Дело №2-691/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 марта 2019 года город Сочи
Хостинский районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе
председательствующего судьи Крижановской О.А.
при секретаре Антропове В.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зайцева А.Н., Воробьева А.И. к администрации города Сочи о согласовании схемы расположения земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Зайцев А.Н. и Воробьев А.И. обратились с исковым заявлением в суд к Администрации города Сочи об утверждении схемы расположения участка. Исковые требования мотивированы следующим.
Зайцев А.Н. является собственником 1/4 доли квартиры по адресу: г. Сочи, Хостинский район, с. <адрес>, ул. <адрес>, д.№ кв.1, кроме того собственниками указанной квартиры являются Зайцев Н.И., Зайцева Л.Л., Зайцева Н.Н. Воробьев А.И. является собственником двухкомнатной квартиры №2 площадью 46,4 кв.м. по адресу: г. Сочи, Хостинский район, с. <адрес>, ул. <адрес>, д.№.
Указанный многоквартирный жилой дом расположен на земельном участке, границы которого не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, В 2018 году в соответствии с действующим жилищным, градостроительным и земельным законодательством ООО «<данные изъяты>» по его заявке подготовило схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории для эксплуатации многоквартирного жилого дома по адресу: г. Сочи, Хостинский район, с. <адрес>, ул <адрес>, д.№.
На заявление истцов о согласовании схемы и выделении средств из бюджета о подготовке проекта межевания территории в Департамент Архитектуры администрации города Сочи поступил ответ, что для формирования земельного участка, занятого многоквартирным домом предусмотрен исключительно иной регламент – «Утверждение документации по планировке территории (проекта планировки и проекта межевания территории)», работы по которому должен осуществлять Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи. Однако, лимитом бюджетных средств необходимых для организации подобных работ Департамент не обеспечен.
Воробьев А.И. от имени собственников квартир обратился в администрацию города Сочи с заявлением о согласовании и утверждении указанной схемы. 13.06.2018 года на его обращение из Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи получен ответ о невозможности согласовать схему в связи с тем, что в представленных материалах отсутствует проект технического задания на разработку документации по планировке территории.
В декабре 2018 г. собственники квартир повторно обратились в администрацию города Сочи с подобным заявлением. В ответе от 10.01.2019года Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи повторно были изложены те же доводы, с добавлением того, что разработку документации по планировке территории города Сочи может осуществить и за свой счет. Истцы считают, что данными отказами нарушены их права, в связи с чем, они обращаются с иском в суд.
В судебном заседании истец Воробьев А.И. и представитель истца Зайцева А.Н. по доверенности Сезень А.В. доводы и требования иска поддержали в полном объеме и просили иск удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации города Сочи исковые требования не признала, считает, что истцами избран неверный способ защиты права.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в городе Сочи, привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований будучи надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Третьи лица Зайцева Н.Н., Зайцева Л.Л., Зайцев Н.И., привлеченные к участию в качестве третьего лица в судебное заседание не явились, в представленном заявлении просили суд рассмотреть дело без их участия, удовлетворить заявленные требования.
Выслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела Зайцев А.Н. является собственником 1/4 доли квартиры по адресу: г. Сочи, Хостинский район, с. <адрес>, ул. <адрес>, д.№ кв.1. Так же, собственниками двухкомнатной квартиры № площадью 44,7 кв.м. по адресу: г. Сочи, Хостинский район, с. <адрес>, ул. <адрес>, д.№ являются Зайцев Н.И., Зайцева Л.Л., Зайцева Н.Н.
Воробьев А.И. является собственником двухкомнатной квартиры № площадью 46,4 кв.м. по адресу: г. Сочи, Хостинский район, с. <адрес>, ул. <адрес>, д.№
Указанный многоквартирный жилой дом расположен на земельном участке, границы которого не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, В 2018 году в соответствии с действующим жилищным, градостроительным и земельным законодательством ООО «<данные изъяты>» по его заявке подготовило схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории для эксплуатации многоквартирного жилого дома по адресу: г. Сочи, Хостинский район, с. <адрес>, ул <адрес>, д.№.
На заявление о согласовании схемы и выделении средств из бюджета о подготовке проекта межевания территории поступил ответ из Департамента Архитектуры, что для формирования земельного участка, занятого многоквартирным домом предусмотрен исключительно иной регламент – «Утверждение документации по планировке территории (проекта планировки и проекта межевания территории)», работы по которому должен осуществлять Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи. Однако, лимитом бюджетных средств необходимых для организации подобных работ Департамент не обеспечен.
Воробьев А.И., от имени собственников квартир, обратился в администрацию города Сочи с заявлением о согласовании и утверждении указанной схемы. 13.06.2018 года на его обращение из Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи получен ответ о невозможности согласовать схему в связи с тем, что в представленных материалах, отсутствует проект технического задания на разработку документации по планировке территории.
В декабре 2018 г. истцы повторно обратились в администрацию города Сочи с подобным заявлением. В ответе от 10.01.2019 года Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи повторно были изложены те же доводы, с добавлением того, что разработку документации по планировке территории города Сочи может осуществить и за свой счет.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.36 Жилищного кодекса РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, наряду с иным и земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с ч.3 ст.16 ФЗ «О ведении в действие земельного кодекса РФ», в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
В силу ст. 11.1. Земельного кодекса РФ, земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Согласно п.2 ст.6 Земельного кодекса РФ, земельный участок как объект земельных отношений определяется как часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы, которой описаны и удостоверены в установленном порядке.
В соответствии с п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ, местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Часть 3 статьи 16 признана частично не соответствующей Конституции Российской Федерации Постановлением Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 N 12-П, в соответствии с которым Конституционный Суд РФ признал не соответствующими Конституции РФ часть 3 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в той мере, в какой она препятствует собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Впредь до внесения в федеральное законодательство необходимых изменений собственники помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не сформированы, вправе в индивидуальном порядке обращаться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлениями о формировании этих земельных участков. Такие заявления будут являться основанием для осуществления соответствующим органом публичной власти формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.
В соответствии с ч.3 ст.79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.
В соответствии с ч.4 ст.16 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
В соответствии с ч.5 ст.16 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии со ст. 11.10. ЗК РФ, схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными ст.39.2 ЗК РФ.
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в форме электронного документа.
В случае, если подготовку схемы расположения земельного участка обеспечивает гражданин в целях образования земельного участка для его предоставления гражданину без проведения торгов, подготовка данной схемы может осуществляться по выбору указанного гражданина в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе.
В соответствии с.ч.13 ст.11.10 ЗК РФ, схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются: 1) площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка; 2) адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка; 3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости; 4) территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка; 5) категория земель, к которой относится образуемый земельный участок.
В соответствии с ч.16 ст.11.10 ЗК РФ, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с п.12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст.11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В соответствии с ч.ч.17,18,19 ст.11.10 ЗК РФ, в случае, если границы земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка, пересекаются с границами земельного участка или земельных участков, образуемых в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным после дня утверждения схемы расположения земельного участка и до истечения срока действия решения о ее утверждении, образование земельного участка осуществляется в соответствии с утвержденной схемой его расположения.
В решении об утверждении схемы расположения земельного участка указывается на право гражданина или юридического лица, обратившихся с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, на обращение без доверенности с заявлением о государственном кадастровом учете образуемого земельного участка и о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации или права муниципальной собственности на образуемый земельный участок.
Не допускается требовать от заявителя согласования схемы расположения земельного участка, а также предоставления документов, не предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии со ст.43 Градостроительного кодекса РФ, подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа, функциональной зоны.
Подготовка проекта межевания территории осуществляется для: определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков; установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования.
Проект межевания территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по обоснованию этого проекта.
Основная часть проекта межевания территории включает в себя текстовую часть и чертежи межевания территории.
Текстовая часть проекта межевания территории включает в себя: перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, в том числе возможные способы их образования; перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, которые будут отнесены к территории общего пользования или имуществу общего пользования, в том числе в отношении которых предполагаются резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд; вид разрешенного использования образуемых земельных участков в соответствии с проектом планировки территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
На чертежах межевания территории отображаются: границы планируемых (в случае, если подготовка окта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории) и существующих элементов планировочной структуры; красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 настоящей статьи; линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений; границы образуемых и (или) изменяемых земельных участков, условные номера образуемых земельных участков, в том числе в отношении которых предполагаются их резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд; границы зон действия публичных сервитутов.
Материалы по обоснованию проекта межевания территории включают в себя чертежи, на которых отображаются: границы существующих земельных участков; границы зон с особыми условиями использования территорий; местоположение существующих объектов капитального строительства; границы особо охраняемых природных территорий; границы территорий объектов культурного наследия.
Подготовка проектов межевания территории осуществляется с учетом материалов и результатов инженерных изысканий в случаях, если выполнение таких инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территории требуется в соответствии с настоящим Кодексом. В целях подготовки проекта межевания территории допускается использование материалов и результатов инженерных изысканий, полученных для подготовки проекта планировки данной территории, в течение не более чем пяти лет со дня их выполнения.
При подготовке проекта межевания территории определение местоположения границ образуемых и (или) изменяемых земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, иными требованиями к образуемым и (или) изменяемым земельным участкам, установленными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, техническими регламентами, сводами правил.
В случае, если разработка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, в границах которой предусматривается образование земельных участков на основании утвержденной схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, срок действия которой не истек, местоположение границ земельных участков в таком проекте межевания территории должно соответствовать местоположению границ земельных участков, образование которых предусмотрено данной схемой.
В соответствии с п.3 т.11.3 ЗК РФ, исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков:
1) из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории; 2) из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам; 3) в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии; 4) в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами;5) для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения.
Из-за отсутствия средств в бюджете, администрация города Сочи не планирует выделять средства на проект межевания и планирование территории. Это создало истцу препятствия в формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом и в реализации его гражданских прав собственника жилого помещения в этом жилом доме, его жилищных и земельных прав, общая правовая основа в защите которых предусмотрена ст.ст.8,10,11,304 ГК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Зайцева А.Н. и Воробьева А.И. – удовлетворить.
Считать схему расположения земельного участка площадью 1360 кв.м. на кадастровом плане территории в кадастровом квартале № №, категория - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования- для эксплуатации многоквартирного жилого дома по адресу: г. Сочи, Хостинский район, с. <адрес>, ул <адрес>, д.№, - утвержденной.
Определить кадастровые границы земельного участка площадью 1360 кв.м. на кадастровом плане территории в кадастровом квартале № №- земли населенных пунктов, вид разрешенного использования- для эксплуатации многоквартирного жилого дома: г. Сочи, Хостинский район, с. <адрес>, ул <адрес>, д.№ по каталогу координат, содержащемуся в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленную ООО «<данные изъяты>» в 2018 году.
№ | № |
№ | № |
№ | № |
№ | № |
№ | № |
№ | № |
№ | № |
№ | № |
№ | № |
№ | № |
№ | № |
№ | № |
№ | № |
№ | № |
№ | № |
№ | № |
№ | № |
№ | № |
Данное решение является для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю основанием постановки на кадастровый учет земельного участка площадью 1360 кв.м. на кадастровом плане территории в кадастровом квартале № №, категория - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования- для эксплуатации многоквартирного жилого дома по адресу: г. Сочи, Хостинский район, с. <адрес>, ул. <адрес>, д.№ по вышеуказанным координатам. При этом, согласование границ со смежными землепользователями не требуется.
Решение суда в течение месяца может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд подачей жалобы через Хостинский районный суд города Сочи.
Судья О.А.Крижановская
На момент опубликования не вступило в законную силу.
СОГЛАСОВАНО
Судья Крижановская О.А.