ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-691/2011 от 21.11.2011 Таврического районного суда (Омская область)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ р.п. Таврическое

Таврический районный суд Омской области

в составе председательствующего судьи Мазо М.А.

при секретаре Миллер О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Таврического района в интересах неопределенного круга лиц с ограниченными возможностями к БСУСО Омской области «Сосновский дом-интернат», Министерству труда и социального развития Омской области об обязании обеспечить работу лифта в БСУСО «Сосновский дом-интернат», расположенном по адресу: <адрес> в круглосуточном режиме и

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с последующими уточнениями с иском к ответчикам об обязании обеспечить в указанном выше учреждении работу лифта в круглосуточном режиме.

В судебном заседании помощник прокурора Таврического района Усатов А.В. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, пояснив, что при проведении проверки соблюдения в БСУСО «Сосновский дом-интернат» законодательства о социальной защите инвалидов было установлено, что БСУСО «Сосновский дом-интернат» не соблюдает нормы действующего законодательства, что приводит к нарушению прав граждан, маломобильных групп населения, инвалидов, пребывающих в учреждении, а также может повлечь нарушение прав граждан названной категории, которые в будущем могут быть размещены в БСУСО «Сосновский дом-интернат». Так, проверкой установлено, что пребывающие лица в данном учреждении размещаются в трехэтажном жилом корпусе. В корпусе имеется лифт. В соответствии с паспортом лифта управлять лифтом должен проводник (лифтер). Согласно штатному расписанию учреждения работу данного лифта обеспечивает 1 лифтер, график работы которого с 8 часов 00 минут до 16 часов 30 минут. Учитывая, что в штатном расписании учреждения предусмотрена только одна единица работника - лифтера, а также то, что пребывающие в учреждении граждане могут пользоваться лифтом только с лифтером, обеспечить круглосуточную работу лифта в этом учреждении при данных обстоятельствах не представляется возможным. Между тем, проверка показала, что данный график работы лифта не обеспечивает предоставление учреждением качественной государственной услуги по стационарному социальному обслуживанию граждан. Установлено, что на 1 -2 втором этаже пребывают малоподвижные лица, которые ограничены в движении и им необходима посторонняя помощь. Согласно распорядку дня для проживающих в учреждении утренняя физическая зарядка проходит с 7 ч. 00 мин. до 7 ч. 30 мин., культурно массовые мероприятия проводятся с 16 ч. 30 мин. до 18 ч. 20 мин., ужин с 18 ч. 30 мин. до 19 ч. 00 мин., личное время с 19 ч. 00 до 21 ч. 00 мин., второй ужин с 21 ч. 00 мин. В указанные промежутки времени лифт не работает, что приводит к нарушению прав граждан на свободу передвижения, занятие спортом, проведение досуга. Кроме того, обеспечение администрацией БСУСО «Сосновский дом-интернат» работы лифта в круглосуточном режиме позволит использовать лифт для транспортирования пожарных подразделений для выполнения работ по спасению людей, обнаружению и тушению пожара.

Из пояснений представителя ответчика БСУСО «Сосновский дом-интернат» -Каталкина А.А., действующего на основании доверенности, следует, что исковые требования он признает в полном объеме. Действительно в настоящее время в интернате не обеспечена работа лифта в круглосуточном режиме, что нарушает права проживающих в интернате инвалидов. Обеспечить работу лифта в круглосуточном режиме они планируют путем увеличения до четырех человек штатной численности лифтеров, но штатное расписание должны утвердить в Министерстве труда и социального развития Омской области.

Представитель ответчика Министерства труда и социального развития Омской области Володева Г.Х., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствии, из письменного отзыва следует, что исковые требования она не признает, так как в настоящее время в целях разрешения сложившейся ситуации предпринимаются всевозможные меры, реализация которых предполагает значительный период времени. Полагает, что данные действия свидетельствуют о добровольном исполнении ответчиком указанного обязательства.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст.20 ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» стационарное социальное обслуживание направлено на оказание разносторонней социально-бытовой помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении. Стационарное социальное обслуживание включает меры по созданию для граждан пожилого возраста и инвалидов наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно-трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию их отдыха и досуга. Стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется в стационарных учреждениях (отделениях) социального обслуживания, профилированных в соответствии с их возрастом, состоянием здоровья и социальным положением.

В силу п.4.4. СанПиН 2.1.2.2564-09, утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23.11.2009 года №71, в зданиях высотой выше двух этажей следует предусматривать лифты (на здание – не менее одного лифта), которые должны иметь кабину размером не менее 1,1*1,5 м, рассчитанную на инвалида колясочника.

Наличие лифта в зданиях предусмотрено п. 3.7. ГОСТ 12.1.004-91 «Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования», п. 4.1. НПБ 250-97 «Лифты для транспортирования пожарных подразделений в зданиях и сооружениях. Общие технические требования». Согласно указанным нормам в зданиях необходимо предусмотреть технические средства (лестничные клетки, противопожарные стены, лифты, наружные пожарные лестницы, аварийные люки и т.п.), имеющие устойчивость при пожаре и огнестойкость конструкций не менее времени, необходимого для спасения людей при пожаре и расчетного времени тушения пожара. Лифты для транспортирования пожарных подразделений являются составной частью комплекса инженерного оборудования зданий и сооружений различного назначения, а также одним из видов пожарно-технических средств, обеспечивающих перемещение пожарных подразделений на этажи зданий (сооружений) различного назначения для выполнения работ по спасению людей, обнаружению и тушению пожара.

Согласно уставу БСУСО «Сосновский дом-интернат для престарелых и инвалидов», учреждение было создано в соответствии с распоряжением Правительства Омской области от 14 июня 2006 года №94-рп, функции Учредителя от имени Омской области осуществляют Министерство труда и социального развития Омской области как отраслевой орган исполнительной власти Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области как орган исполнительной власти Омской области в сфере управления собственностью Омской области.

В силу ст.38.1 БК РФ принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюджетных средств в ведении которого они находятся.

Согласно Постановлению Правительства Омской области от 13 мая 2009 года №85-п «Об установлении подведомственности получателей средств областного бюджета», главным распорядителям средств областного бюджета, являющимся органами исполнительной власти Омской области, подведомственны получатели средств областного бюджета – территориальные органы указанных органов, обладающие правами юридического лица, казенные и бюджетные учреждения Омской области, в отношении которых указанные органы осуществляют функции учредителя в качестве отраслевых органов исполнительной власти Омской области.

В судебном заседании было установлено, что проживающие в БСУСО «Сосновский дом-интернат» лица размещаются в трехэтажном жилом корпусе. В корпусе имеется лифт. В соответствии с паспортом лифта управлять лифтом должен проводник (лифтер).

Согласно штатному расписанию, работу данного лифта обеспечивает 1 лифтер, график работы которого с 8 часов 00 минут до 16 часов 30 минут, выходной суббота, воскресенье.

Установлено, что на первом и втором этаже данного учреждения проживают малоподвижные лица, которые ограничены в движении и им необходима посторонняя помощь.

Согласно распорядку дня для проживающих в учреждении утренняя физическая зарядка проходит с 7 ч. 00 мин. до 7 ч. 30 мин., культурно массовые мероприятия проводятся с 16 ч. 30 мин. до 18 ч. 20 мин., ужин с 18 ч. 30 мин. до 19 ч. 00 мин., личное время с 19 ч. 00 до 21 ч. 00 мин., второй ужин с 21 ч. 00 мин.

Согласно схеме стационара столовая, ванная комната находятся на первом этаже, медицинская часть на втором этаже, актовый зал, библиотека, администрация на 3 этаже.

По сведениям начальника ОНД Таврического района КАВ указанный выше лифт предназначен для транспортировки пожарных подразделений в случае пожара и должен эксплуатироваться круглосуточно.

Таким образом, в судебном заседании было установлено, что указанный выше график работы лифта, не обеспечивает предоставление учреждением надлежащей государственной услуги по стационарному социальному обслуживанию граждан и нарушает права проживающих в данном учреждении лиц с ограниченными возможностями.

Учитывая, что Министерство труда и социального развития Омской области является отраслевым органом исполнительной власти Омской области, которое осуществляет функции учредителя учреждения, а также то, что в соответствии с п.4.3 Устава учреждение обязано согласовывать с Отраслевым органом структуру и штатное расписание Учреждения, суд считает привлечение Министерства труда и социального развития Омской области по данному делу в качестве соответчика законным и обоснованным.

При таких обстоятельствах, суд считает, что требования прокурора об обязании ответчиков обеспечить работу лифта в данном учреждении в круглосуточном режиме подлежат удовлетворению в полном объеме.

В силу требований ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. В случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.

Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, выраженной в Постановлении Пленума ВС РФ от 20.12.2005 года №25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», если истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, она взыскивается с ответчика пропорционально удовлетворенной части исковых требований, исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец, если бы он не был освобожден от уплаты государственной пошлины.

Установлено, что прокурор в данном случае обратился в защиту интересов неопределенного круга лиц с ограниченными возможностями, суд считает, что сумма подлежащей взысканию государственной пошлины должна составлять 200 рублей, которая должна взыскиваться с ответчиков в равных долях, вместе с тем, учитывая, что в соответствии с п.19 ст.333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины, суд считает, что по итогам рассмотрения дела государственная пошлина взысканию с Министерства труда и социального развития Омской области не подлежит.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым взыскать с БСУСО «Сосновский дом-интернат»» в доход местного бюджета государственную пошлину в соответствующей части в размере 100 рублей.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Таврического района удовлетворить.

Обязать Министерство труда и социального развития Омской области, Бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Омской области «Сосновский дом-интернат для престарелых и инвалидов», обеспечить работу лифта в БСУСО «Сосновский дом-интернат», расположенном по адресу: <адрес> в круглосуточном режиме.

Взыскать с БСУСО «Сосновский дом-интернат» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 100 рублей.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме, с подачей жалобы через Таврический районный суд Омской области.

Судья

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Решение вступило в законную силу 21.12.2011 г.