ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-694/2022 от 09.03.2022 Ленинскогого районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело 2-694/2022

73RS0001-01-2022-000210-15

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 марта 2022г. г. Ульяновск

Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе судьи Т.Л. Грачевой,

при секретаре А.Н. Чуваковой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района города Ульяновска, действующего в интересах Гатауллиной ФИО11 к Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить специализированным жилым помещением,

установил:

прокурор Железнодорожного района города Ульяновска, действующий в интересах Гатауллиной Е.А. обратился в суд с иском к Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить специализированным жилым помещением, указав, что проведенной проверкой установлено, что Гатауллина (девичья фамилия Федорова) ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и закрепленного жилого помещения не имеет.

Гатауллина ФИО24 была признана оставшейся без попечения родителей. Мать - ФИО25 и отец -ФИО26 умерли в ДД.ММ.ГГГГ г. соответственно.

Постановлением главы администрации МО «Тереньгульский район» Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ Гатауллина Е.А. помещена в государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за ней сохранено право проживания по месту регистрации в жилом помещении по адресу: <адрес>

Согласно решению Координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних при Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ Гатауллина Е.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в целях обеспечения специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Однако до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено. Гатауллина Е.А. длительное время была зарегистрирована и фактически проживала на территории <адрес>. Гатауллина Е.А. поставлена на учет, как лицо, которое подлежит обеспечению жилым помещением специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области, имея вышеуказанную регистрацию.

Согласно справкам, предоставленным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Ульяновским областным государственным унитарным предприятием «Бюро технической инвентаризации» Гатауллина Е.А. собственником объектов недвижимости не является.

Просили суд обязать Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области предоставить Гатауллиной ФИО16 благоустроенное специализированное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в МО «город Ульяновск».

В дальнейшем истица и представитель истца исковые требования уточнили, просили ответчика предоставить Гатауллиной ФИО15 благоустроенное специализированное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения на территории МО «Теренгульский район» Ульяновской области.

В судебном заседании истица исковые требования поддержала, суду пояснила, что в настоящее время она достигла <данные изъяты> лет, является инвалидом <данные изъяты>, проживает со своей семьей ( мужем и двумя несовершеннолетними детьми) в городе Ульяновске в арендованной квартире, ее родители умерли. Она воспитывалась в детском доме. Родилась на территории <адрес>, где проживала изначально с родителями, потом была помещена в детский дом в <адрес>, где обучалась. За ней было сохранено право проживания по месту регистрации в жилом помещении по адресу: <адрес>, но данный дом пришел в непригодное для проживания состояние. После выпуска из государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей она нигде не обучалась, не работала, переехала проживать к сестре в город Ульяновск. Потом вышла замуж, стали арендовать жилье. Она неграмотная, не умеет ни писать, ни читать, поэтому длительное время не обращалась за защитой своих прав.

Представитель истицы поддержал доводы иска и уточненные требования в полном объеме.

Представитель ответчика в суд не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, в отзыве указал, что истица включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с правом предоставления жилого помещения Ульяновской области. Истица не была обеспечена жилым помещением из-за отсутствия жилья, хотя министерство принимает все возможные меры для обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Принимаются меры к приобретению жилых помещений для передачи их лицам, включенным в Список. Истица имеет право на возмещение расходов за наем жилого помещения.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Исследовав материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к следующему.

Гатауллина ( до брака Федорова) ФИО17ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Ее родители ( Мать - ФИО27 и отец -ФИО28) решением Теренгульского районного суда Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав в отношении истицы.

Согласно свидетельству о смерти ФИО29ДД.ММ.ГГГГ года умерла.

Согласно свидетельству о смерти ФИО30ДД.ММ.ГГГГ г. умер.

Постановлением главы администрации МО «Тереньгульский район» Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ истица помещена в ГУ СП «Ручеек» р.п. Красный Гуляй.

Постановлением главы администрации МО «Тереньгульский район» Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ Гатауллина Е.А. помещена в государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за ней сохранено право проживания по месту регистрации в жилом помещении по адресу: <адрес>

Постановлением главы администрации МО «Тереньгульский район» Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ истица поставлена на регистрационный учет в целях обеспечения жилым помещением на территории муниципального образования «Теренгульский район» Ульяновской области.

ДД.ММ.ГГГГ года истица обратилась в Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в целях обеспечения специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, в котором просила обеспечить ее жилым помещением по месту первичного выявления- в Теренгульском районе Ульяновской области.

Согласно решению Координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних при Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ Гатауллина Е.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в целях обеспечения специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Однако до настоящего времени жилое помещение истице не предоставлено.

Гатауллина Е.А. длительное время была зарегистрирована и фактически проживала на территории Железнодорожного района г. Ульяновска, в не принадлежащих ей и членам ее семьи жилых помещениях, что следует из материалов дела.

Согласно справкам, предоставленным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Ульяновским областным государственным унитарным предприятием «Бюро технической инвентаризации» Гатауллина Е.А. собственником объектов недвижимости не является.

Согласно справке Упрпавления образования Администрации города Ульяновска, Гатауллина Е.А. в организациях, подведоммственных управлению, не обучалась.

Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).

В силу абзацев 2 и 3 пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года, подлежащей применению в соответствии с ее конституционно-правовым смыслом, выявленном в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05 февраля 2009 года N 250-О-П, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).

Названные положения Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" конкретизируются в жилищном законодательстве.

В соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 2 Закона Ульяновской области от 21.12.2012 № 200-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области» (далее – Закон № 200-ЗО) право на обеспечение специализированными жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты, ребенок-сирота соответственно), которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

При этом, право на обеспечение специализированными жилыми помещениями по основаниям и в порядке, установленным ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и достигли возраста 23 лет до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В соответствии с ч. 7 ст. 6 Закона № 200-ЗО специализированные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам в соответствии с Законом Ульяновской области от 06.05.2006 № 53-ЗО «О предоставлении жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области», частью 2 статьи 9 которого установлено, что предоставление жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в порядке, установленном Правительством Ульяновской области.

Согласно п. 3 Порядка предоставления жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 27.12.2012 № 644-П (далее Порядок), специализированные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями, сформированным исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, уполномоченным в сфере организации деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, на основании решения уполномоченного исполнительного органа государственной власти Ульяновской области в области управления государственным жилищным фондом Ульяновской области.

В силу п.5 и п.7 Порядка Уполномоченный орган в течение 15 рабочих дней со дня подачи заявления принимает решение о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Договор найма специализированного жилого помещения заключается в течение 15 рабочих дней с даты принятия уполномоченным органом решения о предоставлении специализированного жилого помещения сроком на 5 лет.

Исследованными судом доказательствами подтверждается наличие всех необходимых условий, предусмотренных законом для обеспечения истицы жилым помещением в порядке, предусмотренном Законом № 200-ЗО, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению.

В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон ( ст. 123 Конституции РФ) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса представлению, исследованию и заявлению ходатайств.

При рассмотрении дела суд исходил из представленных сторонами доказательств, иных доказательств сторонами не представлено.

Руководствуясь ст.ст. 12,56, 194-198, 199 ГПК РФ суд,

решил:

исковые требования прокурора Железнодорожного района города Ульяновска, действующего в интересах Гатауллиной ФИО22 к Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить специализированным жилым помещением удовлетворить.

Обязать Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области обеспечить Гатауллину ФИО23 благоустроенным жилым помещением специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающим установленным санитарным и техническим правилам и нормам и нормам предоставления площади жилого помещения, на территории муниципального образования «Теренгульский район» Ульяновской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Т.Л. Грачева