Дело №2-6959/33-2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 августа 2013 года г. Петрозаводск
ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
в составе судьи. Е.В. Лазаревой
при секретаре А.А. Куценко
с участием заявителя ФИО1
представителя заинтересованного лица
избирательной комиссии Петрозаводского
городского округа ФИО2
представителя заинтересованного лица ФИО3, действующей на
ФИО4 основании удостоверения № 357 и ордера от
27.08.2013 года
прокурора
ФИО5,
рассмотрев материалы гражданского дела по заявлению ФИО1 об аннулировании регистрации ФИО4 в качестве кандидата на пост Главы Петрозаводского городского округа,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель обратился в суд с требованиями об аннулировании регистрации ФИО4 в качестве кандидата на пост Главы Петрозаводского городского округа.
Требования мотивированы тем, что ФИО4 18.07.2013 года зарегистрирован Территориальной избирательной комиссией г. Петрозаводска в качестве кандидата на должность Главы Петрозаводского городского округа.
Полагает, что после регистрации ФИО4 нарушаются положения п. «в» ч.б ст.60 Закона Республики Карелия от 27.06.2003 №683-ЗРК «О муниципальных выборах в Республике Карелия», что выражается в том, что, являясь действующим Главой Петрозаводского городского округа, он неоднократно пользовался своим служебным положением, распространяя через пресс-службу Администрации Петрозаводского городского округа информационные материалы, одновременно содержащие как позитивный информационный повод - деятельность по присвоению г. Петрозаводску статуса столицы Республики Карелия, так и позитивную оценку деятельности и высказываний ФИО4, позволяющие читателю сделать вывод о его заслугах на посту Главы Петрозаводского городского округа. При этом указанные материалы не были заявлены как агитационные, не были оплачены из избирательного фонда кандидата или размещены на бесплатно предоставляемой кандидатом площади.
Такими материалами, по мнению заявителя, являются:
- статья под названием «Надо любить свой город!» на сайте Еженедельника «Московский
комсомолец» (http://karel.mk.ru/article/2013/08/15/900031 -nado-lyubit-svov-gorod.html), имеющая
следующее содержание:
«...Справедливости ради стоит отметить, что эта тема и раньше поднималась предшественниками ФИО10 на посту главы Петрозаводска, однако ни ФИО6, ни ФИО7 довести до конца замыслы так и не удалось. Возможно, из-за разногласий между городскими и республиканскими властями. Однако ставить это в упрек бывшим чиновникам, наверное, неправильно. Тем более что сейчас ситуация кардинально изменилась: инициативу ФИО10 нынешний руководитель Республики Александр Худилайнен поддерживает и одобряет. После рабочего совещания все присутствующие представители общественных организаций единогласно проголосовали за законопроект. По словам ФИО10, все прозвучавшие предложения и пожелания будут учтены. «В скором времени мы встретимся с главой ФИО8 Петровичем Худилайненом, обсудим сроки работы над этим законопроектом, сроки внесения его в Законодательное собрание и сроки его возможного рассмотрения, - пояснил петрозаводский градоначальник. - Радует, что представители общественности не остаются в стороне. Уверен - совместными усилиями нам удастся сделать наш город лучше»;
- статья «Дорогая моя столица» на сайте Еженедельника «Московский комсомолец»
(http://karel.mk.ru/article/2013/07/18/886179-dorogava-moya-tolitsa.html), имеющая следующее
содержание:
«...Два года назад действующий глава Петрозаводска <данные изъяты> ФИО9 вносил в республиканский парламент законопроект о статусе столицы Карелии, но тогда его не поддержали. Сейчас после долгих переговоров властям на всех уровнях удалось прийти к единому мнению: без решения проблем Петрозаводска невозможно решить проблемы республики... Александр Худилайнен поддержал инициативу нашего мэра ФИО10. Впервые все осознали, что Петрозаводск не может больше тратить средства собственного бюджета на выполнение столичных функций и нуждается в дополнительных деньгах. Их может «принести» только официальный статус столицы. И эти 500 миллионов рублей пойдут в первую очередь на благоустройство города. Эти деньги мы сможем потратить на ремонт дорог, строительство новых детсадов, спортивных комплексов и домов для расселения ветхого фонда...»;
- статья «Александр Худилайнен: Петрозаводску нужен статус столицы!» на
сайте «Столица на Онего» bttp://www.stoHca.onego.ru/news/210797.html), имеющая следующее
содержание:
«Глава Петрозаводского городского округа ФИО10 заверил главу региона, что администрация города уже в ближайшее время представит свои предложения по составу рабочей группы. ФИО9 также поблагодарил республиканские власти за поддержку и помощь в решении городских проблем. В частности, была затронута тема дорожного строительства. Благодаря ей, в этом году в Петрозаводске будет отремонтировано свыше 40 улиц.»
статья «Петрозаводск хочет стать столицей» на сайте «РК-Пресс» fhttp://rk-press.ru/a/5746"), имеющая следующее содержание: «Столичный статус - это не простая формальность, это закон, гарантирующий ежегодное выделение дополнительных средств нашему городу для благоустройства и исполнения столичных функций. Столичный статус - это бюджет развития, это новые дороги, это ремонт кровель и подъездов, это новые парки и скверы, это новая жизнь нашего города», - прокомментировал инициативу мэр ФИО10.»
Полагая, что указанными действиями были нарушены права других зарегистрированных кандидатов, в том числе ФИО1, заявитель просит аннулировать регистрацию ФИО4 в качестве кандидата на пост Главы Петрозаводского городского округа.
В судебном заседании ФИО1 требования поддержал по доводам, изложенным в заявлении, дополнив, что ФИО4 нарушается принцип равноправия, поскольку им используются преимущества своего должностного положения.
Заинтересованное лицо - ФИО4,- в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен надлежащим образом, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал.
Представитель заинтересованного лица ФИО4 - ФИО3,- требования не признала, указав, что указанных в заявлении нарушений в период избирательной кампании кандидатом ФИО4 не допущено.
ФИО4 не относится к категории граждан, указанных в п. 2 ст. 40 ФЗ РФ №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», поэтому он продолжает осуществлять полномочия Главы Петрозаводского городского округа, на которого распространяется принцип гласности в осуществлении деятельности органов власти, в том числе в средствах массовой информации. В указанных заявителях статьях освещаются рабочие встречи ФИО10 при исполнении им своих должностных полномочий, т.е. статьи носят информационный характер. Цензура средств массовой информации запрещена законодательно. Каких-либо указаний средствам массово информации о размещении сообщений о своей деятельности ФИО4 не давал.
Представитель избирательной комиссии Петрозаводского городского округа ФИО2 жалобу не признал, поддержав доводы, изложенные ФИО3
Заслушав пояснения участников процесса, заключение прокурора, полагавшей в удовлетворении заявления отказать, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам:
На основании части 3 статьи 259 ГПК РФ с заявлением в суд об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) вправе обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата (список кандидатов), кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в случаях, установленных федеральным законом, прокурор.
Согласно части 3 статьи 260 ГПК РФ заявление об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть подано в суд не позднее, чем за восемь дней до дня голосования.
Часть 9 статьи 260 ГПК РФ закрепляет, что решение по заявлению об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) принимается судом первой инстанции не позднее чем за пять дней до дня голосования.
Согласно ст. 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (часть 1). Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (часть 2). Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по
приговору суда (часть 3).
В соответствии с подпунктом "в" пункта 7 статьи 76 Федерального закона РФ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения.
Аналогичные положения закреплены в п "в" ч. 6 ст..60 Закона Республики Карелия от 27.06.2003 № 683-ЗРК "О муниципальных выборах в Республике Карелия".
Согласно пункту 1 статьи 40 Федерального закона РФ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), а также кандидаты, являющиеся должностными лицами, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.
В пункте 5 статьи 40 Федерального закона РФ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" дан исчерпывающий перечень ограничений, несоблюдение которых признается использованием преимуществ должностного или служебного положения.
К таковым обстоятельствам относятся:
использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, организаций независимо от формы собственности, за исключением указанных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование политических партий, для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, если их использование не оплачено из соответствующего избирательного фонда, фонда референдума (подпункт "в");
обнародование в период избирательной кампании, кампании референдума в средствах массовой информации, в агитационных печатных материалах отчетов о проделанной работе, распространение от имени гражданина, являющегося кандидатом, поздравлений и иных материалов, не оплаченных из средств соответствующего избирательного фонда (подпункт "з").
Данные положения дублируются в Законе Республики Карелия от 27.06.2003 № 683-ЗРК «О муниципальных выборах в Республике Карелия» ( пункты «г,з» части 4 статьи 27).
В соответствии с п. 2 ст. 40 ФЗ от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе освобождаются от выполнения должностных или служебных обязанностей и представляют в избирательную комиссию заверенные копии соответствующих приказов (распоряжений) не позднее чем через пять дней со дня регистрации.
В силу ст. 29 Устава Петрозаводского городского округа Глава Петрозаводского городского округа является высшим выборным должностным лицом Петрозаводского городского округа.
В судебном заседании установлено, что Решением Петрозаводского городского Совета от 18 июня 2013 г. N 27/20-297 в соответствии со статьей 6 Закона Республики Карелия от 27.06.2003 N 683- ЗРК " О муниципальных выборах в Республике Карелия ", статьей 71 Устава Петрозаводского 4 городского округа назначены выборы Главы Петрозаводского городского округа на 8 сентября 20)3 года.
Решением Петрозаводского городского Совета от 23 апреля 2013 года N 27/18-274 утвержден состав Избирательной комиссии Петрозаводского городского округа, куда вошли ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, Лысенко Л.А., ФИО15., ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО2
26.04.2013 года председателем избирательной комиссии Петрозаводского городского округа избран ФИО2, Секретарем - Лысенко Л.А., что подтверждается соответствующими решениями от 26.04.20143 года за №№ 3,4.
Решением Избирательной комиссии Петрозаводского городского округа от 18.07.2013 года за № 5/1 -03 зарегистрирован в качестве кандидата на должность Главы Петрозаводского городского округа ФИО4
Решением Избирательной комиссии Петрозаводского городского округа от 23.07.2013 года за № 6/2-03 ФИО1 зарегистрирован в качестве кандидата на должность Главы Петрозаводского городского округа.
Из справки от 08.07.2013 года за № 1.2-37-38/2, представленной ФИО4 к Территориальную избирательную комиссию следует, что он с 14.07.2009 года является Главой Петрозаводского городского округа. В качестве основания имеется ссылка на протокол избирательной комиссии о результатах выборов главы Петрозаводского городского округа, подписанный 06.07.2009 года, распоряжение Главы Петрозаводского городского округа от 14.07.2009 года № 157-рк.
Факт работы ФИО4 в должности Главы Петрозаводского городского округа в настоящее время не оспаривается заявителем.
Заявление об аннулировании регистрации ФИО4 на должность Главы Петрозаводского городского округа подано ФИО1, зарегистрированным в качестве кандидата на должность Главы Петрозаводского городского округа, т.е. лицом, имеющим право на обращение в суд с данными требованиями.
Сроки, предусмотренные ч.3 ст. 260 ГПК РФ, заявителем соблюдены.
В соответствие с разъяснениями, закрепленными в п. 36 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 31.03.20114 года за № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» при решении вопроса о том, является ли использование служебного или должностного положения достаточным основанием для применения судом предусмотренных Федеральным законом от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ неблагоприятных последствий для кандидата, избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, необходимо, в частности, выяснять кратность, характер, содержание, цель совершения этих действий.
В судебном заседании заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что со стороны ФИО4 имеет место совершение действий, связанных с использованием преимуществ своего должностного или служебного положения.
Анализ содержания статей, опубликованных в средствах массовой информации путем размещения их в интернет -ресурсах, позволяют суду сделать вывод го том, что в данных статьях освещается деятельность ФИО4 в качестве действующего Главы Петрозаводского городского округа. Статьи носят информационный характер, освещают рабочие встречи ФИО4 в качестве Главы Петрозаводского городского округа.
Под «агитационными материалами в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 2 ФЗ РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» понимаются печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума и предназначенные для массового распространения, обнародования в период избирательной кампании, кампании референдума. Подпункт 4 пункта 1 статьи 2 этого же закона гласит, что под «предвыборной агитацией» понимается деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).
Содержание вышеназванных материалов, опубликованных в средствах массовой информации, не подпадают под понятие «Агитационные материалы», а также «предвыборная агитация».
Соответственно, отсутствуют основания полагать, что данные статьи являются агитационными. Из содержания указанных заявителем статей не следует, что в них содержится призыв голосовать за ФИО4 на предстоящих выборах Главы Петрозаводского городского округа. То есть информация, содержащаяся в статьях, не имеет своей целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за ФИО4 или против иных кандидатов.
Доводы заявителя о том, что ФИО4 предприняты действия, направленные на распространение через пресс-службу Администрации Петрозаводского городского округа информационных материалов, свидетельствующих об его позитивной деятельности в качестве Главы Петрозаводского городского округа, которые позволяют читателю сделать вывод о заслугах последнего на посту Главы округа, основаны на предположениях, какими-либо доказательствами не подтверждаются.
Напротив, из ответа редактора электронных изданий газеты «Московский комсомолец в Карелии», «Столица на Онего.ру» от 27.08.2013 года усматривается, что указанные в заявлении ФИО1, материалы были определены редакциями изданий самостоятельно, каких-либо поручений от кандидата на должность Главы Петрозаводского городского округа ФИО4, выдвинувшего его избирательного объединения по размещению информационных сообщений редакции изданий не получали.
Таким образом, в удовлетворении заявления следует отказать. Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 260.1,261 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
ФИО1 <данные изъяты> в удовлетворении заявления об аннулировании регистрации ФИО9 <данные изъяты> в качестве кандидата на пост Главы Петрозаводского городского округа отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение пяти дней со дня изготовления мотивированного решения через Петрозаводский городской суд РК.
Судья: Е.В. Лазарева
Мотивированное решение изготовлено 27 августа 2013 года.