ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-691/19 от 28.05.2019 Канашского районного суда (Чувашская Республика)

Дело № 2-691/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 мая 2019 года г. Канаш

Канашский районный суд Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Софроновой С.В.,

при секретаре Алексеевой Л.А.,

с участием

законного представителя истца ФИО4,

представитель ответчика ФИО5,

представитель ответчика ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алексеева ФИО11, действующего в интересах несовершеннолетней дочери Алексеевой ФИО12, к администрации г.Канаш Чувашской Республики, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г.Канаш Чувашской Республики об обеспечении бесплатным питанием,

у с т а н о в и л :

ФИО4, действуя в интересах несовершеннолетней дочери ФИО1, обратился в суд с иском с последующим его уточнением к администрации г.Канаш Чувашской Республики, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №6» города Канаш Чувашской Республики (далее - МБОУ «СОШ №6» г. Канаш) об обеспечении бесплатным питанием. Исковые требования мотивированы тем, что их семья является многодетной. Указом Президента Российской Федерации от 05.05.1992 г. №431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» предусмотрено бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений за счет средств всеобуча и отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отчислений. Его дочь ФИО1 обучается в МБОУ «СОШ №6» г. Канаш. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в образовательную организацию с требованием о предоставлении его дочери ФИО1 бесплатного горячего двухразового питания. Однако питание ФИО1 вопреки положениям законодательства производится за плату родителей. Указанные обстоятельства повлекли лишение несовершеннолетней ФИО1 из многодетной семьи прав на получение и предоставление мер социальной поддержки, оказание социальной помощи, гарантированной ей государством. На основании изложенного просит обязать администрацию г. Канаш Чувашской Республики обеспечить финансирование мероприятий по организации и обеспечению обучающейся в МБОУ «СОШ №6» г. Канаш ФИО1, относящейся к категории детей из многодетных семей, бесплатным горячим питанием (завтрак и обед) на весь период обучения в общеобразовательной организации; обязать МБОУ «СОШ » <адрес> с момента вступления решения суда в законную силу организовать и обеспечить обучающуюся в МБОУ «СОШ №6» ФИО1 бесплатным горячим питанием (завтрак и обед), на весь период обучения в общеобразовательной организации.

Истец ФИО4 в судебном заседании исковые требования поддержал по изложенным в исковом заявлении основаниям, просил удовлетворить в полном объеме. Суду пояснил, что список школьников, которые обеспечиваются бесплатным горячим питанием, формирует школа, следовательно, она может расширить этот список и включить в него его дочь ФИО1, обеспечив её бесплатным питанием.

Представитель ответчика администрации г. Канаш Чувашской Республики - ФИО5, действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила в удовлетворении иска отказать в полном объеме, указав, что в соответствии с принципами и нормами, закрепленными в федеральном законодательстве, определение видов, размера и порядка предоставления мер социальной поддержки отдельных категорий граждан Чувашская Республика, как субъект Российской Федерации, осуществляет самостоятельно. Меры социальной поддержки на территории Чувашской Республики установлены принятыми в установленном порядке республиканскими нормативными правовыми актами, при этом обеспечение бесплатным питанием в школах детей из многодетных семей не предусмотрено. Постановлениями либо иными нормативно-правовыми актами органа местного самоуправления города Канаш обеспечение бесплатным питанием детей из многодетных семей также не предусмотрено. Постановлением администрации города Канаш Чувашской Республики от 27.12.2018г. № 1641 «Об утверждении Положения об организации питания обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений города Канаш из семей, находящихся в социально опасном положении» предусмотрено обеспечение бесплатным питанием детей из семей, находящихся в социально опасном положении, однако семья истца ФИО4 не находится в социально опасном положении.

Представитель ответчика МБОУ «СОШ № 6» г. Канаш Чувашской Республики - и.о. директора ФИО6 в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что обеспечение бесплатным питанием детей из многодетных семей в МБОУ «СОШ № 6» г. Канаш не предусмотрено. Ежегодно из местного бюджета города Канаш школе выделяется определенная сумма для обеспечения детей из неблагополучных семей, семей, находящихся в социально опасном положении, бесплатным питанием. Всего в школе 185 детей из многодетных семей. Лишь 21 ребенок обеспечивается бесплатным питанием. При определении лиц, которым будет предоставлено бесплатное питание, они подходят индивидуально к каждому ребенку, обследуют условия проживания семьи, о чем составляется акт. В отношении семьи ФИО1 также проведено обследование условий её проживания и выявлено, что жилищно-бытовые условия очень хорошие, к семье, находящейся в социально опасном положении, её отнести нельзя. Просила в иске отказать.

Выслушав истца, представителей ответчиков, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Истец имеет троих несовершеннолетних детей: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельствами о рождении детей (л.д. 5-7).

Согласно п. 2.4.3 "ГОСТ Р 52495-2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Термины и определения", утвержденного приказом Ростехрегулирования от 30.12.2005 N 532-ст, многодетная семья - это семья, имеющая трех и более детей, признанная в установленном порядке многодетной в соответствии с порогом многодетности, установленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, истец ФИО4 является многодетным отцом, следовательно, его дочь ФИО1 относится к категории детей из многодетных семей.

Судом установлено, что дочь истца - ФИО1 обучается в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г. Канаш Чувашской Республики.

Согласно протоколу заседания комиссии по социальной поддержке МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г. Канаш от ДД.ММ.ГГГГ комиссия, рассмотрев заявление ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении бесплатного горячего питания дочери ФИО1, обучающейся 1а класса, приняла решение: до конца 2018-2019 учебного года считать невозможным предоставление бесплатного горячего питания ФИО1, обучающейся 1а класса.

Отказывая в предоставлении бесплатного питания дочери истца, комиссия исходила из того, что бесплатным питанием возможно обеспечить только 21-го обучающегося в месяц. В первую очередь включаются в список дети из семей, находящихся в социально-опасном положении. Количество детей из таких семей составляет 10. Также есть обучающиеся, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, особо нуждающиеся. При этом педагог-психолог сообщила, что семья Алексеевых проживает в очень хороших жилищно-бытовых условиях и всё необходимое для нормального воспитания и развития детей, имеется (л.д. 8).

Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей).

Пунктом 1 Указа Президента РФ № 431 от 05.05.1992 года (ред. от 25.02.2003) «О мерах социальной поддержки многодетным семьям» органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга было предписано определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона и установить для многодетных семей меры социальной поддержки, в том числе бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений за счет средств всеобуча и отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отчислений.

Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ, предоставивший указанные нормотворческие полномочия субъектам Российской Федерации, принят позднее упомянутого выше Указа и по своей юридической силе имеет приоритет над ним.

В силу статьи85Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Данные расходные обязательстваустанавливаютсяорганами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходови источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 4 ст. 37 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления.

Из изложенного следует, что субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать меры социальной поддержки многодетных семей за счет средств собственного бюджета.

В соответствии со ст. 8 Закона Чувашской Республики от 24.11.2004 N 48(ред. от 25.10.2018) «О социальной поддержке детей в Чувашской Республике» дети из многодетных семей с тремя и более детьми в возрасте до восемнадцати лет имеют право на социальную поддержку в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики.

В соответствии с Законом Чувашской Республики от 24 ноября 2004 г. N 46 (ред. от 20.12.2016) "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" в размер ежемесячного пособия на ребенка с 1 января 2006 г. входят монетизированные льготы многодетным семьям и семьям, имеющим детей в возрасте до 2 лет.

До монетизации семьи с тремя и более детьми получали бесплатные лекарства на ребенка до 6 лет. У учащихся школ и училищ из таких семей был бесплатным проезд на городском транспорте, они бесплатно питались в учебном заведении. Многодетные семьи также пользовались 30-процентной скидкой при оплате жилья и коммунальных услуг.

В настоящее время согласно ст. 14 Закона Чувашской Республики от 30.07.2013 N 50 (ред. от 21.12.2018) «Об образовании в Чувашской Республике» право на бесплатное питание в государственных образовательных организациях Чувашской Республики и муниципальных образовательных организациях имеют: 1) обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья; 2) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, находящиеся на полном государственном обеспечении, в соответствии с законом Чувашской Республики; 3) обучающиеся из малоимущих семей, осваивающие программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих.

При этом Законом Чувашской Республики от 30.07.2013 N 50 «Об образовании в Чувашской Республике» обеспечение бесплатным питанием (завтраками и обедами) в школе детей из многодетных семей не предусмотрено.

Кроме того, как следует из названного Указа Президента Российской Федерации, в нем определяются полномочия и обязанности по предоставлению мер социальной поддержки многодетным семьям между органами федеральной власти и органами власти субъектов Российской Федерации.

Данный Указ Президента Российской Федерации не предусматривает передачу каких-либо прав и возложение обязанностей на органы местного самоуправления.

Как предусмотрено абзацем 2 части 5 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Таким образом, администрация г. Канаш Чувашской Республики в соответствии с законом вправе самостоятельно определить основания предоставления мер социальной поддержки для многодетных семей за счет средств местного бюджета.

Организация питания в общеобразовательных учреждениях города Канаш регламентируется:

- Постановлением администрации города Канаш Чувашской Республики от 27.12.2018г. № 1641 «Об утверждении Положения об организации питания обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений города Канаш из семей, находящихся в социально опасном положении».

- Постановлением администрации города Канаш Чувашской Республики от l7.J5.2018 г. №834 «Об утверждении Порядка предоставления бесплатного питания детям с ограниченными возможностями здоровья, обучающимся в общеобразовательных учреждениях города Канаш Чувашской Республики»;

- Постановлением администрации города Канаш Чувашской Республики от 14.06.2017 г. № 1025 «О предоставлении набора продуктов питания для организации питания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, не посещающих общеобразовательное учреждение и получающих образование на дому»;

- Постановлением администрации города Канаш Чувашской Республики от 28.08.2018 г. № 1023 «Об установлении предельной стоимости набора продуктов питания на 1 ребенка в день для организации питания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, не посещающих общеобразовательное учреждение и обучающихся на дому»;

- Постановлением администрации города Канаш Чувашской Республики от 28.08.2018 г. № 1024 «Об установлении предельной стоимости питания детей с ограниченными возможностями здоровья обучающихся в общеобразовательных учреждениях города Канаш»;

- Постановлением администрации города Канаш Чувашской Республики от 28.08.2018 г. № 1025 «Об установлении предельной стоимости питания обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений города Канаш».

Названными постановлениями администрации города Канаш Чувашской Республики также не предусмотрено обеспечение бесплатным питанием (завтраками и обедами) в образовательных учреждениях г. Канаш детей из многодетных семей.

Таким образом, вотсутствие федерального регулирования порядка и условий возмещения расходов на осуществление мер социальной поддержки многодетным семьям, предусмотренных Указом Президента РФ N 431 от 05.05.1992 года собственное правовое регулирование данного вопроса субъектом Российской Федерации за счет средств своего бюджета не противоречит федеральному законодательству, при этом исходя из полномочий и финансовых возможностей бюджета Чувашской Республики Государственным Советом Чувашской Республики был принят Закон от 30.07.2013 N 50 (ред. от 21.12.2018) «Об образовании в Чувашской Республике», предусматривающий бесплатное питание в учебных заведениях только учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся из малоимущих семей, и указанный закон не противоречит требованиям Указа Президента РФ № 431 от 05.05.1992 года, так как данным Указом наряду с мерами социальной поддержки было предложено также определить круг семей, нуждающихся в дополнительной социальной поддержке.

МБОУ «СОШ № 6» г. Канаш Чувашской Республики является бюджетным учреждением и собственных денежных средств для осуществлениябесплатногопитания детейизмногодетных семейне имеет, обеспечение бесплатным питанием (завтраками и обедами) в школе детей из многодетных семей Законом Чувашской Республики от 30.07.2013 N 50 (ред. от 21.12.2018) «Об образовании в Чувашской Республике» не предусмотрено и учитывая, чтосемьяистца в установленном порядке малоимущей не признана, суд каких-либо оснований для удовлетворения исковых требований к ответчикам не находит.

Ссылка истца на судебную практику по другому делу по иску об обеспечении бесплатным питанием детей из многодетных семей не опровергает выводов суда, поскольку система права Российской Федерации не является прецедентной. В силу ст. 11 ГПК РФ судебный прецедент источником права при разрешении гражданских дел не является, а представляет собой толкование нормы права и пример ее применения с учетом конкретных обстоятельств дела.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении исковых требований Алексеева ФИО15, действующего в интересах несовершеннолетней дочери ФИО16, к администрации города Канаш Чувашской Республики, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №6» города Канаш Чувашской Республики об обеспечении бесплатным питанием отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики через Канашский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья С.В. Софронова