ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-695/20 от 24.09.2020 Асбестовского городского суда (Свердловская область)

66RS0015-01-2020-001293-47 Решение составлено: 24.09.2020г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 сентября 2020 года г. Асбест

Асбестовский городской суд Свердловской области в составе судьи Архипова И.В., при секретаре Гайсиной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-695/2020 по иску ФИО1 к Открытому акционерному обществу Авиакомпания «Уральские авиалинии» «О защите прав потребителя».

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к ответчику Открытому акционерному обществу Авиакомпания «Уральские авиалинии» «О защите прав потребителя», указав, что истец *Дата* приобрела билеты на рейс <данные изъяты> по маршруту <данные изъяты>, который должен был состояться в 9 часов 50 минут по местному времени *Дата* и обратные билеты на рейс <данные изъяты> по маршруту <данные изъяты>, который должен был состояться в 12 часов 40 минут по местному времени *Дата*, заказ № *Номер*, за который истец оплатила 192 788 руб., тем самым, заключив с ОАО «Уральские авиалинии» договор перевозки, в соответствии с которым ОАО «Уральские авиалинии» обязалось перевезти истца в пункт назначения, а истец обязалась внести установленную плату за проезд.

Данный факт подтверждается авиабилетами *Номер*, *Номер*, *Номер*, *Номер*, *Номер*.

Оплатив за перелет, истец все свои обязательства перед ОАО «Уральские авиалинии» выполнила, что подтверждается номером платежа *Номер*, а также платежным поручением от *Дата*.

Однако, ОАО «Уральские авиалинии» рейс был отменен.

*Дата*ФИО1 направила в адрес авиакомпании претензию с требованием о возврате денежных средств, что подтверждается квитанцией об отправке претензии и описью вложения от *Дата*. Претензия была получена авиакомпанией *Дата*.

По мнению истца, поскольку договор перевозки пассажира заключался исключительно для личных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, то, в связи с этим, считает, что на отношения, возникшие между истцом и авиакомпанией, распространяются нормы Закона РФ «О защите прав потребителей».

Сославшись на ст. 108 Воздушного кодекса Российской Федерации, указала, поскольку вынужденно отказалась от полета, то у нее возникло право требовать от ответчика возвратить стоимость билетов. Однако, ответчик отказался выплатить эти суммы.

Поскольку ответчик допустил просрочку возврата стоимости билета, то на основании ст. 395 ГК РФ, истец вправе требовать с ответчика проценты за пользование чужими денежными средствами за период с *Дата* по *Дата* в размере 3 026, 51 руб.

В соответствии с п. 5 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей», ответчик должен был исполнить свои обязательства *Дата* (дата вылета), соответственно, неустойка за период с *Дата* по *Дата* составила 248 696,52 руб.

На основании изложенного, истец просил суд:

1. Взыскать с ОАО «Уральские авиалинии» стоимость билетов в сумме 192 788 руб.

2. Взыскать с ОАО «Уральские авиалинии» проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 3 026,51 руб.

3. Взыскать с ОАО «Уральские авиалинии» неустойку в размере 248 696,52 руб. (л.д. 4-6).

В ходе рассмотрения дела истец ФИО1 представила уточненное исковое заявление к ответчику Открытому акционерному обществу Авиакомпания «Уральские авиалинии» «О защите прав потребителя», изменив основание иска и уменьшив размер взыскиваемой суммы, указав, что *Дата* ответчик перечислил на счет истца 192 688 руб. в качестве возврата денежных средств за билеты, не доплатив 120 руб. вместо уплаченных истцом 192 788 руб.

Также ответчик не выплатил причитающуюся истцу неустойку. Указав, что учитывая ограничения по взысканию неустойки, предусмотренные п. 5 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей», следует снизить неустойку, указанную в исковом заявлении до 192 788 руб., и общую сумму иска до 192 908 руб.

Как указал истец в исковом заявлении, если к данным правоотношениям не применяется неустойка, предусмотренная Законом РФ «О защите прав потребителей», а применяется специализированное законодательство, то следует обратиться к ст. 120 Воздушного кодекса РФ, в соответствии с которой за просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов проводной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающего жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

С учетом ограничения 50% провозной платы (192 788 руб.) неустойка составляет 96 394 руб.

Если в данном случае не применяется и эта неустойка, то в противном случае необходимо применять положения ст. 395 ГК РФ – в случае неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. По мнению истца, за период с *Дата* по *Дата* проценты составили 4 889, 49 руб.

Истец полагает, что неустойку следует взыскивать по следующим основаниям. Во-первых, Правила, утв.Постановлением Правительства РФ от 06.07.2020 №991 вступили в силу с *Дата*, а письменная претензия о возврате денежных средств поступила в адрес ответчика *Дата*, следовательно, на тот момент указанных правил не было и свое действие они не распространяют.

Во-вторых, *Дата* в адрес ОАО Авиакомпания «Уральские авиалинии» было направлено заявление о возврате денежных средств на фирменном бланке авиакомпании с приложенными копией паспорта, копией удостоверения многодетной матери семьи <данные изъяты>*Номер*, копия заверенной банком выписки об операции по карте (оплаты билетов).

То есть ответчик в установленные законом сроки в добровольном порядке денежные средства своевременно не вернул.

На основании изложенного, истец просит суд:

Взыскать с ответчика ОАО «Уральские авиалинии» 192 908 руб., в том числе: стоимость авиабилетов в сумме 120 руб., неустойку в размере 192 788 руб. (л.д. 68-70, 78-80)

*Дата* уточненное исковое заявление принято к производству суда (л.д. 83).

Истец – ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, представила суду ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представители ответчика – ОАО Авиакомпания «Уральские авиалинии» в судебное заседание не явились, извещены о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, ранее представили отзыв по исковому заявлению (л.д. 38-45), просили в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии со ст. 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

Согласно ст. 786 этого же Кодекса по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией. Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.

В силу ч. 1 ст. 103 Воздушного кодекса Российской Федерации по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу. Пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверх установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа и провоз этого багажа. Срок доставки пассажира и багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок.

Как разъяснено в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" отношения, вытекающие из договора перевозки, регулируются законодательством о защите прав потребителей в части, не противоречащей Гражданскому кодексу Российской Федерации и специальному закону.

В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривалось, что *Дата*ФИО1 приобрела у ОАО Авиакомпании «Уральские авиалинии» билеты на рейс <данные изъяты> по маршруту <данные изъяты>, который должен был состояться в 9 часов 50 минут по местному времени *Дата* и обратные билеты на рейс <данные изъяты> по маршруту <данные изъяты>, который должен был состояться в 12 часов 40 минут по местному времени *Дата*, заказ № *Номер*, за который истец оплатила 192 788 руб., тем самым заключив с ОАО «Уральские авиалинии» договор перевозки, в соответствии с которым ОАО «Уральские авиалинии» обязалось перевезти истца в пункт назначения, а ФИО1 обязалась внести установленную плату за проезд. Данный факт подтверждается авиабилетами *Номер*, *Номер*, *Номер*, *Номер*, *Номер*. (л.д. 9)

Оплатив за перелет, истец все свои обязательства перед ОАО «Уральские авиалинии» выполнила, что подтверждается номером платежа *Номер*, а также платежным поручением от *Дата*. (л.д. 10, 11).

Рейс <данные изъяты> за *Дата* по маршруту <данные изъяты> был отмене *Дата*. Рейс <данные изъяты> за *Дата* по маршруту <данные изъяты> отмене *Дата*.

Как следует из письменного отзыва ответчика на исковое заявление, отмена указанных рейсов произошла в связи с возникновением форс-мажорных обстоятельств на фоне неблагоприятной эпидемиологической обстановки в мире COVID-19 и введением ограничений на полеты. Данное обстоятельство сторонами не оспаривается.

*Дата*ФИО1 направила в адрес ОАО Авиакомпания «Уральские авиалинии» претензию с требованием о возврате денежных средств, что подтверждается квитанцией об отправке претензии и описью вложения от *Дата* (л.д. 12, 13). Претензия была получена авиакомпанией *Дата*. (л.д. 14, 15).

На момент обращения в суд с настоящим исковым заявлением ответчик истцу не произвел возврат денежных средств.

В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела истец ФИО1 изменила основание искового заявления, указав, что истец, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.07.2020 №991, направила *Дата* в адрес ОАО Авиакомпания «Уральские авиалинии» заявление о возврате денежных средств на фирменном бланке авиакомпании с приложенными копией паспорта, копией удостоверения многодетной матери семьи <данные изъяты>*Номер*, копия заверенной банком выписки об операции по карте (оплаты билетов).

*Дата* ответчик перечислил на счет истца 192 688 руб. в качестве возврата денежных средств за билеты, не доплатив 120 руб. вместо уплаченных истцом 192 788 руб.

Также ответчик не выплатил причитающуюся истцу неустойку.

В соответствии с п. 76 Приказа Минтранса России от 28.06.2007 N 82 (ред. от 14.01.2019) "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", перевозчик вправе отменить, задержать рейс, указанный в билете, грузовой накладной, произвести замену типа воздушного судна, изменить маршрут перевозки, если этого требуют условия безопасности полетов и/или авиационной безопасности, а также по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией.

Постановлением Правительства РФ от 06.07.2020 N 991 утверждено Положение об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части.

Указанное Положение применяется к договорам, подлежащим исполнению с 1 февраля 2020 г. по международным воздушным перевозкам с Китайской Народной Республикой, с 18 марта 2020 г. - по всем внутренним воздушным перевозкам и иным международным воздушным перевозкам, заключенным до 1 мая 2020 г.

Как следует из пп. б п. 3 вышеназванного Положения, в случаях, указанных в пункте 1 настоящего Положения, перевозчик вправе в одностороннем порядке: отказаться от исполнения договора (отменить рейс) и возвратить уплаченную за воздушную перевозку пассажира провозную плату в порядке и сроки, которые установлены в настоящем Положении.

Согласно п. 6 данного Положения, денежные средства, не использованные для оплаты услуг, указанных в пункте 5 настоящего Положения, подлежат возврату пассажиру по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, если иной срок возврата не установлен пунктом 10 настоящего Положения.

На сумму оплаченной провозной платы подлежат начислению проценты за пользование денежными средствами. Размер процентов за пользование денежными средствами определяется ключевой ставкой Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в соответствующие периоды. Проценты за пользование денежными средствами начисляются по день возврата суммы этих средств пассажиру, но не позднее окончания 4-летнего срока с даты отправления рейса, указанного в билете. На сумму оплаченной провозной платы, использованной для оплаты услуг перевозчика, указанных в пункте 5 настоящего Положения, проценты не начисляются.

Из п. 10 указанного Положения следует, что денежные средства, указанные в пункте 6 настоящего Положения, возвращаются по заявлению пассажира, поданному по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете.

Пассажир, признанный инвалидом I или II группы, ребенок-инвалид, а также ветеран Великой Отечественной войны, лицо, сопровождающее инвалида I группы или ребенка-инвалида, лицо, имеющее удостоверение многодетной семьи или иные документы, подтверждающие статус многодетной семьи в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, вправе подать заявление о возврате провозной платы до истечения 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, а также до даты воздушной перевозки, указанной в билете.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 31.08.2020 N 1328)

В заявлении указываются фамилия, имя, отчество (при наличии) пассажира (лица, оплатившего перевозку), реквизиты документа, удостоверяющего личность, реквизиты документов, подтверждающих статус инвалида I или II группы (при наличии), ребенка-инвалида (при наличии), или ветерана Великой Отечественной войны (при наличии), или многодетной семьи (при наличии), дата и место рождения, номер бронирования и (или) номер билета, способ возврата денежных средств (на банковскую карту, наличными денежными средствами, иным способом в соответствии с законодательством Российской Федерации), реквизиты банковской карты (при наличии), дата подачи заявления.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 31.08.2020 N 1328)

Возврат пассажирам, указанным в абзаце втором настоящего пункта, провозной платы до истечения 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, осуществляется по заявлению, поданному при личном обращении таких пассажиров (либо через уполномоченного представителя) в пункты, предусмотренные правилами перевозчика, или отправленному почтовым отправлением. При подаче такого заявления в пунктах, предусмотренных правилами перевозчика, пассажир предъявляет документ, удостоверяющий личность, документ установленного образца, подтверждающий статус инвалида I или II группы, или ребенка-инвалида, или ветерана Великой Отечественной войны, или удостоверение многодетной семьи или иные документы, подтверждающие статус многодетной семьи в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 31.08.2020 N 1328)

При подаче заявления посредством почтовых отправлений к заявлению прилагаются нотариально заверенные копии документа, удостоверяющего личность, документов установленного образца, подтверждающих статус инвалида I или II группы, или ребенка-инвалида, или ветерана Великой Отечественной войны, или удостоверения многодетной семьи или иных документов, подтверждающих статус многодетной семьи в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 31.08.2020 N 1328)

Возврат осуществляется на ту же банковскую карту, с которой была оплачена провозная плата, а при ее отсутствии на другую банковскую карту того же держателя, наличными денежными средствами или иным способом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Возврат осуществляется пассажиру (лицу, оплатившему перевозку) в соответствии с федеральными авиационными правилами, утвержденными в соответствии со статьей 102 Воздушного кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 102 Воздушного кодекса Российской Федерации, юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки, обслуживание пассажиров, при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами. Перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок. Эти правила не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей.

Согласно п. 12 названного Положения, в течение 10 календарных дней со дня получения перевозчиком заявления перевозчик обязан направить денежные средства, указанные в пункте 6 настоящего Положения, на банковскую карту, реквизиты которой указаны в заявлении, либо возвратить указанные денежные средства в пункте, предусмотренном правилами перевозчика.

Также из содержания пункта 1 статьи 31 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" следует, что требования потребителя о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы в связи с нарушением срока начала оказания услуги (пункт 1 статьи 28 данного Закона) подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования.

Из материалов дела усматривается, что *Дата*ФИО1 направила в адрес авиакомпании претензию с требованием о возврате денежных средств, что подтверждается квитанцией об отправке претензии и описью вложения от *Дата*, полученная ответчиком *Дата*.

*Дата* ОАО Авиакомпанией «Уральские авиалинии» направлен ответ на претензию ФИО1, в котором предложены варианты возврата провозной платы за неиспользованные авиабилеты.

Также *Дата*ФИО1 в адрес ОАО Авиакомпания «Уральские авиалинии» направлено заявление о возврате денежных средств с приложенными документами, в том числе подтверждающие статус многодетной семьи.

*Дата* ОАО Авиакомпания «Уральские авиалинии» перечислило ФИО1 денежные средства в счет возврата средств за билеты в размере 192 668 руб. (л.д. 71).

При этом, денежные средства в размере 120 руб. в счет оплаты стоимости авиабилетов ФИО1 не возвращены до настоящего времени, исходя из расчета: 192 788 руб. – 192 668 руб.

Доказательств возмещения полной стоимости авиабилетов ответчиком суду не представлено.

Таким образом, требование ФИО1 о взыскании с ОАО Авиакомпания «Уральские авиалинии» денежных средств в счет стоимости авиабилетов в размере 120 рублей надлежит удовлетворить.

Относительно заявленного требования истца ФИО1 о взыскании с ответчика неустойки в размере 192 788 руб., суд приходит к следующему.

В силу ст. 39 Закона РФ «О защите прав потребителей», последствия нарушения условий договоров об оказании отдельных видов услуг, если такие договоры по своему характеру не подпадают под действие настоящей главы, определяются законом.

Согласно п. 1 ст. 793 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами, кодексами и иными законами, а также соглашением сторон.

Таким образом, заявленная истцом ФИО1 ответственность перевозчика в виде неустойки в размере 3% от стоимости услуги не предусмотрена ни Гражданским кодексом Российской Федерации, ни Воздушным кодексом Российской Федерации.

Согласно п. 3 ст. 31 Закона РФ «О защите прав потребителей», за нарушение предусмотренных настоящей статьей сроков удовлетворения отдельных требований потребителя исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), размер и порядок исчисления которой определяются в соответствии с пунктом 5 статьи 28 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".

Однако, по мнению суда, п. 5 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей» в данном случае не применим, так как, истец, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.07.2020 №991, воспользовалась предусмотренным данным постановлением механизмом возврата денежных средств, направила *Дата* в адрес ОАО Авиакомпания «Уральские авиалинии» заявление о возврате денежных средств на фирменном бланке авиакомпании с приложенными копией паспорта, копией удостоверения многодетной матери семьи <данные изъяты>*Номер*, копия заверенной банком выписки об операции по карте (оплаты билетов).

Кроме того, вышеуказанное письмо, согласно сведениям с сайта «pochta.ru», почтовый идентификатор *Номер* (л.д. 64), было получено адресатом *Дата*. Соответственно, обязанность по выплате денежных средств, в соответствии с п. 12 Постановления Правительства РФ от 06.07.2020 №991 должна бала быть исполнена ответчиком *Дата*, при этом, только *Дата* ОАО Авиакомпания «Уральские авиалинии» перечислило ФИО1 денежные средства в счет возврата средств за билеты в размере 192 668 руб. Однако, как следует из исковых требований истца, расчета неустойки, предоставленного истцом, истец не взыскивает неустойку за период с *Дата*.

В соответствии с п. 1 ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды.

Согласно п. п. 37, 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", проценты, предусмотренные пунктом 1 статьи 395 ГК РФ, подлежат уплате независимо от основания возникновения обязательства (договора, других сделок, причинения вреда, неосновательного обогащения или иных оснований, указанных в ГК РФ).

Согласно п. 6 данного Положения, денежные средства, не использованные для оплаты услуг, указанных в пункте 5 настоящего Положения, подлежат возврату пассажиру по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, если иной срок возврата не установлен пунктом 10 настоящего Положения.

На сумму оплаченной провозной платы подлежат начислению проценты за пользование денежными средствами. Размер процентов за пользование денежными средствами определяется ключевой ставкой Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в соответствующие периоды. Проценты за пользование денежными средствами начисляются по день возврата суммы этих средств пассажиру, но не позднее окончания 4-летнего срока с даты отправления рейса, указанного в билете. На сумму оплаченной провозной платы, использованной для оплаты услуг перевозчика, указанных в пункте 5 настоящего Положения, проценты не начисляются.

Судом проверен расчет истца ФИО1 о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за период с *Дата* по заявленный истцом период *Дата* в размере 4 889,49 руб. на сумму задолженности 192 788 руб., который является верным.

Таким образом, с ОАО Авиакомпании «Уральские авиалинии» в пользу ФИО1 подлежит взысканию проценты за незаконное пользование чужими денежными средствами за период с *Дата* по *Дата* в сумме 4 889,49 руб.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например, договор участия в долевом строительстве, договор страхования, как личного, так и имущественного, договор банковского вклада, договор перевозки, договор энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами.

При этом, размер штрафа подлежит возмещению в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей», поскольку в данной части специальным законом не предусмотрено своих правил.

Пункт 6 ст. 13 Закона РФ "О защите прав потребителей", предусматривает, что при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Суд учитывает разъяснения, изложенные в пункте 46 Постановления Пленума Верховного суда РФ №17 от 28.06.2012, согласно которых, при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду.

Данная норма предусматривает обязанность суда взыскивать штраф с исполнителя услуги от всей суммы, присужденной судом в пользу потребителя, без конкретизации требований, которые должны учитываться при взыскании указанного штрафа.

Пункт указанной статьи предусматривает, что за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.

Ответственность исполнителя услуги, как следует из положений ст.13, ст.15 Закона РФ «О защите прав потребителей», наступает в форме возмещения вреда, уплаты неустойки (пени) и компенсации морального вреда.

Следовательно, размер присужденных судом неустойки (пени) и компенсации морального вреда должен учитываться при определении размера штрафа, взыскиваемого с изготовителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя, установленных законом.

Для применения положений п.6 ст.13 Закона РФ «О защите прав потребителей», суду необходимо установить факт несоблюдения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя.

Обстоятельством, имеющим значение для дела, является факт обращения потребителя с соответствующим требованием к изготовителю (исполнителю, продавцу, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) во внесудебном порядке до обращения с требованием в суд и неисполнение изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в этом случае в добровольном порядке удовлетворить требования потребителя.

Исходя из изложенного, поскольку факт обращения истца к ответчику в досудебном порядке с требованием об удовлетворении их требований и оставления данного обращения без удовлетворения ответчиком, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, сторонами данное обстоятельство не оспаривается, суд полагает, что с ответчика в пользу истца подлежит взысканию штраф в размере 2 504,74 руб., исходя из следующего расчета: (4 889, 49 руб. +120 руб.) : 2, что составляет 50% от суммы удовлетворенных исковых требований.

Таким образом, на основании изложенного, исходя из совокупности установленных судом обстоятельств, исследованных доказательств, анализа норм права, регулирующих спорные правоотношения, суд считает возможным исковые требования ФИО1 удовлетворить частично, а именно:

Взыскать с Открытого акционерного общества Авиакомпания «Уральские авиалинии» в пользу ФИО1 денежные средства, в счет стоимости авиабилетов, в размере 120 рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами 4889 рублей 49 копеек, штраф в сумме 2504 рубля 74 копейки, в удовлетворении исковых требований в оставшейся части отказать.

На основании ч.1 ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с ответчика ОАО Авиакомпания «Уральские авиалинии» подлежит взысканию в доход государства госпошлина в сумме 400 руб., так как истец был освобожден от уплаты государственной пошлины на основании п.п.4 п.2 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

1. Взыскать с Открытого акционерного общества Авиакомпания «Уральские авиалинии» в пользу ФИО1 денежные средства, в счет стоимости авиабилетов, в размере 120 рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами 4889 рублей 49 копеек, штраф в сумме 2504 рубля 74 копейки, в удовлетворении исковых требований в оставшейся части отказать.

Взыскать с Открытого акционерного общества Авиакомпания «Уральские авиалинии» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 400 рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Асбестовский городской суд в течение 1 месяца.

Судья ___________________________ И.В. Архипов