ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6939/19 от 05.10.2019 Калининского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

Дело № 2-6939/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 октября 2019 года г.Уфа

Калининский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Графенковой Е.Н., при секретаре судебного заседания Исламгалиевой А.Т.,

с участием истца ФИО1, представителей ответчика ООО «Люкс» - ФИО2, ФИО3, действующих на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «Люкс» о защите прав потребителя,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с иском к ООО «Люкс» о защите прав потребителя, в котором просит суд: обязать ответчика передать в собственность истца новый автомобиль «Niva 4x4», взыскать с ответчика неустойку в размере 378 797 рублей, компенсацию морального вреда – 100 000 рублей, штраф в размере 50% от присужденной суммы.

В обоснование исковых требований указано, что ООО «Люкс» в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проводило рекламную акцию – «Соверши покупку в «Главпивторг» и стань владельцем нового автомобиля». Согласно условиям, опубликованным на рекламных баннерах в магазинах ответчика, в рамках данной акции ответчик обязуется передать в собственность новый автомобиль «Нива» при совершении покупки в любом отделе магазинов сети на сумму свыше 1000 рублей. В содержании рекламных материалов «NIVA за 1000 рублей», установленных в торговой сети ответчика, для неопределенного круга лиц раскрыта информация, что необходимо совершить покупку от 1000 рублей в любом магазине сети и стать владельцем нового автомобиля. На рекламном материале также изображен автомобиль «<данные изъяты>) с пометкой «NIVA за 1000 рублей». Рекламный макет содержит дату события: «ДД.ММ.ГГГГ. ФИО4 парковка ТЦ «Ультра» 14.00», после данного события следует текст «вас ждет развлекательная шоу-программа». Далее размещены ссылки на сайт, инстаграм и группу в «Вконтакте» (без ссылок на источник информации). В нижней части макета приведены сроки проведения акции: «Срок проведения акции ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ Вопреки установленным требованиям действующего законодательства, дополнительная информация о правилах проведения акции, количестве призов, организаторе на рекламном макете отсутствует. ДД.ММ.ГГГГ в период проведения акции истцом как покупателем с целью участия в акции, рекламная информация о которой представлена в магазине ответчика – торговой сети «Главпивторг» на стендах и в кассовой зоне, для получения нового автомобиля «NIVA» совершена покупка в магазине «Главпивторг», расположенном по адресу: РБ, <адрес>, на сумму 1 030 рублей. Подтверждением приобретения товаров является кассовый чек от ДД.ММ.ГГГГ, выданный в указанном магазине. Исходя из предложения ответчика заключить договор, адресованное неопределенному кругу лиц, из которого вытекает, что отправитель намерен заключить договор с любым, кто получит такое предложение, признается офертой. В данном случае по умолчанию оферта является безотзывной, она связывает ответчика (становится для ответчика обязательной) с момента ее получения адресатом (истцом). Если истец примет ее, то после получения ответчиком акцепта договор будет считаться заключенным – ответчик должен исполнить его. В рекламном материале, распространяемом ответчиком, не указано, что информация, опубликованная в рекламном материале, не является офертой. Истцом как участником данной рекламной акции получена оферта, размещенная на рекламных стендах в торговых магазинах ответчика, также истцом отправлен ответчику акцепт в виде совершения покупки на сумму свыше 1000 рублей, о чем свидетельствует товарный чек. ДД.ММ.ГГГГ истцом в адрес ответчика напарвлена претензия с требованием исполнить со своей стороны условия договора (оферты). ДД.ММ.ГГГГ ответчиком направлен ответ на указанную претензию с отказом от исполнения условий договора. Также ДД.ММ.ГГГГ ответчиком направлены правила лотереи «Выиграй автомобиль от Главпивторг», который истец увидел впервые, а также рекламный материал, который размещен в торговой сети. Учитывая, что участие в маркетинговой акции, проводимой ответчиком, обуславливалось исключительно приобретением товаров у ответчика, соответственно, данная акция являлась стимулирующим мероприятием для приобретения потребителями товаров. Соответственно, исходя из смысла Федерального закона «О рекламе», а также Закона «О защите прав потребителей», информация о проведении стимулирующего мероприятия должна быть легко читаемой, расположенной в доступном для обозрения месте, соответствовать действительности. Правила лотереи «Выиграй автомобиль от Главпивторг» истец узнал и впервые получил после проведения такого мероприятия. Реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить потребителей в заблуждение. На момент направления акцепта ответчику на полученную истцом оферту, истец руководствовался информацией из рекламных материалов, размещенных в помещениях торговой сети ответчика. Согласно коммерческого предложения от ДД.ММ.ГГГГ официального дилера LADA ООО «Лада-ТТС» стоимость нового автомобиля «Niva 4x4» (трехдверный, согласно изображения на рекламном макете) в комплектации «Classic» (минимальная) составляет 518 900 рублей. Ввиду несоблюдения в добровольном порядке удовлетворения требований истца, изложенных в претензии, ответчик, допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере 1% цены товара (с ДД.ММ.ГГГГ – дата направления ответа на претензию по ДД.ММ.ГГГГ), период просрочки составляет <данные изъяты> дня, 518 900х73х1%/100=378797 рублей. В связи с нарушением прав истца как потребителя ему причинен моральный вред.

Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить по приведенным в иске доводам и основаниям. Суду пояснил, что рекламный макет ответчика ввел его в заблуждение, о правилах проведения акции ему стало известно после ее окончания, правила или ссылка на них в макете не размещена, ссылка на источник в рекламе отсутствует.

Представители ответчика в судебном заседании в удовлетворении исковых требований просили отказать, пояснив, что истец злоупотребляет своим правом, акция проведения, условия проведения акции были обозначены понятно и доступно.

Выслушав объяснения и доводы участников процесса, изучив и оценив материалы гражданского дела, дав оценку всем добытым по делу доказательствам, как в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с Конвенцией от 04.11.1950 года «О защите прав человека и основных свобод», ст. 1 «Высокие договаривающиеся Стороны обеспечивают каждому, находящемуся под их юрисдикцией, права и свободы, определенные в разделе 1 настоящей Конвенции».

Согласно ст. 6 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» от 04.11.1950 года «Каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона».

В соответствии с ч. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 названного Кодекса.

Согласно позиции Европейского Суда по правам человека, судебное разбирательство должно осуществляться посредством такого механизма, который обеспечивает наиболее эффективную судебную защиту для целей полного восстановления нарушенных прав и охраняемых законом интересов, создание чрезмерных правовых препятствий при разрешении спора является недопустимым.

В Постановлении Европейского суда по правам человека от 26 июля 2007 года по делу "М. против Российской Федерации" указано, что "бремя доказывания лежит на том, кто делает утверждение, а не на том кто его отрицает".

Как следует из ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с ч.1 ст.779 ГК РФ, по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Согласно ч.1 ст.4 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.

В соответствии с ч.1 ст.10 того же Закона, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Судом установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ООО «Люкс» проводилась акция «Соверши покупку в Главпивторг и стань владельцем нового автомобиля», для участия в которой необходимо было совершить покупку в магазине сети «Главпивторг» от 1000 рублей в срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, указано место проведения заключительного мероприятия – «<адрес> парковка ТЦ «Ультра» ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>». На рекламном буклете указано название сайта – <данные изъяты>, страницы в инстаграм – <данные изъяты>, группы в «Вконтакте» - <данные изъяты>

Статьей 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года №38-ФЗ «О рекламе» установлено, что рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно ст.ст.5, 9 Федерального закона от 13 марта 2006 года №38-ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. В рекламе, сообщающей о проведении конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее – стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:

сроки проведения такого мероприятия;

источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

В соответствии с разъяснениями Федеральной антимонопольной службы от 30 октября 2006 года № в данной норме под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

Согласно этому определению любая информация о товарах или услугах, предназначенная для неопределенного круга лиц, может быть признана рекламой, так как основной целью размещения такой информации является привлечение внимания потенциальных потребителей к товарам и услугам.

Исходя из ч.1 и ч.2 ст.435 ГК РФ, офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора. Оферта связывает направившее ее лицо с момента ее получения адресатом. Если извещение об отзыве оферты поступило ранее или одновременно с самой офертой, оферта считается не полученной.

В соответствии с ч.1 ст.437 ГК РФ реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении.

Согласно ч.1 ст.494 ГК РФ, предложение товара в его рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенных к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой (пункт 2 статьи 437), если оно содержит все существенные условия договора розничной купли-продажи.

Размещенная реклама об акции, которая проводилась ДД.ММ.ГГГГ на территории ТЦ «Ультра» не является публичной офертой, поскольку не содержит существенные условий договора, как того требуют положения ч.1 ст.494 ГК РФ.

Из разъяснений, данных в пункте 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 октября 2012 года №58 «О некоторых вопросах, практики применения арбитражными судами ФЗ «О рекламе», следует, что в силу статьи 9 Закона о рекламе в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующего мероприятия, должны быть указаны сроки проведения данного мероприятия, а также источник информации об организаторе мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей, сроках, месте и порядке их получения.

Названые нормы обязывают рекламодателя сообщать не саму информацию об организаторе стимулирующего мероприятия, а источник этой информации (например, адрес интернет-сайта, номер телефона, по которому можно получить информацию).

Вопреки доводам истца источник, на котором изложены условия акции, в рекламе ответчика указан, а именно имеется ссылка на сайт Главпивторг, страницу в инстаграм и группу в «Вконтакте», соответственно истец имел возможность ознакомиться с условиями участия акции.

В соответствии с Правилами акции «Выиграй автомобиль от Главпивторг» для участия в розыгрыше участнику мероприятия необходимо: заполнить купон участника, предъявить купон (купоны) организатору мероприятия ДД.ММ.ГГГГ по адресу осуществления мероприятия с <данные изъяты> часов, Организатор мероприятия проверяет правильность заполнения купона (купонов), регистрирует его. В <данные изъяты> часов ДД.ММ.ГГГГ участнику необходимо лично присутствовать на розыгрыше призов и главного приза на парковке ТЦ «Ультра», иметь при себе документ, удостоверяющий личность. Розыгрыш призов происходит путем случайного изъятия купонов из барабана, выигравшим признается участник, чей купон был изъят из барабана, изъятый купон фиксируется организатором как выигрышный. Розыгрыш призов проводится только среди присутствующих участников, первыми разыгрываются поощрительные призы, затем главный приз – автомобиль – <данные изъяты>.

Согласно положениям ст. 59, 67 ГПК РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Согласно положениям ч.ч. 3,4 ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

Статьей 421 ГК Российской Федерации предусмотрено, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Согласно п. 1 ст. 10 ФЗ «О защите прав потребителей», изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Таким образом, ответчиком предоставлена исчерпывающая информация об условиях проведения рекламной акции, каких-либо признаков оферты в рекламном предложении ответчика, нарушений ответчиком положений Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 "О защите прав потребителей", суд не усматривает.

Поскольку отсутствуют правовые основания для признания незаконными действий ответчика, оснований для взыскания компенсации морального вреда, неустойки, штрафа также не имеется.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении исковых требований ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «Люкс» о защите прав потребителя – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд <адрес>.

Судья: Е.Н. Графенкова