Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 сентября 2013 года г.Кяхта
Кяхтинский районный суд РБ в составе :
председательствующего судьи Гимадеевой О.Л.,
с участием помощника прокурора Кяхтинского района РБ Дархановой Е.Н.
с участием представителя заявителя ФИО5, ФИО6, действующего на основании доверенности,
представителя заинтересованного лица ФИО8, ФИО9, действующего на основании доверенности,
представителя Территориальной избирательной комиссии МО «Кяхтинский район» ФИО10,
при секретаре Татарчуковой А.А.,
рассмотрев заявление зарегистрированного кандидата на должность главы МО «<адрес>» РБ ФИО5 ФИО14 об отмене регистрации кандидата на должность главы МО « <адрес>» ФИО11 ФИО15,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель – кандидат на должность главы МО «<адрес>» ФИО5, обратился в суд с заявлением об отмене регистрации кандидата на должность главы МО «<адрес>» ФИО8, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ, в избирательную комиссию МО «<адрес>» кандидатом на должность главы ФИО8, был предоставлен экземпляр печатной продукции - листовка с фальцовкой формат А-3 на 4х листах, изготовленный ДД.ММ.ГГГГ
На листе 4 под обращением к избирателям <адрес> Республики Бурятия, подписанным физическими лицами, имеются следующие фамилии : ФИО1 главы МО «Мурочинское», ФИО2 (без указания адреса проживания в заявлении), ФИО3 проживающего <адрес>.
Заявитель обращает внимание, что на основании ст. 48 п.9 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 г., использование в агитационных материалах кандидата, высказываний физического лица о кандидате возможно только с письменного согласия данного физического лица. Документ, подтверждающий согласие предоставляется в избирательную комиссию вместе с экземплярами агитационных материалов, предоставляемых в соответствии с п.3 ст.54 названного закона. В нарушение требований данного закона в избирательную комиссию МО «<адрес>» кандидатом на должность главы МО «<адрес>» ФИО8, были предоставлены письменные согласия ФИО1, ФИО2, подписанные ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ, т.е. на дату когда ФИО8 не имел статуса кандидата на должность главы МО «<адрес>», тогда как заявление в письменной форме о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу было подано ФИО8, в ТИК МО «<адрес>» в июле 2013 г.
Заявитель просит суд отменить регистрацию ФИО11 ФИО16 кандидата на должность Главы муниципального образования «<адрес>» в связи с использованием им в агитационных материалах высказываний физических лиц без их согласия, а также в связи с нарушением требований закона о недопущении злоупотребления свободой средств массовой информации.
В ходе рассмотрения дела, ДД.ММ.ГГГГ представителем заявителя ФИО6, были заявлены дополнительные требования, изложенные в письменном виде. Заявитель считает, что зарегистрированным кандидатом ФИО8, в нарушение требований федерального закона о выборах в РФ в агитационном печатном материале «Кяхтинский вестник информационный бюллетень», с датой выпуска ДД.ММ.ГГГГ, распространенного среди жителей <адрес>, использовано высказывание главы сельского поселения «Усть-Киранское» ФИО4 с выражением предпочтения кандидату, то есть распространена информации, в которой явно преобладают сведения, способствующая созданию положительного отношения к кандидату ФИО8 С ДД.ММ.ГГГГкандидатом на должность главы МО «<адрес>» ФИО8, распространяются листовки, изготовленные ДД.ММ.ГГГГ, на листе 4 листовки размещено с обращением к жителям <адрес> с указанием фамилию глав городских и сельских поселений, директоров муниципальных образовательных учреждений, с выражением предпочтения кандидату, распространением информации, в которой явно преобладают сведения, способствующая созданию положительного отношения избирателей к кандидату ФИО8. Заявитель считает, что на основании ст.76 п.7 пп. в ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», регистрация кандидата может быть отменена судом, в случае неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения. Таким образом, по мнению заявителя, зарегистрированный кандидат на должность главы МО «<адрес>» неоднократно использовал преимущества своего должностного и служебного положения.
Заявитель ФИО5, заинтересованное лицо ФИО8, в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом. Просили рассмотреть заявление в их отсутствие, с участием представителей.
В судебном заседании представитель заявителя ФИО6, действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования и доводы, изложенные в заявлении, настаивал на удовлетворении требований. Также дополнил требования тем, что зарегистрированный кандидат ФИО8, неоднократно использовал преимущества своего должностного и служебного положения. Просил суд отменить регистрацию кандидата на должность главы МО « <адрес>» ФИО12, по основаниям, указанным в заявлении.
Представитель заинтересованное лица ФИО9, действующий на основании доверенности, в судебном заседании не согласился с заявленными требованиями, так как считает, что законодательством о выборах РФ не предусмотрен срок получения кандидатом на должность согласия физического лица на использование его изображений и высказываний в предвыборных агитационных материалах. Статьей 76 п.7 Федерального закона № 67-ФЗ не предусмотрены основания для отмены регистрации кандидата по доводам заявителя. Считает, что срок предъявления дополнительных требований в суд об отмене регистрации кандидата по новым доводам, истек. Просил отказать в удовлетворении заявления в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица – председатель ТИК МО «<адрес>» ФИО10, в судебное заседание не согласилась с доводами заявителя, так как по ее мнению, в письменных согласиях, данных физическими лицами на использование изображений и высказываний не имеет значение дата подписания таких заявлений. По дополнительному основанию требований пояснила, что такие доводы заявителя не подпадают под законные основания для отмены регистрации кандидата. Просила отказать в удовлетворении заявления.
Выслушав стороны, исследовав доказательства по делу, заслушав заключение прокурора ФИО7, полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению суд приходит к следующему выводу.
Решением главы МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении выборов главы муниципального образования «<адрес>», депутатов Совета депутатов МО « <адрес>» РБ» - назначены выборы главы муниципального образования «<адрес>» на ДД.ММ.ГГГГ по единому избирательному округу, составляющему всю территорию муниципального образования.
Заявитель - кандидат на должность главы МО «<адрес>» РБ ФИО5, зарегистрирован территориальной избирательной комиссией ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО8, был зарегистрирован ТИК МО «<адрес>» в качестве кандидата на должность главы МО « <адрес>» ДД.ММ.ГГГГ.
На основании пункта 2 статьи 48 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предвыборной агитацией признается: а) призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них); б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 46 настоящего Федерального закона); в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов; а также иная деятельность.
В соответствии с п. 1 ст.48 Федерального Закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 г., граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе проводить предвыборную агитацию в допускаемых законом формах и законными методами. Пп. "д" п. 9 данной статьи, предусматривает, что использование в агитационных материалах кандидата, избирательного объединения изображения и высказываний физического лица о кандидате, об избирательном объединении возможно только с письменного согласия данного физического лица. Документ, подтверждающий согласие, представляется в избирательную комиссию вместе с экземплярами агитационных материалов, представляемых в соответствии с п. 3 ст.54 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 54 названного Федерального Закона экземпляры печатных агитационных материалов или их копии, экземпляры аудиовизуальных агитационных материалов, фотографии иных агитационных материалов до начала их распространения должны быть представлены кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума и иной группой участников референдума в соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума. Вместе с указанными материалами должны быть также представлены сведения о месте нахождения (об адресе места жительства) организации (лица), изготовившей и заказавшей (изготовившего и заказавшего) эти материалы
Запрещается распространение агитационных материалов с нарушением требований, установленных п. 3 и п. 9 ст. 48 названного Федерального закона (п. 6 ст. 54).
В соответствии со ст. 33 того же Закона о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке. Кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.
Аналогичные требования содержатся ст. 22 и ст. 35 Закона Республики Бурятия от 17.09.2003 N 417-III "О выборах главы муниципального образования в <адрес>"
В соответствии со ст. 21 Закона Республики Бурятия от 17.09.2003 N 417-III "О выборах главы муниципального образования в <адрес>" выдвижение кандидатов начинается со дня, следующего за днем официального опубликования (обнародования) решения о назначении выборов главы муниципального образования, и заканчивается не позднее чем через 30 дней после официального опубликования (обнародования) решения о назначении выборов в 18 часов по местному времени.
Доводы заявителя о получения согласия у физических лиц до приобретения ФИО8, статуса кандидата на должность главы МО «<адрес>», являются несостоятельными, поскольку требования ст. 48 п.9 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» кандидатом ФИО8, были выполнены. Как следует из представленных заявлений граждан ФИО1, ФИО2, ФИО3, все они дали согласии на использование их изображений и высказываний в предвыборных агитационных материалах. Согласия были отобраны до выхода печатного материала - листовки с фальцовкой. В связи с чем, каких – либо нарушений закона со стороны кандидата ФИО8, судом не усматривается. Факт преждевременного отобрания заявлений от физических лиц, не является основанием для отмены регистрации кандидата. Нарушения закона в форме злоупотребления свободой массовой информации со стороны ФИО8, не были установлены в ходе судебного заседания. Доводы в этой части требований заявителем не были подтверждены.
Суд не находит оснований для отмены регистрации кандидата ФИО8, по основаниям, предусмотренным п. 7 ст. 76 Федерального закона № – ФЗ.
Дополнительные требования заявителя о основаны на неравильном толковании норм закона.
Статья 48 вышеназванного Закона предусматривает, граждане Российской Федерации вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума. Предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются:
а) призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них);
б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 46 настоящего Федерального закона);
в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов;
г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;
д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;
е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.
В связи с чем, из доводов заявителя не следует о нарушении ФИО8, законодательства РФ о выборах.
В силу статьи 260 п. 3 ГПК РФ заявление об отмене регистрации кандидата может быть подано в суд не позднее, чем за восемь дней до дня голосования. Заявленные требования представителем ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ, поданы в суд позднее срока, установленного в Законе. Данное обстоятельство является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований кандидата на должность главы МО «<адрес>» ФИО5 ФИО17 об отмене регистрации кандидата на должность главы МО «<адрес>» ФИО11 ФИО18- отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия через Кяхтинский районный суд в течение пяти дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья Гимадеева О.Л.