ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-694/2018 от 12.04.2018 Нахимовского районного суда (город Севастополь)

Дело №2-694/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 апреля 2018 года Нахимовский районный суд г. Севастополя в составе:

председательствующего судьи – Семенухи Т.Б.,

при секретаре – Кныш Е.С.,

при участии представителя истца ФИО1

ответчика ФИО2

представителя ответчика ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Севастополе (межрайонное) к Береговому ... о взыскании излишне выплаченных сумм пенсии, по встречному иску Берегового ... к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Севастополе (межрайонное) о признании права на назначение и получение пенсии, признании решения незаконным, возложении обязанности возобновить выплату пенсии и выплатить невыплаченные суммы,

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (межрайонное) обратилось в суд с иском к ФИО2, просит взыскать с ответчика в пользу истца сумму в размере 62397,79 рублей. Требования мотивированы тем, что ответчик, в нарушение норм действующего законодательства, при обращении с заявлением о назначении ему страховой пенсии предъявил паспорт, выданный в нарушение установленного порядка, а потому пенсия была ему насчитана и выплачивалась необоснованно, поскольку при таком положении истец считает, что ответчиком не были предоставлены все документы, необходимые для назначения пенсии.

Представитель истца в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме, просила их удовлетворить.

Ответчик исковые требования не признал, предъявил встречное исковое заявление, в котором указал, что на момент вступления города Севастополя в состав РФ он постоянно проживал и работал на территории города Севастополя, его место жительство было зарегистрировано в органах внутренних дел по городу Севастополю, в связи с чем считает, что имеет право на назначение пенсии в порядке Федерального закона от 21.07.2014 №208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» далее (ФЗ №208-ФЗ). Кроме того, указывает, что пенсионный фонд необоснованно вынес решение о прекращении выплаты пенсии, поскольку при обращении за заявлением о назначении пенсии его паспорт, который в дальнейшем он сдал, был действительным, все остальные документы соответствовали ранее выданному паспорту, специалисты пенсионного фонда не усмотрели никакого несоответствия, а потому истец считает, что его вины в предоставлении недостоверных документов не имеется. В своем встречном иске ФИО2 просит признать его право на назначение и получение пенсии по старости согласно ФЗ №208-ФЗ, признать решение ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в г.Севастополе (межрайонное) от 04.12.2017 о прекращении выплаты ему пенсии незаконным, просил его отменить. Также просил обязать Управления Пенсионного фонда РФ в г.Севастополе (межрайонное) возобновить ему выплату пенсии в полном объеме с момента прекращения ее выплаты и обязать истца выплатить все полагающиеся ему суммы пенсии с учетом индексации.

Представитель ответчика в судебном заседании в удовлетворении первоначальных исковых требований просила отказать, встречные исковые требования удовлетворить. Указывала, что факт регистрации ответчика в Севастополе на 18.03.2014 подтверждается свидетельством Управления по вопросам миграции УМВД России по городу Севастополю, а потому он имеется право на повышенную пенсию в соответствии с положениями ФЗ №208-ФЗ.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

В силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страховщик обязан назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовые пенсии) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета; осуществлять контроль за обоснованностью представления документов для назначения (перерасчета) сумм обязательного страхового обеспечения, в том числе на льготных условиях в связи с особыми условиями труда.

В соответствии с п. 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. N 2122-1, Пенсионный фонд РФ обеспечивает организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств.

Согласно ст. 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).

В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионер возмещает пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, реализуя свое право на назначение пенсии, 18.08.2016г. ответчик обратился с заявлением в УПФ РФ в городе Севастополе (межрайонное) о назначении страховой пенсии по старости. При подаче заявления им в качестве документа удостоверяющего личность был предоставлен паспорт гражданина РФ серия ..., выданный ... с отметкой о регистрации места жительства на 18.03.2014 по адресу: ....

С 18.08.2016 года ответчику была назначена пенсия по старости в размере 3775 рублей с последующей индексацией в сторону увеличения.

В дальнейшем Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по г.Севастополю паспорт гражданина РФ серия ... был признан выданным в нарушение установленного порядка и изъят, как необоснованно выданный, в связи с тем, что ответчик уже ранее был паспортизирован паспортом гражданина РФ серия ... 13.12.2005 года.

После выявления указанных обстоятельств истцом было принято решение о прекращении с 01.01.2018г. выплаты ответчику страховой пенсии по старости, определив ее как назначенную на основании недостоверных данных.

Суд считает, что орган пенсионного обеспечения принял правильное решение, поскольку посчитал, что лицо, обратившееся за назначением пенсии не предоставило достоверный документ, подтверждающий его личность.

Суд не принимает во внимание доводы ответчика о том, что он забыл о наличии у него ранее выданного паспорта гражданина РФ, поскольку лицо самостоятельно несет неблагоприятные риски предоставления пенсионного органу недостоверных сведений.

Выдача паспорта гражданина РФ, без объявления ранее выданного паспорта гражданина РФ недействительным не допускается.

При таком положении ответчик достоверно знал о том, что при обращении в отделение пенсионного фонда с заявлением о назначении пенсии им был предоставлен необоснованно выданный паспорт гражданина РФ.

Исходя из изложенного следует, что ответчик без правовых оснований в период с 18.08.2016г. по 31.12.2017г. получал пенсию, выплачиваемую ему Пенсионным Фондом в г. Севастополе, в связи с чем образовалась переплата, которая, с учетом произведенных удержаний из пенсии ответчика, составила 62397,79 рублей.

Проанализировав имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности суд приходит к выводу, что ответчиком были нарушены положения ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и ст. 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", предусматривающих обязанность граждан предоставлять в пенсионный орган достоверные сведения, требуемые для установления ему пенсии, в связи с чем приходит к выводу о незаконности получения ответчиком пенсии, а сумма в размере 62397,79 рублей подлежит взысканию с ответчика в пользу истца на основании ч. 1 ст. 1102 ГК РФ.

Доводы ответчика о том, что органы пенсионного фонда не осуществили проверку сведений, предоставленных ответчиком, суд не принимает во внимание, поскольку они правового значения для рассмотрения дела не имеют. Кроме того, предоставлять в пенсионный орган достоверные сведения, требуемые для установления и выплаты пенсии, является обязанностью ответчика.

Требования встречного искового заявления также не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Ответчик считает, что имеет право на назначение ему пенсии по старости с учетом особенностей, предусмотренных Федерального закона от 21.07.2014 №208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя». Однако для возможности применения положений вышеуказанного закона пенсионер должен подтвердить установленными документами свое проживание в городе Севастополе или Республике Крым на 18 марта 2014 года.

В соответствии с положениями ч.3 ст.2 вышеназванного закона №208-ФЗ, подтверждением постоянного проживания гражданина Российской Федерации на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года является отметка в паспорте гражданина о его регистрации по месту жительства на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на указанную дату либо свидетельство о его регистрации по месту жительства, выданное территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции.

Отметки в действительном паспорте гражданина РФ о проживании на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года у ответчика не имеется, адресная справка Управления по вопросам миграции УМВД России по г.Севастополю не может рассматриваться как свидетельство о регистрации по месту жительства.

При таком положении оснований для признания за ответчиком права на назначение пенсии в порядке Федерального закона от 21.07.2014 №208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» не имеется. Иные требования ФИО2 являются производными от вышеуказанного, а потому также удовлетворению не подлежат.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Поскольку, в силу ст. 333.36 НК РФ, истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в доход местного бюджета.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд -

РЕШИЛ:

Исковые требования Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Севастополе (межрайонное) удовлетворить.

Взыскать с Берегового ... в пользу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Севастополе (межрайонное) незаконно полученную пенсию в размере 62397,79 рублей.

В удовлетворении исковых требований Берегового ... к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Севастополе (межрайонное) о признании права на назначение и получение пенсии, признании решения незаконным, возложении обязанности возобновить выплату пенсии и выплатить невыплаченные суммы отказать.

Взыскать с Берегового ... госпошлину в пользу местного бюджета 2071,93 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через суд, принявший решение, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированный текст решения суда изготовлен 16.04.2018 года.

Судья Нахимовского районного

суда г. Севастополя Т.Б. Семенуха