ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-691/2016 от 11.01.2016 Кировского районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело

Поступило в суд «11» января 2016 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ Р. Ф.

«25» марта 2016 года <адрес>

Кировский районный суд <адрес> в составе:

Судьи Бычковой О.Л.

При секретаре Кристосовой О.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к отделу пособий и социальных выплат <адрес>, Министерству социального развития <адрес> о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги, обязании назначить пособие по уходу за ребенком,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с иском к отделу пособий и социальных выплат <адрес> о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги, обязании назначить пособие по уходу за ребенком, ссылаясь на то, что она обратилась в отдел пособий для оформления ежемесячного пособия по уходу за ребенком до <данные изъяты> В назначении пособия ей было отказано в связи с тем, что она не может предоставить паспорт бывшего мужа и справку с его места работы. Между ней и отцом ребенка брак расторгнут <данные изъяты>. В настоящее время ей не известно его местонахождения, никаких контактов она с ним не поддерживает, в связи с чем не имеет возможности предоставить указанные документы.

В ходе судебного разбирательства по делу в качестве соответчика судом было привлечено Министерство социального развития <адрес>.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала, пояснила, что брак с отцом ребенка расторгнут, она не может предоставить требуемые документы. В иске о лишении отца ребенка родительских прав ей было отказано решением Кировского районного суда <адрес>. В розыск отца ребенка она не подавала, никаких сведений о нем не имеет.

Представитель ответчика отдела пособий и социальных выплат <адрес>фио 4 в судебном заседании по исковым требованиям возражала согласно доводам изложенным в письменном отзыве, пояснила, что в соответствии с Федеральным Законом от <данные изъяты><данные изъяты>О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием. Согласно ст. 3 вышеуказанного Закона порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в части, не определенной настоящим Федеральным Законом. В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от <данные изъяты>н «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» и «Административным регламентом предоставления государственной услуги по назначению и выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком», утвержденным Приказом министерства социального развития <адрес> от 19.11.2010 , для назначения указанного пособия ФИО1, как заявитель, должна предоставить в отдел пособий и социальных выплат следующие документы:

- заявление;

-свидетельство о рождении ребенка (подлинный экземпляр и копию);

- выписку из трудовой книжки о последнем месте работы (службы);

- справку с места работы (службы) отца ребенка о том, что он не использует

указанный отпуск и не получает пособия;

- в случае, если отец ребенка не работает - выписку из трудовой книжки отца ребенка и справку из органов социальной службы населения по месту жительства отца ребенка о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком. <данные изъяты>. указанную справку запрашивают специалисты отдела при наличии копии паспорта отца ребенка:

- документ, удостоверяющий личность (подлинный экземпляр и копию);

- документ, подтверждающий совместное проживание ребенка с одним из

родителей, осуществляющим уход за ним, выданный организацией, уполномоченной на его выдачу.

В случае предоставления копий документов, верность которых не засвидетельствована в установленном законом порядке, заявителем предоставляются их подлинники.

На момент обращения в отдел (ДД.ММ.ГГГГ) по вопросу назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком <данные изъяты>ФИО1 не предоставлена справка с места работы (службы) отца ребенка о том, что он не использует указанный отпуск и не получает пособия, а в случае, если отец ребенка не работает - выписка из трудовой книжки отца ребенка (копия заявления ФИО1 прилагается). Согласно п. 1 СТ. 61 Семейного Кодекса Российской Федерации, родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей. Сведений о том, что отец ребенка лишен родительских прав не представлено.

ФИО1 в заявлении о назначении и выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком указала, что не знает местонахождение бывшего мужа, и отдел не имеет возможности запросить сведения об отце ребенка, необходимых для назначения пособия.

Иного порядка предоставления государственной услуги по назначению и выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком действующим законодательством не предусмотрено.

Представитель ответчика Министерства социального развития <адрес>фио 5 в судебном заседании по заявленным требованиям возражала, пояснила, что согласно регламента предоставления государственной услуги истица должна была предоставить в отдел пособий кроме прочих документов справку с места работы (службы) отца ребенка о том, что он не использует указанный отпуск и не получает пособия, чего истицей сделано не было. Кроме того, она не представила в отдел пособий и сведения об отце ребенка. В связи с чем, отказ отдела пособий является законным и обоснованным.

Заслушав истца, представителей ответчиков, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" установлена единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

Данным законом предусмотрено, помимо прочих, ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

Абзацем 7 ч. 1 ст. 13 названного Закона предусмотрено право родителя, не подлежащего обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

Порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком регулируется Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГн "Об утверждении порядка и условий выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей".

В соответствии с пунктами "а, в" Порядка право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют, в том числе, матери, осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также матери, фактически осуществляющие уход за ребенком, уволенные в период отпуска по уходу за ребенком.

Выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляется указанным лицам со дня рождения ребенка по день исполнения ребенку полутора лет (п. 46 Порядка).

Подпунктом "ж" п. 54 Порядка для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком предусмотрено предоставление помимо прочих документов, также справки с места работы (службы) отца (матери, обоих родителей) ребенка о том, что он (она, они) не использует указанный отпуск и не получает пособия, а в случае, если отец (мать, оба родителя) ребенка не работает (не служит) либо обучается по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, образовательных организациях дополнительного профессионального образования и научных организациях, - справка из органов социальной защиты населения по месту жительства отца, матери ребенка о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком (для одного из родителей в соответствующих случаях), а также для лиц, фактически осуществляющих уход за ребенком вместо матери (отца, обоих родителей) ребенка.

Как видно из материалов дела истица ФИО1 имеет сына фио 1, <данные изъяты>., отцом ребенка является фио 2 (л.д.6). <данные изъяты>фио 2 и фио 3, после расторжения брака присвоены фамилии «ей» -ФИО1 (л.д.7).

<данные изъяты>. ФИО1 обратилась в отдел пособий и социальных выплат <адрес> с заявлением о назначении и выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком до <данные изъяты>, приложив к заявлению копию паспорта, копию свидетельства о расторжении брака, копию свидетельства о рождении, выписку из домовой книги. В заявлении ФИО1 также собственноручно указала, что представить документы бывшего мужа не может, потому что не знает его местонахождение (л.д.13).

Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительным решения государственного органа являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом субъективных гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

В силу части 1 статьи 12 Закона N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.

Приказом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 247 утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги по назначению и выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

Согласно п.12 указанного регламента для получения государственной услуги по назначению пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет заявителем предоставляются лично заявление о предоставлении государственной услуги по форме согласно приложению N 2 к Административному регламенту; свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка (детей), за которым осуществляется уход; справка с места работы (службы) отца (матери, обоих родителей) ребенка о том, что он (она, они) не использует указанный отпуск и не получает пособия; копия документа, удостоверяющего личность; копия трудовой книжки, заверенная в установленном законом порядке или справка с места учебы, подтверждающая, что заявитель обучается по очной форме обучения.

П.12.1 указанного регламента установлено права заявителя по собственной инициативе предоставить дополнительные документы и только указанные в п.12.1 документы отделом пособий и социальных выплат в рамках межведомственного информационного взаимодействия могут быть запрошены самостоятельно, если они не были представлены заявителем по собственной инициативе.

Согласно п.п.1,8 п.6 ст.7 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ не подлежат межведомственным запросам документы удостоверяющие личность гражданина и документы о трудовой деятельности, трудовом стаже и заработке гражданина.

Кроме того, дополнительные документы, которые возможно запросить в рамках межведомственного взаимодействия могут быть запрошены только при наличии данных о лице по которому запрашивается информация, а также согласия данного лица на обработку его персональных данных.

В соответствии с ч.3 ст.7 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ В случае, если для предоставления государственной или муниципальной услуги необходима обработка персональных данных лица, не являющегося заявителем, и если в соответствии с федеральным законом обработка таких персональных данных может осуществляться с согласия указанного лица, при обращении за получением государственной или муниципальной услуги заявитель дополнительно представляет документы, подтверждающие получение согласия указанного лица или его законного представителя на обработку персональных данных указанного лица. Документы, подтверждающие получение согласия, могут быть представлены в том числе в форме электронного документа. Действие настоящей части не распространяется на лиц, признанных безвестно отсутствующими, и на разыскиваемых лиц, место нахождения которых не установлено уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Как видно из представленных копий документов в отдел пособий в них имеются только сведения о Ф.И.О. отца ребенка, сведений о дате рождения, месте рождения, месте жительства отсутствуют. Не представила таких сведений и заявитель ФИО1, собственноручно указав в заявлении, что такими сведениями не располагает. Вместе с тем, ФИО1 не представлено в отдел пособий сведений о лишении отца ребенка родительских прав, либо сведения о том, что она обращалась с заявлением о розыске отца ребенка и розыск не дал положительных результатов. Сама ФИО1 пояснила, что обращалась в суд с иском о лишении фио 2 родительских прав, указывала в исковом заявлении его место жительства, по указанному адресу выходил работник отдела опеки, в иске ей было отказано, из чего суд делает вывод, что ФИО1 известно место жительства фио 2 без чего ее исковое заявление о лишении родительских прав не было бы принято к производству суда.

В силу ст.10 ГК РФ Не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Таким образом, ФИО1 не представила доказательств, что она по объективным причинам не смогла предоставить в отдел пособий требуемые документы, которые согласно регламенту она должна предоставить лично, а также сведения о месте нахождения отца ребенка.

Согласно п.13 регламента Заявителю отказывается в предоставлении государственной услуги в случае отсутствия у заявителя документов, необходимых для предоставления государственной услуги, указанных в пункте 12 Административного регламента.

Учитывая, что обязательные к предоставлению заявителем лично документы (справка с места работы отца ребенка о том, что он не использует отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет и не получает пособие, а в случае если отец ребенка не работает выписки из трудовой книжки).ФИО1 представлено не было, а соблюдение формальных требований административного регламента является обязательным для получения заинтересованным лицом соответствующей государственной (муниципальной) услуги, оспариваемый отказ не может быть признан незаконным, поскольку соответствует требованиям поименованного регламента, являющегося нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Данный нормативный правовой акт не отменен и не признан в установленном законом порядке недействующим полностью или в части, поэтому подлежал обязательному применению отделом пособий и социальных выплат.

При таких обстоятельствах требования ФИО1 о признании незаконным отказа в предоставлении государственной услуги о назначении пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет, назначении указанного пособия необоснованны и не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных исковых требований ФИО1 отделу пособий и социальных выплат <адрес>, Министерству социального развития <адрес> о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги, обязании назначить пособие по уходу за ребенком – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Кировский районный суд <адрес>.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий-(подпись)

Копия верна.

Решение на 29.03.2016г. не вступило в законную силу.

Судья-

Секретарь-