ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-691/18 от 12.02.2018 Щелковского городского суда (Московская область)

Дело № 2-691/18

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 февраля 2018 года г.Щёлково Московской области

Щёлковский городской суд Московской области, в составе: председательствующего федерального судьи Савиной Е.В.,

при секретаре судебного заседания Левченко А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ионовой ФИО11 к Министерству социального развития Московской области о признании права на обеспечение мерами социальной поддержки в Московской области,

УСТАНОВИЛ:

Ионова И.Н. обратилась в Щелковский городской суд Московской области с настоящим иском, в обоснование которого указала, что является матерью троих детей: ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживает по адресу: <адрес><адрес>, имеет удостоверение многодетной матери сроком действия до 18.05.2017г., получала меры социальной поддержки в виде компенсации 50% по оплате за газ и электроэнергию. В январе 2017г. она обратилась к ответчику по вопросу продления статуса многодетной матери, так как 19.05.2017г. старшей дочери исполнялось 18 лет, но она является студенткой очного отделения высшего учебного заведения. Сотрудники ответчика пояснили, что семья не может считаться многодетной и получать меры социальной поддержки в Московской области в связи с отсутствием регистрации по месту жительства в д.Долгое-Ледово старшей дочери ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

В связи с тем, что данный отказ противоречит требованиям законодательства, просит заявленные требования удовлетворить: обязать Министерство социального развития Московской области присвоить семье Ионовой И.Н. статус многодетной семьи, выдать удостоверение многодетной семьи и возобновить право на получение мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг по месту жительства на территории Московской области.

В судебном заседании Ионова И.Н. заявленные требования поддержала, просила удовлетворить. Дополнительно пояснила, что старшая дочь ФИО3 является студенткой 2 курса <данные изъяты> дневного отделения факультета ветеринарной медицины на бюджетной основе, значится зарегистрированной в г.Москве, однако фактически проживает с 2004г. с ней в д.Долгое-Ледово. Родилась девочка в г.Щелково Московской области. Полагает, что регистрация ребенка в г.Москве не может служить основанием для отказа в признании ее семьи многодетной и лишения права на получение сопутствующих мер социальной поддержки.

Представитель ответчика Министерства социального развития Московской области в лице Щелковского управления социальной защиты населения по доверенности (в деле) Худовердова Л.А. иск не признала по доводам письменного отзыва на иск, в котором ссылалась на изменение законодательства в данной сфере правоотношений и отсутствие регистрации одного из членов семьи истицы в Московской области.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Ионова И.Н. является матерью троих детей: ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.22), ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.25), ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.28). Ионова И.Н., а также несовершеннолетние ФИО6 и ФИО7 значатся зарегистрированными по адресу: <адрес>, как усматривается из содержания выписки из домовой книги по указанному адресу по состоянию на 06.02.2018г.

Из содержания справки от 15.01.2018г., выданной Главой с.п.Медвежье-Озерское, усматривается, что по адресу: <адрес> значатся зарегистрированными Ионова И.Н., сын ФИО6, дочь ФИО7, а также проживают дочь ФИО3 и муж ФИО8

Ионова И.Н. имеет удостоверение многодетной матери № сроком действия до 18.05.2017г. (л.д.18).

На обращение Ионовой И.Н. к ответчику по вопросу возможности установления статуса многодетной семьи и семьи, приравненной по мерам социальной поддержки к многодетным с 19.05.2017г., получен ответ о том, что в соответствии с Законом Московской области от 12.01.2006г. №1/2006 – ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области», условием назначения и получения социальной поддержки многодетной семье является наличие у всех членов многодетной семьи регистрации по месту жительства в Московской области. Документов, подтверждающих место жительства ФИО3 в Московской области. не представлено. Установление у семьи статуса многодетной, а также семьи, приравненной по мерам социальной поддержки к многодетной, и предоставление мер социальной поддержки указанной категории граждан при иных условиях действующим законодательством Московской области не предусмотрено.

В соответствии с положениями ч.1 ст.1 Закона Московской области №1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области», действие настоящего закона распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в Московской области.

Согласно положениям ст.2 указанного Закона, меры социальной поддержки семьи и детей – меры, предоставляемые органами государственной власти Московской области с целью повышения качества жизни и улучшения жизнедеятельности семьи и детей.

В этой же статье дано определение многодетной семьи, согласно которому в это понятие включается семья, воспитывающая трех или более несовершеннолетних детей.

Согласно ч.4 ст.21 указанного Закона меры социальной поддержки многодетным семьям предоставляются на основании удостоверения многодетной семьи, порядок выдачи которого устанавливается Правительством Московской области, или ранее выданного удостоверения многодетной матери (отца).

11.03.2016г. Правительством Московской области принято постановление №178/7 «Об утверждении порядка выдачи удостоверения многодетной семьи», пунктом 1 которого утверждены Порядок выдачи удостоверения многодетной семьи (далее - Порядок) и образец бланка «Удостоверение многодетной семьи».

Согласно п.2 Порядка удостоверение выдается территориальным структурным одразделением Министерства социального развития Московской области или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг лицу, состоящему в зарегистрированном браке, либо матери (отцу), не состоящим в зарегистрированном браке, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц). Многодетной семье выдается одно удостоверение.

В соответствии с п.3 Порядка для получения удостоверения заявитель предоставляет в Подразделение или в МФЦ по месту жительства заявление о выдаче удостоверения с приложением указанных в данном пункте документов. В том числе, предусмотрено предоставление документа, подтверждающего место жительства заявителя и детей в Московской области, если эти сведения не содержатся в документе, удостоверяющем личность.

В настоящее время Порядок выдачи удостоверения многодетной семьи установлен Постановлением Правительства Московской области от 12.12.2017г. №1029/45.

В частности, удостоверение выдается лицу, состоящему в зарегистрированном браке, либо матери (отцу), не состоящим в зарегистрированном браке, имеющим троих и более детей (родившихся и (или) усыновленных (удочеренных), пасынков и падчериц) (далее - ребенок, дети) в возрасте до 18 лет, а также достигших совершеннолетия одного или нескольких детей, при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения (далее - образовательная организация) и не достигли 23 лет. Удостоверение выдается, если все члены многодетной семьи имеют место жительства в Московской области. Многодетной семье выдается одно удостоверение на семью.

Для получения удостоверения Заявитель представляет в Подразделение или в МФЦ заявление о выдаче удостоверения, а также: паспорт Заявителя или иной документ, удостоверяющий личность в соответствии с законодательством Российской Федерации; паспорт супруга (супруги) Заявителя (в случае зарегистрированного брака) или иной документ, удостоверяющий личность супруга (супруги) Заявителя в соответствии с законодательством Российской Федерации; свидетельства о рождении детей; паспорт ребенка (детей) старше 14 лет или иной документ, удостоверяющий личность в соответствии с законодательством Российской Федерации; документы, подтверждающие место жительства Заявителя, супруга (супруги) Заявителя (в случае зарегистрированного брака), детей, достигших 14-летнего возраста, в Московской области, в случае, если эти сведения не содержатся в документах, удостоверяющих личность; свидетельство о регистрации по месту жительства ребенка (детей), не достигшего 14-летнего возраста, или иной документ, подтверждающий место жительства ребенка (детей), не достигшего 14-летнего возраста, в Московской области (выписка из домовой книги, копия финансово-лицевого счета нанимателя жилого помещения, единый жилищный документ); фотографию Заявителя размером 3 x 4 см; фотографию супруга (супруги) Заявителя (в случае зарегистрированного брака) размером 3 x 4 см.

По смыслу понятия «многодетная семья», определение которой дано в ст.2 закона Московской области №1/2006-ОЗ, совместное проживание членов семьи, имеющей в своем составе не менее трех несовершеннолетних детей, является одним из юридически значимых фактов.

Положение о предоставлении документа, подтверждающего место жительства заявителя и детей в Московской области, корреспондирует ст.1 Закона Московской области №1/2006-ОЗ, согласно которой действие указанного закона распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в Московской области, что, в свою очередь, обусловлено финансированием мер социальной поддержки, предоставляемых семье и детям в Московской области.

Понятие места жительства гражданина дано в ст.20 ГК РФ. В силу указанной нормы местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно прорживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей: родителей, усыновителей или опекунов.

Закон Российской Федерации от 25.06.1993г. №5442-1 «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» конкретизирует содержание понятия «место жительства», устанавливая, что это: жилой дом, служебное жилое помещение, специализированные дома, а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В Законе №5442-1 содержится положение о необходимости регистрации по месту жительства и по месту пребывания. Регистрационный учет – согласно ст.3 данного закона – вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом, однако при этом статья устанавливает, что регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда, выраженной в постановлениях: от 24 ноября 1995 года N 14-П, от 04 апреля 1996 года N 9-П, от 02 февраля 1998 года N 4-П; в определениях: от 13 июля 2000 года N 185-О, от 05 октября 2000 года N 199-О, от 06 октября 2008 года N 619-О-П, от 13 октября 2009 года N 1309-О-О, регистрация граждан в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом их учета в пределах территории Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при этом конкретное место жительства лица может быть установлено судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами.

Судом установлено, что несовершеннолетние дети Ионовой И.Н. - ФИО6 и ФИО7 значатся зарегистрированными и проживают вместе с ней по адресу: <адрес>, <адрес>.

Старшая дочь ФИО3 имеет регистрацию в г.Москве по адресу: <адрес>, однако фактически проживает по адресу: <адрес> совместно с матерью и ее супругом ФИО8, что подтверждается справками от 15.01.2018г., от 22.12.2015г., выданными Администрацией с.п.Медвежье-Озерское.

Факт проживания Ионовой И.Н. и всех ее детей в Московской области ответчиком не оспаривается.

Сведений о получении мер социальной поддержки по месту регистрации ФИО9 в г.Москве не имеется.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что меры социальной поддержки семье Ионовой И.Н. должны быть предоставлены субъектом Российской Федерации по месту проживания всей семьи Министерством социальной защиты населения Московской области.

Возражения представителя ответчика, основанные на изменении законодательства в данной сфере правоотношений, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку не исключают возможность получения многодетной семьей мер социальной поддержки при совместном проживании всех членов семьи в Московской области.

Кроме того, суд учитывает, что с момента получения истицей удостоверения многодетной матери № от 20.10.2014г. место жительства членов ее семьи не изменилось.

Исходя из изложенного, суд полагает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Ионовой ФИО12 удовлетворить.

Обязать Министерство социального развития Московской области выдать семье Ионовой ФИО13 удостоверение многодетной семьи и возобновить с 19.05.2017 года право на получение мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг по месту жительства на территории Московской области.

На решение суда в апелляционном порядке может быть подана жалоба в Московский областной суд, через Щёлковский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Федеральный судья Е.В.Савина