Дело № 2-694/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 марта 2014 года г. Пермь
Пермский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Балакиной А.В.,
при секретаре Шиховой Н.Н.,
с участием представителя заявителя ФИО1 по доверенности,
представителя заинтересованного лица ФИО2 по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО3 ФИО6 о признании незаконным бездействия отдела Архитектуры и градостроительства Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района в непредставлении градостроительных планов земельных участков, обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия отдела Архитектуры и градостроительства Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района в непредставлении градостроительных планов земельных участков, обязании устранить допущенные нарушения.
В обоснование заявленных требований указал, ДД.ММ.ГГГГ в отдел архитектуры и градостроительства Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района были поданы заявления о подготовке, утверждении и выдаче градостроительных планов земельных участков в отношении принадлежащих заявителю на праве собственности 22 земельных участков в черте населенных пунктов д.Косотуриха Култаевского сельского поселения Пермского района.ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратился в Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района для уточнения подготовки, утверждения и выдачи градостроительных планов земельных участков, но пояснений относительно результатов и дальнейшего рассмотрения заявлений никто из специалистов дать не смог. Таким образом, по состоянию на момент подачи настоящего заявления заявителю не выданы градостроительные планы. Считает, что бездействие, выразившееся в невыдаче градостроительных планов по заявлениям является неправомерным и нарушает его права и законные интересы. Просит признать незаконным бездействие отдела Архитектуры и градостроительства Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района в непредставлении градостроительных планов земельных участков в количестве 22 штук по поданным заявлениям от ДД.ММ.ГГГГ года, обязании устранить допущенные нарушения путем выдачи градостроительных планов земельных участков в установленные законом сроки.
Заявитель – ФИО3 о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещен, в суд не явился.
Представитель заявителя – ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в заявлении, просил их удовлетворить. Пояснил, что на момент рассмотрения дела ни одного градостроительного плана земельного участка по заявлениям от ДД.ММ.ГГГГ заявитель не получил, при том, что законодательством установлен тридцатидневный срок изготовления органом местного самоуправления указанных градостроительных планов земельных участков по обращениям граждан.
Представитель заинтересованного лица ФИО2 в судебном заседании указала, что в соответствии с ответом на обращение гражданина ФИО3, который был дан ДД.ММ.ГГГГ года, следует, что обращение было рассмотрено в установленный законом срок. Данным ответом заявителю было сообщено, что в соответствии со ст. 14 ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», подготовка и утверждение ГПЗУ относится к полномочиям сельских поселений. На основании соглашения о передаче полномочий сельских поселений в расчет на ДД.ММ.ГГГГ, иные межбюджетные трансферы Култаевского сельского поселения на данные виды работ не перечислены. Администрация Пермского муниципального района исполняет полномочия после поступления денежных средств на их исполнение, после этого проводятся аукционные работы по выбору подрядчика на данные виды работ в соответствии с ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». После окончания аукциона документы передаются исполнителю, выигравшему работы по подготовке градостроительных планов земельных участков. В соответствии с Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенного между Муниципальным образованием «Култаевское сельское поселение» и муниципальным образованием «Пермский муниципальный район». «Пермский муниципальный район» принял на себя обязательства по подготовке, согласованию и утверждению градостроительных планов земельных участков. В соответствии с порядком подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительного плана земельного участка утвержденного постановлением администрации муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №, а именно п. 3.2 Отдел архитектуры и градостроительства комитета имущественных отношений в течение 1 (одного) рабочего дня направляет с сопроводительным письмом-заданием в адрес организации, с которой заключен муниципальный контракт (договор) на право получения в федеральных и муниципальных службах информации, необходимой для подготовки ГПЗУ, подготовки топографической съемки и разработки градостроительных планов земельных участков (далее - Организация), произведя соответствующую запись в журнале приема-передачи документов. В соответствии со справкой от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ администрация Култаевского сельского поселения не перечислила межбюджетные трансферы на выполнение полномочий по решению вопросов в области градостроительных планов земельных участков. Исходя из вышеизложенного, у Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района нет возможности на данный момент выполнить подготовку, утверждение и выдачу градостроительных планов земельных участков.
Суд, заслушав представителя заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, установил следующее.
Согласно заявлений от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратился в Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района с вопросом о подготовке, утверждении и выдаче градостроительных планов на земельные участки в количестве 22 штук (л.д. 6-26). Данные заявления поступили в Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ года, входящие №.
В соответствии с ответом Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ года, ФИО3 разъяснено, что в соответствии со ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ подготовка и утверждение градостроительных планов земельных участков относится к полномочиям сельских поселений. На основании соглашения о передаче полномочий сельских поселений в расчет на ДД.ММ.ГГГГ иные межбюджетные трансферты Култаевского сельского поселения на данные виды работ не перечислены. Администрация Пермского муниципального района исполняет полномочия после поступления денежных средств на их исполнение, после этого проводятся аукционные работы по выбору подрядчика на данные виды работ в соответствии с ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». После окончания аукциона документы передаются исполнителю, выигравшему работы по подготовке градостроительных планов земельных участков (л.д. 38).
Соглашением о передаче полномочий по решению отдельных вопросов местного значения в области градостроительной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между муниципальным образованием «Култаевское сельское поселение» с одной стороны и муниципальным образованием «Пермский муниципальный район» с другой стороны, Поселением передано, а Районом принято на себя осуществление полномочий по решению отдельных вопросов местного значения в области градостроительной деятельности, в том числе: подготовка, согласование и утверждение градостроительных планов земельных участков. Осуществление передаваемых полномочий обеспечивается за счет финансовых ресурсов, предоставляемых из бюджета Култаевского сельского поселения в бюджет Пермского муниципального района (пункт 2.1 Соглашения) (л.д. 40-44).
Согласно Положению о Комитете имущественных отношений администрации Пермского муниципального района Комитет является юридическим лицом. К задачам Комитета отнесено – эффективное управление муниципальным имуществом, нежилым и жилым фондом, находящимся в муниципальной собственности, муниципальной долевой собственностью, и иным муниципальным имуществом.
В силу статьи 254 ГПК РФ гражданин, вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления.
Согласно статье 255 ГПК РФ к решения, действиям (бездействию) органов местного самоуправления оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Абзацем 4 пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» предусмотрено, что к бездействию относится неисполнение органом местного самоуправления, обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия эти лиц.
Отнесение градостроительного плана к разновидности документации по планировке территории регламентировано частью 5 статьи 41 Градостроительного кодекса РФ.
Частями 1 и 2 статьи 44 Градостроительного кодекса РФ установлено, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
Согласно частям 5 и 6 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ органы местного самоуправления поселения обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения, генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки. Не допускается осуществлять подготовку документации по планировке территории при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев подготовки проектов межевания застроенных территорий и градостроительных планов земельных участков по заявлениям физических или юридических лиц.
В соответствии с частью 17 стать 46 Градостроительного кодекса РФ в случае если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, не требуется проведение процедур, предусмотренных частями 1 – 16 данной статьи (регламентирующих последовательность действий органов местного самоуправления в связи с подготовкой документации и вопросы проведения публичных слушаний). Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
Из содержания приведенных норм следует, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа.
В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятия решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Пунктом 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 10.02.2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» судам разъяснено, что исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В данном случае не исполнение обязанности по предоставлению градостроительного плана земельных участков по заявлениям ФИО3, в тридцатидневный срок, Комитетом имущественных отношений обуславливается тем, что администрация Култаевского сельского поселения не перечислила межбюджетные трансферты на выполнение полномочий по решению вопросов в области градостроительных планов земельных участков.
Указанными доводами возражений представителя Комитета имущественных отношений, представленными документами в обоснование доводов возражений, достоверно подтверждены обстоятельства неисполнения в тридцатидневный срок с момента обращения ФИО3 обязанности по предоставлению градостроительных планов земельных участков. Поскольку заявитель обратился с заявлениями в Комитет ДД.ММ.ГГГГ года, ответ который был дан ФИО3 датирован ДД.ММ.ГГГГ года.
При таких обстоятельствах, суд признает установленными обстоятельства бездействия Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района, в виду неисполнения уполномоченным органом в лице Комитета имущественных отношений функции органа местного самоуправления в сфере регулирования градостроительной деятельности, обязанности, возложенной нормативными правовыми актами (ГрК РФ) в части составления, утверждения и выдачи заявителю градостроительного плана земельного участка, в тридцатидневный срок.
Разрешая требования в части признания бездействия Комитета незаконным, суд соглашается с доводами заявителя о нарушении его прав указанным бездействием в части осуществления права владения, пользования земельным участком, поскольку в соответствии со статьей 263 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам, эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
Из содержания ответа Комитета имущественных отношений от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что по части заявлений о предоставлении градостроительных планов земельных участков заявителю дан ответ о проведении работ в будущем с учетом поступления денежных средств.
В указанной части, по выше изложенным мотивам, суд пришел к выводу о наличии незаконного бездействия Комитета имущественных отношений.
В соответствии со статьей 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований ФИО3 в части.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление ФИО3 ФИО7 удовлетворить в части.
Признать незаконным бездействие Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района выразившееся в не предоставлении градостроительных планов земельных участков в количестве 22 штук по заявлениям ФИО3 ФИО8 под входящими №.
Возложить на Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района обязанность по рассмотрению вопроса о предоставлении градостроительных планов земельных участков в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 11.03.2014 года.
Судья /подпись/:
Копия верна:
Судья А.В.Балакина