ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-694/17 от 02.05.2017 Белореченского районного суда (Краснодарский край)

К делу № 2-694/17

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Белореченск 02 мая 2017 г.

Белореченский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Стогний Н.И. при ведении протокола судебного заседания секретарем Казанцевой Е.А., с участием представителей истца ГБУ СО КК «Белореченский ДИПИ» ФИО1 и ФИО2, ответчика ФИО3, представителя УПФ РФ в Белореченском районе Краснодарского края ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ГБУ СО КК «Белореченский ДИПИ» к ФИО3 о понуждении к исполнению обязательств по договору о предоставлении социальных услуг.

У С Т А Н О В И Л:

Истец просит суд обязать ФИО3, (дата) года рождения, во исполнение пункта 1 главы I и пункта 11 главы III договора о предоставлении социальных услуг от 24.04.2015 г., ежемесячно перечислять денежные средства в размере семидесяти пяти процентов от ежемесячной денежной выплаты в счет оплаты за предоставляемые социальные услуги в пользу ГБУ СО КК «Белореченский ДИПИ».

В обоснование заявленных требований представители истца в судебном заседании указали, что ФИО3 24 апреля 2015 года поступил на проживание в ГБУ СО КК «Белореченский ДИПИ» на основании путёвки /ДИПИ Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края. 24 апреля 2015 года между ГБУ СО КК «Белореченский ДИПИ» и ФИО3 заключён договор о предоставлении социальных услуг. В соответствии с п.1. гл.I указанного Договора ГБУ СО КК «Белореченский дом-интернат для престарелых и инвалидов» обязуется оказать социальные услуги заказчику, а ФИО3 обязуется оплачивать указанные услуги в соответствии с п.11 гл. III Договора в размере 75 % среднедушевого дохода получателя социальных услуг на расчетный счет исполнителя. На основании заявления ФИО3, поданного в УПФ РФ в городе Белореченск, на счет ГБУ СО КК «Белореченский ДИПИ» ежемесячно перечисляется 75% от установленного размера страховой пенсии по старости. Вместе с тем, ФИО3, являясь инвалидом 2 группы, получает не только страховую пенсию по старости, но и ежемесячную денежной выплату в размере 2397 руб. 59 коп. Несмотря на то, что ФИО3 подписал договор 24.04.2015., в июле 2016 года ему было предложено исполнить условия договора о предоставлении социальных услуг в части оплаты, а именно добровольно подать заявление в ПФ РФ об удержании 75% из ЕДВ для перечисления денежных средств на счёт учреждения социального обслуживания. От добровольного исполнения договорных обязательств в части перечисления 75% из суммы ЕДВ ФИО3 отказывается, ссылаясь на нормы ст. 35 Федерального закона №442-ФЗ.

Ответчик ФИО3 с исковыми требованиями не согласен, в судебном заседании пояснил, что он является одиноким пенсионером, инвалидом 2 группы бессрочно. Кроме пенсии он получает ЕДВ. Полагает, что удержание в ДИПИ 75 % ЕДВ (инвалидных денег) будет являться серьезным нарушением его прав. В стандартном договоре проживающего инвалида с администрацией ДИПИ ничего не говорится об удержании из ЕДВ. Также считает, что в соответствии с Федеральным законом №442-ФЗ условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31 декабря 2014 г.

Представитель УПФ РФ в Белореченском районе Краснодарского края ФИО4 в решении вопроса об удовлетворении исковых требований полагается на усмотрение суда. В судебном заседании пояснила, что УПФР в Белореченском районе в своей практической деятельности при осуществлении выплаты пенсий руководствуется Правилами выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначении пенсии в соответствии с законодательством РФ, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденными Приказом министерства труда и социальной защиты РФ от 17.11.2014г. № 885н. Порядок оплаты за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания определен п.40 вышеназванных Правил, согласно которого, в том случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлена плата за предоставляемые пенсионеру социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания, то пенсия по заявлению пенсионера полностью или в определенной им части перечисляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на счет стационарной организации социального обслуживания, где проживает пенсионер, в счет установленной платы. Территориальные органы Пенсионного фонда РФ могут осуществлять перечисление части ежемесячной денежной выплаты, причитающейся получателю социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, организациям социального обслуживания, в которых они проживают, в счет установленной платы за предоставление указанных услуг в соответствии с пунктами 18, 40, 41 и 96 вышеуказанных Правил выплаты пенсий, учетом волеизъявления граждан, т.е. по заявлению гражданина.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии со ст.310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, ответчик ФИО3 поступил на проживание в ГБУ СО КК «Белореченский ДИПИ» 24 апреля 2015 года на основании путёвки /ДИПИ Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края (л.д.7). 24.04.2015 года между ГБУ СО КК «Белореченский ДИПИ» и ФИО3 заключён договор о предоставлении социальных услуг (л.д.8-10), в соответствии с условиями которого истец обязуется оказать социальные услуги заказчику, а заказчик ФИО3 обязуется оплачивать указанные услуги в соответствии с п.11 гл. III Договора в размере 75 % среднедушевого дохода получателя социальных услуг на расчетный счет исполнителя.

На основании заявления ФИО3, поданного в УПФ РФ в городе Белореченск, (л.д.11) на счет ГБУ СО КК «Белореченский ДИПИ» ежемесячно перечисляется 75% от установленного размера страховой пенсии по старости. Вместе с тем, ФИО3, являясь инвалидом 2 группы, получает не только страховую пенсию по старости, но и ежемесячную денежной выплату в размере 2397 руб. 59 коп., что подтверждается справкой УПФ РФ в Белореченском районе от 14.02.2017 г. (л.д.13). Однако от добровольного исполнения договорных обязательств в части перечисления 75% из суммы ЕДВ ФИО3 отказывается.

Согласно ст.32 Федерального закона от 28.12.2013г № 442 ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания предоставляются их получателям за плату или частичную плату, если на дату обращения среднедушевой доход получателя социальных услуг, превышает предельную величину среднедушевого дохода, установленную ч.5 ст.31 вышеназванного закона, т.е. полуторную величину прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ для основных социально-демографических групп населения. Размер оплаты за социальное обслуживание рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги и не может превышать 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг.

В соответствии с нормами ст.8 данного закона полномочиями по правовому регулированию и организации социального обслуживания наделены субъекты РФ. В рамках исполнения федерального закона № 442-ФЗ, в Краснодарском крае принят закон Краснодарского края от 05.11.2014 года № 3051-КЗ, « О социальном обслуживании населения на территории Краснодарского края», которым законодательно закреплены ряд мероприятий, связанных с организацией социального обслуживания на территории края.

Статьей 7 данного Закона так же определено, что размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75 % среднедушевого дохода получателя социальных услуг.

В соответствии с письмом Пенсионного фонда Российской Федерации от 15.04.2016 г. № ЛЧ-28-26/5325 «О плате за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания»,письмом Минтруда России от 06.05.2015 N 12-3/10/П-2598 «О реализации положений Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», а так же в соответствии с подпунктом «ж» пункта 5 Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 г. N 1075, при расчете среднедушевого дохода учитываются пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в денежной форме в соответствии с законодательством Российской Федерации или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации.

В Правилах положений об исключении каких-либо отдельных видов выплат из числа выплат, указанных в пункте 5 Правил, не содержится. Вместе с тем, при рассмотрении вопроса о включении вышеуказанных выплат в среднедушевой доход получателя социальных услуг, необходимо учитывать их природу и периодичность предоставления. Пенсии, пособия, стипендии, установленные законодательными актами Российской Федерации, как правило, направлены на реализацию права соответствующих категорий граждан на меры государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, социального обеспечения и социальной защиты. В аналогичных целях осуществляются и ежемесячные денежные выплаты, единовременные денежные выплаты, выплаты компенсационного характера, различные виды субсидий, материальная помощь, доплаты к пенсии и иные виды выплат, получаемых гражданами в связи с наличием у них определенного социального статуса, которые, должны учитываться при расчете среднедушевого дохода получателей социальных услуг.

Таким образом, при расчете среднедушевого дохода учитываются все выплаты, аналогичные перечисленным в пункте 5 Правил, полученные в денежной форме и установленные законодательством Российской Федерации.

Однако ответчик отказывается от исполнения договора в части перечисления 75 % из суммы ЕДВ на счет истца, ссылаясь на нормы ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013г № 442 ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», которая предусматривает сохранение установленной на 31.12.2014 года оплаты за социальное обслуживание.

Однако ответчиком не учтено, что данная норма носит сохранный характер и указывает на возможность граждан, получающих социальные услуги в рамках длящихся правоотношений, сохранить по состоянию на 1 января 2015 года тот размер платы за получение социальных услуг, который был по состоянию на 31 декабря 2014 года. При этом необходимо учитывать, что размер платы за получение социальной услуги определяется исходя из ее объема, периодичности, условий, сроков предоставления. Таким образом, размер платы сохраняется в случае, если не изменился объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальной услуги. При изменении какого-либо показателя, например, объема предоставления социальной услуги, размер платы может быть изменен.

Поскольку договор на предоставление социальных услуг в форме стационарного социального обслуживания между ГБУ СО КК «Белореченский ДИПИ» и ФИО3 был заключен после вступления в силу Закона № 442-ФЗ (после 01.01.2015г.), данная норма закона на возникшие правоотношения не распространяется.

С учетом изложенного, а также установленных в судебном заседании обстоятельств дела, суд считает необходимым исковые требования ГБУ СО КК «Белореченский ДИПИ» удовлетворить, обязать ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, во исполнение пункта 1 главы I и пункта 11главы III договора о предоставлении социальных услуг от 24.04.2015 г., ежемесячно перечислять денежные средства в размере семидесяти пяти процентов от ежемесячной денежной выплаты в счет оплаты за предоставляемые социальные услуги в пользу ГБУ СО КК «Белореченский ДИПИ».

Согласно ч.1 ст.88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В соответствии с п.1 ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поскольку ответчик как инвалид 2 группы освобожден от уплаты госпошлины в соответствии с п.п. 2 п. 2 ст. 333.36 НК РФ, с него не может быть взыскана госпошлина в доход государства.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать ФИО3, (дата) года рождения, во исполнение пункта 1 главы I и пункта 11 главы III договора о предоставлении социальных услуг от 24.04.2015 г., заключенного между ним и ГБУ СО КК «Белореченский ДИПИ», ежемесячно перечислять денежные средства в размере семидесяти пяти процентов от ежемесячной денежной выплаты в счет оплаты за предоставляемые социальные услуги в пользу ГБУ СО КК «Белореченский ДИПИ».

Решение может быть обжаловано в апелляционной инстанции гражданской коллегии Краснодарского краевого суда в течение месяца.

Председательствующий: Н.И. Стогний