Дело №2-7/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Лысково 10 февраля 2014 года
Судья Лысковского районного суда Нижегородской области Петелин Е.В.,
при секретаре Колумбаевой С.В.,
при участии заместителя прокурора Лысковского района Нижегородской области Масловой Н.А., представителя ответчика Администрации Лысковского муниципального района Нижегородской области - ФИО1, представителя ответчика Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей детского оздоровительного-образовательного центра «Березки» Лысковского района Нижегородской области - ФИО2, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Управление финансов Администрации Лысковского района Нижегородской области - ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску прокурора Лысковского района в защиту интересов Российской Федерации и в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Лысковского муниципального района Нижегородской области о признании распоряжения администрации Лысковского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «О выделении денежных средств из резервного фонда администрации» противоречащим федеральному законодательству и незаконным, нецелевое использование бюджетных средств, о восстановлении в бюджет района незаконного израсходованных денежных средств; к Муниципальному автономному образовательному учреждению дополнительного образования детей детского оздоровительного-образовательного центра «Березки» Лысковского района Нижегородской области о признании факта нецелевого использования бюджетных средств, о восстановлении в бюджет Лысковского района незаконного израсходованных денежных средств,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Лысковского района Нижегородской области, действующий в защиту интересов Российской Федерации и в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Лысковского муниципального района Нижегородской области о признании распоряжения администрации Лысковского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «О выделении денежных средств из резервного фонда администрации» противоречащим федеральному законодательству и незаконным, нецелевое использование бюджетных средств, о восстановлении в бюджет района незаконного израсходованных денежных средств; к Муниципальному автономному образовательному учреждению дополнительного образования детей детского оздоровительного-образовательного центра «Березки» Лысковского района Нижегородской области о признании факта нецелевого использования бюджетных средств, о восстановлении в бюджет Лысковского района незаконного израсходованных денежных средств.
В обоснование требований указывает, что прокуратурой Лысковского района проведена проверка законности распоряжения главы администрации Лысковского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «О выделении денежных средств из резервного фонда администрации», которым принято незаконное решение о выделении денежных средств из резервного фонда администрации в сумме <данные изъяты> рублей Управлению образования и молодежной политики администрации Лысковского муниципального района на приобретение кроватей для детского оздоровительного детского центра «Березки».
Данное распоряжение считает незаконным по следующим основаниям:
Во-первых, распоряжение главы администрации Лысковского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № основано на постановлении главы администрации Лысковского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № которым утвержден порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда. Однако, данный нормативно правовой акт, не может применяться, поскольку данное постановление не опубликовано официально для всеобщего сведения в связи с чем, является не вступившим в законную силу актом и не влечет правовых последствий.
Во-вторых, согласно ст. ст. 3,4 принятого решением Земского собрания Лысковского муниципального района от 31 октября 2012 года №277 Устава муниципального образования «Лысковский муниципальный район Нижегородской области», местное самоуправление в районе - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными, а в случаях, установленных федеральными законами, законами Нижегородской области, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций.
При этом перечень вопросов местного значения района четко определен в Уставе, приобретение кроватей для детского оздоровительного детского центра «Березки» и иного имущества для муниципальных структур, в данный перечень не входит.
В-третьих, с учетом норм п.4 ст. 81 БК РФ средства резервного фонда могут расходоваться на финансирование не только чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий и т.п., но и на другие мероприятия, определяющим для которых должен быть такой фактор, как непредвиденность расходов, то есть таких расходов, которые не могли быть предусмотрены заранее, в связи с чем не могли быть включены в бюджет на очередной финансовый год.
Федеральный закон от 21.07.2005 года №94-ФЗ «О размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - размещение заказа) устанавливает единый порядок размещения заказов, доя обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Главой администрации Лысковского муниципального района проигнорированы требования данного Федерального закона по единому порядку размещения заказов, чем грубо нарушены принципы обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
В-четвертых, согласно ст. ст. 289, 306.4 БК РФ невозможно признать распоряжение главы администрации Лысковского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № которым принято незаконное решение о выделении денежных средств из резервного фонда администрации в сумме <данные изъяты> рублей Управлению образования и молодежной политики администрации Лысковского муниципального района на приобретение кроватей для детского оздоровительного детского центра «Березки», данные средства являются нецелевым использованием бюджетных средств.
Ссылаясь на ст. 15 Конституции РФ, Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. ст. 31, 38, 65, 81, 289, 306.4 БК РФ, ст. 45 ГПК РФ просит:
- признать противоречащим федеральному законодательству и незаконным распоряжение главы администрации Лысковского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «О выделении денежных средств из резервного фонда администрации» в сумме <данные изъяты> рублей Управлению образования и молодежной политики администрации Лысковского муниципального района на приобретение кроватей для детского оздоровительного детского центра «Березки»;
- признать факт выделения денежных средств из резервного фонда администрации Лысковского муниципального района, в сумме <данные изъяты> рублей Управлению образования и молодежной политики администрации Лысковского муниципального района на приобретение кроватей для детского оздоровительного детского центра «Березки», нецелевым использованием бюджетных средств;
- обязать администрацию Лысковского муниципального района Нижегородской области восстановить в бюджет муниципального района незаконно израсходованные денежные средства в размере <данные изъяты> рублей.
В ходе судебного разбирательства по ходатайству прокурора на основании определения суда в качестве соответчика привлечен - Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей детского оздоровительного-образовательного центра «Березки» Лысковского района Нижегородской области.
Прокурор с учетом привлечения соответчика уточнил предмет иска, а именно просит:
- признать факт использования денежных средств из резервного фонда администрации Лысковского района Нижегородской области муниципальным автономным образовательным учреждением дополнительного образования детей детского оздоровительного-образовательного центра «Березки» в сумме <данные изъяты> рублей, нецелевым использованием бюджетных средств;
- обязать муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей детского оздоровительного-образовательного центра «Березки» восстановить в бюджет муниципального района незаконно израсходованные денежные средства в размере <данные изъяты> рублей (л.д. 160).
Заместитель прокурора Лысковского района Маслова Н.А. в ходе судебного заседания исковые требования с учетом уточнения предмета иска, поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, и просит их удовлетворить, пояснив, что ответчиком не доказано целевое использование денежных средств. Позиция прокурора такова, что если нет правовой базы, которая официальная, которая принята в установленном законом порядке, то нет оснований для выделения бюджетных средств. Поскольку ответчики фактически согласились с тем, что порядок использования бюджетных средств из резервного фонда ими не опубликовался, следовательно, не влечет юридические последствия на тот период, о котором идет речь, а это май 2013 года, то никаких правовых последствий это не влечет, и использовано как основание, быть не может. Считает, что суд должен критически подойти к документам, которые предоставлялись стороной ответчиков. Бюджетные средства тратятся из резервного фонда в соответствии с Бюджетным кодексом. Ответчики пояснили, что бюджет не может перекрыть все расходы. При этом, несмотря на то, что Роспотребнадзор неоднократно выставлял основания для замены кроватей с 2009 года, однако, на это никто внимания не обращал, и в бюджет района эти расходы не закладывались, полагались на случай. Данный случай произошел в мае 2013 года, появились деньги внезапно, посчитали, что будет правомерно выделение этих денежных средств. Считает, что использовать денежные средства таким образом нельзя. Неэффективность использования денежных средств, всегда находится под пристальным контролем прокурора.
Представитель ответчика Администрации Лысковского муниципального района Нижегородской области - ФИО1 действующий на основании доверенности исковые требования истца не признал, сославшись на письменный отзыв (л.д. 23-24), а также пояснил, что согласно Устава муниципального образования, полномочий главы администрации, положения о бюджетном процессе в Лысковском районе, утвержденного решением Земского собрания Лысковского района, глава администрации имеет своей резервный фонд, которым вправе распоряжаться по своему усмотрению на непредвиденные расходы, которые не были заложены в бюджет района. Согласно представленным документам кровати являются муниципальным имуществом и являются особо ценным имуществом. Кровати и прикроватные тумбочки были поставлены на баланс, относятся к одной и той же категории, поставлены на один и тот же раздел бюджета. Кроме этого, в соответствии с п.5 ч.1 ст.158 Бюджетного кодекса главным распорядителем является Управление образования, которое предоставило данные денежные средства автономному учреждению, на которое, в свою очередь, Федеральный закон № 94 не распространялся, данный закон не предусматривает обязанность покупки с торгов бюджетным учреждением. Была произведена покупка кроватей и прикроватных тумб, которые впоследствии были поставлены на балансовый учет и являются собственностью муниципального образования, что также видно из Устава, где указаны полномочия директора в отношении муниципального имущества. Никто заранее не знал, что будет такое большое количество детей, желающих отдохнуть в лагере «Березки», поэтому и встала необходимость в приобретении кроватей. Поэтому эти расходы являются непредвиденными и непредусмотренными. Произошло увеличение смен - было три, а стало четыре смены. Как раз в то время была самая большая смена. Когда они выезжали в «Березки», то выявили, что часть кроватей надлежащего качества, а другие - панцирные. Поэтому было принято решение, чтобы все кровати были единообразные, чтобы дети не страдали от этого. Просит в иске отказать. Не отрицает факт того, что постановление главы администрации Лысковского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №, которым утвержден порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда, не опубликовывался.
Представитель ответчика Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей детского оздоровительного-образовательного центра «Березки» Лысковского района Нижегородской области - ФИО2 исковые требования истца не признал, при этом пояснил, что согласно общероссийскому классификатору основных фондов и кровати и тумбочки находятся в одной группе. Выделение этих денежных средств может быть произведено из резервного фонда администрации, а именно сначала должно быть Распоряжение администрации района о выделении денежных средств, затем они с Управлением образования заключают дополнительное соглашение. Данные денежные средства являются целевыми. Дополнительные кровати понадобились в связи с увеличением смен в 2013 году, при этом заявки поступали вплоть до мая 2013 года. Также в 2012 году было предписание Роспотребнадзора о замене старых кроватей. В связи с этим и в связи с увеличением смен он и обратился за помощью, чтобы выделили денежные средства. Все счета, которые были им, предоставлены, были оформлены правильно, имущество как ценное было постановлено на баланс. Просит в иске отказать.
Представитель третьего лица Управление финансов администрации Лысковского муниципального района Нижегородской области - ФИО3 в судебном заседании пояснил, что с исковыми требованиями истца не согласен, денежные средства были выделены главой администрации Лысковского района законно из резервного фонда, который создан в администрации, на финансирование непредвиденных расходов не заложенных в бюджет на финансовый 2013 год. Администрация выделяет денежные средства из резервного фонда именно Управлению образования и молодежной политики. Контроль за резервным фондом возложен на Управление финансов, которое выделяет денежные средства. Управление образования заключило дополнительное соглашение на иные цели на основании Постановления о порядке предоставления субсидий на иные цели. Это правильно, потому что расходы резервного фонда - это один расход, второй расход, когда Управление образования, передавая деньги в лагерь «Березки», это уже другая статья бюджетного кодекса, где предоставление субсидий на иные цели, то есть это как бы, осуществляется, что это расходы из резервного фонда. Администрация передает денежные средства из резервного фонда главному распорядителю нате или иные цели. Тогда уже главный распорядитель, исходя из того, что бюджетное учреждение или казенное, в данном случае у нас автономное учреждение, имеет право предоставить эти деньги в фонд иных целевых субсидий. Исходя из бюджета прошлого года, они применяют коэффициент инфляции, и уже доводят до каждого учреждения нормативы единого объема расходов. В данном случае получилось, что центр «Березки» проверил «Роспотребнадзор», а также изменилось количество путевок, потому что количество путевок каждый год меняется, поэтому он считает, что данные расходы были непредвиденными. При проверке данного автономного Учреждения нецелевого использования денежных средств Управлением финансов администрации Лысковского района не выявлено.
Представитель третьего лица Управление образования и молодежной политики администрации Лысковского муниципального района Нижегородской области в судебное заседание не явился, извещался должным образом, причину неявки суду не представил.
С учетом мнения сторон, суд рассмотрел дело при имеющейся явки сторон.
Суд, выслушав стороны, явившиеся в судебное заседание, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, установив юридически значимые обстоятельства, пришел к следующему.
Пунктом 4 статьи 3Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предусматривается, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 81БК РФ в расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации предусматривается создание резервных фондов органов исполнительной власти и резервных фондов органов местного самоуправления.
Пунктом 4 статьи 81 БК РФ установлено, что средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году.
Подпунктом 4 пункта 2 статьи 26.3Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации") к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов о формировании и финансировании непредвиденных расходов.
Таким образом, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" четко устанавливают, что средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных, в том числе чрезвычайных расходов.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом Лысковского муниципального района, решением Земского собрания Лысковского района Нижегородской области от 19 декабря 2007 года №350 утверждено положение о бюджетном процессе в Лысковском муниципальном районе (далее Положение) (л.д.26-44, 122-134). Статья 7 указанного Положения посвящена резервному фонду администрации Лысковского района о его создании, средствах, расходах. В п.4 ст.7 Положения указано, что порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда администрации района устанавливается администрацией района (л.д. 123-124). Об установлении порядка бюджетных ассигнований резервного фонда также отражено в Бюджетном кодексом РФ, Федеральном законе от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Из материалов дела судом установлено, что постановлением главы администрации Лысковского муниципального района Нижегородской области № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден прилагаемый Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда администрации Лысковского района (л.д. 16-17), который опубликован как нормативно правовой акт не был, что не отрицается и представителем ответчика ФИО1 Кроме того, данный нормативный документ был опубликован лишь ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 203).
В силу ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина (и производные от них права и обязанности организаций), не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В п. 6постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации" разъяснено, что в соответствии с указанными конституционными положениями суд не вправе основывать свое решение на неопубликованных нормативных актах, затрагивающих права, свободы, обязанности человека и гражданина.
В соответствии с п. 2 ст. 47 Федерального закона от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). При этом согласно п.п. 6 п. 1 ст. 44 упомянутого Федерального закона виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов должны определяться уставом муниципального образования.
Уставом Лысковского муниципального района Нижегородской области, принятого решением Земского собрания Лысковского района от 29 июня 2005 года №567 определено, что нормативные правовые акты и муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) или с иной даты, указанной в самом решении. Опубликование указанных правовых актов осуществляется путем их печати в районной газете «Приволжская правда» и (или) в районной газете «Приволжская правда (Официально)», как правило, не позднее чем через 20 дней с момента их принятия. Муниципальные правовые акты, могут быть обнародованы путем из размещения на информационных стендах в фойе здания администрации района и (или) МУ «Лысковская центральная библиотека» (л.д. 48-86).
Согласно ответа на запрос главного редактора Муниципального автономного учреждения редакции газеты «Приволжская правда» постановление главы администрации Лысковского муниципального района Нижегородской области № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда администрации Лысковского муниципального района» опубликовано не было (л.д. 19).
Согласно копии акта №5.1 от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ на информационном стенде Земского собрания Лысковского муниципального района Нижегородской области, находящемся на третьем этаже в фойе здания администрации Лысковского района размещено постановление главы администрации Лысковского муниципального района Нижегородской области № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда администрации Лысковского муниципального района» (л.д. 25).
Согласно п. 10 ст. 40 Устава Лысковского муниципального района Нижегородской области, в случае обнародования правовых актов путем размещения на информационных стендах составляется акт, который подписывается представителем администрации района и дежурным по администрации района или сотрудником библиотеки и хранится вместе с муниципальным правовым актом (л.д. 78).
Доказательств того, что постановление главы администрации Лысковского муниципального района Нижегородской области № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда администрации Лысковского муниципального района» храниться с подлинным актом №5.1 от ДД.ММ.ГГГГ, представителем ответчика суду не представлено, представитель ответчика ФИО1 ранее в ходе судебных разбирательств пояснял, что данный акт храниться с указанным постановлением главы администрации.
Из акта от ДД.ММ.ГГГГ, представленного прокурором, следует, что акта об обнародовании нормативно правового акта - постановления главы администрации Лысковского муниципального района Нижегородской области № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда администрации Лысковского муниципального района» не имеется и сведений об опубликовании так же не имеется (л.д. 152).
Следовательно, копия акта №5.1 от ДД.ММ.ГГГГ судом признается недопустимым доказательством.
Таким образом, доказательств надлежащего опубликования (обнародования) постановления главы администрации Лысковского муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда администрации Лысковского муниципального района», которое затрагивает права, свободы и обязанности человека и гражданина ответчиком не представлено. Что исключает возможность его применения как нормативного правового акта.
Из материалов дела следует, что распоряжением главы администрации Лысковского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «О выделении денежных средств из резервного фонда администрации» Управлению образования и молодежной политики администрации Лысковского муниципального района из резервного фонда администрации на приобретение кроватей для детского оздоровительного детского центра «Березки» выделены денежные средства в сумме <данные изъяты> рублей (л.д. 20) Данное распоряжение было издано главой администрации на основании постановления главы администрации Лысковского муниципального района Нижегородской области № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда администрации Лысковского муниципального района» о чем гласит пункт 5 данного Постановления, которое было признано судом как нормативно правовой акт, противоречащий Конституции РФ, исключающий возможность его применения и не влекущим правовых последствий, следовательно, распоряжение главы администрации Лысковского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «О выделении денежных средств из резервного фонда администрации» признается судом как незаконное.
Рассматривая требования прокурора в части признания факта выделения денежных средств из резервного фонда администрации Лысковского муниципального района, в сумме <данные изъяты> рублей Управлению образования и молодежной политики администрации Лысковского муниципального района на приобретение кроватей для детского оздоровительного детского центра «Березки», нецелевым использованием бюджетных средств, суд исходит из следующего.
В соответствии с ч.1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ, нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Согласно ч.2 ст. 120 Конституции РФ суд, учитывающий при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.
Правовым основанием выделения денежных средств из резервного фонда администрации Лысковского района является Устав муниципального образования «Лысковский муниципальный район Нижегородской области», который принят решением Земского собрания Лысковского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 135-140. 142-145), согласно которого к полномочиям главы администрации относятся функции главного распорядителя бюджетных средств при исполнении бюджета района, то есть иными словами ответчиком не было допущено нецелевого выделения денежных средств, денежные средства были выделены на цели, на приобретение кроватей для детского оздоровительного детского центра «Березки», с учетом увеличения смен, данные денежные средства не были заложены в бюджет района и являются непредвиденными расходами.
В силу статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
На основании статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным полномочиям органов местного самоуправления относятся установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета.
Указанные выше нормы закона также подтверждают законность выделения денежных средств из резервного фонда.
Суд учитывает, что вышеуказанные денежные средства, были выделены ответчиком на решение вопросов местного значения, обеспечение задач и функций местного самоуправления, на финансирование непредвиденных расходов, имевших место в текущем 2013 году.
Кроме того, суд считает несостоятельными доводы прокурора в части того, что данные денежные средства были предвиденными расходами и должны были быть заложены в бюджет района, поскольку на начальника Управления образования и молодежной политики администрации района выносилось ряд предписаний Управлением Роспотребнадзора с указанием замены прикроватных тумбочек и кроватей с провисшей панцирной сеткой в сентябре 2009 года и сентябре 2011года (л.д. 115-120), поскольку в соответствии со ст. 9 БК РФ и ст. ст. 130, 132 Конституции РФ в данном случае влечет вмешательство в компетенцию муниципального органа в сфере распределения бюджетных средств, в бюджетный процесс и определение расходных обязательств муниципального бюджета, что недопустимо. В данных предписаниях содержится ряд и других пунктов подлежащих к выполнению.
Законность выделения данных средств из резервного фонда подтверждено уведомлением о бюджетных ассигнованиях № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 93).
Что касается требований прокурора по поводу нецелевого использования бюджетных средств ответчиком Администрацией Лысковского района, в данной части суд считает, что указанный ответчик в данном случае не использовал данные денежные средства, данные денежные средства использовал другой ответчик Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей детского оздоровительного-образовательного центра «Березки» Лысковского района Нижегородской области, в указанном случае администрация Лысковского района является ненадлежащим ответчиком, что также делает несостоятельными доводы прокурора в части того, что глава администрации Лысковского муниципального района проигнорировал требования Федерального закона по единому порядку размещения заказов. С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу, что в данной части исковых требований прокурору Лысковского района следует отказать.
Рассматривая требования прокурора в части обязании администрацию Лысковского муниципального района Нижегородской области восстановить в бюджет муниципального района незаконно израсходованные денежные средства в размере <данные изъяты> рублей, суд исходит из следующего.
Заявляя указанные требования, суд считает, что в данном случае прокурор Лысковского района вышел за рамки своих полномочий, поскольку в данном случае обязывая администрацию Лысковского района восстановить бюджет Лысковского района, прокурор действует в интересах уже ответчика, предъявляя требования к ответчику, что недопустимо.
Кроме того, как было установлено судом, приобретенное имущество кровати, имеющие балансовую стоимость, учитываются в реестре муниципальной собственности Лысковского муниципального района (л.д.216, 227).
С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу, что в данной части исковых требований прокурору Лысковского района к ответчику Администрации Лысковского района в данной части также следует отказать.
Рассматривая требования прокурора к ответчику Муниципальному автономному образовательному учреждению дополнительного образования детей детского оздоровительного-образовательного центра «Березки» Лысковского района Нижегородской области (далее - Учреждение) о признании факта нецелевого использования бюджетных средств, о восстановлении в бюджет Лысковского района незаконного израсходованных денежных средств суд исходит из следующего.
Согласно Устава Учреждения: функции и полномочия учредителя в соответствии законодательством РФ и муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления Лысковского муниципального района Нижегородской области осуществляет Администрация Лысковского муниципального района Нижегородской области (далее - Учредитель); Учреждение находится в ведомственном подчинении структурного подразделения Администрация Лысковского муниципального района Нижегородской области, курирующего вопросы образования - Управления образования и молодежной политики администрации Лысковского муниципального района Нижегородской области (далее - Учредитель, Управления образования), осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств; полномочия собственника имущества в соответствии с законодательством и муниципальными правовыми актами осуществляет Отдел муниципального имущества и земельных ресурсов администрации Лысковского муниципального района Нижегородской области.
Учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, лицевые счета …
Целью деятельности Учреждения является развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализации дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества и государства. Предметом деятельности Учреждения является организация и проведение круглосуточного, в т.ч. и летнего, оздоровительного отдыха, общеукрепляющих, оздоровительных, досуговых и экскурсионных мероприятий, а также ведение приносящей доход деятельности, направленной на обеспечение работы Учреждения как образовательного Учреждения.
Под особо ценным движимым имуществом понимается движимое имущество, без которого осуществление Учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено. Виды и перечень такого имущества определяется в порядке, установленном администрацией Лысковского муниципального района Нижегородской области (л.д. 166-202).
В соответствии с Постановлением №190 от 31.12.2010 года «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного имущества» при определении видов и перечней особо ценного движимого имущества автономных или бюджетных учреждений Лысковского муниципального района, в состав такого имущества подлежит включению: … иное движимое имущество, без которого осуществление автономным или бюджетным учреждением Лысковского муниципального района предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено …. (л.д. 217-218).
Как было установлено выше судом, Администрацией Лысковского района из резервного фонда выделены денежные средства в размере <данные изъяты> рублей структурному подразделению Администрации Лысковского муниципального района Нижегородской области, курирующего вопросы образования - Управления образования и молодежной политики администрации Лысковского муниципального района Нижегородской области для целей приобретения кроватей указанному Учреждению.
Учреждением данные средства были израсходованы на приобретение указанного имущества - кроватей и прикроватных тумб с нишей и полкой, что подтверждено представленными Учреждением доказательствами (л.д. 146-151), факт приобретения данного имущества и находящегося на балансе Учреждения также подтверждено инвентаризационной описью (л.д. 212-215).
Указанное имущество с учетом Постановления №190 от 31.12.2010 года «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного имущества» является ценным движимым имуществом.
В соответствии с Порядком определения объема и условия предоставления субсидий из районного бюджета муниципальным бюджетным и автономным учреждениям Лысковского муниципального района на иные цели Утвержденным Постановлением Администрации Лысковского муниципального района от 12.03.2012 года №29 (далее Порядок) субсидии предоставляются учреждениям при условии их направления на осуществлении расходов: … на приобретение особо ценного движимого имущества; … Также утверждена примерная форма соглашения (л.д. 222-226).
Дополнительным соглашением о порядке и условиях предоставления субсидий из районного бюджета муниципальным бюджетным учреждениям Лысковского муниципального района на иные цели от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между Учредителем, Управления образования и Учреждением (ответчиком) подтвержден данный Порядок выделения и использования денежных средств на определенные цели ответчиком - Учреждением (л.д. 88-89).
Суд не считает приобретение Учреждением прикроватных тумб нецелевым использованием выделенных денежных средств, поскольку кровати и прикроватные тумбы имеют один общероссийский классификатор, являются для данного Учреждения ценным движимым имуществом. Целью приобретения данного движимого имущества является организация и проведение круглосуточного, в т.ч. и летнего, оздоровительного отдыха, общеукрепляющих, оздоровительных, досуговых и экскурсионных мероприятий для детей, что относится к предмету деятельности данного Учреждения.
На основании указанного суд приходит к выводу, что в действиях ответчика - Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей детского оздоровительного-образовательного центра «Березки» Лысковского района Нижегородской области отсутствует факт нецелевого использования бюджетных средств в размере <данные изъяты> рублей, а, следовательно и отсутствуют основания для восстановления бюджета Лысковского района незаконного израсходованных денежных средств в данной сумме, поэтому в данной части исковых требований прокурору Лысковского района следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Лысковского района в защиту интересов Российской Федерации и в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Лысковского муниципального района Нижегородской о признании распоряжения администрации Лысковского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «О выделении денежных средств из резервного фонда администрации» противоречащим федеральному законодательству и незаконным, нецелевое использование бюджетных средств, о восстановлении в бюджет района незаконного израсходованных денежных средств - удовлетворить частично.
Признать распоряжения администрации Лысковского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «О выделении денежных средств из резервного фонда администрации» незаконным.
В остальной части исковых требований прокурору Лысковского района отказать.
В исковых требованиях прокурору Лысковского района в защиту интересов Российской Федерации и в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному автономному образовательному учреждению дополнительного образования детей детского оздоровительного-образовательного центра «Березки» Лысковского района Нижегородской области о признании факта нецелевого использования бюджетных средств, о восстановлении в бюджет Лысковского района незаконного израсходованных денежных средств - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме через Лысковский районный суд Нижегородской области.
Судья: Е.В.Петелин