ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6939/19 от 02.10.2019 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2-6939/2019

Р ЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 октября 2019 г. г. Хабаровск

Центральный районный суд г. Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Белоусовой О.С.,

с участием помощника прокурора Краснофлотского района г.Хабаровска- Седлер С.Н., представителей ответчиков Зима Е.В., ФИО1, представителя третьего лица ФИО2, при секретаре Алекберовой М.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Краснофлотского района г.Хабаровска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Хабаровска, управлению энергообеспечения, топлива, инженерных коммуникаций администрации города Хабаровска об обязании установки водоразборных колонок,

у с т а н о в и л:

Прокурор Краснофлотского района г.Хабаровска обратился в суд с иском к Администрации г. Хабаровска об обязании установить водоразборные колонки.

В обоснование заявленных требований указал на то, что прокурором Краснофлотского района города Хабаровска проведена проверка по обращению ФИО4, проживающего по адресу: <адрес> по вопросу отсутствия водоснабжения по <адрес>. В результате проверки, в деятельности администрации г.Хабаровска выявлены нарушения законодательства, выразившиеся в установлении факта отсутствия водоразборных колонок на всем протяжении указанных улиц. Согласно предоставленной МУП г.Хабаровска «Водоканал» схеме сетей водоснабжения, ближайшая водоразборная колонка установлена на пер.Полярный г.Хабаровска. К вопросам местного значения городского округа относится организация водоснабжения населения, водоотведения. Организация предоставления коммунальных услуг законодательно возложена на органы местного самоуправления. В соответствии с действующим законодательством, никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом и другими федеральными законами. Несмотря на неоднократные обращения граждан, указанные улицы до настоящего времени не включены в городскую программу в части строительства водопроводной линии. Организация водоснабжения граждан является обязанностью органа местного самоуправления, данная обязанность напрямую возложена нормами закона на органы местного самоуправления и подразумевает под собой весь комплекс действий, связанных с разработкой проекта, несением затрат и установкой конструкции водоотведения. Непринятие мер по разрешению этих вопросов ведет к нарушению прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц которые занимают жилые помещения или будут их занимать, а также лиц, временно пребывающих в жилых и нежилых помещениях домов по <адрес> в <адрес>, круг которых определить не представляется возможным. Просит обязать администрацию города Хабаровска обеспечить жителей <адрес> водоснабжением, путем установки водоразборных колонок в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Определением Центрального районного суда г.Хабаровска от 03.09.2019 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление энергообеспечения, топлива, инженерных коммуникаций администрации г.Хабаровска, третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика МУП г.Хабаровска «Водоканал».

В судебном заседании помощник прокурора Краснофлотского района г.Хабаровска – Седлер С.Н. исковые требования поддержала, пояснив, что отсутствие водоразборных колонок ущемляет права неопределенного круга лиц и данное не зависит от наличия фактов подвоза воды по согласованному графику. Возможность получения коммунальной услуги предусмотрена законом и данная обязанность возложена на орган местного самоуправления в лице администрации г.Хабаровска.

Представители администрации г.Хабаровска и управления энергообеспечения, топлива, инженерных коммуникаций администрации г.Хабаровска – Зима Е.В., ФИО1 исковые требования не признали, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в письменном отзыве. Полагают администрацию г.Хабаровска ненадлежащим ответчиком. Закон не предусматривает конкретного способа исполнения обязанности по водоснабжению со стороны органа местного самоуправления, соответственно, отсутствуют нарушения со стороны муниципального органа. Выбрав наиболее допустимый способ обеспечения жителей жилых домов по улицам водой, путем подвоза воды, ответчиком не нарушаются права лиц. Подвоз воды осуществляется по согласованному графику в удобное для граждан время. Возможен дополнительный подвоз в выходные дни в емкости потребителя без ограничения объема со стороны МУП г.Хабаровска «Водоканал», плата взимается согласно отпущенному объему воды. Оперативная информация об организации подвоза воды размещена на официальном сайте МУП г.Хабаровска «Водоканал». Заявляя требования об установке водоразборных колонок, прокурором не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии технической возможности организации водоснабжения населения в районе указанных улиц путем строительства водопроводной линии сети водопровода централизованной системы холодного водоснабжения и установки водоразборных колонок. Прокурор просит обязать исполнить заявленные требования в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, срок нельзя признать разумным. Определения технической возможности устройства водопроводной линии для установки водоразборных колонок по перечисленным в исковом заявлении адресам необходимо выполнить проектно-изыскательские работы с уточнением места прохождения водопроводной линии. Указанный объект необходимо внести в перечень адресных инвестиционных проектов на плановый период, провести процедуру конкурсных мероприятий в соответствии с ФЗ – 44, выполнить проектирование, пройти процедуру проведения государственной экспертизы проектной документации на предмет достоверности определения сметной стоимости объекта. Все перечисленные мероприятия займут более одного года. Просят отказать в удовлетворении иска.

В судебном заседании представитель третьего лица – МУП г.Хабаровска «Водоканал» - ФИО2, исковые требования не признала, пояснив, что жители указанного в иске участка обеспечены водой, путем подвоза питьевой воды. На <адрес> сетей холодного водоснабжения, находящихся на балансе предприятия нет, в летний период водоснабжение осуществляется по летнему водопроводу. Жители улиц за подвозом воды обратились только в марте 2019 г., после чего организован подвоз воды в соответствии с утвержденным графиком, жителям направлено письмо с информацией о подвозе воды. Подвоз воды отнесен к регулируемым видам деятельности в сфере холодного водоснабжения. Ответчиком и МУП г.Хабаровска «Водоканал» выполняются все действия по организации и обеспечению водой население города Хабаровска в рамках действующего законодательства РФ. Просит отказать в удовлетворении иска.

Выслушав стороны, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему:

В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор наделен правом обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В силу преамбулы Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.

К вопросам местного значения муниципального, городского округа, в силу статьи 16 указанного Закона, относятся, в том числе: организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судом, по обращению ФИО4, проживающего по <адрес> по вопросу отсутствия водоснабжения по <адрес> прокурором Краснофлотского района города Хабаровска проведена проверка, в результате которой в деятельности администрации городского округа «город Хабаровск» выявлены нарушения законодательства, что зафиксировано в акте осмотра.

19.03.2019 г. прокуратурой Краснофлотского района г.Хабаровска в процессе выездной проверки, проведен осмотр <адрес> и установлено, что на указанных улицах расположены индивидуальные жилые дома, на всем протяжении улиц отсутствуют водоразборные колонки.

Согласно информации, предоставленной по запросу прокурора Краснофлотского района г.Хабаровска от 22.03.2019 , в 2018 г. рассмотрено коллективное обращение жителей <адрес> по вопросу водоснабжения, поступившее из администрации г.Хабаровска с подтвреждением факта отсутствия централизованного водоснабжения и водоотведения по указанным улицам домов частного сектора.

В ответе ФИО4 от 04.02.2018 г., последнему разъяснено, что строительство водопроводных линий для подключения частных домовладений к централизованным водопроводным сетям за счет бюджета города не производится.

Иные ответы на обращения содержат аналогичные ответа, что подтверждает доводы прокурора о многочисленных обращений граждан с целью установки водоразборных колонок.

Согласно представленной МУП г.Хабаровска «Водоканал» схеме сетей водоснабжения, ближайшая водоразборная колонка установлена на переулке Полярном в городе Хабаровске.

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее Правила).

Согласно общих положений, данные Правила, регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

Согласно определению, закрепленному в Правилах, "коммунальные услуги" - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). К коммунальной услуге относится услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Под понятием "коммунальные ресурсы" подразумевается - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.

Таким образом, действующим законодательством закреплена обязанность муниципального образования организовать предоставления коммунальных услуг.

В соответствии с пунктом 3 Правил, состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется в зависимости от степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, которая определяется наличием и составом внутридомовых инженерных систем, обеспечивающих предоставление потребителям коммунальных услуг тех видов, которые могут быть предоставлены с использованием таких внутридомовых инженерных систем, в частности холодного водоснабжения, которое определено как снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовых инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудованы внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения.

Доводы ответчиков и третьего лица о том, что подвоз холодной воды обеспечивает потребность жителей, как и факт отсутствие необходимости установления водоразборных колонок на указанном участке, суд находит несостоятельными, противоречащими общим положениями жилищного законодательства, согласно которому никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным Кодексом и другими федеральными законами (часть 4 статьи 3 Жилищного кодекса РФ).

При этом, следует учитывать положения пункта 11.19 свода правил «СНиП 2.04.02-84* «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения», утвержденных Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 653/14, согласно которого радиус действия водозаборной колонки следует принимать не более 100 метров.

В соответствии с п. п. 4, 5 ст. 2 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение); под водопроводной сетью понимается комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения.

Нецентрализованная система холодного водоснабжения представляет собой сооружения и устройства, технологически не связанные с централизованной системой холодного водоснабжения и предназначенные для общего пользования или пользования ограниченного круга лиц (п. 13 ст. 2).

Централизованной системой холодного водоснабжения является комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам (п. 29 ст. 2).

Согласно ч. 9 ст. 7 данного Федерального закона в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления поселения, городского округа организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения.

Согласно п. 72 данных Правил органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием подземных источников водоснабжения, в том числе организуют проведение разведки и разработки таких источников. При определении источников водоснабжения преимущество должно быть отдано подземным источникам водоснабжения, содержащим природные примеси, удаляемые с помощью существующих технологий и методов обезжелезивания, обесфторивания, умягчения, удаления сероводорода, метана и микрофлоры. Поверхностные воды для питьевого водоснабжения могут быть использованы только в случаях, если исчерпан весь ресурс подземных источников, транспортировка воды из отдаленных подземных источников экономически нецелесообразна либо имеющегося ресурса подземных вод недостаточно для организации водоснабжения населения соответствующих территорий.

Забор воды для холодного водоснабжения с использованием нецентрализованных систем холодного водоснабжения производится из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии таких источников либо в случае экономической неэффективности их использования забор воды из источника водоснабжения и подача организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды абонентам осуществляются по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (п. 73 Правил).

При отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории согласно минимальным нормам, предусмотренным приложением N 3 (п. 74 Правил).

В нарушение положений статьи 56 ГПК РФ, ответчиком не предоставлены доказательства, подтверждающие нецелесообразность организации водоснабжения указанного участка, в связи с чем, несостоятельны и доводы ответчика об отсутствии технической возможности для установки водозаборной колонки, учитывая, что в обязанности муниципального образования входит дальнейшее определения технической возможности устройства водопроводной линии для установки водоразборных колонок по перечисленным в исковом заявлении адресам, а выполнение проектно-изыскательских работ с уточнением места прохождения водопроводной линии, возможно выполнить в процессе исполнения судебного решения.

Данные доводы влияют только на определения срока исполнения решения суда, не указывая на отсутствие технической возможности для исполнения судебного решения.

В процессе рассмотрения дела установлено, что указанные в иске адреса, в городскую программу в части строительства водопроводной линии не включены, при том, что организация водоснабжения граждан является прямой обязанностью органа местного самоуправления и данная обязанность напрямую возложена на ответчика действующими нормативными правовыми актами, что в свою очередь, подразумевает под собой весь комплекс действий, связанных с разработкой проекта, несением затрат по установке конструкций водоотведения.

Следует согласиться с утверждением прокурора о том, что непринятие мер по разрешению этих вопросов ведет к нарушению прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц которые занимают жилые помещения или будут их занимать, а также лиц, временно пребывающих в жилых и нежилых помещениях домов по <адрес>, круг которых определить не представляется возможным.

В силу Устава городского округа «город Хабаровск», являющимся общедоступным для ознакомления, к вопросам местного значения города Хабаровска, относятся, в том числе: организация в границах города Хабаровска электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (ст. 9 Устава).

Разрешая вопрос о надлежащем ответчике, суд не принимает во внимание ссылку данного ответчика о включение в ведение данных вопросов управления энергообеспечения, топлива, инженерных коммуникаций администрации города Хабаровска, поскольку обеспечение водоснабжения населения, относится к вопросам местного значения города Хабаровска.

Положение об управлении энергообеспечения, топлива, инженерных коммуникаций администрации города Хабаровска, в силу п. 1.1 определяет правовой статус, компетенцию и организацию деятельности управления энергообеспечения, топлива, инженерных коммуникаций администрации города Хабаровска и устанавливает, что управление является органом администрации города Хабаровска в форме муниципального казенного учреждения с правами юридического лица (п.1.2).

Статья 123.22 Гражданского кодекса РФ устанавливает общие положения порядка исполнения обязательств отдельными типами государственных и муниципальных учреждений, констатируя факт деления всех государственных и муниципальных учреждений на несколько типов, в том числе казенные, бюджетные и автономные.

Управление относится к муниципальному казенному учреждению, что закреплено уставными документами.

Пункты 4-6 статьи 123.22 ГК РФ развивают общие положения об ответственности учреждений, в частности, определяя, что казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имуществ.

Понятие казенного учреждения закреплено в Бюджетном кодексе РФ. Казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

В соответствии со ст. 161 БК РФ казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством РФ.

В силу п. 1.3, п. 1.4 Управление в своей работе руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и иных федеральных органов государственной власти, правовыми актами Хабаровского края, Уставом городского округа "Город Хабаровск", Регламентом администрации города Хабаровска, настоящим Положением и иными муниципальными правовыми актами.

Управление создано в целях решения вопроса местного значения по организации в границах городского округа "Город Хабаровск" электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения посредством централизованных бытовых систем водоотведения, предназначенных для приема, транспортировки и очистки сточных вод, образовавшихся в результате хозяйственно-бытовой деятельности населения (далее - хозяйственно-бытовые сточные воды), снабжения населения топливом в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В силу п. 2.1 Положения, к основным задачам Управления относится, в том числе, организация в границах городского округа "Город Хабаровск" электро-, тепло-, газо-, водоснабжения населения, водоотведения хозяйственно-бытовых сточных вод, снабжения населения топливом в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем, Управление, выполняя часть делегированных функций, не подменяет собой орган местного самоуправления, на который в силу действующего законодательства возложена обязанность решать вопросы местного значения по организации водоснабжения населения.

В свою очередь, именно муниципальное образование в силу положений Устава и действующего законодательства обязано обеспечить в границах города Хабаровска водоснабжение населения, обеспечить населения коммунальными услугами, что предполагает более широкий спектр действий, в том числе, с привлечением к участию в данной деятельности Управления энергообеспечения, топлива, инженерных коммуникаций администрации города Хабаровска и делегированию части полномочий посредством выделения бюджетных средств на осуществление поставленных уставных задач.

Ссылки администрации г.Хабаровска на самостоятельность указанного юридического лица, являются несостоятельными, поскольку в данном случае у Управления не возникает деликтной ответственности за нарушения, допущенные по вине муниципального казенного учреждения, поскольку требования связаны с обязанием обеспечить водоснабжения населения, что предполагает осуществление организационных действий со стороны непосредственно муниципального образования.

Таким образом, именно администрация г.Хабаровска обязана организовать водоснабжения спорных участков путем установки водоразборных колонок.

Учитывая установленные обстоятельства, а также исходя из норм материального и процессуального права приведенных выше, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом изложенных сторонами доводов, суд считает необходимым установить срок для выполнения вышеуказанных действий в течение 12 месяцев с момента вступления судебного акта в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора Краснофлотского района г. Хабаровска удовлетворить.

Возложить на Администрацию г. Хабаровска обязанность в течении 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу установить водоразборные колонки в районе улиц Голубкова, Булатная, проезда Голубкова в городе Хабаровске.

В удовлетворении исковых требований к управлению энергообеспечения, топлива, инженерных коммуникаций администрации города Хабаровска, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г.Хабаровска в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 08.10.2019

Судья Белоусова О.С.