ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-695/2013 от 10.12.2013 Олонецкого районного суда (Республика Карелия)

Дело № 2-695/2013

РЕШЕНИЕ                                   

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Резолютивная часть решения объявлена 10.12.2013 г.

Мотивированное решение составлено 16.12.2013 г.

10 декабря 2013 года                                                                          г. Олонец

Олонецкий районный суд Республики Карелия

в составе председательствующего судьи                                   Никитиной А.В.,

при секретаре                                                                          Масаевой Е.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании заявление Совета Олонецкого городского поселения о признании незаконным бездействия исполняющего обязанности главы Олонецкого городского поселения,

УСТАНОВИЛ:

Иск первоначально был предъявлен к исполняющему обязанности главы Олонецкого городского поселения ФИО1 по тем основаниям, что хх.хх.хх г. Советом Олонецкого городского поселения было принято решение №, в соответствии с которым обязанности главы Олонецкого городского поселения были возложены на ФИО1, а хх.хх.хх г. Совет Олонецкого городского поселения (далее - Совет) направил на подписание исполняющему обязанности Главы Олонецкого городского поселения (далее - и.о. Главы) ходатайство о передвижении бюджетных лимитов в соответствии с принятыми решениями от хх.хх.хх г. № и от хх.хх.хх г. № «О бюджете муниципального образования «Олонецкое городское поселение». Указанные лимиты в передвижении бюджетных средств и.о. Главы подписаны не были и в Управление Федерального казначейства по РК не направлены. Истец просил суд признать незаконным бездействие должностного лица - и.о. Главы Олонецкого городского поселения ФИО2 по недоведению лимитов в передвижении бюджетных средств и обязать и.о. Главы ФИО1 устранить нарушение путем подписания лимитов в передвижении бюджетных средств и направить их в Управление Федерального казначейства по РК, отделение № 13 по Олонецкому району.

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Управление Федерального казначейства по РК (далее - УФК по РК), Финансовое управление Администрации Олонецкого национального муниципального района (далее - Финасовое управление АОНМР), в качестве соответчика ФИО3

В ходе рассмотрения дела истцом был изменен предмет иска, определением суда от 18.11.2013 г. приняты к производству суда измененные исковые требования Совета о признании незаконным бездействия должностного лица местной администрации муниципального образования - и.о. Главы Олонецкого городского поселения по неисполнению решений Совета Олонецкого городского поселения о внесении изменений в бюджет от хх.хх.хх г. № и от хх.хх.хх г. № и недоведению лимитов в передвижении бюджетных средств.

В судебном заседании представитель истца ФИО4 отказалась от иска в части требований о возложении на ФИО1 обязанности подписать лимиты в передвижении бюджетных средств и направить их в Управление Федерального казначейства по РК, производство по делу в этой части прекращено, о чем вынесено определение. В остальной части исковые требования поддержала, указав, что ФИО3, являясь Главой поселения, и ФИО1, и.о. Главы, не исполнили указанные выше решения Совета от хх.хх.хх г. № и от хх.хх.хх г. № о внесении изменений в бюджет поселения: не подписали данные решения Совета и ходатайство Совета о передвижении лимитов бюджетных средств, не довели бюджетные лимиты до Финансового управления Администрации Олонецкого национального муниципального района и до УФК по РК. На момент предъявления иском в суд указанные решения Совета не вступили в силу, т.к. не были подписаны Главой поселения и обнародованы. В результате бездействия ответчиков работники аппарата Совета не могли своевременно получить причитающуюся им заработную плату. Кроме того, бездействием лиц, исполняющих обязанности Главы поселения и не выполняющих решения Совета Олонецкого городского поселения, подрывается авторитет Совета.

В деле имеются также письменные пояснения представителя истца относительно процедуры исполнения решений Совета о внесении изменений в бюджет, которая, по мнению представителя Совета, выглядит следующим образом: депутаты принимают решение о внесении изменений в бюджет, Администрация поселения готовит ходатайство о передвижении бюджетных лимитов со статьи на статью, Глава поселения как главный распорядитель бюджетных средств, подписывает это ходатайство, которое направляется в райфинуправление, далее Глава поселения как главный распорядитель бюджетных средств подписывает расходный ордер на передвижение лимитов, который направляется в казначейство, после этого казначейство производит выплаты финансовых средств.

Ответчик ФИО2 в судебном заседании возражал против иска, указав, что с хх.хх.хх г. он исполнял обязанности Главы Олонецкого городского поселения. Решения Совета от хх.хх.хх г. № и от хх.хх.хх г. № он не подписал, т.к. посчитал их не соответствующими Уставу Олонецкого городского поселения: данные решения касались финансирования аппарата Совета, а создание аппарата Совета Уставом не предусмотрено.

Ответчик ФИО3 в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен. Ранее в судебных заседаниях по делу возражал против иска по аналогичным доводам, ссылаясь на то, что принятыми решениями о внесении изменений в бюджет нарушается Устав Олонецкого городского поселения, в связи с чем они не были им подписаны и не подлежат исполнению.

Представители третьих лиц Администрации Олонецкого городского поселения, Финансового управления АОНМР, УФК по РК не явились в судебное заседание, извещены о слушании дела.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

хх.хх.хх г. Советом Олонецкого городского поселения было принято решение № о внесении изменений в решение Совета Олонецкого городского поселения от хх.хх.хх г. № «О бюджете муниципального образования «Олонецкое городское поселение» на 2013 г.», которым, утверждены основные характеристики бюджета поселения на .... г., увеличены ассигнования на функционирование представительных органов муниципальных образований на .... руб.

Согласно письму Совета Олонецкого городского поселения от хх.хх.хх г. №, указанное решение было направлено Главе Олонецкого городского поселения ФИО3 для организации его исполнения.

ФИО3 решение Совета от хх.хх.хх г. подписано не было, однако, несмотря на это, по сведениям МКУ «Олонецкая ЦБС», хх.хх.хх г. оно было обнародовано в Олонецкой национальной библиотеке.

Решением Совета Олонецкого городского поселения от хх.хх.хх г. № Глава Олонецкого городского поселения ФИО3 был удален в отставку.

В соответствии с решением Совета Олонецкого городского поселения от хх.хх.хх г. № исполнение обязанностей Главы Олонецкого городского поселения с хх.хх.хх г. было возложено на ФИО1 - заместителя главы администрации Олонецкого городского поселения.

Решением Совета Олонецкого городского поселения от хх.хх.хх г. № были внесены изменения в решение Совета Олонецкого городского поселения от хх.хх.хх г. № «О бюджете муниципального образования «Олонецкое городское поселение» на 2013 г.», которым утверждены основные характеристики бюджета поселения на 2013 г., повторяющие характеристики, содержащиеся в решении от хх.хх.хх г. №; поручено Администрации Олонецкого городского поселения внести соответствующие изменения в приложение № «Распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджета на 2013 г.».

В соответствии с письмом Совета от хх.хх.хх г. № решение Совета от хх.хх.хх г. № было направлено и.о. Главы Олонецкого городского поселения ФИО1 для опубликования (обнародования) и организации исполнения.

ФИО1 данное решение также подписано не было. Невзирая на это, хх.хх.хх г. указанное решение было передано Советом Олонецкого городского поселения в МКУ «Олонецкая ЦБС» для обнародования.

Решением Совета Олонецкого городского поселения от хх.хх.хх г. вновь были внесены изменения в решение Совета Олонецкого городского поселения от хх.хх.хх г. № «О бюджете муниципального образования «Олонецкое городское поселение» на 2013 г.», аналогичные изменениям, содержащимся в решении Совета от хх.хх.хх г. № 159; на Администрацию Олонецкого городского поселения возложена обязанность внести соответствующие изменения в приложение № «Распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджета на 2013 г.», подготовить и подписать ходатайство о передвижении бюджетных средств в срок до хх.хх.хх г. г.

На основании указанного решения и.о. Главы поселения ФИО5 подписал соответствующее ходатайство, и лимиты бюджетных средств были доведены до Финансового управления АОНМР и УФК по РК.

Заявитель оспаривает бездействие ФИО3, являвшегося Главой Олонецкого городского поселения до хх.хх.хх г. г., исполняющим обязанности Главы поселения с хх.хх.хх г. по настоящее время, и ФИО1, исполнявшего обязанности Главы поселения с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. г., которое выразилось в неисполнении решений Совета Олонецкого городского поселения о внесении изменений в бюджет поселения.

Оценивая законность и обоснованность заявленных требований, суд руководствуется следующим.

В статье 12 Конституции РФ установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления. В соответствии с п. 1 ст. 7 ФЗ от хх.хх.хх г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органам местного самоуправления предоставлено право принимать муниципальные правовые акты по вопросам местного значения.

Перечень бюджетных полномочий муниципального образования закреплен в ст. 9 Бюджетного кодекса РФ. К ним, в частности, относятся: установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета; составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета; установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования.

В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Главным распорядителем бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) в соответствии с указанной нормой является, в т.ч. орган местного самоуправления, орган местной администрации, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В соответствии с общими нормами действующего законодательства бюджет муниципального образования является нормативным правовым актом, непосредственно касающимся прав и свобод населения муниципального образования.

По смыслу ч. 1 ст. 2, ст. 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и с учетом разъяснений, содержащихся в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», решения Совета Олонецкого городского поселения о внесении изменений в бюджет поселения тоже следует отнести к муниципальным нормативным правовым актам, поскольку они издаются управомоченным органом местного самоуправления, имеют правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений.

В соответствии с частью 3 ст. 15 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

В части 2 ст. 24 Конституции РФ установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 47 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 47 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

В соответствии с п. 6 ст. 39 Устава Олонецкого городского поселения нормативный правовой акт, принятый Советом Олонецкого городского поселения, направляется Главе Олонецкого городского поселения для подписания и обнародования в течение 10 дней. Глава поселения вправе отклонить указанное решение, и в этом случае он вновь рассматривается Советом поселения. В случае если он будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов Совета Олонецкого городского поселения, он подлежит подписанию Главой поселения в течение 7 дней и обнародованию.

Пунктом 7 ст. 39 Устава Олонецкого городского поселения предусмотрено, что муниципальные правовые акты вступают в силу со дня их принятия, за исключением муниципальных правовых актов, которые вступают в силу после дня их официального опубликования (обнародования), если в самих актах не указан иной срок вступления в силу.

Представителем истца признано в судебном заседании, что решения Совета Олонецкого городского поселения от хх.хх.хх г. № и от хх.хх.хх г. № не были подписаны главой поселения ФИО3 и и.о. Главы ФИО1 в порядке, установленном Уставом. Официальная публикация указанных решений о внесении изменений в бюджет поселения также не производилась.

Частью 2 ст. 5 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что решение о бюджете подлежит официальному опубликованию не позднее 10 дней после его подписания в установленном порядке.

Статьей 36 Бюджетного кодекса РФ установлен принцип прозрачности (открытости) бюджетов, предусматривающий обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований; обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией); обеспечение доступа к информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на едином портале бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с ч. 6 ст. 52 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию. Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.

Принимая во внимание, что решения Совета о внесении изменений в бюджет Олонецкого городского поселения не были подписаны Главой поселения либо лицом, исполняющим обязанности Главы поселения, и не были опубликованы в средствах массовой информации, при этом доказательств невозможности их опубликования в средствах массовой информации, суду не представлено, и учитывая изложенные выше положения закона и устава поселения, суд приходит к выводу, что решения Совета Олонецкого городского поселения от хх.хх.хх г. № и от хх.хх.хх г. № о внесении изменений в бюджет поселения не вступили в законную силу. Следовательно, у должностного лица, исполняющего обязанности Главы Олонецкого городского поселения, отсутствовали основания для исполнения указанных решений.

Доводы представителя истца о том, что подписание и обнародование главой поселения решения о бюджете и внесении изменений в бюджет являются одним из этапов исполнения данного решения, суд отклоняет, поскольку применение и исполнение решения органа местного самоуправления осуществляется лишь при условии вступления его в законную силу, что, в свою очередь, предполагает его подписание и опубликование (обнародование). Кроме того, суд отмечает, что исполнение решений Совета о внесении изменений в бюджет - это, в сущности, исполнение бюджета, т.е. совершение действий, предусмотренных главой 24 Бюджетного кодекса РФ, устанавливающей основы исполнения бюджета.

При таких обстоятельствах бездействие должностного лица - Главы Олонецкого городского поселения ФИО3, и.о. Главы Олонецкого городского поселения ФИО1, и.о. Главы Олонецкого городского поселения ФИО3 по неисполнению не вступивших в законную силу решений Совета Олонецкого городского поселения о внесении изменений в бюджет от хх.хх.хх г. № и от хх.хх.хх г. № и недоведению лимитов в передвижении бюджетных средств нельзя признать незаконным.

С учетом изложенного, в удовлетворении иска следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня вынесения в окончательной форме в Верховный суд Республики Карелия через Олонецкий районный суд.

Судья: /подпись/                       А.В. Никитина

Копия верна: судья:                                                                                    А.В. Никитина