14RS0035-01-2020-010540-94
Дело № 2-6913/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Якутск 13 августа 2020 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Ивановой А.И., при секретаре Николаевой А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление заместителя Якутского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ФКП «Аэропорты Севера» об обязании разработать проект решения по установлению приаэродромной территории (Хандыга),
УСТАНОВИЛ:
Якутский транспортный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском в интересах неопределенного круга лиц, указывая на то, что Якутской транспортной прокуратурой по заданию Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры проведена проверка соблюдения требований законов при установлении приаэродромных территорий поднадзорными аэропортами, в ходе которой установлено, что приаэродромная территория аэродрома Хандыга не установлена. Просил обязать ФКП «Аэропорты Севера» разработать проект решения по установлению приаэродромной территории аэродрома Хандыга и согласовать в установленном порядке с органами государственной власти незамедлительно по вступлению в законную силу решения суда.
В судебном заседании заместитель Якутского транспортного прокурора Егоров Д.А. требования поддержал, пояснил о том, что ответчик с 2018 года допускает эксплуатацию аэродромов в отсутствие установленных приаэродромных территорий, что является нарушением требований безопасности полетов, может повлечь неблагоприятные последствия в виде угрозы жизни и здоровью граждан.
Представитель ответчика по доверенности Лукин Г.Н. в судебном заседании возражений по требованию не заявил, при этом срок исполнения обязанности просил установить на 8 месяцев, учитывая стадии и этапы процедуры согласования проекта.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Установлено, что Якутской транспортной прокуратурой по заданию Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры проведена проверка соблюдения требований законов при установлении приаэродромных территорий поднадзорными аэропортами, в ходе которой установлено, что приаэродромная территория аэродрома Хандыга не установлена.
____ 2018 года Якутской транспортной прокуратурой в адрес генерального директора ФКП «Аэропорты Севера» внесено представление № об устранении нарушений законодательства о безопасности полетов и подготовке проектов решений об установлении приаэродромной территории аэропортов ФКП «Аэропорты Севера».
Согласно ответу ФКП «Аэропорты Севера» № от ____ 2018 года в филиалах ФКП «Аэропорты Севера» созданы внештатные группы по орнитологическому обеспечению на аэродромах, принимаются все возможные меры по предотвращению столкновений воздушных судов с птицами, в аэропортах проводится обследование района аэродрома для исключения создания не согласованных объектов, способствующих скоплению птиц.
____ 2019 года Якутской транспортной прокуратурой ввиду неустранения вышеуказанных нарушений в адрес ФКП «Аэропорты Севера» внесено новое представление № об устранении нарушений указанного законодательства.
Согласно ответу ФКП «Аэропорты Севера» № от ____ 2019 года предприятием принимаются меры для устранения и недопущения нарушений законодательства о безопасности полетов.
____ 2020 года Якутской транспортной прокуратурой в адрес ФКП «Аэропорты Севера» внесено представление № об устранении нарушений законодательства о безопасности полетов в связи с неустановлением приаэродромной территории данного аэропорта.
Вместе с тем, нарушения требований законодательства об установлении приаэродромной территории аэродрома Хандыга не устранены.
В соответствии со ст. 8 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) обязательной сертификации органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральными авиационными правилами, подлежат аэродромы, предназначенные для осуществления коммерческих воздушных перевозок на самолетах пассажиров вместимостью более чем двадцать человек, а также аэродромы, открытые для выполнения международных полетов гражданских воздушных судов.
Частью 1 ст. 47 ВК РФ приаэродромная территория устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с настоящим Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Таким решением на приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с данным кодексом.
Согласно ч. 2 данной статьи приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территорий.
В силу ч. 3 ст. 47 ВК РФ на приаэродромной территории могут выделяться следующие подзоны, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности:
1) первая подзона, в которой запрещается размещать объекты, не предназначенные для организации и обслуживания воздушного движения и воздушных перевозок, обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов;
2) вторая подзона, в которой запрещается размещать объекты, не предназначенные для обслуживания пассажиров и обработки багажа, грузов и почты, обслуживания воздушных судов, хранения авиационного топлива и заправки воздушных судов, обеспечения энергоснабжения, а также объекты, не относящиеся к инфраструктуре аэропорта;
3) третья подзона, в которой запрещается размещать объекты, высота которых превышает ограничения, установленные уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти при установлении соответствующей приаэродромной территории;
4) четвертая подзона, в которой запрещается размещать объекты, создающие помехи в работе наземных объектов средств и систем обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи, предназначенных для организации воздушного движения и расположенных вне первой подзоны;
5) пятая подзона, в которой запрещается размещать опасные производственные объекты, функционирование которых может повлиять на безопасность полетов воздушных судов;
6) шестая подзона, в которой запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц;
7) седьмая подзона, в которой ввиду превышения уровня шумового, электромагнитного воздействий, концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе запрещается размещать объекты, виды которых в зависимости от их функционального назначения определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти при установлении соответствующей приаэродромной территории с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, если иное не установлено федеральными законами.
В соответствии с п. 4 Правил установления приаэродромной территории, Правил выделения на приаэродромной территории подзон и Правил разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти при согласовании проекта решения об установлении приаэродромной территории, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1460, проект решения подготавливается оператором аэродрома – в отношении аэродромов, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны». Под оператором аэродрома в настоящих Правилах понимается оператор аэродрома гражданской авиации (для аэродромов гражданской авиации), организация, осуществляющая эксплуатацию аэродрома экспериментальной авиации (для аэродромов экспериментальной авиации), федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится аэродром государственной авиации, или организация, уполномоченная указанным федеральным органом исполнительной власти (для аэродромов государственной авиации).
Согласно ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 01 июля 2017 года N 135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны» по истечении трехсот шестидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона нарушение требований Воздушного кодекса Российской Федерации об установлении приаэродромных территорий и соответствующих ограничений использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности и эксплуатация такого аэродрома признаются нарушением требований безопасности полетов воздушных судов.
В нарушение вышеуказанных норм права ФКП «Аэропорты Севера» не исполняются требования законодательства о безопасности полетов, эксплуатация оператором аэродрома ФКП «Аэропорты Севера» с 1 июля 2018 года аэропорта Хандыга является нарушением федерального законодательства и создает угрозу авиационной безопасности, может повлечь за собой тяжкие последствия, в том числе связанные с человеческими жертвами.
В силу положений Федерального закона от 01.07.2017 № 135-ФЗ после 26 июня 2018 г. эксплуатация аэродромов в отсутствие установленных приаэродромных территорий признается нарушением требований безопасности полетов, влекущим возможность приостановления воздушных перевозок. В этой связи суд признает обоснованными требования истца о возложении на ответчика обязанности устранить нарушения законодательства о безопасности полетов незамедлительно по вступлении решения суда в законную силу, а доводы ответчика о длительной процедуре согласования проведенных экспертиз с Роспотребнадзором – необоснованными. Процессуальные права ответчика по получению отсрочки или рассрочки исполнения решения суда в установленном порядке настоящим иском не затрагиваются.
При таких обстоятельствах, иск подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск заместителя Якутского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному предприятию «Аэропорты Севера» об обязании разработать проект решения по установлению приаэродромной территории (Хандыга), удовлетворить.
Обязать Федеральное казенное предприятие «Аэропорты Севера» разработать проект решения по установлению приаэродромной территории аэродрома Хандыга и согласовать с органами государственной власти, в порядке установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 №1460 «Об утверждении Правил установления приаэродромной территории, Правил выделения на приаэродромной территории подзон и Правил разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти при согласовании проекта решения об установлении приаэродромной территории», незамедлительно по вступлению в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня изготовления в мотивированном виде.
Судья: п/п А.И.Иванова
Копия верна.
Судья: А.И.Иванова
Секретарь А.И.Николаева
Решение изготовлено: 13.08.2020 года