РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кореновский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Ягудиной В.И.,
при секретаре Синютиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 и ФИО11 к ОАО «Теплосервис» об обязании совершить действие,
УСТАНОВИЛ:
Истцы. обратились в суд с иском к ОАО «Теплосервис», в котором просили обязать ответчика произвести технический осмотр и тестирование приборов узла учета тепловой энергии жилого дома с учетом имеющегося согласования с теплоснабжающей организацией и составить акт допуска в эксплуатацию узла учета энергии, ссылаясь на то, что они являются жильцами одного многоквартирного дома № <...> и пользуются услугами ответчика по поставке тепловой энергии. В соответствии с действующим законодательством, они обязаны оплачивать поставленную тепловую энергию с показаниями приборов учета. Правоотношения в области поставки, регулируются «Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя» утвержденных Министерством топлива и энергетики РФ от 12.09.1995г. В соответствии с данными Правилами для потребления тепловой энергии необходим узел учета потребления соответствующий указанным Правилам и согласованный с поставщиком тепловой энергии. Данный узел учета был установлен в доме и допущен в эксплуатацию энергоснабжающей организацией (Акт от 29.09.2009г.)Данный узел учета соответствует требованиям п. 1.5 СНиП -86 «Тепловой сети». Согласно п.3.1.4. Правил, по согласованию с энергоснабжающей организацией количество полученной тепловой энергии в закрытых системах теплопотребления может определяться на основании измерений параметров теплоносителя в соответствии с принципиальными схемами, приведенными на рис. 9 или 10. Именно по такой схеме был установлен узел учета и получено согласование с теплоснабжающей организацией. В соответствии с п. 5.1.4 Правил, выбор приборов для использования на узле учета потребителя осуществляет потребитель по согласованию с энергоснабжающей организацией. В случае разногласий между потребителем и энергоснабжающей организацией по типам приборов учета, окончательное решение принимает Госэнергонадзор.
Узел учета тепловой энергии, установленный в доме № <...>, был допущен в работу. После этого схемы, приборы, пломбы узла учета не изменялись и не переустанавливались. Однако 21.12.2010г. при проверке узла учета работником ответчика был составлен Акт о не допуске данного узла учета в работу в связи с якобы имеющим место быть несоответствующим п. 3.11 Правил. Не смотря на доводы истцов о том, что необходимое согласование получено, о чем имеется Акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии от 29.09.2009г., ответчик отказался пересмотреть свои действия. С октября 2010г. Ответчик требует от жильцов дома оплату за потребленную тепловую энергию по тарифу, а не показанию узла учета.
В судебном заседании ФИО1 действуя в своих интересах и интересах других истцов, поддержал заявленные требования.
Представитель истца ФИО1 по доверенности Горб С.В. поддержал исковые требования, ссылаясь на то, что схема узла учета тепловой энергии была допущена к работе энергоснабжающей организацией. Согласование было получено в 2009 году с теплоснабжающей организацией МУП «Тепловые сети» МО Кореновский район, о чем имеется соответствующий акт. В соответствии с Законом и Правилами учета, в случае если узел учета был допущен к работе теплоснабжающей организацией, потребитель обязан уплачивать подачу тепла в соответствии с показаниями узла учета теплоэнергии. Однако ответчик, ссылаясь на то, что узел учета не был допущен ими в эксплуатацию, а к МУП «Тепловые сети» они никакого отношения не имеют, отказался производить расчет потребленной тепловой энергии исходя из показаний узла учета. Изложенные в отзыве доводы ответчика о том, что в случае смены поставщика тепловой энергии необходима повторная сдача в эксплуатацию узла учета тепловой энергии, не основаны на Правилах. Это личное мнение ответчика и его действия являются неправомерными.
В соответствии со п. 5.1.4 Правил в случае разногласия между потребителем и поставщиком теплоэнергии, окончательное решение принимается Гостехнонадзором. В связи этим его доверителем был направлен запрос в Северо-Кавказское управление по экологическому, технологическому и атомному надзору, которое обязано надзирать за работой теплоснабжающих организаций, и получен ответ, о том, что требования ответчика на установку второго расходомера неправомерны. Ни в каком нормативном акте не сказано, что при смене теплоснабжающей организации потребитель обязан повторно сдать в эксплуатацию узел учета тепловой энергии. Они считают, что действия ответчика являются не правомерными и просят удовлетворить заявленные требования.
Истцы ФИО5, ФИО9, ФИО11 поддержали исковые требования и просили их удовлетворить.
Представители ответчика ОАО «Теплосервис» исковые требования не признали сославшись на то, что они не являются правопреемником МУП «Тепловые сети» которое ранее оказывало населению услуги по поставке тепловой энергии и приняло в 2009г. к эксплуатации узел учета тепловой энергии установленный в доме, где проживают истцы. Считают, что поскольку произошла смена поставщика теплоэнергии, то согласование по узлу учета должно быть произведено с действующим поставщиком, которым является ОАО «Теплосервис». Они считают неправомерным использование одного расходомера на узле учета. Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя предусмотрено использование расходомеров на вводе и выводе теплосистемы. Один расходомер может быть установлен только при наличии согласия теплоснабжающей организации. Согласия ОАО «Теплосервис» на эксплуатацию узла учета с одним расходомером истцам получено не было. Оплата за поставленную теплоэнергию начисляется по нормативам, так как в доме истцов установка узла учета не обязательна. Но если жильцы хотят оплачивать услуги по данным узла учета, то этот узел учета должен соответствовать Правилам учета тепловой энергии и теплоносителя, то есть иметь два расходомера.
Допрошенный в судебном заседании главный государственный инспектор межрегионального отдела по надзору за тепловыми установками, сетями и оборудованием, работающим под давлением ФИО12 пояснил, что эксплуатация узла учета тепловой энергии согласно Правилам осуществляется с двумя расходомерами. Использование одного расходомера возможно лишь при наличии согласия энергоснабжающей организации. В данном случае согласие было получено от прежнего поставщика. В настоящее время поставку теплоэнергии производит другая организация, предъявляющая требования к узлу учета теплоэнергии в соответствии с Правилам учета тепловой энергии и теплоносителя и разногласия, возникшие между поставщиком и потребителем должны быть разрешены судом.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела приходит к следующему.
Установлено, что собственниками квартир многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, избран самостоятельный способ управления, а именно, жильцы дома, собственники квартир приняли на себя все обязательства, связанные с управлением и содержанием общего имущества многоквартирного дома, а также соблюдение всех нормативных правовых актов, регулирующих функционирование всех систем жизнеобеспечения, к которым относится и теплоснабжение.
В указанном жилом доме установлен узел учета тепловой энергии, который был допущен в эксплуатацию 29.09.2009г. энергоснабжающей организацией, которой на тот период времени являлось муниципальное унитарное предприятие «Тепловые сети» МО Кореновский район.
01.10.2010 года произошла смена энергоснабжающей организацией и поставщиком тепловой энергии для потребителей Кореновского района стало ОАО «Теплосервис», которое приступило к работе на основании самостоятельного договора с Кореновским городским поселением.
Согласно пункту 3.1.1. Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго РФ 12 сентября 1995 года № Вк-4936, в открытых и закрытых системах теплопотребления на узле учета тепловой энергии и теплоносителя с помощью прибора (приборов) учета должны определяться как масса (или объем) полученного теплоносителя по подающему трубопроводу, так и возвращенного по обратному трубопроводу, т.е. узел учета должен иметь два расходомера.. Допуск в эксплуатацию узлов учета потребителя осуществляется представителем энергоснабжающей организации в присутствии представителя потребителя, о чем составляется соответствующий акт.
При этом п.3.1.4. «Правил учета тепловой энергии и теплоносителя» установлено, что по согласованию с энергоснабжающей организацией величина полученной тепловой энергии в закрытых системах теплопотребления может определяться на основании измерения параметров теплоносителя в соответствии с принципиальными схемами», т.е. при наличии одного расходомера.
Из письма Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 6.07.2011г. адресованному генеральному директору ОАО «Теплосервис» так же следует, что в соответствии с 3.1.1. Правил учета тепловой энергии и теплоносителя в открытых и закрытых системах теплопотребления на узле учета тепловой энергии и теплоносителя с помощью прибора (приборов) должны определяться масса теплоносителя полученного по подающему трубопроводу и возвращенного по обратному трубопроводу. Правилами предусмотрено размещение на подающем трубопроводе точек измерения количества тепловой энергии и массы теплоносителя по согласованию с энергоснабжающей организацией.
Такого согласования с ОАО «Теплосервис» истцами не получено.
Поскольку узел учета тепловой энергии многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, не соответствует требованиям п.3.1.1 и 3.1.4 «Правил учета тепловой энергии и теплоносителя», ОАО «Теплосервис» обоснованно отказало в допуске данного узла учета к коммерческому расчету, в связи с чем расчет по оплате потребленной тепловой энергии истцам производится в соответствии с Постановлением Правительства №307 от 23 мая 2006 года «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», как потребителям, у которых отсутствуют приборы учета.
Судом не могут быть приняты во внимание доводы истцов о том, что узел учета тепловой энергии был допущен в эксплуатацию МУП «Тепловые сети» МО Кореновский район, в связи с чем действия ОАО «Теплосервис» являются неправомерными, как и мнение Северо-Кавказского управления по экологическому, технологическому и атомному надзору, поскольку они противоречат Правилам учета тепловой энергии и теплоносителя, которые прямо предписывают необходимость согласования размещения на подающем трубопроводе точек измерения количества тепловой энергии и массы теплоносителя с энергоснабжающей организацией. Такой организацией является ОАО «Теплосервис», которая не принимала на себя обязательств МУП «Тепловые сети».
Доводы ответчика, по которым он отказывает истцам в допуске к эксплуатации узла учета тепловой энергии, заслуживают внимания. Так согласно справки ОАО «Теплосервис» от 10.06.2011г., в отопительный период 2010-2011г.г. котельными ОАО «Теплосервис» потреблено 107110 куб.м. воды. Оплачено абонентами 43193,467 куб.м. Потери предприятия за счет несанкционированного слива теплоносителя составили 34959,553 куб.м.
Между тем, согласно п. «б» статьи 53 постановления Правительства РФ «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» от 23 мая 2006 года № 307, потребителю запрещается производить слив теплоносителя из системы отопления без разрешения исполнителя.
Соблюдение требований п.3.1.1 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя гарантирует рациональное использование тепловой энергии поставляемой потребителю.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 и ФИО11 к ОАО «Теплосервис» о допуске к эксплуатации узла учета тепловой энергии и теплоносителя жилого дома <...> и перерасчете поставленной тепловой энергии, отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через районный суд в течение 10 дней.
Судья В.И.Ягудина
Справка: решение обжаловано, определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда оставлено без изменения, вступило в законную силу 20.09.2011 года.