РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Узловский городской суд Тульской области в составе:
председательствующего Сафроновой И.М.,
при секретаре Мюллер В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-691/2020 по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Узловая Тульской области (Межрайонное) о признании права на досрочную пенсию по старости,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в г. Узловая Тульской области (Межрайонное) о признании права на досрочную пенсию по старости, указав в обоснование требований следующее. ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в ГУ –УПФ РФ в г. Узловая за назначением досрочной пенсии по старости, предусмотренной ст. 28.1 закона от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Решением № от ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал истцу в назначении досрочной пенсии по причине отсутствия факта постоянного проживания в населенном пункте, который имел статус зоны проживания с правом на отселение и Постановлением Правительства РФ был изменен на статус зоны проживания с льготным социально – экономическим статусом, а именно 31.01.1998 года. Факт проживания на момент аварии с 26.04.1986 года по 31.06.1986 года в зоне с правом на отселение у истца есть – это дает истцу право на 2 года снижения пенсионного возраста. Проживание в зоне с правом на отселение на момент аварии у истца есть: с 26.04.1986 года по 04.08.1987 года – дает право на уменьшение пенсионного возраста на 2 года, согласно ст. 33 ФЗ №1244-1. За проживание в зоне с льготным социально –экономическим статусом истцу полагается 3 года, согласно ст. 34 ФЗ № 1244-1, так как истец проживала в ней более 21 года (с августа 1998 года по настоящее время). Итого за проживание в двух зонах истцу полагается снижение пенсионного возраста на 5 лет, согласно ст. 3 вышеуказанного закона весь вред возмещается, значит складывается. С августа 1987 года по август 1998 года истец проживала в <адрес>. Оно не играет никакой роли. Отказ начальника УПФ РФ является превышением ее должностных полномочий, лишил истца Конституционного пенсионного права и средств к существованию. На основании изложенного истец просит суд отказ начальника Управления Пенсионного фонда РФ в г. Узловая № от ДД.ММ.ГГГГ признать незаконным. Обязать ГУ УПФ РФ г. Узловая и Узловского района установить истцу страховую пенсию по старости с возмещением вреда по уменьшению пенсионного возраста на 5 лет с момента возникновения права с 03.01.2020 года.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась. О месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила.
Представитель ответчика Государственного учреждения Управление пенсионного фонда РФ в г. Узловая Тульской области (Межрайонное) по доверенности ФИО2 в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила. Ранее в судебном заседании показала, что ответчик, рассмотрев исковое заявление ФИО1, возражает против назначения пенсии по старости, предусмотренную Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» по следующим основаниям. ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Управление ПФ РФ в г.Узловая и Узловском районе с заявлением, в котором просила назначить пенсию по старости в соответствии со ст.33,34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» претендуя на снижение возраста на 5 лет. Назначение пенсий гражданам за риск радиационного вреда вследствие проживания (работы) на территории, подвергшейся радиационному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, в соответствии с Законом от 15.05.1991г. зависит oт следующих обстоятельств: статуса лица, подвергшегося воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, определяемого в соответствии со ст.13 Закона от 15.05.1991г.; продолжительности проживания, работы на территориях, подвергшихся воздействию радиации. Вред, причиненный гражданам, оказавшимся в зоне влияния радиационного излучения, возникшего в результате чернобыльской катастрофы, обязывает государство стремиться к его более полному по объему возмещению. При этом государство может возмещать вред посредством денежных и других материальных компенсаций, а также посредством льгот, в том числе по уменьшению возраста выхода на пенсию. В соответствии с нормами статей 32-37 Закона от 15.05.1991г. пенсионный возраст для назначения пенсии по старости уменьшается на первоначальную и дополнительную величины. Каждая из указанных величин определяется самостоятельно независимо от другой, в соответствии с условиями (юридическими фактами), предусмотренными указанным Законом. При этом законодатель установил норму, позволяющую сохранять льготу по уменьшению возраста вне зависимости от того, где проживает лицо, пострадавшее вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: в какой-либо зоне радиационного загрязнения или в другой местности (регионе) страны, изменились ли границы зон радиоактивного загрязнения по решению Правительства Российской Федерации. Так, истец имеет следующую продолжительность проживания (работы): проживание в зоне с правом на отселение (<адрес>) составляет: с 26.04.1986 по 04.08.1987 - 01 года 03 месяцев 09 дней. Регистрация в зоне с льготным социально-экономическим статусом (<адрес>) составляет 20 лет 10 месяцев 17 дней с 09.02.1999 по 25.12.2019. Трудовая деятельность в <адрес> с 13.11.1998 по 01.11.2000 (1 год 11 мес. 19 дн.). На основании представленных документов факт постоянного проживания (работы) истца в населенном пункте, который имел статус зоны проживания с правом на отселение и Постановлением Правительства РФ был изменен на статус зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, не подтверждается. Таким образом, применительно к истцу, право на досрочное назначение пенсии возникнет у истца в следующем порядке: в соответствии со ст.33 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» по достижении возраста 53 г.; в соответствии со ст.34 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» по достижении возраста 52 г. На основании изложенного представитель ответчика просит суд в исковых требованиях ФИО1 отказать.
Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
ФИО1 родилась ДД.ММ.ГГГГ. Согласно материалам дела, в юридически значимый она проживала: с 26.04.1986 по 04.08.1987 - 01 год 03 месяцев 09 дней в <адрес> (зона с правом на отселение), с 09.02.1999 по 25.12.2019 года - 20 лет 10 месяцев 17 дней в <адрес> (зона с льготным социально-экономическим статусом).
Согласно копии трудовой книжки, в период с <адрес> работала в Дубовской городской больнице Узловского района Тульской области с 13.11.1998 по 01.11.2000 (1 год 11 мес. 19 дн.)
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в ГУ-Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области с письменным заявлением о назначении ей досрочной государственной пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста на основании ст.ст.33-34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 №1244-1.
Решением ГУ УПФР в г. Узловая и Узловском районе № от ДД.ММ.ГГГГ истцу в назначении пенсии по старости было отказано в связи с отсутствием требуемой продолжительности проживания и работы на территории, подвергшейся загрязнению, дающей право на снижение возраста выхода на пенсию.
Не согласившись с принятым пенсионным органом решением, ФИО1 обратилась в суд с настоящим иском, указав, что при суммировании величин уменьшения пенсионного возраста, предусмотренного ФЗ № 1244-1 от 15.05.1991, общая величина снижения пенсионного возраста составила 5 года, следовательно, у нее возникло право на снижение пенсионного возраста до 50 года.
Суд не может согласиться с доводами истца по следующим основаниям.
На основании ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с п.6,7 ч.1 ст.10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионом обеспечении в Российской Федерации» право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с правом на отселение, и граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В силу ч.2 ст.10 Федерального закона № 166-ФЗ гражданам, указанным в подпунктах 3, 5-10 пункта 1 настоящей статьи, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Законом РФ № 1244-1 от 15.05.1991 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установлены пределы права на снижение общеустановленного пенсионного возраста гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В силу ч.1 ст.13 к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в том числе, граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7) и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 8).
Условия назначения пенсии по старости указанным гражданам зависят от статуса лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, продолжительности проживания в прошлое и настоящее время на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению.
Территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, подразделяются на зоны, границы которых и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов (ст.7 Закона № 1244-1).
Статьи 33 и 34 названного закона предусматривают, что гражданам, указанным в п.7 ч.1 ст.13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности; гражданам, указанным в п.8 ч.1 ст.13, уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
При этом в соответствии с примечанием к статье 35 Закона № 1244-1 первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32-35 данного Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30.06.1986, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
В соответствии с Распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 № 237-р утвержден Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, которым территория пос. Дубовка Узловского района Тульской области была отнесена к зоне с правом на отселение.
С 01.02.1998 на основании постановления Правительства РФ № 1582 от 18.12.1997 территория пос. Дубовка Узловского района стала относиться к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, к этой же зоне относятся территории и в настоящее время согласно постановлению Правительства РФ № 1074 от 08.10.2015 «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Истец одновременно относится к двум категориям, определенным в ст.13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», - к гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение (п.7), и гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (п.8).
В периоды с 26.04.1986 по 04.08.1987 истица жила и работала на территории зоны с правом на отселение, всего 01 год 3 месяца 09 дней, что в соответствии со ст. 33 Закона РФ от 15.95.1991 № 1244 дает право на снижение пенсионного возраста на 2 года.
Проживание истца на территории зона с льготным социально-экономическим статусом составляет 20 лет 10 месяцев 17 дней (с 09.02.1999 года по 25.12.2019 года), и на основании ст.34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1224-1 дает истцу право на пенсию со снижением пенсионного возраста на 1 год за каждые 4 года проживания или работы, но не более 3 лет.
В силу ч. 2 ст. 3 Закона РФ от 15.05.1991 № 1224-1, возмещение одинакового вреда и предоставление одинаковых мер социальной поддержки производится по одному из оснований, по выбору гражданина.
Вопреки утверждению истца, Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» для граждан, относящихся одновременно к двум и более категориям в связи с проживанием и работой в разных зонах радиоактивного загрязнения, положений, предусматривающих суммирование величин уменьшения возраста выхода на пенсию по старости, не предусматривает.
Как указал Конституционный суд РФ в Определениях от 22.04.2014 № 852-О и от 24.03.2015 № 593-О, закрепленное в части второй статьи 3 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» правило, предполагающее возмещение вреда гражданам, пострадавшим от воздействия радиации, и предоставление им мер социальной поддержки по всем имеющимся основаниям, а возмещение одинакового вреда и предоставление одинаковых мер социальной поддержки - по одному из оснований, по их выбору, направлено на максимально возможную компенсацию вреда и обеспечение наиболее выгодных условий их социальной защиты, а потому само по себе не может быть расценено как нарушающее их конституционные права.
Ссылка истца на суммирование величин является несостоятельной, на истца правило о сложении величин не распространяется. С учетом Определения Конституционного суда РФ от 11.07.2006 № 403-О, данное правило применяется при проживании (работе) в радиационно загрязненной зоне, статус которой в период такого проживания (работы) был изменен Правительством РФ. При этом данный период не должен прерываться.
Также суд учитывает, что основания и условия снижения пенсионного возраста, предусмотренные ст.ст. 33 и 34 Закона РФ от 15.05.1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Являются самостоятельными и подлежат отдельному учету, в законе отсутствуют положения, позволяющие суммировать установленные данными статьями Закона РФ величины.
ФИО1 к таким гражданам не относится, поскольку постоянное проживание и работа истца в населенных пунктах, изменивших статус радиационно загрязненной зоны с зоны с правом на отселение на зону с льготным социально-экономическим статусом места не имели. Трудовой стаж истца в зоне с правом на отселение постоянным также не был.
В период постоянного проживания истца, подтвержденного сведениями о регистрации в <адрес> с 26.04.1986 по 04.08.1987, проживание в <адрес> с 09.02.1999 по 25.12.2019, статус зоны, подвергшейся радиоактивному загрязнению, не изменялся. Предельное снижение пенсионного возраста за проживание в такой зоне радиоактивного загрязнения установлено законодателем в 3 года.
Исходя из вышеизложенного и принимая во внимание возраст ФИО1, с учетом наиболее выгодных условий социальной защиты право выхода на пенсию со снижением общеустановленного возраста по Закону РФ от 15.05.1991 №1224-1 она приобретет в возрасте 52 лет, со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 3 года. Таким образом, ответчик правильно отказал истцу в назначении пенсии, указав, что на момент обращения она не достигла необходимого пенсионного возраста.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
в удовлетворении требований ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Узловая Тульской области (Межрайонное) о признании права на досрочную пенсию, отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Узловский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий И.М. Сафронова