Дело № 2-695/2019; УИД 42RS0010-01-2019-000631-69
решение
именем российской федерации
Киселёвский городской суд Кемеровской области в составе:
председательствующего - судьи Зоткиной Т.П.,
при секретаре – Синцовой Я.Е.,
с участием истца – ФИО1, ФИО2,
представителя истцов ФИО1, ФИО2, ФИО3, – адвоката Киселева П.А., действующего на основании удостоверения № от 02.03.2012 года и ордеров № от 03.04.2019 года, № от 22.04.2019 года,
представителя ответчика Управления городского развития Киселевского городского округа – ФИО4, действующей на основании доверенности № от 22.07.2019 года, выданной сроком до 31 декабря 2019 года со всеми права стороны в процессе без права передоверия,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Киселёвске
12 августа 2019 года
гражданское дело по иску
ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Управлению городского развития Киселевского городского округа о включении в список для предоставления социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности,
установил:
Истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3 обратились в суд с исковым заявлением к ответчику Управлению городского развития Киселевского городского округа (далее – УГР КГО) о включении с список для предоставления социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности.
Свои требования мотивируют тем, что согласно договору дарения земельного участка с жилым домом от 26.06.2013 года ФИО1 является собственником жилого дома, расположенного в <адрес>, который с 24 июля 1997 года принадлежал ее отцу А
В доме фактически проживают и прописаны с 15 сентября 1997 года ФИО1, ФИО2, ФИО3
ФИО1 обратилась в УГР КГО для получения социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности. В социальной выплате ей было отказано, так как дом по <адрес> в программу сноса жилья с подработанных территорий ликвидированных шахт не включен.
Между тем, все соседние дома расселены; единственная дорога, по которой можно добраться до дома проходит через подработанную территорию; по улице бродят стаи собак; приусадебный участок заболочен; в доме пахнет сыростью; потолок и стены дома в трещинах. Таким образом, в результате ведения горных работ ликвидированной шахтой единственное жилье непригодно для проживания.
Дом, в котором они проживают, не внесен в программу сноса жилья с подработанных территорий ликвидированных шахт в связи с тем, что он не был осмотрен специалистами СФ АО «ВНИМИ» при обследовании данной территории.
Необходимыми условиями для включения в списки на получение социальной выплаты являются признание жилого дома непригодным для проживания и подлежащим сносу; постоянное проживание граждан в данном жилом доме на дату принятия решения о ликвидации шахты; отсутствие иного жилья. Указанные условия ими соблюдены.
Считают, что они имеют право на включение в списки на предоставление социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья взамен сносимого ветхого. Норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты, составляет 18 кв. м. на каждого счета семьи, состоящей из 3 человек.
На основании чего, просили обязать УГР КГО включить их в список для предоставления социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности; обязать УГР КГО предоставить им социальную выплату за счет средств федерального бюджета на приобретение (строительство) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности (л.д.3-6).
5 июля 2019 года от ФИО1 поступило заявление, в котором она просила взыскать с УГР КГО в свою пользу компенсацию морального вреда в сумме 1000 руб., указывая на то, что действиями ответчика ей причинены нравственные страдания, выразившиеся в том, что она в течении длительного времени вынуждена проживать в нечеловеческих условиях (л.д.103).
Истцы ФИО1, ФИО2, в судебном заседании доводы искового заявления поддержали, дополнений к ним не имели, с учетом уточнения исковых требований, просили суд обязать УГР КГО предоставить социальную выплату за счет средств федерального бюджета на приобретение (строительство) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, - жилого дома по адресу <адрес>, из расчета стоимости 54 кв. м. общей площади жилого помещения на семью из трех человек.
Истец ФИО3, будучи надлежащим образом уведомленной о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, в заявлениях от 03.04.2019 года и 22.04.2019 года просила рассмотреть дело в свое отсутствие с участием ее представителя Киселева П.А. (л.д.46, 72).
Представитель истцов Киселев П.А. в судебном заседании доводы искового заявления поддержал, дополнений к ним не имел, просил суд заявленные требования, с учетом их уточнения, удовлетворить.
Представитель ответчика УГР КГО ФИО4 в судебном заседании заявленные исковые требования, с учетом их уточнения, не признала, пояснив суду, что истцы не включены в список граждан, подлежащих переселению с подработанной территории ликвидированной шахты «Тайбинская», ввиду того, что жилой дом по <адрес> в заключениях СФ АО «ВНИМИ» отсутствует. Поскольку истцы в названный список не включены, основания для предоставления им социальной выплаты отсутствуют. Что касается компенсации морального вреда, то его взыскание действующим законодательством не предусмотрено. В связи с чем, в удовлетворении заявленных требований просила суд отказать.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Министерства энергетики РФ, будучи надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, уважительной причины своей неявки суду не представил, рассмотреть дело в свое отсутствие не просил.
Суд, заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав письменные материалы дела, находит заявленные исковые требования, с учетом их уточнения, обоснованными и подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Основы государственной политики в области добычи (переработки) и использования угля (горючих сланцев),а также отношения, возникающие при осуществлении деятельности в этой области, определяются и регулируются Федеральным законом «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» от 20.06.1996 года № 81-ФЗ.
Постановлением Правительства РФ «О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования» от 24.12.2004 года № 840 (в ред. от 10.05.2018 года) во исполнение вышеуказанного федерального закона был утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, в п. 8 которого предусмотрены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечения занятости населения шахтерских городов и поселков.
К таким мероприятиям, в том числе, относятся снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков определены Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 года № 428 (в ред.от 10.05.2018 года).
Согласно п. 5 указанных Правил, иные межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации таких мероприятий, как снос многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, и (или) жилых домов (жилых помещений), признанных непригодными для проживания, ставших аварийными или непригодными для проживания в результате ведения горных работ на ликвидированных до 1 января 2012 года угольных (сланцевых) шахтах, а также на ликвидированных с 1 января 2012 года шахтах в гг. Прокопьевске, Киселевске и Анжеро-Судженске (Кемеровская область).
Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства, в силу п. 8 Правил, осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.
По смыслу п. 8 Правил для включения в списки граждан, переселяемых из ветхого жилья, находящегося в зоне влияния горных работ, лица должны не только обладать жилым помещением, получившим ущерб в результате ведения горных работ, но и проживать в данном жилом помещении. В противном случае не будет достигнута компенсационная цель указанных социальных выплат, которые являются одной из форм социальной защиты граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, постоянно проживающих в ветхом жилом помещении и не имеющим иного жилого помещения, с целью обеспечения их жилым помещением.
Внесение граждан в списки лиц, подлежащих переселению, является основанием для предоставления такой выплаты в дальнейшем. Такие списки составляются на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности, утверждаются органами местного самоуправления и подлежат ежегодному уточнению.
Размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с п. 8 Правил, определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья в соответствии с п. 10 Правил, и средней рыночной стоимости 1 кв. м. общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан) (п. 9 Правил).
Исходя из п. 11 Правил, социальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты. Указанные обязательства принимаются и подписываются всеми совершеннолетними членами семьи гражданина.
В свою очередь, орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации, о чем указано в п. 12 Правил.
Таким образом, из приведенных положений в их взаимосвязи следует, что решая вопрос о ликвидации угольных предприятий, Правительство РФ предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.
При этом предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий : признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть не обеспеченных иным жильем.
Как было установлено в судебном заседании, ФИО1 является собственником жилого дома и земельного участка, расположенных по <адрес>, что подтверждается договором дарения земельного участка с жилым домом № от 26.06.2013 года и свидетельствами о государственной регистрации права от 13.09.2013 года № (л.д.22-24).
Вместе с ФИО1 в жилом доме по <адрес> с 15 сентября 1997 года зарегистрированы и проживают ее муж ФИО2 и дочь ФИО3, о чем свидетельствуют копии паспортов указанных лиц, копия домовой книги и адресные справки от 26.03.2018 года (л.д.7-21, 40-42, 131-132).
Сведения о правах истцов на иные объекты недвижимого имущества в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют (л.д.37-39).
Указанные обстоятельства представителем ответчика в судебном заседании не оспаривались.
23 апреля 2018 года ФИО2 обратился на сайт Администрации Кемеровской области по вопросу переселения из жилого дома, находящегося на подработанной территории ликвидированной шахты.
Как следует из ответа от 18.05.2018 №, данного на обращение Администрацией Киселевского городского округа, жилой дом по адресу <адрес> в программу сноса жилья с подработанных территорий ликвидированных шахт не включен и сносу не подлежит (л.д.34).
О том, что ФИО1, ФИО2 и ФИО3 не имеют право на получение социальной выплаты в связи с отсутствием информации в списках граждан, подлежащих переселению, усматривается из ответа Администрации Киселевского городского округа от 25.01.2019 года № Д/К-1117 (л.д.36).
При этом, как пояснила в судебном заседании представитель ответчика УГР КГО ФИО4, истцы не включены в список граждан, подлежащих переселению с подработанной территории ликвидированной шахты «<данные изъяты>», ввиду того, что жилой дом по <адрес> в заключениях СФ АО «ВНИМИ» отсутствует.
Такой же ответ от 02.04.2019 года № был представлен представителем ответчика в материалы дела (л.д.64).
Между тем, согласно заключению СФ АО «ВНИМИ» от 06.06.2019 года №/з, выполненному на основании определения суда от 22.04.2019 года (л.д.77-78), жилой дом по адресу <адрес> находится на горном отводе <данные изъяты>, в зоне влияния от ее подземных работ.
Горные работы <данные изъяты>» повлияли на техническое состояние жилого дома по адресу <адрес>. Следовательно, техническое состояние жилого дома по адресу <адрес> находится в причинно-следственной связи с ведением горных работ <данные изъяты>».
Жилой дом по адресу <адрес> согласно данным технического паспорта БТИ от 12.04.2011 года № имеет физический износ 67%, то есть является ветхим. Причиной ветхого состояния жилого дома по адресу <адрес> является комплекс влияющих факторов: морозное пучение грунтов из-за неглубокого заложения фундаментов, отсутствие конструктивных мер защиты строения до начала ведения горных работ, подтопление территории, естественный физический износ строения и влияние на него подземных горных работ. Однако основным фактором являются подземные горные работы <данные изъяты>», так как суммарные горизонтальные деформации земной поверхности превышают допустимые значения.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 года № 428 жилой дом по адресу <адрес> рекомендуется к сносу, как ставший непригодный для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ <данные изъяты>» (л.д.92-102).
У суда нет оснований сомневаться в заключении, выполненном СФ АО «ВНИМИ» от 06.06.2019 года №/з, поскольку оно соответствует требованиям действующего законодательства, является мотивированным и обоснованным, содержит исчерпывающие и подробные ответы на поставленные перед экспертом вопросы.
Истцы, их представитель, представитель ответчика экспертное заключение в судебном заседании не оспаривали, о проведении дополнительной или повторной экспертизы не ходатайствовали.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц <данные изъяты>» прекратило свою деятельность в связи с ликвидацией по решению суда 27 апреля 2005 года (л.д.119-121).
При таких обстоятельствах, учитывая, что право пользования жилым домом по <адрес> возникло у истцов до принятия решения о ликвидации шахты и иным жильем они не обеспечены, истцы имеют право на получение социальной выплаты и подлежат включению в список для предоставления социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности.
Также истцами заявлено требование о понуждении УГР КГО предоставить им социальную выплату для приобретения жилья взамен сносимого ветхого жилья, расположенного по адресу <адрес>, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ <данные изъяты>», из расчета стоимости 54 кв. м. общей площади жилого помещения на семью из трех человек.
Согласно п. 10 Правил, норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты, составляет 18 кв. м. на каждого члена семьи, состоящей из трех человек и более.
Учитывая, что истцы имеют право на получение социальной выплаты и такая выплата им до настоящего времени не предоставлена, что представителем ответчика в судебном заседании не оспаривалось, суд считает необходимым обязать УГР КГО предоставить истцам социальную выплату из расчета стоимости 54 кв. м. общей площади жилого помещения на семью из трех человек.
Что касается требований ФИО1 о взыскании в ее пользу с ответчика компенсации морального вреда в сумме 1000 руб., то они удовлетворению не подлежат, поскольку специальный закон, допускающий в указанном случае возможность привлечения ответчика к такой ответственности, отсутствует (п. 2 ст. 1099 Гражданского кодекса РФ).
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194 -198, 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Управлению городского развития Киселевского городского округа о включении в список для предоставления социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, с учетом их уточнения, удовлетворить в части.
Обязать Управление городского развития Киселевского городского округа включить ФИО1, ФИО2, ФИО3 в список для предоставления социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности.
Обязать Управление городского развития Киселевского городского округа предоставить ФИО1, ФИО2, ФИО3 социальную выплату за счет средств федерального бюджета на приобретение (строительство) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, - жилого дома по адресу <адрес>, из расчета стоимости 54 кв. м. общей площади жилого помещения на семью из трех человек.
В удовлетворении исковых требований о взыскании с Управления городского развития Киселевского городского округа компенсации морального вреда в сумме 1000 руб. ФИО1 отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 16 августа 2019 года.
Председательствующий - Т.П. Зоткина
Решение в законную силу не вступило.
В случае обжалования судебного решения сведения об обжаловании и о результатах обжалования будут размещены в сети «Интернет» в установленном порядке.