Дело № 2-692-17РЕШЕНИЕИменем Российской ФедерацииЗаводский районный суд города Кемерово
В составе председательствующего Иванова С.В.
При секретаре Отрадновой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово 07.03.2017 года гражданское дело по иску Прокурора города Анжеро-Судженска Кемеровской области к открытому акционерному обществу «Кузбасс-Терминал» об обязании совершения действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Анжеро-Судженска Кемеровской области обратился в суд с иском к ООО «Кузбасс-Терминал» об обязании совершения действий.
Свои требования мотивировал тем, что на территории Анжеро-Судженского городского округа расположен объект жизнеобеспечения ООО «Кузбасс-Терминал», основным видом деятельности которого является эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов, по адресу: <адрес>. Согласно паспорта безопасности опасного объекта ООО «Кузбасс-Терминал» склад ГСМ №2, основным направлением деятельности опасного объекта является эксплуатация складов ГСМ для приема, хранения и отпуска нефтепродуктов. В соответствии с технологическим регламентом ООО «Кузбасс-Терминал» по приемке, хранению и отгрузки нефтепродуктов на Складе ГСМ №2, указанный объект состоит из 14 резервуаров для хранения нефтепродуктов общим объемом 1 998.9 м3. На момент проведения проверки установлено, что государственная охрана опасных объектов, принадлежащих ООО «Кузбасс-Терминал» отсутствует и требования антитеррористического законодательства, а также промышленной безопасности не выполняются. До настоящего времени не заключен договор со специализированной организацией на осуществление физической охраны опасного производства. ООО «Кузбасс-Терминал» заключило договор №48 от 15.06.2015г. с ФГКУ «Управление ведомственной охраны Главного управления МВД России по Кемеровской области» о реагировании на сигнал «тревога», экстренного вызова полиции с передачей тревожных сообщений по каналу GSM. Осуществление физической охраны объектов ООО «Кузбасс-Терминал» не государственным предприятием (организацией) не обеспечивает необходимых условий для антитеррористической защищенности территории города, создаёт потенциальную опасность для граждан города - неопределенного круга лиц, и свидетельствует о ненадлежащем исполнении обязанностей.
Просит возложить на ООО «Кузбасс-Терминал» обязанность заключить договор на физическую охрану объектов, расположенных по адресу: <адрес>, а именно склад ГСМ №2 с организацией, осуществляющей государственную охранную деятельность, либо частной охранной организацией, имеющей лицензию на охрану опасных производственных объектов с учетом категории объекта ООО «Кузбасс-Терминал» и в соответствии с паспортом безопасности.
Представитель истца помощник прокурора г.Анжеро-Судженска Кемеровской области Филатов Д.А., действующий на основании удостоверения ТО№, в судебном заседании поддержал заявленные требования и доводы, изложенные в заявлении, настаивал на их удовлетворении.
Представитель ответчика ООО «Кузбасс-Терминал» Сысолов А.В., действующий на основании доверенности от 01.01.2017г., исковые требования не признал, указал, что в настоящее время предприняты меры для заключения договора на охрану объекта, просил отсрочить исполнение решения суда.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования Прокурора г.Анжеро-Судженска Кемеровской области подлежащими удовлетворению в связи со следующим.
Частью 1 ст.45 ГПК РФ установлено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст.34 ГПК РФ прокурор отнесен к лицам, участвующим в деле, а его процессуальные права, которые закреплены в ст.45 ГПК РФ, во взаимосвязи с положениями глав 15 и 40 ГПК РФ, включают право на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. По смыслу приведенных выше норм по делам по заявлениям, поданным в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем данного круга физических лиц в силу закона, а потому вправе в порядке гражданского судопроизводства обратиться в суд с названным иском.
В судебном заседании установлено, что ООО «Кузбасс-Терминал» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1094205018632, ИНН 4205186, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ (л.д.11-18).
Статьей 3 ФЗ от 06.03.2006г. №35-ФЗ «О противодействии терроризму» установлены основные понятия: терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие государственной власти, или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий; террористическая деятельность - деятельность, включающая в себя организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта; террористический акт - совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях; противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма). Антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, препятствующее совершению террористического акта.
В соответствии с ч.3.1 Ф3-№35, юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Установлено, что на территории Анжеро-Судженского городского округа Кемеровской области расположен объект жизнеобеспечения ООО «Кузбасс-Терминал», основным видом деятельности которого является эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов, согласно лицензии №ВП-68-001611 (X) от 24.12.2010г. (л.д.10), выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, по адресу: <адрес> (л.д.8-9).
Согласно паспорту безопасности опасного объекта ООО «Кузбасс-Терминал» склад ГСМ №2, основным направлением деятельности опасного объекта является эксплуатация складов ГСМ для приема, хранения и отпуска нефтепродуктов (л.д.23-31).
В соответствии с требованиями ФЗ от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», ООО «Кузбасс-Терминал» зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов с присвоением 3 класса опасности (средний) на объекты, расположенные по адресу: <адрес>, свидетельство о регистрации № А68-02284 от 29.07.2013г., выданное Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, а именно склад ГСМ №2.
В соответствии с технологическим регламентом ООО «Кузбасс-Терминал» по приемке, хранению и отгрузки нефтепродуктов на складе ГСМ №2, указанный объект состоит из 14 резервуаров для хранения нефтепродуктов общим объемом 1 998.9 куб.м. (л.д.32-42).
Из материалов гражданского дела следует, что на момент проведения проверки Прокурора <адрес> установлено, что государственная охрана опасных объектов, принадлежащих ООО «Кузбасс-Терминал» отсутствует и требования антитеррористического законодательства, а также промышленной безопасности не выполняются.
В соответствии с договором №ЧООС-02-КТ от 01.12.2013г. (л.д.43-50), заключенным между ООО частной охранной организацией «Смерч» и ООО «Кузбасс-Терминал», ООО ЧОО «Смерч» осуществляло услуги физической охраны объектов ООО «Кузбасс-Терминал».
Согласно решению Арбитражного суда Кемеровской области по делу №А27-15356/2016 от 20.09.2016г. (л.д.51-55), ООО ЧОО «Смерч» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, поскольку ООО ЧОО «Смерч» не имеет соответствующего разрешения (лицензии) на охрану опасного производственного объекта склад ГСМ №2 принадлежащий ООО «Кузбасс-Терминал», соответственно не может осуществлять физическую охрану указанного общества.
Согласно абз.14 ч.1 ст.9 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц.
В соответствии с ч.3 ст.11 Закона РФ от 11.03.1992г. №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», охранная деятельность предприятий не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992г. №587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» утвержден Перечень объектов, подлежащих государственной охране согласно приложению №1.
Пунктом 21 приложения №1 Постановления Правительства РФ от 14.08.1992г. №587 (с изм. утвержденными Постановлением Правительства РФ от 02.11.2009г. №886) к объектам, подлежащим государственной охране отнесены объекты нефтяной и нефтехимической промышленности, газовой и газохимической промышленности, отнесенные к опасным производственным объектам. На складе ГСМ №2 принадлежащим ООО «Кузбасс-Терминал» осуществляется хранение нефтепродуктов, в связи с чем, указанное общество относится к нефтяной и нефтехимической промышленности.
Кроме того, в соответствии с п.9 ст.2 ФЗ от 21.07.2011г. №256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», объектами топливно-энергетического комплекса являются объекты электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, а также объекты нефтепродуктообеспечения, теплоснабжения и газоснабжения.
Согласно приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 07.04.2011г. №168 «Об утверждении требований к ведению государственного реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименований опасным производственным объектам для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов» склад ГСМ №2 относится к опасным производственным объектам нефтепродуктообеспечения.
В соответствии со ст.7 Ф3-№256, требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса в зависимости от установленной категории опасности объектов определяются Правительством Российской Федерации. Указанные требования являются обязательными для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса.
В соответствии с п.п.3-20 «Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса» утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.05.2012г. №458, обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности объекта осуществляется путем определения угроз совершения актов незаконного вмешательства и предупреждения таких угроз, категорирования объектов, разработки и реализации мер по созданию системы физической защиты.
В соответствии со ст.9 ФЗ от 21.07.2011г. №256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», система физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса представляет собой совокупность направленных на предотвращение актов незаконного вмешательства организационных, административных и правовых мер, инженерно- технических средств охраны и действий подразделений охраны, имеющих в своем распоряжении гражданское, служебное оружие и специальные средства.
Обеспечение физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется на основе единой системы планирования и реализации комплекса технических и организационных мер, направленных на 1) предотвращение несанкционированного проникновения на охраняемые объекты топливно-энергетического комплекса; 2) своевременное обнаружение и пресечение любых посягательств на целостность и безопасность охраняемых объектов топливно-энергетического комплекса, в том числе актов незаконного вмешательства. Для обеспечения физической защиты объекта топливно-энергетического комплекса могут привлекаться подразделения и (или) организации федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, подразделения ведомственной охраны, частные охранные организации в зависимости от категории объекта и в соответствии с паспортом безопасности объекта топливно-энергетического комплекса.
В нарушение указанных требований закона ООО «Кузбасс-Терминал» не обеспечивает государственную охрану своего производства (объектов), не обеспечивает безопасную эксплуатацию объекта жизнеобеспечения и данные действия не направлены на предупреждение и пресечение любых противоправных действий на охраняемом объекте. До настоящего времени данной организацией не заключен договор со специализированной организацией на осуществление физической охраны опасного производства. Безопасность территории предприятия и его производственных объектов не обеспечивается. При этом на территории Кемеровской области имеются специализированные организации, которые имеют возможность обеспечить государственную охрану, что нашло подтверждение в судебном заседании.
Сторона истца указывает, что обеспечение государственной физической охраны опасного объекта (объектов) принадлежащих ООО «Кузбасс-Терминал» возможно путем заключения договора на оказание охранных услуг (физической охраны) подразделением ФГУП «Охрана» МВД России. Как установлено проверкой, ООО «Кузбасс-Терминал» заключило договор №48 от 15.06.2015г. с ФГКУ «Управление ведомственной охраны Главного управления МВД России по Кемеровской области» о реагировании на сигнал «тревога», экстренного вызова полиции с передачей тревожных сообщений по каналу GSM. При этом данные меры являются недостаточными и не соответствуют требованиям действующего законодательства, в том числе указанных выше требованиям норм закона.
Суд соглашается с доводами истца о том, что осуществление физической охраны объектов ООО «Кузбасс-Терминал» не государственным предприятием (организацией) не обеспечивает необходимых условий для антитеррористической защищенности территории города, создаёт потенциальную опасность для граждан города - неопределенного круга лиц, и свидетельствует о ненадлежащем исполнении обязанностей, предусмотренных ч.3.1 ФЗ от 06.03.2006г. №35-ФЗ «О противодействии терроризму», ст.11 Закона РФ от 11.03.1992г. №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», а также Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992г. №587 «Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности» (с изм. утвержденными Постановлением Правительства РФ от 02.11.2009 №886), Федеральным законом от 21.07.2011г. №256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», что является недопустимым.
Оценивая относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь всех представленных сторонами и исследованных в судебном заседании доказательств в их совокупности, суд считает исковые требования об обязании ООО «Кузбасс-Терминал» заключить договор на физическую охрану объектов, расположенных по адресу: <адрес> а именно склад ГСМ №2 с организацией, осуществляющей государственную охранную деятельность, либо частной охранной организацией, имеющей лицензию на охрану опасных производственных объектов с учетом категории объекта и в соответствии с паспортом безопасности - подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Учитывая специфику действий ответчика, необходимых для устранения выявленных нарушений, связанных, в том числе, с финансированием работ по их устранению, в тоже время, принимая во внимание длительность неисполнения выявленных нарушений, в соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ суд считает возможным установить срок исполнения решения суда в части обязания ООО «Кузбасс-Терминал», с учетом мнения истца, - в срок до 15.05.2017г.
На основании изложенного, исковые требования Прокурора г.Анжеро-Судженска Кемеровской области подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора города Анжеро-Судженска Кемеровской области удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Кузбасс-Терминал» (№ дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ место нахождения: <адрес>) заключить договор на физическую охрану объектов, расположенных по адресу: <адрес>, а именно склад ГСМ №2 с организацией, осуществляющей государственную охранную деятельность, либо частной охранной организацией, имеющей лицензию на охрану опасных производственных объектов с учетом категории объекта и в соответствии с паспортом безопасности, - в срок до 15.05.2017 года.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 10.03.2017 года.
Председательствующий:
Верно ФИО1