Дело №2-693/2016
Решение
Именем Российской Федерации
«21» января 2016 года г.Брянск
Советский районный суд г.Брянска в составе председательствующего судьи Карнеевой Е.К., при секретаре Грачевой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Советской районной администрации г. Брянска об оспаривании решения жилищной комиссии Советской районной администрации,
Установил:
Истец обратилась в суд с настоящим исковым заявлением ссылаясь на то, что 20 декабря 2013 года она с семьей в составе пяти человек, в том числе трое детей, были поставлены на учет в качестве участника программы «Жилище» на 2011-2015 года подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» (2014-2020 годы), государственной программы «Строительство, архитектура и дорожное хозяйство Брянской области» 2014-2020 годы, «Обеспечение жильем молодых семей» на 2014-2017 годы муниципальной программы «Реализация полномочий органов местного самоуправления города Брянска» на 2014-2017 годы, в рамках которой семья истца получила право на социальную выплату на приобретение, строительство жилья, на уплату первоначального взноса, либо основного долга и процентов по жилищному кредиту в размере от расчетной стоимости жилья. Данный факт подтверждается Решением комиссии по жилищным вопросам Советской районной администрации №15р от 20.01.2014 года, о чем было направлено истцу уведомление №2186 от 20.01.2014 года. Вместе с тем, распоряжением Советской районной администрации горда Брянска №331-р от 30.09.2015 года истец была исключена из программы «Обеспечением жильем молодых семей» в связи с достижением возраста 36 лет. В связи с тем, что с указанным решение ответчика истец не согласна, просила суд признать незаконным распоряжение Советской районной администрации горда Брянска №331-р от 30.09.2015 года об исключении истца из программы «Обеспечением жильем молодых семей» на 2010-2015 г.; обязать администрацию ответчика устранить допущенное нарушение прав, свобод или законным интересов путем восстановления истца и её семьи в списке участников программы «Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 года, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года №1050, а также всех иных подпрограмм.
В судебном заседании истец поддержала заявленные требования, просила суд их удовлетворить.
Представитель ответчика по доверенности ФИО2 в судебном заседании исковые требовании не признал.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
Согласно п. 2 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
Как следует из подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, целью подпрограммы является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий. Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Задачами подпрограммы являются предоставление молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство индивидуального жилого дома экономкласса; создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы, в том числе ипотечных жилищных кредитов, для приобретения жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома.
В целях названных выше Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 01 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 7 Правил).
Согласно пункту 6 Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет (подпункт "а"); молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил (подпункт "б"); наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (подпункт "в").
Пункт 20 Правил предусматривает, что орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме (далее - орган местного самоуправления), до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 22 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (далее - сводный список), по форме, утверждаемой Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.
После определения государственным заказчиком подпрограммы размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (пункт 23 Правил).
Из указанных норм следует, что списки молодых семей уже в качестве претендентов на получение социальных выплат в планируемом году на основании сводного списка утверждаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с учетом предоставления субсидий в пределах лимита бюджетных средств.
В соответствии с пунктом 18 указанных Правил несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил, является основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы.
При этом, федеральным законодательством предусмотрено, что порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. 21 Правил).
Постановлением Брянской городской администрации от 25.12.2013 года № 3336-п во исполнение Постановления Брянской городской администрации от 21.10.2013 N 2586-п "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ города Брянска" была утверждена муниципальная программа "Реализация полномочий органов местного самоуправления города Брянска" на 2014 - 2017 годы.
Постановлением Правительства Брянской области от 30.12.2013 N 857-п была утверждена государственная программа "Развитие образования и науки Брянской области (2014 - 2020 годы)".
В целях реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2014 - 2017 годы муниципальной программы "Реализация полномочий органов местного самоуправления города Брянска" на 2014 - 2017 годы, утвержденной Постановлением Брянской городской администрации от 25.12.2013 N 3336-п, и создания условий для приобретения (строительства) жилья молодыми семьями города Брянска Постановлением Брянской городской администрации от 15.02.2013 N 345-п были утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования".
В соответствии с ч.7 указанных Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования Участником Программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия департаментом образования и науки Брянской области решения о включении молодой семьи - участницы Программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет (пункт а).
В соответствии с ч.8 указанных Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Как следует из материалов дела, распоряжением Советской районной администрации г.Брянска от 20.01.2014 года №15-р ФИО1, <дата> рождения, зарегистрированные по <адрес>, с семьей включены в состав участников программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» долгосрочной целевой программы «Жилище» (2011-2015 годы) государственной программы «Строительство и архитектура в Брянской области» (2012-2015 годы), муниципальной программы города Брянска «Обеспечение жильем молодых семей» на 2013-2017 годы.
В последующем, распоряжением Советской районной администрации города Брянска от 30.09.2015 года №331-р ФИО1 в связи с исполнением 36 лет исключена из состава участников программы «Обеспечение жильем молодых семей».
По смыслу п. п. 20, 22 тех же Правил соответствующий орган местного самоуправления ежегодно формирует списки претендентов на получение социальной выплаты, а орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации ежегодно формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников той же подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году.
Следовательно, включение в списки на получение социальной выплаты в планируемом году семьи при достижении одним из супругов либо одним родителем в неполной семье возраста, превышающего 35 лет, не отвечает приведенным нормам материального права в их нормативном единстве с положениями раздела II той же подпрограммы, определяющих ее цели и задачи.
Разрешая исковые требования, суд, проанализировав вышеизложенные нормы права, приходит к выводу о том, что если возраст хотя бы одного из супругов на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о признании молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году превысил 35 лет, соответствующая молодая семья не может являться участницей подпрограммы.
В 2015 году семья перестала соответствовать требованиям, предъявляемым для участия в подпрограмме на 2011-2015 годы, и обоснованно исключена из списка претендентов на социальную выплату, поступающую из бюджета субъекта Российской Федерации на обеспечение жильем молодой семьи, поскольку одному из супругов уже исполнилось 36 лет.
Факт признания молодой семьи участницей подпрограммы не влечет безусловного возникновения права на получение социальной выплаты, поскольку семья должна отвечать возрастному критерию в течение всего периода участия в подпрограмме вплоть до включения в вышеуказанный список претендентов. Период же ожидания включения в список претендентов зависит от объема финансирования, количества участников подпрограммы.
Таким образом, как в силу федерального, так и регионального законодательства молодая семья с момента признания ее участницей подпрограммы становится лишь кандидатом на получение субсидии. В случае утраты статуса молодой семьи она утрачивает основания для дальнейшего участия в целевой программе по категории "молодая семья".
На основании изложенного, у суда отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований ФИО1
Руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд
Решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Советской районной администрации г. Брянска об оспаривании решения жилищной комиссии Советской районной администрации – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Советский районный суд г.Брянска в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья Е.К. Карнеева
Резолютивная часть решения объявлена: 21.01.2016 г.
Мотивированное решение изготовлено:28.01.2016 г.
Судья Е.К. Карнеева