ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-690/2022 от 23.08.2022 Светлоярского районного суда (Волгоградская область)

Дело № 2-690/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Светлоярский районный суд Волгоградской области

в составе: председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,

при секретаре Пастернак Н.А.,

с участием представителя истца – старшего помощника Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры ФИО5.,

23 августа 2022 года рассмотрев в р.п. Светлый Яр Волгоградской области в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, интересов Российской Федерации к администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности создать специализированную площадку в соответствии с нормативными требованиями,

УСТАНОВИЛ:

Волгоградский межрайонный природоохранный прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, интересов Российской Федерации обратился в суд с иском к администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности создать специализированную площадку в соответствии с нормативными требованиями.

Указав в обоснование иска, что Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства по вопросам реализации полномочий органов местного самоуправления по размещению загрязненного от уборки территории снега в деятельности администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области, в ходе которой выявлено отсутствие на территории городского поселения в нарушение пункта 34 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» и пункта 6.11 СП 32.13330.2018 "СНиП 2.04.03-85 Канализация. Наружные сети и сооружения" специализированных площадок, снегоплавильных установок.

В связи с чем, в адрес органа местного самоуправления внесено представление об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно поступившему ответу на представление от ДД.ММ.ГГГГ требования представления удовлетворены, вместе с тем до настоящего времени площадки в соответствии с санитарными правилами не созданы.

Выявленное в деятельности органа местного самоуправления нарушение закона не обеспечивает защиту гарантированного ст.42 Конституции Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду, а также не обеспечивает реализацию государственной политики в области обращения с отходами на территории региона.

Таким образом, нарушены права неопределенного круга лиц на благоприятную среду, а также создается угроза возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

На основании изложенного, истец просит суд возложить на администрацию Светлоярского муниципального района Волгоградской области обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления в силу решения суда создать специализированную площадку для размещения загрязненного снега, соответствующую требованиям СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

Представитель истца – старший помощник Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры ФИО3 в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении, просила суд иск удовлетворить.

Представитель ответчика администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, заявлений о рассмотрении дела в свое отсутствие или об отложении судебного заседание не представил.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, заявлений о рассмотрении дела в свое отсутствие или об отложении судебного заседание не представил.

Выслушав представителя истца – старшего помощника Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры ФИО3, проверив материалы дела, суд считает требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. ст. 17, 18 Конституции РФ в России признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием.

В соответствие со ст. 2 Конституции РФ соблюдение и защита права каждого на благоприятную окружающую среду - обязанность государства.

Кроме того, интересы государства заключаются в исполнении и соблюдении федерального законодательства всеми органами власти, организациями, предприятиями, юридическими и физическими лицами.

Нормами ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч. 1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу положений статей 1, 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы подлежат размещению на специально оборудованных сооружениях, предназначенных для размещения отходов (полигонах).

Согласно п. 34 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» собранный хозяйствующими субъектами, осуществляющими вывоз снега, снег должен складироваться на площадках с водонепроницаемым покрытием и обвалованных сплошным земляным валом или вывозиться на снегоплавильные установки. Не допускается размещение собранного снега и льда на детских игровых и спортивных площадках, в зонах рекреационного назначения, на поверхности ледяного покрова водоемов и водосборных территориях, а также в радиусе 50 метров от источников нецентрализованного водоснабжения.

Согласно пп. 6.11.1-6.11.2 СП 32.13330.2018 "СНиП 2.04.03-85 Канализация. Наружные сети и сооружения", утвержденных Приказом Минстроя России от 25.12.2018 N 860/пр устройство снегоплавильных пунктов допускается при сооружениях водоотведения с применением для плавления снега и льда, убираемого с улиц, тепловой энергии сточных вод, со сбросом получаемой талой воды в самотечную сеть водоотведения. Количество подаваемых на плавление снега сточных вод должно определяться теплотехническим расчетом. Снегоплавильные пункты следует проектировать на основании генеральной схемы их размещения, учитывающей близость расположения основных убираемых от снега территорий, наличие точек подачи сточной воды и отвода талой на очистные сооружения, доступность относительно дорожной сети, удобство подъездов и организации встречного движения грузового автотранспорта, возможность возникновения очередей в периоды после сильных снегопадов, удаленность от жилья и т.п.

Согласно информации Волгоградского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиал ФГБУ "Северо-Кавказское УГМС" (Волгоградский ЦГМС) в 2022 году наблюдается высокий уровень выпавших осадков на территории Волгоградской области.

В соответствии п. 5 и 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относятся полномочия по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и функционирование парковок, осуществления муниципального контроля автомобильном транспорте, городском наземном транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами.

Таким образом, к полномочиям администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области относится обустройство специализированной площадки для размещения загрязненного снега.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредствам выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Как установлено судом и не оспаривалось участниками судебного заседания, в результате проведённой Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки соблюдения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства по вопросам реализации полномочий органов местного самоуправления по размещению загрязненного от уборки территории снега в деятельности администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области, было выявлено отсутствие на территории городского поселения в нарушение пункта 34 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» и пункта 6.11 СП 32.13330.2018 "СНиП 2.04.03-85 Канализация. Наружные сети и сооружения" специализированных площадок, снегоплавильных установок.

В связи с чем, в адрес органа местного самоуправления внесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства, причин и условий, им способствовавших, за от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу реализации полномочий органов местного самоуправления по размещению загрязнённого от уборки территории снега.

Согласно поступившему из администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области ответу за от ДД.ММ.ГГГГ на вышеуказанное представление – администрация Светлоярского муниципального района Волгоградской области сообщила, что все факты, отражённые в представлении учтены. В настоящее время проводится работа по формированию земельного участка, расположенного по адресу: , площадью кв.м., для подготовки к зимнему сезону 2022-2023 годов, с целью складирования зимних масс, образующихся в результате снегопада на территории Светлоярского муниципального района Волгоградской области.

Судом установлено, что до настоящего времени площадки в соответствии с санитарными правилами администрацией Светлоярского муниципального района Волгоградской области не созданы.

Данные обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании материалами дела: представлением Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ, выданным в адрес администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области (л.д. 8-10), ответом зам. главы муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11), пояснениями истца в судебном заседании.

Обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований (ч.4 ст.1 ГПК РФ, ч.3.1 ст.70 АПК РФ).

В соответствии с признаваемым судами Российской Федерации при осуществлении правосудия принципом «эстоппель» молчание означает согласие с правовой позицией другой стороны, участвующей в деле (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 15.12.2020 N 70-КГ20-4-К7, 2-652/2019).

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Между тем, объективных и достоверных доказательств невозможности создания специализированной площадки для размещения загрязненного снега, соответствующей нормативным требованиям, ответчиком суду не представлено, как и не представлено документов, подтверждающих исполнение представления Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ.

Выявленное в деятельности органа местного самоуправления нарушение закона не обеспечивает защиту гарантированного ст. 42 Конституции РФ права граждан на благоприятную окружающую среду, а также не обеспечивает реализацию государственной политики в области обращения с отходами на территории региона.

Таким образом, судом достоверно установлено, что имеются основания для удовлетворения требований истца о возложении на администрацию Светлоярского муниципального района Волгоградской области обязанности создать специализированную площадку для размещения загрязненного снега, соответствующую нормативным требованиям.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, интересов Российской Федерации к администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности создать специализированную площадку в соответствии с нормативными требованиями удовлетворить.

Возложить на администрацию Светлоярского муниципального района Волгоградской области в течение 12 (двенадцати) месяцев со дня вступления решения в законную силу обязанность создать специализированную площадку для размещения загрязненного снега, соответствующую требованиям СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Светлоярский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Н.В. Сергеева

Мотивированное решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Н.В. Сергеева