ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-693/2022 от 29.08.2022 Белогорского районного суда (Республика Крым)

Дело

УИД: 91RS0-71

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИФИО1

29 августа 2022 года

Белогорский районный суд Республики Крым в составе:

председательствующего – Борисенко Е.В.,

при секретаре – ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Республики Крым в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Васильевского сельского поселения Республики Крым, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, третьи лица Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Министерство культуры Республики Крым, ФИО2 о понуждении к совершению определенных действий,

УСТАНОВИЛ:

истец прокурор Республики Крым обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к ответчикам Администрации Васильевского сельского поселения Республики Крым, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, третьи лица Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Министерство культуры Республики Крым, ФИО2, в уточненной редакции которого просил обязать администрацию Васильевского сельского поселения Республики Крым в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу сформировать земельный участок под объектом культурного наследия «Могила матроса-десантника ФИО5»; произвести администрацией Васильевского сельского поселения Республики Крым в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу государственную регистрацию права собственности на земельный участок, а также самого объекта культурного наследия «Могила матроса-десантника ФИО5»; обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу сформировать земельный участок под объектом культурного наследия «Малый каменный мост XVIII - XIX века»; произвести Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу государственную регистрацию права собственности на земельный участок, а также самого объекта культурного наследия «Малый каменный мост XVIII - XIX века».

Требования мотивированы тем, что прокуратурой Республики Крым проведена проверка исполнения требований федерального законодательства, регулирующего отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Установлено, что на территории Васильевского сельского поселения в соответствии с постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «Об отнесении объектов культурного наследия к объектам культурного наследия регионального значения и выявленным объектам культурного наследия» расположены объекты культурного наследия регионального значения: «Могила матроса-десантника ФИО5»; «Малый каменный мост XVIII - XIX века». ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Васильевского сельского поселения внесено представление об устранении нарушений требований законодательства об охране культурного наследия, в части оформления правоустанавливающих документов на объекты культурного наследия, по результатам рассмотрения которого нарушения до настоящего времени не устранены, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ объект культурного наследия «Могила матроса-десантника ФИО5», а также земельный участок, на котором расположен объект культурного наследия, его охранная зона, не сформирован и не поставлен на кадастровый учет, право собственности на него не зарегистрировано. Согласно сведениям, полученными из администрации Васильевского сельского поселения установлено, что объект культурного наследия «Малый каменный мост XVIII - XIX века» расположен за границами населенных пунктом муниципального образования Васильевское сельское поселение. Объект расположен на территории земель, собственником которых является установлено, что Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым до настоящего времени объект культурного наследия «Малый каменный мост XVIII - XIX века», а также земельный участок, на котором расположен объект культурного наследия, его охранная зона, не сформирован и не поставлен на кадастровый учет, право собственности на него не зарегистрировано, в связи с чем, истец обратился с данным иском в суд.

В судебном заседании помощник прокурора Республики Крым ФИО6 исковое заявление поддержал по изложенным основаниям, просил его удовлетворить.

Представитель третьего лица Республики Крым в судебное заседание не явился о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в материалах дела имеется от него заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица Министерства культуры Республики Крым в судебное заседание не явился о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, предоставил суду письменные пояснения, согласно которым просил дело рассмотреть в его отсутствие, исковое требования удовлетворить.

Представители ответчиков - Администрации Васильевского сельского поселения Республики Крым, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым в судебное заседание не явились о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.

Представитель третьего лица Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, третье лицо ФИО2 в судебное заседание не явились о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.

Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав пояснения помощника прокурора, исследовав доказательства по делу и оценив их в совокупности, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Судом установлено, что на территории Васильевского сельского поселения в соответствии с постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «Об отнесении объектов культурного наследия к объектам культурного наследия регионального значения и выявленным объектам культурного наследия» расположены объекты культурного наследия регионального значения: «Могила матроса-десантника ФИО5»; «Малый каменный мост XVIII - XIX века».

В соответствии с п.1 ст.33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Согласно ст.3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества», захоронения погибших при защите Отечества с находящимися на них надгробиями, памятниками, стелами, обелисками, элементами ограждения и другими мемориальными сооружениями и объектами являются воинскими захоронениями.

В силу ст.11 Закона обязанность по осуществлению мероприятий по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территории, возложена на органы местного самоуправления.

В соответствии со ст.5 Закона воинские захоронения подлежат государственному учету. На территории Российской Федерации их учет ведется органами местного самоуправления. Ответственность за содержание воинских захоронений на территории Российской Федерации возлагается на органы местного самоуправления.

Из статьи 6 Закона следует, что в целях обеспечения сохранности воинских захоронений в местах, где они расположены, органами местного самоуправления устанавливаются охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.

Порядок разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также требования к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон, входящих в свою очередь в полномочия органов власти, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации».

Согласно п.7 Положения разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия может также осуществляться по инициативе и за счет средств органов местного самоуправления, собственников или пользователей объектов культурного наследия, правообладателей земельных участков, расположенных в границах зон охраны объектов культурного наследия.

Пунктом 2 ст.11 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органами местного самоуправления осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В силу п.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход ипрекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Согласно ч.ч.3, 4 ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество — юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество (далее – государственная регистрация права).

Государственная регистрация права осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

В силу п.3 ст.6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земнойповерхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве определенной вещи.

В свою очередь, согласно ч.7 ст.1 Федерального закона №218-ФЗ существование земельного участка как объекта недвижимости и индивидуально определенной вещи, имеющей свои уникальные характеристики, подтверждает его государственный кадастровый учет.

В соответствии с ч.1 ст.35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» кадастровые работы выполняются кадастровым инженером на основании заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства и настоящего Федерального закона договора подряда на выполнение кадастровых работ.

Согласно ст.34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Уставом муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения, может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования.

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросыорганизации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ.

Уставом Васильевского сельского поселения Республики Крым, предусмотрено, что администрация сельского поселения обеспечивает сохранение, использование и популяризацию объектов культурного наследия.

Таким образом, обязанность по содержанию воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территории, в том числе обязанность по обеспечению государственной регистрации права на объекты культурного наследия и земельные участки, на которых они расположены, возложена на администрацию сельского поселения.

ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Васильевского сельского поселения внесено представление об устранении нарушений требований законодательства об охране культурного наследия, в части оформления правоустанавливающих документов на объекты культурного наследия, по результатам рассмотрения которого нарушения до настоящего времени не устранены, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ объект культурного наследия «Могила матроса-десантника ФИО5», а также земельный участок, на котором расположен объект культурного наследия, его охранная зона, не сформирован и не поставлен на кадастровый учет, право собственности на него не зарегистрировано.

Кроме того, п.2 ст.11 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что органами местного самоуправления осуществляется управление и расположение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно ч.1 ст.2 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» права на имущество, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории Республики Крым в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента, признаются следующими правами, установленными законодательством Российской Федерации:

1) право частной собственности и право общей собственности признаются соответственно правом частной собственности и правом общей собственности;

2) право коммунальной собственности территориальных громад признается собственностью соответствующих муниципальных образований;

3) все земли, кроме частной, муниципальной собственности, а также земель, отнесенных в соответствии с настоящим Законом к землям лесного фонда, признаются собственностью Республики Крым;

4) земли, отнесенные в соответствии с настоящим Законом к землям лесного фонда, признаются собственностью Российской Федерации.

В соответствии с п.2.2 Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, к задачам Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым относится осуществление от имени Республики Крым в установленном порядке управления и распоряжения имуществом и землями, находящимися в собственности Республики Крым.

Согласно сведениям, полученным из администрации Васильевского сельского поселения установлено, что объект культурного наследия «Малый каменный мост XVIII - XIX века» расположен за границами населенных пунктом муниципального образования Васильевское сельское поселение. Объект расположен на территории земель, собственником которых является .

Судом установлено, что Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым до настоящего времени объект культурного наследия «Малый каменный мост XVIII - XIX века», а также земельный участок, на котором расположен объект культурного наследия, его охранная зона, не сформирован и не поставлен на кадастровый учет, право собственности на него не зарегистрировано.

Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования являются законными и обоснованными, в связи с чем, иск подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковое заявление удовлетворить.

Обязать администрацию Васильевского сельского поселения Республики Крым в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу сформировать земельный участок под объектом культурного наследия «Могила матроса-десантника ФИО5».

Произвести администрацией Васильевского сельского поселения Республики Крым в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу государственную регистрацию права собственности на земельный участок, а также самого объекта культурного наследия «Могила матроса-десантника ФИО5».

Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу сформировать земельный участок под объектом культурного наследия «Малый каменный мост XVIII - XIX века».

Произвести Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу государственную регистрацию права собственности на земельный участок, а также самого объекта культурного наследия «Малый каменный мост XVIII - XIX века».

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья: