ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-691/18 от 19.07.2018 Углегорского городского суда (Сахалинская область)

Дело № 2-691/2018

РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 июля 2018 года г. Углегорск

Углегорский городской суд Сахалинской области

в составе: председательствующего судьи – Калашниковой Ю.С.,

при секретаре – Котовой Е.С.,

с участием прокурора Барановой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Углегорского городского суда гражданское дело по иску Углегорского городского прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Ирина» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности разработать и принять меры по предупреждению коррупции,

У С Т А Н О В И Л:

25.06.2018 Углегорский городской прокурор обратился в Углегорский городской суд Сахалинской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Ирина» (далее – ООО «Ирина») о признании бездействия по непринятию мер по предупреждению коррупции в соответствии со ст.13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» незаконным, возложении обязанности разработать и принять меры по предупреждению коррупции в соответствии со ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

В обоснование иска указано, что Углегорской городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции при осуществлении деятельности ООО «Ирина», в результате которой установлено, что ответчиком не разработаны и не приняты меры по предупреждению коррупции, предусмотренные Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», что делает невозможным исполнение требований указанного федерального закона, нарушаются интересы Российской Федерации, а также интересы неопределенного круга лиц, которые работают, а также будут работать на предприятии, пользуются услугами данного предприятия, делает недостижимыми задачи и неисполнимыми функции государства в сфере борьбы с коррупцией, а также препятствует реализации гражданами своих конституционных прав и свобод.

В судебном заседании прокурор Баранова Н.Н. исковые требования поддержала, привела доводы, аналогичные доводам искового заявления.

Представитель ответчика ООО «Ирина» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, не ходатайствовали об отложении дела.

Руководствуясь ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов.

Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон №273-ФЗ) установлены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней (преамбула данного Федерального закона).

Согласно части 6 статьи 5 Федерального закона № 273-ФЗ, генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона № 273-ФЗ, противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Согласно статье 2 Федерального закона № 273-ФЗ, правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

Ратификация Российской Федерацией Конвенции ООН против коррупции и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, распространенность коррупционных правонарушений требует исполнения законодательства о государственной и муниципальной службе, противодействии коррупции, а также создания необходимых организационных предпосылок для этого. Цели Конвенции ООН против коррупции, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 31.10.2003, заключаются в содействии принятию и укреплению мер, направленных на более эффективное и действенное предупреждение коррупции и борьбу с ней.

Статьей 3 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что одним из основных принципов противодействия коррупции, является приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.

Обязанность организаций разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции установлена статьей 13.3 Федерального закона № 273-ФЗ, согласно которой, меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать: определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Из смысла приведенных положений закона, указанные обязанности возлагаются на любые организации не зависимо от организационно-правовой формы и формы собственности.

Во исполнение подпункта «б» пункта 25 Указа Президента Российской Федерации от 02 апреля 2013 года № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» и в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона № 273-ФЗ разработаны Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, целью которых является формирование единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, ООО «Ирина» является действующим юридическим лицом, что усматривается из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 03.07.2018.

Из материалов дела следует, что в ходе проведенной прокуратурой проверки выявлен факт неисполнения ООО «Ирина» обязанности по разработке и принятию мер по предупреждению коррупции, что подтверждается актом проверки от 21.06.2018.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии бездействия ответчика на момент проведения проверки и обращения прокурора с иском в суд. Следовательно, в указанной части требования прокурора подлежат удовлетворению.

Однако, в части возложения обязанности на ответчика по разработке и принятию мер по предупреждению коррупции в соответствии со ст.13.3 Федерального Закона «О противодействии коррупции» № 273-ФЗ от 25.12.2008, с учетом имеющихся в деле доказательств, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Так стороной ответчика суду представлены приказ № 10 от 26.06.2018 «О назначении ответственного лица за профилактику коррупционных и иных правонарушений в учреждении и утверждении документов по противодействию коррупции», приказ № 11 от 26.06.2018 «О недопущении составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов», Кодекс этики и служебного поведения работников ООО «Ирина», Положение о взаимодействии с правоохранительными органами по вопросам предупреждения и противодействия коррупции.

Указанные доказательства подтверждают факт исполнения ответчиком требований, предусмотренных ст.13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», после обращения прокурора с иском в суд.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию понесенные последним судебные расходы, пропорционально удовлетворенным требованиям. Согласно ч. 2 ст. 88 ГПК РФ размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах.

В силу подпункта 3 пункта 1 ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, также искового заявления неимущественного характера государственная пошлина уплачивается для физических лиц в размере 300 рублей, для организаций – 6 000 рублей.

На основании части 1 статьи 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина – в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождается прокурор по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Поскольку прокурором предъявлен неимущественный иск, требование предъявлено в защиту Российской Федерации и неопределенного круга лиц, суд считает необходимым взыскать с ответчика государственную пошлину в размере 6000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Углегорского городского прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Ирина» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности разработать и принять меры по предупреждению коррупции – удовлетворить частично.

Признать бездействие Общества с ограниченной ответственностью «Ирина», выразившееся в непринятии мер по предупреждению коррупции в соответствии со ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» – незаконным.

В удовлетворении остальной части исковых требований Углегорского городского прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Ирина»- отказать.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Ирина» (ИНН <***>, КПП 650801001, ОГРН <***>, дата постановки на учет в налоговом органе 27.03.2006) государственную пошлину в бюджет Углегорского городского округа в размере 6000 (шесть тысяч) рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, прокурором представление, в Сахалинский областной суд через Углегорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 23 июля 2018 года.

Председательствующий судья Ю.С. Калашникова