Дело №2-6943/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Советский районный суд города Казани в составе
председательствующего судьи А.А. Ахметгараева
при секретаре судебного заседания Е.Н. Яркиной
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Сервис-Гарант» о признании незаконными действий, обязании прекратить противоправные действия и довести до сведения потребителей информацию,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (далее также истец, Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан) обратилось в суд с иском обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Сервис-Гарант» (далее также ответчик ООО «УК «Сервис-Гарант», управляющая компания) в защиту интересов неопределенного круга потребителей о признании незаконными действий, обязании прекратить противоправные действия и довести до сведения потребителей информацию.
Исковые требования мотивированы тем, что Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан является территориальным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, защиты потребителей и потребительского рынка. При анализе обращения ФИО1 по фактам неправомерного начисления и взимания оплаты за техническое обслуживание и текущий ремонт системы коллективного приема телевидения (далее также система коллективного приема телепередач) лицам, проживающим в домах <номер изъят> и <номер изъят> по <адрес изъят>, а также в других домах, обслуживаемых ответчиком, без заключения соответствующих договоров и без соответствующего согласия собственников помещений начисляется оплаты за систему коллективного приема телепередач. Поскольку <адрес изъят><номер изъят> по <адрес изъят> не были оснащены системой коллективного приема телепередач при строительстве и собственники помещений не принимали решение о включении данной системы в состав общего имущества, начисление управляющей компанией стоимости оплаты за указанную систему является незаконным и противоречит положениям Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее также Закон о защите прав потребителей). В связи с этим истец просит признать незаконными действия ООО «УК «Сервис-Гарант» по начислению и взиманию платы за систему коллективного приема телепередач; обязать прекратить данные действия; возложить обязанность довести до сведения потребителей решение суда в течение десяти дней со дня его вступления в законную силу через средства массовой информации.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Государственная жилищная инспекция Республики Татарстан, общество с ограниченной ответственностью «Сигнал».
Представитель истца ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика ФИО3 просил отказать в удовлетворении иска, считая заявленные требования необоснованными, поскольку дома, обслуживаемые ответчиком, преимущественно 1950-1970 года постройки. Все эти дома были переданы в управление в 2011 года от ТСЖ «Центр». При этом проектная документация не передавалась ввиду ее отсутствия. Жилые <адрес изъят><номер изъят> по <адрес изъят> построены в 1976 году и в 1969 году и система коллективного приема телепередач была предусмотрена при их строительстве. Система коллективного приема телепередач проходит в каждом доме и входит в каждую квартиру и отвечает признакам общедомового имущества, поскольку направлена на обслуживание более одного помещения в доме; данный иск основан лишь на обращении ФИО1 и в случае удовлетворения иска управляющая компания будет вынуждена нарушить требования по предоставлению доступа населению к обязательным телеканалам; управляющая компания может прекратить обслуживание данной системы в случае принятия собственниками помещений решения об исключении ее из состава общего имущества многоквартирного дома.
Представитель Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан ФИО4 в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия. Согласно письменным пояснениям исходя из положений жилищного законодательства система коллективного приема телепередач в многоквартирном доме, обслуживающая более одного жилого или нежилого помещения входит в состав общедомового имущества. При это данная система относится к общедомовому имуществу при условии, что многоквартирный дом оснащен этой системой при его строительстве либо в ходе его эксплуатации на основании решения общего собрания собственников помещений. В этом случае собственники обязаны нести расходы по обслуживанию этой системы.
Представитель третьего лица ООО «Сигнал» ФИО5 просила отказать в удовлетворении иска. При этом как пояснила представитель третьего лица, ООО «Сигнал» лишь обслуживает имеющуюся систему коллективного приема телепередач, которая установлена в многоквартирных домах и не производила ее установку.
Суд, выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти» Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является органом исполнительной власти, а Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан - территориальным органом Федерального органа исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 322 утверждено положение «О Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека».
Согласно пунктам 1 и 4 указанного Положения Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, а также по осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в целях охраны здоровья населения и среды обитания, а также федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
В соответствии с пунктом 1 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан, утвержденного приказом Роспотребнадзора от 09 июля 2012 года №685, Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (Татарстан), осуществляющее функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
В силу пункта 3 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения принадлежат собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности и входят в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 предусмотрено, что в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно пункту 2.3. статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Исходя из положений подпунктов «в» и «д» пункта 6 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года № 290 в целях обеспечения оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, обязаны: своевременно заключать договоры оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме со сторонними организациями, в том числе специализированными, в случае, если лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, не оказывают таких услуг и не выполняют таких работ своими силами, а также осуществлять контроль за выполнением указанными организациями обязательств по таким договорам; организовывать работу по начислению и сбору платы за содержание и ремонт жилых помещений.
Судом исходя пояснений представителя ООО «УК «Сервис-Гарант» установлено, что данная организация осуществляет управление в том числе многоквартирными домами <номер изъят> и <номер изъят> по <адрес изъят>.
В данных домах имеется система коллективного приема телепередач.
В связи с этим, исполняя обязанности по обслуживанию многоквартирных домов для осуществления ремонта и технического обслуживания данной системы между ООО «УК «Сервис-Гарант» и ООО «Сигнал» заключен договор от 1 июля 2015 года № 14/сг-2015.
Мотивом обращения Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан к ООО «УК «Сервис-Гарант» с настоящим иском является то обстоятельство, что в состав жилищно-коммунальных услуг в счета на оплату включается стоимость услуги за содержание системы коллективного приема телепередач.
По мнению представителя истца включение стоимости обслуживания системы коллективного приема телепередач в счета на оплату является неправомерным, противоречит положениям Закона о защите прав потребителей, поскольку данная система не относится к общедомовому имуществу.
В ходе рассмотрения дела исходя из пояснений представителя управляющей компании установлено, что многоквартирные <адрес изъят><номер изъят> по <адрес изъят> 1969 года постройки и 1976 года постройки.
Истцом не оспаривается, что управляющая компания самостоятельно систему коллективного приема телепередач в этих домах не устанавливала.
В период строительства данных многоквартирных домов действовало Постановление Совмина РСФСР от 7 октября 1961 года № 1251 «Об установке и техническом обслуживании приемных телевизионных антенн коллективного пользования», в соответствии с которым при проектировании и строительстве многоквартирных жилых домов (от 8 и более квартир), расположенных в зоне действия телевизионных центров и ретрансляционных телевизионных станций, предусматривалось оборудование их приемными телевизионными антеннами коллективного пользования (ТАКП). Также предусматривалось рассмотрение вопроса об обязательном устройстве телевизионных антенн коллективного пользования при капитальном ремонте жилых домов, расположенных в зоне действия телевизионных центров и ретрансляционных телевизионных станций.
Указанное позволяет сделать вывод о том, что система коллективного приема телепередач, функционирующая в многоквартирных домах <номер изъят> и <номер изъят> по <адрес изъят> была предусмотрена при их строительстве.
Представленная ответчиком справка общества с ограниченной ответственностью «СтройРесПроект», подготовленная по результатам обследования фасада, плана жилого этажа, состава инженерного оборудования свидетельствует о том, что многоквартирный <адрес изъят> соответствует типовому проекту пятиэтажного жилого дома, разработанного Гипрогором Москва и утвержденного Госкомитетом при Госстрое СССР 21 мая 1963 года, которым предусмотрена система коллективного приема телепередач.
Тот факт, что система коллективного приема телепередач в многоквартирных домах <номер изъят> и <номер изъят> по <адрес изъят> подведена в каждую квартиру, то есть не преследует цель предоставления услуг связи только определённым жителям, свидетельствует о том, что данная система является общедомовым имуществом.
Учитывая, что системы коллективного приема телепередач, установленные в многоквартирных домах <номер изъят> и <номер изъят> по <адрес изъят> являются общедомовым имуществом, заключение управляющей компанией договоров и включение в счета на оплату жилищно-коммунальных услуг стоимости оказания данной услуги не противоречит положения статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения.
Также суд учитывает, что удовлетворение иска приведет к тому, что ответчик прекратит обслуживание системы коллективного приема телевидения и, следовательно, жильцы многоквартирных <адрес изъят><номер изъят> по <адрес изъят> не будут иметь возможность получать доступ к обязательным телеканалам, перечень которых утвержден Указом Президента Российской Федерации от <дата изъята><номер изъят> «Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах», что нарушит их права.
При таких условиях оснований для удовлетворения иска не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Сервис-Гарант» о признании незаконными действий, обязании прекратить противоправные действия и довести до сведения потребителей информацию оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Советский районный суд города Казани.
Судья А.А. Ахметгараев
Мотивированное решение составлено 17 сентября 2018 года, судья