Дело № 2-695/2014Именем Российской Федерации РЕШЕНИЕ
ДД.ММ.ГГГГ город Архангельск
Октябрьский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Черниенко Т.Е.
при секретаре Стрельцовой В.В.
с участием заместителя прокурора города Архангельска Некрасова Д.С., старшего помощника прокурора г. Архангельска Джамаладиновой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по заявлению заместителя прокурора города Архангельска в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании и признании недействующим в части решения Архангельской городской думы <данные изъяты>
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора города Архангельска обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании и признании недействующим в части решения Архангельской городской думы <данные изъяты>
<данные изъяты>
В судебном заседании заместитель прокурор города Некрасов Д.С., старший помощник прокурора Джамаладиновой Н.А. заявленные требования поддержали по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель заинтересованного лица Архангельской городской думы Ковтунюк Д.Л., действующий на основании доверенности, с доводами заявления не согласился по основаниям, изложенным в письменном отзыве <данные изъяты>
Представители заинтересованного мэрии города Архангельска Белозерова Н.В., Сумарокова Е.А., Черноудова И.В., действующие на основании доверенностей, с заявленными требованиями не согласились, по доводам, изложенным в письменном отзыве на заявление. Указали, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий Архангельской городской думы и в порядке, установленном действующим законодательством.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, заслушав пояснения специалистов Знатных А.Ю., Новоселовой М.Н., изучив материалы дела, исследовав все представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Согласно ч. 1 ст. 251 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ), гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, а также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Аналогичная позиция изложена в разъяснениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащемуся в пункте 11 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части».
На федеральном уровне правоотношения, о которых возник спор, регулируются Конституцией Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее Бюджетным кодексом РФ), иными федеральными законами.
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ под бюджетом понимается форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
В соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Согласно ч. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
В силу ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии со ст. 55 Конституции Российской Федерации перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
В силу ст. 15 Бюджетного кодекса РФ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет.
Действительно, в соответствии с п.п. 1 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах местого самоуправления» № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ к вопросам местного значения поселения относятся формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета, а в силу ст. 52 указанного Закона каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). Бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципального района. Аналогичные нормы также содержатся в п.п. 1 п. 1 ст. 6 Устава МО «Город Архангельск».
Утверждение местного бюджета в силу п. 2 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Согласно ст. 20 Устава МО «Город Архангельск», выборным представительным органом местного самоуправления является Архангельская городская дума.
Согласно п. 1,2 ст. 169 Бюджетного кодекса РФ, проект бюджета составляется на основе прогноза социально-экономического развития в целях финансового обеспечения расходных обязательств. Проект местного бюджета составляется в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования, в соответствии с настоящим Кодексом и принимаемыми с соблюдением его требований муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Согласно ст. 170 Бюджетного кодекса РФ, в Бюджетном послании Президента Российской Федерации определяется бюджетная политика Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.
Решением Архангельского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение о бюджетном процессе в муниципальном образовании «Город Архангельск» (далее - Положение), разделом 4 которого установлен порядок рассмотрения проекта и принятия бюджета на плановый период.
В силу п. 4.4.1 Положения, Городская Дума рассматривает проект решения о городском бюджете на очередной финансовый год в двух чтениях. Проект решения о городском бюджете на очередной финансовый год рассматривается городской Думой в сроки и в порядке, установленные Регламентом городской Думы, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Положением. Решение о бюджете муниципального образования должно быть рассмотрено, утверждено Советом депутатов, подписано главой муниципального образования и обнародовано до начала очередного финансового года. Решение о городском бюджете на очередной финансовый год подлежит официальному опубликованию до 1 января очередного финансового года в срок не позднее 10 дней после его подписания в установленном порядке.
<данные изъяты>
В соответствии с положениями ст. 157 Бюджетного кодекса РФ, пункта 4.3.4 Положения, ДД.ММ.ГГГГ и.о. председателя Архангельской городской думы ФИО1 проект решения был направлен для проведения экспертизы и подготовки заключения Председателю контрольно-счетной палаты МО «Город Архангельск».
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Согласно подраздела п. 4.10 Положения, Субъекты права внесения проектов муниципальных правовых актов на рассмотрение городской Думы (далее - субъекты правотворческой инициативы) в течение 7 дней со дня принятия проекта решения о городском бюджете на очередной финансовый год в первом чтении могут направлять в постоянную комиссию по финансам и бюджету городской Думы поправки по предмету второго чтения по форме согласно приложению к настоящему Положению. Оформление поправок осуществляется в соответствии со структурой и бюджетной классификацией, отраженной в проекте решения о городском бюджете на очередной финансовый год, представленном для рассмотрения в первом чтении. При оформлении поправок в части отражения бюджетных ассигнований по кодам классификации расходов бюджетов, влекущих изменения группировочных итогов внутри одного приложения и (или) изменения нескольких приложений к проекту решения о городском бюджете на очередной финансовый год, описание изменений приводится только к приложению, устанавливающему ведомственную структуру расходов городского бюджета. Допускается оформление поправки по приложению к проекту решения о городском бюджете на очередной финансовый год (строкам, графам приложения), наиболее детально отражающее содержание поправки и обеспечивающее ее понимание.
Поправки, предусматривающие увеличение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов городского бюджета и не содержащие источники увеличения бюджетных ассигнований, городской Думой не рассматриваются. В течение 1 дня после окончания срока, установленного для принятия поправок, постоянная комиссия по финансам и бюджету формирует сводную таблицу поправок и направляет ее депутатам городской Думы и мэрии города. Мэрия города в течение 1 дня со дня получения сводной таблицы поправок готовит заключение по поправкам ко второму чтению проекта решения о городском бюджете на очередной финансовый год, и мэрия города направляет его в постоянную комиссию по финансам и бюджету.
Поправки по предмету второго чтения проекта решения о городском бюджете на очередной финансовый год и заключение мэрии города рассматриваются на заседании постоянной комиссии по финансам и бюджету не позднее чем за 2 дня до рассмотрения проекта решения о городском бюджете на очередной финансовый год во втором чтении. Заседание постоянной комиссии по финансам и бюджету проводится с приглашением авторов поправок и представителей мэрии города. Постоянная комиссия по финансам и бюджету по итогам рассмотрения поправок готовит сводные таблицы поправок, рекомендованных к принятию или отклонению, и выносит их на рассмотрение городской Думы, а также направляет депутатам городской Думы и мэру города не позднее чем за 1 день до рассмотрения проекта решения о городском бюджете на очередной финансовый год во втором чтении. При рассмотрении проекта решения о городском бюджете на очередной финансовый год во втором чтении рассматриваются только поправки, включенные постоянной комиссией по финансам и бюджету в сводные таблицы поправок, рекомендованных к принятию или отклонению.
<данные изъяты>
Таким образом, оспариваемый нормативно-правовой акт принят уполномоченным органом, в пределах полномочий предусмотренных действующим законодательством, нарушений процедуры при его принятии судом не установлено.
В обосновании доводов о незаконности оспариваемых положений нормативно-правовго акта заместитель прокурора ссылается на несоблюдение принципа эффективности использования бюджетных средств. По мнению заявителя нецелесообразно планировать в бюджете расходы на строительство крематория и выпуск бесплатной газеты с учетом критической ситуации по неисполнению решений суда о предоставлении гражданам проживающим в городе Архангельске жилых помещений.
Статьей 34 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Между тем, в соответствии с подпунктом "а" абзаца 4 п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспривании нормативных правовых актов полностью или в части" суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладает полномочиями на учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Частью 3 статьи 9.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» предусмотрено, что государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с муниципальными заданиями и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи. Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания. Уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного (муниципального) задания.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Доводы заявителя о несоразмерности расходов принятых оспариваемым решением и об их произвольности опровергаются материалами дела.
Согласно пункту 14 Порядка формирования и финансового обеспечения выполнения муниципального задания муниципальными учреждениями муниципального образования «город Архангельск», принятым распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ № 2555р, с учетом требований пункта 2 ст. 69.2 и абз. 1 пункта 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ объем субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания определяется органами местного самоуправления, осуществляющими функции и полномочии учредителя, в соответствии с объемами оказываемых услуг, установленными муниципальным заданием. При этом, согласно п. 15 указанного Порядка нормативные затраты на оказание муниципальной услуги (выполнение работы) и нормативные затраты на содержание имущества муниципальных учреждений определяются в соответствии с утвержденными распоряжениями соответствующих заместителей мэра города Архангельска порядками определения нормативных затрат на оказание муниципальной услуги (выполнение работы) и нормативных затрат на содержание имущества муниципальных учреждений, разработанными в соответствии с общими требованиями к расчету указанных нормативных затрат. Данный Порядок определения нормативных затрат на выполнение МБУ «Информационно-издательский центр муниципальной работы по производству и размещению материалов о деятельности органов местного самоуправления и производству, выпуску и распространению информационной газеты «Архангельск -город воинской славы» утвержден распоряжением заместителя мэра города Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ №30р. Расчет затрат произведен в соответствии с данным Порядком, поэтому доводы о произвольности расходов принятых в бюджете необоснованны.
В соответствии с пунктом 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Статьей 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» определено, что местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
Статьей 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ предусмотрено, что крематории могут находиться в ведении органов местного самоуправления.
Таким образом, средства городского бюджета, предусмотренные оспариваемым решением городской Думы на строительство крематория, направлены на решение вопросов местного значения, что не противоречит и предусмотрено федеральным законом ст. 14 ФЗ «Об общих принципах место самоуправления» № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ г.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Кроме того, как следует, из оспариваемого нормативно-правового акта для строительства социального жилья для переселения граждан из непригодного для проживания (аварийного) жилищного фонда в городе Архангельске предусмотрен наибольший объем бюджетных ассигнований от общего размере ассигнований на реализацию муниципальных программ, довод об их недостаточности для исполнения всех решений судов о предоставлении жилых помещений жителям города Архангельска не может служить основанием для признания иных расходов направленных на осуществление органами местного самоуправления своих функций не обоснованными.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом государственной власти Архангельской области, в пределах его компетенции, опубликован в установленном законом порядке, не противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, то суд считает необходимым заявление заместителя прокурора города Архангельска в интересах неопределенного круга лиц оставить без удовлетворения.
В соответствии с ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь статьями 194-199, 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявления заместителя прокурора города Архангельска в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании и признании недействующим в части решения Архангельской городской думы <данные изъяты> - отказать.
Решение суда может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы, представления, в течение одного месяца через Октябрьский районный суд города Архангельска в Архангельский областной суд.
Председательствующий Т.Е. Черниенко
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ