Дело № 2-6934/16
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 сентября 2016 года город Казань
Ново-Савиновский районный суд города Казани РТ в составе
председательствующего судьи Р.С. Муллагулова
при секретаре судебного заседания В.В. Зариповой
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан в защиту интересов неопределенного круга потребителей к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Уютный дом» о признании действий по начислению и взиманию дополнительной платы за услугу «оснащение и техническое обслуживание видеонаблюдение», указание данной строки оплаты в счетах - фактурах потребителей, о возложении обязанности на ООО «Управляющая компания «Уютный дом» прекратить противоправные действия по начислению и взиманию дополнительной платы за услуги «оснащение и техническое обслуживание видеонаблюдения», указание данной строки оплаты в счетах - фактурах потребителей, о возложении обязанности на ООО «Управляющая компания «Уютный дом» довести до сведения потребителей решение суда в 10 – дневный срок со дня вступления решения в законную силу через средства массовой информации,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан обратилось в суд в защиту интересов неопределенного круга потребителей к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Уютный дом» о признании действий по начислению и взиманию дополнительной платы за услугу «оснащение и техническое обслуживание видеонаблюдения», указание данной строки оплаты в счетах - фактурах потребителей, о возложении обязанности на ООО «Управляющая компания «Уютный дом» прекратить противоправные действия по начислению и взиманию дополнительной платы за услуги «оснащение и техническое обслуживание видеонаблюдения», указание данной строки оплаты в счетах - фактурах потребителей, о возложении обязанности на ООО «Управляющая компания «Уютный дом» довести до сведения потребителей решение суда в 10 – дневный срок со дня вступления решения в законную силу через средства массовой информации. В обосновании искового заявления указано, что при анализе обращений граждан ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 - жильцов дома, расположенного по адресу: ... ... других, поступивших в Управление Роспотребнадзора по РТ, по факту неправомерного начисления и взимания оплаты за оснащение и техническое обслуживание видеонаблюдения установлено, что гражданам, проживающим в ... ..., а также в других домах, обслуживаемых ООО «УК «Уютный дом», ответчик начисляет и взимает за услугу оснащение и техническое обслуживание видеонаблюдения потребителям, которым данная услуга навязана незаконно, без их согласия, а также без заключения с ними соответствующих договоров на оказание такой услуги. По результатам проведенного анализа обращений потребителей следует, что с января 2016 года ответчик, самостоятельно, без согласия большинства жителей ... ... установил систему видеонаблюдения и включил в оплату указанную услугу в счет фактуру всех жителей. Указанное обстоятельство говорит о нарушении со стороны ответчика положений законодательства о защите прав потребителей, а именно п. 3 ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей». Кроме того, согласно ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги. Таким образом, только внесение платы за указанные услуги (работы) являются для граждан обязательным. Услуги (работы), не входящие в вышеуказанный перечень, не являются обязательствами, и могут оказываться потребителям дополнительно с соблюдением требований ст. 1 ГК РФ и ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей». Такие услуги, в силу ч. 2 ст. 154 ЖК РФ, не являются услугами за содержание жилого помещения и коммунальными услугами. Надлежащее содержание жилого помещения, в том числе оказание услуг (выполнения работ) по содержанию общедомового имущества, представление коммунальных услуг, согласно ч. 1 ст. 161 ЖК РФ, обеспечивается посредством управления многоквартирным домом. Согласно ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги, в том числе по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме. В соответствии с ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ и п. 10 Правил содержания общего имущества многоквартирного дома, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. №491, надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей. Таким образом управляющая организация в рамках договора управления многоквартирным домом вправе выполнять по содержанию общего имущества в многоквартирном доме только те работы (оказывать услуги), которые необходимы для обеспечения содержания общего имущества в соответствии с требованиями вышеуказанного законодательства. Оказание услуг, выполнение работ, которые не являются необходимыми для обеспечения содержания общедомового имущества в соответствии с требованиями законодательства, без согласия собственников, выходит за рамки договора управления. Пунктом 11 Правил №491 определен, исчерпывающий перечень составляющих содержания общего имущества, то есть, определено какие мероприятия относятся к содержанию общего имущества. При этом, с учетом указанной правовой нормы, видеонаблюдение не является составной частью содержания общедомового имущества. Пунктом 11.1 Правил №491, установлен минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме. Утверждение ответчика о том, что решение об установке камер видеонаблюдения было принято на общем собрании собственников следует признать несостоятельным, так как ст. 44 ЖК РФ содержит исчерпывающий перечень вопросов, относящихся к компетенции такого собрания. Решением собрания собственников помещений в многоквартирном доме не могут быть навязаны плата, какие – либо дополнительные работы и услуги. Кроме того, согласно п. 17 Правил №491 собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования. Таким образом, из системного толкования пунктов 10,11,11.1,17 Правил №491 следует, что при утверждении услуг и работ по содержанию общего имущества общему собранию следует исходить из того, что не исчерчивающий перечень работ и услуг, установленный п. 11.1 Правил №491, предусматривает виды работ и услуг, выполнение и оказание которых является необходимым для содержания общего имущества в состоянии, отвечающем требованиям, отраженным в ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ и п. 10 Правил №491. Таким образом, законодательство не содержит требований к обязательному наличию в рамках содержания общедомового имущества, которые управляющая компания обязана оказывать в рамках услуг по содержанию жилого помещения, а потребитель обязан оплачивать. Исходя из изложенного, а также руководствуясь главой 9.1 ГК РФ, решение собрания является ничтожным, если оно принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания. На основании изложенного, истец просит в защиту интересов неопределенного круга потребителей признать действия ответчика по начислению и взиманию дополнительной платы за услугу «оснащение и техническое обслуживание видеонаблюдения», указание данной строки оплаты в счет фактурах потребителей противоправными, возложить на ООО «Управляющая компания «Уютный дом» обязанность прекратить противоправные действия по начислению и взиманию дополнительной платы за услуги «оснащение и техническое обслуживание видеонаблюдения», указание данной строки оплаты в счетах фактурах потребителей и возложить обязанность на ООО «Управляющая компания «Уютный дом» довести до сведения потребителей решение суда в 10 – дневный срок со дня вступления решения в законную силу через средства массовой информации.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика с иском не согласился, пояснив, что инициатором общего собрания ответчик не являлся, на основании протокола общего собрания собственников помещений от --.--.---- г. ответчик заключил договор с ООО «АйТиПлюс» по установке системы видеонаблюдения, ООО «АйТиПлюс» осуществило установку видеокамер и осуществляет их техническое обслуживание, счета на оплату выставляет ООО «Единый расчетный центр г. Казани» на основании агентского договора, денежные средства по указанной услуге на расчетный счет ответчика не поступают.
Представитель третьего лица, ООО «АйТиПлюс» в судебном заседании, выступил на стороне ответчика, по аналогичным доводам, изложенным представителем ответчика.
Представитель Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан просила иск удовлетворить.
Выслушав, лиц явившихся в судебное заседание, свидетелей и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
В силу ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 ст. 158 ЖК РФ.
Судом установлено, что --.--.---- г. между ООО «УК «Уютный дом» и ООО «АйТиПлюс», на основании протокола внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном ... ... заключен договор №8, согласно которому исполнитель (ООО «АйТиПлюс») обязуется собственными и (или) привлеченными силами выполнить для населения работы по установке системы видеонаблюдения на многоквартирном ... ... (далее – Жилой дом) и обеспечению технической инфраструктуры для работы системы видеонаблюдения, а также оказывать населению жилого дома услуги по обеспечению работы системы видеонаблюдения и ее техническому обслуживанию, а заказчик (ООО «УК «Уютный дом») обязуется оплачивать указанные работы и услуги в соответствии с условиями договора.
Пунктом 3.1 указанного договора предусмотрено, что оплата работ и услуг по договору осуществляется заказчиком путем перечисления на расчетный счет исполнителя всех фактически поступивших во исполнение протокола внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном ... ... (проведенного в форме заочного голосования) от --.--.---- г., от населения (собственников и нанимателей помещений жилого дома) денежных средств по следующим строкам счета на оплату коммунальных и иных услуг: 1) «работы по установке системы видеонаблюдения на жилом доме и обеспечению технической инфраструктуры для работы системы видеонаблюдения» и 2) «услуги по обеспечению работы системы видеонаблюдения на жилом доме и ее техническому обслуживанию». Пунктом 3.2 договора установлено, что стоимость (тариф) работ по установке системы видеонаблюдения на жилом доме и обеспечению технической инфраструктуры для работы системы видеоналюдения в первые шесть месяцев, с момента установки системы видеонаблюдения составляет ---, а в последующем, стоимость (тариф) услуг по обеспечению работы системы видеонаблюдения на жилом доме и ее техничесокму обслуживанию составляет --- с каждого помещения в данном доме, за каждый календарный месяц.
--.--.---- г. между ООО «УК «Уютный дом» и ООО «Единый расчетный центр г. Казани» заключен агентский договор, согласно которому агент обязуется совершать от своего имени, но за счет принципала действия, указанные в п. 1.4-1.9 договора (осуществлять деятельность по приему платежей, производить итоговый ежемесячный расчет сумм к оплате (сальдовый расчет) в программном продукте за жилищно-коммунальные услуги, формировать, изготавливать и передавать принципалу платежные документы, вести учет, в разрезе услуг, поступающих на специальный и другие банковские счета агента платежей, поступившие платежи перечислять на счета принципала и поставщиков услуг, представлять органам социальной защиты информацию о начислениях за жилое помещение и коммунальные услуги) по МКД, находящимся в управлении принципала, а принципал обязуется уплачивать вознаграждения за оказанные услуги.
Из содержания статей 210, 249 Гражданского Российской Федерации и статьи 36, 39 и 158 Жилищного кодексов Российской Федерации усматривается, что законом прямо установлена обязанность собственника помещения в многоквартирном доме нести бремя расходов на содержание общего имущества.
При этом обязанность по несению бремени расходов на содержание общего имущества является следствием самого права собственности и не зависит от порядка пользования общим имуществом и от вида помещения (жилого или нежилого).
Так, собственник (наниматель) помещения, в многоквартирном доме, обязан наряду с другими собственниками (нанимателями), вносить плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме (подпункт 1 пункта 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 33 Правил содержания общего имущества многоквартирного дома). Перечень общего имущества установлен статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также положениями раздела 1 Правил содержания общего имущества многоквартирного дома, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
Из пункта 11 названных Правил усматривается, что перечень работ и услуг по содержанию общего имущества увязан с необходимостью его поддержания в технически исправном состоянии.
С учетом положений статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 11 указанных Правил суд приходит к выводу о том, что расходы необходимые для установки системы видеонаблюдения в жилом доме, обеспечению технической инфраструктуры для работы системы видеонаблюдения и ее техническому обслуживанию, по сути, являются дополнительными, поскольку напрямую не связаны с поддержанием общего имущества в технически исправном состоянии.
Согласно ч. 1 ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
Частью 2 ст. 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном отнесено:
1) принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта;
1.1) принятие решений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта;
1.1-1) принятие решений о размере взноса на капитальный ремонт в части превышения его размера над установленным минимальным размером взноса на капитальный ремонт, минимальном размере фонда капитального ремонта в части превышения его размера над установленным минимальным размером фонда капитального ремонта (в случае, если законом субъекта Российской Федерации установлен минимальный размер фонда капитального ремонта), выборе лица, уполномоченного на открытие специального счета, заключении договора банковского вклада (депозита) в целях размещения временно свободных средств фонда капитального ремонта, формируемого на специальном счете (далее - специальный депозит), совершении операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете, специальном депозите в российской кредитной организации, в которой должен быть открыт специальный счет, специальный депозит, размещении временно свободных средств фонда капитального ремонта, формируемого на специальном счете, специальном депозите в российских кредитных организациях;
1.2) принятие решений о получении товариществом собственников жилья либо жилищно-строительным кооперативом, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, управляющей организацией и при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме лицом, уполномоченным решением общего собрания таких собственников, кредита или займа на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, об определении существенных условий кредитного договора или договора займа, о получении данными лицами гарантии, поручительства по этим кредиту или займу и об условиях получения указанных гарантии, поручительства, а также о погашении за счет фонда капитального ремонта кредита или займа, использованных на оплату расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, и об уплате процентов за пользование данными кредитом или займом, оплате за счет фонда капитального ремонта расходов на получение указанных гарантии, поручительства;
2) принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им;
3) принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме;
3.1) принятие решений об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на заключение договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций) на условиях, определенных решением общего собрания;
3.2) принятие решений об использовании системы или иных информационных систем при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования;
3.3) принятие решений об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на использование системы или иных информационных систем при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования (далее - администратор общего собрания);
3.4) принятие решения о порядке приема администратором общего собрания сообщений о проведении общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме, решений собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, а также о продолжительности голосования по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования с использованием системы;
3.5) принятие решения о порядке финансирования расходов, связанных с созывом и организацией проведения управляющей организацией, правлением товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива общего собрания в соответствии с частью 6 статьи 45 настоящего Кодекса;
4) выбор способа управления многоквартирным домом;
4.1) принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме;
4.2) принятие решения о наделении совета многоквартирного дома полномочиями на принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме;
4.3) принятие решения о наделении председателя совета многоквартирного дома полномочиями на принятие решений по вопросам, не указанным в части 5 статьи 161.1 настоящего Кодекса, за исключением полномочий, отнесенных к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме;
5) другие вопросы, отнесенные ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу ч. 5 ст. 46 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Однако в приведенной норме прямо закреплено, что для того чтобы решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме имело юридическую силу, оно должно быть принято по вопросу, относящемуся к компетенции общего собрания.
Компетенция общего собрания собственников многоквартирного дома закреплена в ч. 2 ст. 44 ЖК РФ. Из содержания данной нормы следует, что перечень вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания, является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит. Это означает, что иные вопросы, не предусмотренные законом, и принятые общим собранием, не имеют обязательной силы для всех собственников, в том числе и для тех, кто не голосовал или голосовал против их принятия.
В соответствии с ч.2 ст. 44 ЖК РФ и ч.7 ст. 156 ЖК РФ (как отсылочной нормы) к компетенции общего собрания отнесен вопрос о ремонте и содержании общего имущества в многоквартирном доме. Между тем закон не относит вопрос об оказании собственникам помещений многоквартирного дома каких-либо дополнительных услуг (в том числе по видеонаблюдению), не являющихся необходимыми для содержания и ремонта жилищного фонда, к компетенции общего собрания собственников многоквартирного дома.
Согласно ст. 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если, в частности оно принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания.
Согласно разъяснениям, данным в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», ничтожное решение собрания, а равно оспоримое решение собрания, признанное судом недействительным, недействительны с момента их принятия.
Следовательно, доводы предстателя ответчика о том, что на основании протокола общего собрания собственников помещений от 02.11.2015 года ответчик заключил договор с ООО «АйТиПлюс» по установке системы видеонаблюдения и ООО «АйТиПлюс» осуществило установку видеокамер и осуществляет их техническое обслуживание, являются несостоятельными, поскольку данный договор был заключен на основании решения по вопросу, не относящемуся к компетенции общего собрания.
Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, регулируются Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в силу п. 7 которых состав общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме. Согласно п. 17 Правил, собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Услуги по видеонаблюдению не предусмотрены действующими Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 в качестве необходимых для содержания жилых домов.
В материалах дела имеется типовой договор управления многоквартирным домом, заключаемый между ООО «УК «Уютный дом» и жильцами, в котором содержится Перечень услуг и работ по текущему содержанию и текущему ремонту, которые осуществляются за счет платы собственников за содержание и ремонт общего имущества.
Пунктом 1.4 типового договора и приложением №2 определен состав и общая характеристика общего имущества, в которую система видеонаблюдения не включена.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что при отсутствии договора о предоставлении услуг по оснащению и техническому обслуживанию видеонаблюдения и оплате оказанных услуг, между жителями ... ... и ООО «УК «Уютный дом», у последнего отсутствует право на получение с жителей дома стоимости услуг, указанных в счетах как «оснащение и ТО видеонаблюдения», соответственно, у жителей ... ... отсутствует обязанность по оплате указанных услуг.
Согласно ст. 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина в этих случаях может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя.
В соответствии с пунктом 7 части 4 статьи 40 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-I «О защите прав потребителей» должностные лица органа государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей.
Статьей 4 указанного Закона предусмотрена обязанность исполнителя оказать услугу, качество которой должно соответствовать договору, а при отсутствии в договоре условий о качестве услуги, исполнитель обязан оказать услугу, соответствующую обычно предъявляемым требованиям и пригодную для целей, для которых услуга такого рода обычно используется.
Таким образом, направляя в суд заявление в интересах неопределенного круга лиц в защиту прав потребителей, истец действовал в рамках предоставленных ему законом полномочий в целях предупреждения причинения вреда.
Из искового заявления и представленных доказательств следует, что основанием для обращения истца с иском в суд явились обращения ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 и других жильцов дома, расположенного по адресу: ... ..., в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что круг лиц, в интересах которых обратилось Управление Роспотребнадзора по РТ, возможно определить, а именно в интересах жителей многоквартирного дома, расположенного по адресу: ... ..., в связи чем, требования подлежат удовлетворению частично.
В силу ст. 46 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-I «О защите прав потребителей» орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей. При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
Пунктом 53 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» разъяснено, что в случае удовлетворения исков о признании действий изготовителя (продавца, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении этих действий суд, исходя из статьи 46 Закона о защите прав потребителей, в резолютивной части решения обязывает ответчика через средства массовой информации или иным способом довести до сведения потребителей решение суда.
Поскольку суд пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований, а именно, в интересах определенного круга лиц, оснований для возложения на ответчика обязанности довести до сведения потребителей решение суда через средства массовой информации не имеется.
Расходы по оплате государственной пошлины полежат распределению в соответствии со ст. 98, 103 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан в защиту интересов неопределенного круга потребителей к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Уютный дом» о признании действий по начислению и взиманию дополнительной платы за услугу «оснащение и техническое обслуживание видеонаблюдения», указание данной строки оплаты в счет - фактурах потребителей, о возложении обязанности на ООО «Управляющая компания «Уютный дом» прекратить противоправные действия по начислению и взиманию дополнительной платы за услуги «оснащение и техническое обслуживание видеонаблюдение», указание данной строки оплаты в счетах - фактурах потребителей, о возложении обязанности на ООО «Управляющая компания «Уютный дом» довести до сведения потребителей решение суда в 10 – дневный срок со дня вступления решения в законную силу через средства массовой информации – удовлетворить частично.
Признать действия общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Уютный дом» по начислению и взиманию дополнительной платы за услугу «оснащение и техническое обслуживание видеонаблюдения», указание данной строки оплаты в счетах - фактурах жильцов дома, расположенного по адресу: ... ... противоправными.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Уютный дом» прекратить противоправные действия по начислению и взиманию дополнительной платы за услугу «оснащение и техническое обслуживание видеонаблюдения», указание данной строки оплаты в счетах - фактурах жильцов дома, расположенного по адресу: ... ....
В остальной части иска отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Уютный дом» в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, государственную пошлину в размере ---.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Татарстан через Ново-Савиновский районный суд г. Казани в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Р.С. Муллагулов