного имущества объектов газоснабжения.

С учетом изложенного, уточнения заявленных исковых требований, истец просит суд возложить на администрацию Малышевского городского округа обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение инвентаризации, выполнение кадастровых работ и составление необходимой технической документации, обращение в Управление Росреестра по Уральскому федеральному округу с заявлением о постановке на учет как безхозяйного имущества в отношении следующих объектов газоснабжения:

- газопровод низкого давления Асбестовский МО, <...> протяженностью 142 м., расположенный по адресу: <...>;

- газопровод низкого давления МО Асбест, <...> протяженностью 316 м., расположенный по адресу: <...>, 20, 24;

- газопровод низкого давления МО Асбест, <...> протяженностью 93 м., расположенный по адресу: <...>;

- газопровод низкого давления МО Асбест, <...> протяженностью 93 м., расположенный по адресу: <...>;

- газопровод низкого давления МО Асбест, <...> протяженностью 36 м., расположенный по адресу: <...>;

- газопровод низкого давления МО Асбест, <...>, Февральская, 7, протяженностью 339 м., расположенный по адресу: <...>

- газопровод низкого давления МО Асбест, п. ФИО1, Мопра, 11 после задвижки № 415 до фасада дома № 12 по Пионерская, и от Мопра, д. 7 до Февральская, 1, протяженностью 365 м., расположенный по адресу: МО Асбест, <...>, после задвижки № 415 до фасада дома № 12 по ул. Пионерская, и от ул. Мопра, д. 7 до ул. Февральская, д. 1;

- газопровод низкого давления МО Асбест, <...>, Мопра, 11, 13, 15, Ленина 2-8, 11, 14, ФИО1 1-5, протяженностью 924 м., расположенный по адресу: МО Асбест, <...>

- газопровод низкого давления МО Асбест, <...> ФИО1 1, 3, 5, протяженностью 221 м., расположенный по адресу: МО Асбест, <...>;

- газопровод низкого давления МО Асбест, <...>, Мопра 7, 9, 10, Пионерская 10, протяженностью 209 м., расположенный по адресу: МО Асбест, <...>

- газопровод низкого давления МО Асбест, <...> (от Победы, после задвижки № 411 до Ветеранов 5), протяженностью 55 м., расположенный по адресу: МО Асбест, <...> (от Победы, после задвижки № 411 до ул.Ветеранов, 5);

- газопровод низкого давления МО Асбест, <...>, 14, Мопра 11, 13, 15,, Пионерская 12, протяженностью 394 м., расположенный по адресу: МО Асбест, <...>, 11, 12, 14, ул. Мопра, <...>, ул. Пионерская, д. 12;

- газопровод низкого давления МО Асбест, <...>, Ленина 1, 5, 9, 15, Мопра 20, 23, 25, Свободы 20, Советская 1, 2а, 3, 5, 7, 9, 10, 11, 13, Пионерская 21, протяженностью 609 м., расположенный по адресу: МО Асбест, <...>

- газопровод низкого давления МО Асбест, <...> протяженностью 15 м., расположенный по адресу: МО Асбест, <...>;

- газопровод низкого давления МО Асбест, <...>, Советская 12, 14, 16, Мопра 17, протяженностью 367 м., расположенный по адресу: МО Асбест, <...>

- газопровод низкого давления МО Асбест, <...> протяженностью 16 м., расположенный по адресу: МО Асбест, <...>;

- газопровод низкого давления МО Асбест, <...> протяженностью 42 м., расположенный по адресу: МО Асбест, <...>;

- газопровод низкого давления МО Асбест, <...> Ленина 3, протяженностью 98 м., расположенный по адресу: МО Асбест, <...>

- газопровод низкого давления МО Асбест, <...> протяженностью 35 м., расположенный по адресу: МО Асбест, <...>;

- газопровод низкого давления МО Асбест, п. ФИО1, Мопра 22, протяженностью 54 м., расположенный по адресу: МО Асбест, <...>.

В судебном заседании помощник прокурора г. Асбеста Волков А.Н., действующий в интересах неопределенного круга лиц, настаивал на удовлетворении заявленных исковых требований, подтвердив доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации Малышевского городского округа Пономарева А.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях, из которых следует, что указанные в иске газопроводы имеют специальное назначение и используются АО «Газпром газораспределение Екатеринбург» для организации производственного процесса. Отсутствие государственной регистрации права собственности какого-либо лица на спорный объект само по себе не может являться основанием для признания его бесхозяйным. При этом недвижимое имущество, право на которое не зарегистрировано, не может быть признано бесхозяйным, если оно находится в фактическом владении лица, осуществляющего правомочия собственника. К полномочиям органов местного самоуправления по организации газоснабжения населения согласно Федеральному закону от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» относится: подготовка населения к использованию газа в соответствии с межрегиональными и региональными программами газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организации; согласование схем расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газов. Таким образом, администрации Малышевского городского округа не является надлежащим ответчиком. Просит в удовлетворении иска отказать.

Представитель третьего лица Отдела по управлению муниципальным имуществом администрации Малышевского городского округа Пономарева А.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не поддержала по доводам, изложенным в письменных возражениях. Просит в удовлетворении иска отказать.

Представитель третьего лица АО «Газпром газораспределение Екатеринбург» в судебном заседании исковые требования поддержала, считая их обоснованными.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой города Асбеста по обращению АО «Газпром газораспределение Екатеринбург» проведена проверка по факту наличия бесхозяйных объектов газовой инфраструктуры на территории Асбестовского, Малышевского и Рефтинского городских округов.

Проведенной проверкой установлено, что на территории Малышевского городского округа имеются объекты газовой инфраструктуры, которые не поставлены на кадастровый учет и в отношении которых не оформлено право собственности, перечень объектов соответствует списку, указанному в исковом заявлении прокурора города Асбеста Свердловской области. (л.д. 11-20).

Данные объекты не признаны бесхозяйными в установленном законом порядке.

Согласно ответу администрации Малышевского городского округа от 22.02.2022 на требование прокурора о предоставлении информации, администрацией создана комиссия совместно со специалистами АО «Газпром газораспределение Екатеринбург» для проведения инвентаризации бесхозяйных объектов газораспределения на территории Малышевского городского округа. После проведения инвентаризации будут проведены кадастровые работы в отношении выявленных бесхозяйных объектов газораспределения, после чего будут направлены в Управление Росреестра заявления о постанове на учет как бесхозяйного имущества (л.д. 21).

В судебном заседании представитель ответчика администрации Малышевского городского округа пояснила, что доводы, изложенные в указанном письме относительно признания необходимости проведения инвентаризации объектов, кадастровых работ и направления сведений в Управление Росреестра не признают с учетом предоставленного письменного возражения.

Согласно сведениям, предоставленным АО «Газпром газораспределение Екатеринбург» от 01.03.2022 в ответ на требование прокурора, АО «Газпром газораспределение Екатеринбург» неоднократно обращалось в администрацию Малышевского городского округа с просьбой осуществить мероприятия по постановке бесхозяйных объектов газораспределительной системы на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, а также предложением оказания любой помощи для идентификации указанных объектов. В ответ администрацией Малышевского городского округа направлено письмо о запланированных кадастровых работах на 2022 год в отношении указанных объектов.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. ст. 7, 8.1 Федерального закона от 31.03.1999 года №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

В силу п. 7 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 №870, газопровод представляет собой конструкцию, состоящую из соединенных между собой труб, предназначенных для транспортирования природного газа.

Согласно подп. «а» п. 1 приложения №1 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» объекты, на которых транспортируются воспламеняющиеся вещества, в том числе газы, отнесены законом к категории опасных производственных объектов.

В соответствии со ст. 33 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» именно организация - собственник опасного объекта системы газоснабжения обеспечивает его готовность к локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации последствий в случае их возникновения посредством осуществления следующих мероприятий: создает аварийно-спасательную службу или привлекает на условиях договоров соответствующие специализированные службы; осуществляет разработку планов локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации их последствий; создает инженерные системы контроля и предупреждения возникновения потенциальных аварий, катастроф, системы оповещения, связи и защиты; создает запасы материально-технических и иных средств; осуществляет подготовку работников опасного объекта системы газоснабжения к действиям по локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации их последствий. Перечень мероприятий по обеспечению готовности опасного объекта системы газоснабжения к локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации их последствий разрабатывается организацией - собственником системы газоснабжения и согласуется с территориальным подразделением федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного в области промышленной безопасности.

Отсутствие у газопровода собственника влечет неисполнение обязанностей по содержанию имущества, а также невозможность исполнения предусмотренной Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» обязанности по выполнению комплекса мероприятий, включая систему технического обслуживания и ремонта, обеспечивающих содержание опасных производственных объектов систем газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии, что, в свою очередь, создает угрозу жизни и безопасности жителей и риск возникновения аварийной ситуации, предупреждение которых также является одной из функций органов местного самоуправления.

Право собственности на данные объекты недвижимого имущества подлежат регистрации на основании и ст. ст. 130, 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Пунктами 1, 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 установлен порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.

Согласно п. 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (Приложение N 1 к указанному Порядку) органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом (п. 3 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей).

Из содержания приведенных норм следует, что обязанность проведения кадастрового учета недвижимой вещи (инициация такого учета) при признании вещи бесхозной лежит на заявителе.

Вопреки требованиям законодательства администрацией Малышевского городского округа не приняты меры по проведению инвентаризации, выполнению кадастровых работ и составлению необходимой технической документации, обращению в Управление Росреестра по Уральскому федеральному округу с заявлением о постановке на учет как безхозяйного имущества в отношении объектов газоснабжения.

С учетом изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Принимая во внимание представленные письменные доказательства, учитывая, что ответчик не представил относимых, допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих невозможность выполнения указанных мероприятий в предложенный прокурором срок, суд считает предложенный истцом срок в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, разумным.

В силу ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, государственная пошлина, от уплаты которой прокурор был освобожден на основании п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

При подаче искового заявления истец был освобожден от уплаты государственной пошлины в силу закона, в связи с чем, при удовлетворении исковых требований с администрации Малышевского городского округа подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования и.о. прокурора города Асбеста Свердловской области (ИНН <***>), действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Возложить на администрацию Малышевского городского округа (ОГРН <***>) обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение инвентаризации, выполнение кадастровых работ и составление необходимой технической документации, обращение в Управление Росреестра по Уральскому федеральному округу с заявлением о постановке на учет как безхозяйного имущества в отношении следующих объектов газоснабжения:

- газопровод низкого давления Асбестовский МО, <...> протяженностью 142 м., расположенный по адресу: <...>;

- газопровод низкого давления МО Асбест, <...> протяженностью 316 м., расположенный по адресу: <...>, 20, 24;

- газопровод низкого давления МО Асбест, <...> протяженностью 93 м., расположенный по адресу: <...>;

- газопровод низкого давления МО Асбест, <...> протяженностью 93 м., расположенный по адресу: <...>;

- газопровод низкого давления МО Асбест, <...> протяженностью 36 м., расположенный по адресу: <...>;

- газопровод низкого давления МО Асбест, <...>, Февральская, 7, протяженностью 339 м., расположенный по адресу: <...>

- газопровод низкого давления МО Асбест, п. ФИО1, Мопра, 11 после задвижки № 415 до фасада дома № 12 по Пионерская, и от Мопра, д. 7 до Февральская, 1, протяженностью 365 м., расположенный по адресу: МО Асбест, <...>, после задвижки № 415 до фасада дома № 12 по ул. Пионерская, и от ул. Мопра, д. 7 до ул. Февральская, д. 1;

- газопровод низкого давления МО Асбест, <...>, Мопра, 11, 13, 15, Ленина 2-8, 11, 14, ФИО1 1-5, протяженностью 924 м., расположенный по адресу: МО Асбест, <...>

- газопровод низкого давления МО Асбест, <...> ФИО1 1, 3, 5, протяженностью 221 м., расположенный по адресу: МО Асбест, <...>;

- газопровод низкого давления МО Асбест, <...>, Мопра 7, 9, 10, Пионерская 10, протяженностью 209 м., расположенный по адресу: МО Асбест, <...>

- газопровод низкого давления МО Асбест, <...> (от Победы, после задвижки № 411 до Ветеранов 5), протяженностью 55 м., расположенный по адресу: МО Асбест, <...> (от Победы, после задвижки № 411 до ул.Ветеранов, 5);

- газопровод низкого давления МО Асбест, <...>, 14, Мопра 11, 13, 15,, Пионерская 12, протяженностью 394 м., расположенный по адресу: МО Асбест, <...>, 11, 12, 14, ул. Мопра, <...>, ул. Пионерская, д. 12;

- газопровод низкого давления МО Асбест, <...>, Ленина 1, 5, 9, 15, Мопра 20, 23, 25, Свободы 20, Советская 1, 2а, 3, 5, 7, 9, 10, 11, 13, Пионерская 21, протяженностью 609 м., расположенный по адресу: МО Асбест, <...>

- газопровод низкого давления МО Асбест, <...> протяженностью 15 м., расположенный по адресу: МО Асбест, <...>;

- газопровод низкого давления МО Асбест, <...>, Советская 12, 14, 16, Мопра 17, протяженностью 367 м., расположенный по адресу: МО Асбест, <...>

- газопровод низкого давления МО Асбест, <...> протяженностью 16 м., расположенный по адресу: МО Асбест, <...>;

- газопровод низкого давления МО Асбест, <...> протяженностью 42 м., расположенный по адресу: МО Асбест, <...>;

- газопровод низкого давления МО Асбест, <...> Ленина 3, протяженностью 98 м., расположенный по адресу: МО Асбест, <...>

- газопровод низкого давления МО Асбест, <...> протяженностью 35 м., расположенный по адресу: МО Асбест, <...>;

- газопровод низкого давления МО Асбест, п. ФИО1, Мопра 22, протяженностью 54 м., расположенный по адресу: МО Асбест, <...>.

Взыскать с администрации Малышевского городского округа (ОГРН <***>) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Асбестовский городской суд в течение в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Асбестовского городского суда А.С. Филимонов