Дело № 2-6940/2017г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 декабря 2017 года г. Липецк
Советский районный суд г. Липецка в составе:
председательствующего Акимовой Е.А.,
при секретаре Кондратьевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Фонду капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области о признании незаконным взимание платы за капитальный ремонт многоквартирного дома, исключении суммы задолженности из квитанции,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Фонду капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области о признании незаконным взимание платы за капитальный ремонт многоквартирного дома, указывая, что постановлением администрации Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Липецкой области, на 2014-2043 годы» многоквартирный дом, расположенный по адресу: <...>, включен в областную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Липецкой области, на 2014-2043 годы. Однако в соответствии с частью 7 статьи 5 Закона Липецкой области от 08 октября 2013 года № 211-ОЗ «О правовом регулировании некоторых вопросов в сфере капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения областной программы капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в областную программу капитального ремонта, истица просит признать незаконным начисление ответчиком платы за капитальный ремонт многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, и возложить на ответчика обязанность прекратить начисление платы за капитальный ремонт многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, взыскав с ответчика государственную пошлину в сумме 300 руб.
Истица ФИО1 в судебном заседании увеличила исковые требования, также просила возложить на ответчика обязанность исключить суммы задолженности из квитанции, в остальной части исковые требования поддержала в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в иске.
Представитель ответчика – Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области по доверенности ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на законность и обоснованность начисления платы в фонд капитального ремонта. Дополнительно пояснила, что взносы в фонд капитального ремонта взыскиваются с истца на основании постановления администрации Липецкой области, которое на настоящий момент не отменено и никем не оспорено.
Представители администрации города Липецка и администрации Липецкой области, привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом; причины неявки суду не известны.
Выслушав объяснения сторон, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя взнос на капитальный ремонт.
Таким образом, действующим Жилищным кодексом Российской Федерации предусмотрена обязанность собственника жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, по несению расходов на капитальный ремонт.
В силу части 7 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, в редакции, действующей на момент актуализации программы, в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частьюHYPERLINK \l "sub_1705" 5 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 5 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
В соответствие с частью 1 статьи 171 Жилищного кодекса Российской Федерации (в той же редакции) взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, проценты, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, образуют фонд капитального ремонта.
Согласно части 6 статьи 5 Закона Липецкой области от 8 октября 2013 года N 211-ОЗ "О правовом регулировании некоторых вопросов в сфере капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная областная программа капитального ремонта либо изменения в нее по дополнительному включению многоквартирных домов, за исключением случая, установленного частью 7 настоящей статьи.
Судом установлено, что ФИО1 является собственником <адрес> в <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 02 февраля 2016 года (л.д. 5).
Согласно проектной документации, имеющейся в материалах дела, строительство и ввод в эксплуатацию многоквартирного дома № 1 по ул. Замятина в городе Липецка осуществлялось в два этапа:
«Жилое здание строительный номер № 33 со встроено - пристроенными предприятиями соцкультбыта на 1 - ом этаже в IV ГСК «Университетский» г. Липецка. Первый этап - секции № № 6, 5 этажностью 14 и 16 этажей». Основание для ввода - Разрешение на ввод в эксплуатацию от 22 августа 2014 года № № (л.д. 43).
На основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 22 августа 2014 года № № дом № 1 по ул. Замятина был включен в перечень домов, подлежащих включению в региональную программу капитального ремонта общего имущества при ее очередной актуализации. Данная информация направлена в адрес Фонда письмом главы города Липецка от 27 февраля 2015 года № (л.д. 56-62).
«Жилое здание строительный номер № 33 со встроено - пристроенными предприятиями соцкультбыта на 1 - ом этаже в IV ГСК «Университетский» г. Липецка. Второй этап - секции №№ 1, 2, 3, 4 этажностью 14,16,18 и 18 этажей». Основание для ввода - Разрешение на ввод в эксплуатацию от 30 октября 2015 года № (л.д. 44-45).
На основании разрешения на ввод в эксплуатацию второй очереди многоквартирного дома № 1 по ул. Замятина от 30 октября 2015 года № в адрес Фонда письмом департамента ЖКХ администрации города Липецка от 21 декабря 2015 года № направлены уточненные характеристики по ряду домов, в том числе и по дому № 1 по ул. Замятина для актуализации региональной программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов (л.д. 63-67).
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона Липецкой области от 8 октября 2013 года N 211-ОЗ "О правовом регулировании некоторых вопросов в сфере капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" областная программа капитального ремонта разрабатывается на основании данных технического состояния многоквартирных домов, количественных и качественных характеристиках многоквартирных домов. Форма и сроки предоставления органами местного самоуправления области данных, необходимых для разработки областной программы капитального ремонта, устанавливаются нормативным правовым актом исполнительного органа государственной власти области в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно части 1 и 7 приведенной статьи разработку и подготовку проекта областной программы капитального ремонта осуществляет исполнительный орган государственной власти области в сфере жилищно-коммунального хозяйства в порядке, установленном для разработки нормативных правовых актов области Регламентом деятельности администрации области, утвержденным постановлением главы администрации области от 23 мая 2007 года N 69, а администрация Липецкой области утверждает подготовленный проект Областной программы.
Таким образом, документы, на основании которых спорный дом (по каждой секции) был включен в Областную программу, находятся в распоряжении администрации г. Липецка и управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области, которое в силу распоряжения администрации Липецкой области 26 июля 2010 года N 272-р «Об утверждении Положения об управлении жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области» является самостоятельным юридическим лицом.
Многоквартирный дом № 1 по ул. Замятина Е.И. в г. Липецке включен в областную программу капитального ремонта, утвержденную постановлением администрации Липецкой области от 28 ноября 2013 года № 528, при ее актуализации постановлением администрации Липецкой области от 29 мая 2015 года № 275. Приведенное постановление опубликовано на официальном Интернет-портала правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04 июня 2015 года, «Липецкая газета». № 12, 10 июня 2015 года).
В соответствии с разъяснениями Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, данными в письме от 14 декабря 2015 года №, в случае если блок-секция многоквартирного дома введена в эксплуатацию после включения этого многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта, собственники помещений этой блок-секции будут осуществлять уплату взносов с момента включения дома в региональную программу капитального ремонта в порядке актуализации.
Постановлением администрации Липецкой области от 31 декабря 2015 года № 595 «О внесении изменений в постановление администрации Липецкой области от 28 ноября 13 года № 528 «Об утверждении областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Липецкой области, на 2014 - 2043 год» данные о многоквартирном доме № 1 по ул. Замятина Е.И. в г. Липецке были актуализированы с учетом ввода в эксплуатацию 2-й очереди строительства указанного многоквартирного дома (данное постановление опубликовано в «Липецкая газета», № 20, 03 февраля 2016 года).
Вышеуказанные постановления приняты в пределах полномочий и компетенции органа субъекта Российской Федерации, введены в действие и опубликованы в установленном законом порядке.
Сведений об отмене данных постановлений либо об оспаривании их истцом в судебном порядке в материалы дела также не представлено.
Таким образом, фонд капитального ремонта общего имущества дома № 1 по ул. Замятина в г. Липецке, в соответствии с нормативными актами Липецкой области, формируется на счете областного оператора.
В случае формирования фонда капитального ремонта на счете областного оператора уплата взносов производится собственниками на основании платежных документов, представленных областным оператором (пункт 1 статьи 171 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В этой связи, выставляя счета на оплату капитального ремонта собственнику жилого помещения в многоквартирном доме – ФИО1, ответчик действует в соответствии с требованиями действующего жилищного законодательства Российской Федерации. Ответчик не наделен полномочиями по внесению каких-либо изменений в региональную программу капитального ремонта.
Таким образом, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникла у собственников помещений в данном многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная областная программа капитального ремонта, в которую включен спорный многоквартирный дом (части 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации). То есть, обязанность уплачивать взнос за капитальный ремонт общего имущества собственников многоквартирного дома № 1 по ул. Замятина в г. Липецка возникла с марта 2016 года.
Коль скоро обязанность по уплате капитальных взносов на капитальный ремонт возникла у собственников помещений в многоквартирном доме № 1 по ул. Замятина в г. Липецка на основании утвержденной областной программы капитального ремонта, оформленной соответствующими нормативными актами субъекта Российской Федерации, которые на настоящий момент являются действующими, никем не оспорены, суд, проанализировав имеющиеся в деле доказательства, приходит к выводу о законности начисления ответчиком платы за капитальный ремонт многоквартирного дома № 1 по ул. Замятина в г. Липецке, а, следовательно, отсутствии оснований для удовлетворения требований истицы.
Кроме того, включение многоквартирного жилого дома в областную программу капитального ремонта по блок-секциям в качестве отдельных капитальных строений не предусмотрено. В региональную программу подлежат включению дома в целом, а не по частям. Многоквартирный дом № 1 по ул. Замятина в г. Липецке включен в областную программу капитального ремонта как единый объект.
Поскольку стороной истца не доказан факт нарушения его прав путем незаконного взимания платы за капитальный ремонт многоквартирного дома, то оснований для взыскания с ответчика расходов по уплате государственной пошлины не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Фонду капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области о признании незаконным взимание платы за капитальный ремонт многоквартирного дома, исключении суммы задолженности из квитанции, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Советский районный суд г. Липецка путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е.А. Акимова
Решение суда принято в окончательной форме 25 декабря 2017 года.