Копия по делу № 2-695/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 мая 2016 года | село Усть-Кулом |
Усть-Куломский районный суд Республики Коми
под председательством судьи О.В. Барбуца,
при секретаре М.Б. Тимушевой,
с участием истца ФИО7, ее представителя – адвоката ФИО2, действующего на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО7 к Управлению образования администрации муниципального района «Усть-Куломский» о признании незаконным бездействия, совершении определенных действий,
установил:
ФИО7 обратилась в суд иском к Управлению образования администрации муниципального района «Усть-Куломский» о признании бездействия незаконным, отмене приложения № Приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, отмене решения об аннулировании заявления о регистрации в ГИС «Электронная очередь» от ДД.ММ.ГГГГ, обязании предоставить несовершеннолетнему ФИО1 место в группе полного дня не позже ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>.
В обоснование исковых требований указано, что с ДД.ММ.ГГГГ она встала в очередь на получение путевки в муниципальные дошкольные общеобразовательные учреждения в группе полного дня, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования по месту жительства несовершеннолетнего ФИО1 в Управлении образования администрации муниципального района «Усть-Куломский». В августе 2015 года она обратилась к ответчику, чтобы уточнить о наличии свободных мест в дошкольных учреждения по месту жительства, на что ей ответили, что мест нет. Ей предложили обратиться в детский сад <адрес>, который является учреждением другого муниципального образования. В дошкольном учреждении <адрес> мест не оказалось, и ее ребенка приняли в Паспомский детский сад, который также относится к муниципальному образованию сельского поселения <адрес>ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о переводе ее ребенка в дошкольное учреждение по месту жительства, но ей было отказано, так как она была снята с общей очереди в связи с устройством ребенка в дошкольное учреждение. Оказалось, что согласившись с зачислением ребенка в Паспомский детский сад, ответчик аннулировал ее первоначальное заявление о зачислении ребенка по месту жительства, при этом о порядке ведения очередности в дошкольных учреждениях Управление образования администрации муниципального района «Усть-Куломский» руководствуется Постановлением администрации муниципального района «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в постановление администрации муниципального района «Усть-Куломский» от 18.07.2014 № 1009 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и направление детей в образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования», Приказом № 25 от 22.01.2015 «О закреплении микрорайонов школы и детского сада. Считает, что данный приказ является недействительным, так как у ответчика нет права закреплять территории других муниципальных образований к муниципальному образованию села Усть-Кулом. По сведениям, предоставленным ответчиком, в 2016 году набор детей будет осуществлять только для льготной категории, к указанной категории она не относится и ее несовершеннолетний ребенок может претендовать на место в дошкольном учреждении по месту жительства не ранее ДД.ММ.ГГГГ. Ответчик предложил написать заявление о переводе ребенка не по месту жительства, а в дошкольные учреждения <адрес>, предупредив, что ее заявление на получение места в дошкольном учреждении по месту жительства будет также аннулировано, гарантий того, что ДД.ММ.ГГГГ в указанных детский садах будут свободные места, ей не предоставили. В связи с этим она не стала писать какое-либо заявление. Считает, что ответчик на протяжении всего времени бездействует. При постановке в очередь ее не ознакомил ни с законодательством, ни с положением о порядке зачисления в учреждение дошкольного образования. Памятки о постановке и снятии с единой очереди не разработаны. Считает, что предоставление места в детском саду по месту прописки только в 2017 году неприемлемо и выходит за рамки разумного, чем нарушается статья 43 Конституции Российской Федерации об общедоступности и бесплатности дошкольного образования. Орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа, либо вместимости существующих образовательных учреждений и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности.
Истец ФИО7 и ее представитель ФИО2 в судебном заседании на исковых требованиях настаивали по доводам, изложенным в иске, дополнили, что при устройстве ребенка в Паспомский детский сад истца не предупредили, что снимут с электронной очереди. Кроме того, истец является одиноким родителем, в связи с чем имеет право на льготное (первоочередное) зачисление ребенка в дошкольное учреждение в соответствии с постановлением главы муниципального района «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении стандартов качества предоставления муниципальных услуг в сфере дошкольного образования».
Представитель ответчика ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала письменные возражения, представленные суду, также дополнила, что довод истца о временном зачислении ребенка в Паспомский детский сад является несостоятельным по тем основаниям, что такого понятия нет как в действующем законодательстве, так и в программе ГИС «Электронная очередь». Статус одинокого родителя не влечет внеочередного или первоочередного приема детей в дошкольные учреждения.
Свидетель ФИО4 – главный специалист Управления образования администрации муниципального района «Усть-Куломский» суду пояснила, что сын истца – ФИО1 был поставлен на учет по ГИС «Электронная очередь» на получение места в дошкольном учреждении. Если ребенку предоставлено место в дошкольном учреждении, он автоматически исключается из очереди. В таком случае возможна постановка в очереди на перевод в другое дошкольное учреждение. Когда истцу ФИО7 предложили место для ребенка в Паспомском детском саду, она лично предупреждала ее, что в случае согласия на устройство ребенка в указанный детский сад ребенок будет снят с электронной очереди. Родители были вправе отказаться от места в Паспомском детском саду. Но поскольку согласились, ребенок истца был снят с электронной очереди.
Свидетель ФИО5 – методист программного обеспечения Управления образования администрации муниципального района «Усть-Куломский» суду дал показания, аналогичные показаниям свидетеля ФИО4
Свидетель ФИО6 суду рассказал, что является супругом истца ФИО7 и отцом малолетнего ФИО1 В 2014 году сына поставили в очередь на получение места в дошкольном учреждении. В 2015 году случайно нашли место в Паспомском детском саду. С супругой решили временно устроить сына в данное учреждение. Если бы в управлении образования им разъяснили, что снимут с очереди, они бы отказались от места в Паспомском детском саду, поскольку туда возить ребенка затруднительно из-за отсутствия своей автомашины.
Заслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему мнению.
В силу положений части 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Исходя из требований статьи 5 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»), государство гарантирует в Российской Федерации право каждого человека на образование, общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий; учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа (статья 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).
Согласно статье 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесена организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.
В соответствии с пунктом 4 Приказа Минобрнауки России от 08.04.2014 № 293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования» правила приема в образовательные организации должны обеспечивать прием в образовательную организацию всех граждан, имеющих право на получение дошкольного образования. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение дошкольного образования и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация (далее - закрепленная территория).
Регистрация и прием заявлений в образовательных организациях, реализующих программу дошкольного образования, осуществляется на основании Постановления администрации муниципального района «Усть-Куломский» от 23.04.2015 № 491 «О внесении изменений в постановление администрации муниципального района «Усть-Куломский» от 18.07.2014 № 1009 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и направлении детей в образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования».
В судебном заседании установлено, что истец ФИО7 приходится матерью несовершеннолетнему ФИО1 (свидетельство о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО7 обратилась через Государственную информационную систему «Электронное образование» (далее - ГИС ЭО) к ответчику с заявлением о предоставлении места ребенку в организациях, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования. Предполагаемая дата предоставления места для ребенка в детский сад ДД.ММ.ГГГГ, предпочитаемые детские сады: <данные изъяты>
Номер очереди на устройство и распределение детей в образовательные организации осуществляется автоматически и присваивается статус «очередник».
Учитывая дефицит обеспеченности местами на территории <адрес>, ФИО7 на основании приказа от 22.01.2015 № 25 «О закреплении микрорайонов школы и детского сада за территорией <адрес>» были предложены близлежащие к <адрес> образовательные учреждения, в том числе <адрес>.
На основании заявления ФИО7 несовершеннолетний ФИО1 зачислен в МДОУ Паспомский детский сад «Радуга». При зачислении ребенка в образовательную организацию ребенок перешел в статус «зачислен» и при этом автоматически выбыл из очереди.
На основании пункта 17 Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, после издания распорядительного документа ребенок снимается с учета детей, нуждающихся предоставлении места в образовательной организации, в порядке предоставления муниципальной услуги в соответствии с пунктом 8 Порядка (приказ по <данные изъяты>№ от ДД.ММ.ГГГГ).
Тот факт, что ребенок истца был зачислен в <данные изъяты> временно, в судебном заседании не нашел своего подтверждения. Так, ни в заявлении ФИО7 о принятии ребенка ФИО1 в <данные изъяты>, ни в приказе заведующей детским садом от ДД.ММ.ГГГГ№ о зачислении в <данные изъяты>ФИО1, ни в договоре об образовании, заключенном между <данные изъяты> и ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ, не указано о временном зачислении ребенка истца в указанное дошкольное учреждение.
Истец указывает на незаконное бездействие Управления образования по обеспечению его ребенка общедоступным и бесплатным дошкольным образованием, что также не нашло своего подтверждения в судебном заседании.
К вопросам местного значения муниципального района относится организация общедоступного бесплатного дошкольного образования. В исполнение указанного полномочия администрацией района и Управления образования создана сеть образовательных учреждений, реализующих программу дошкольного образования. Проектная мощность данных учреждений по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 2164 места, в то время как посещающих - 1789. Тем самым, наполняемое функционирующих ДОУ составляет лишь 83 %. В целях обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного образования Управление образования администрации муниципального района «Усть-Куломский» в течение ряда последних лет проведены определенные мероприятия по устранению дефицита мест.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ число детей, стоящих на учете для определения в дошкольную образовательную организацию в возрасте от 1 до 3 лет составляет 392 ребенка. Основная проблема по необеспеченности местами остается территории <адрес>. Число нуждающихся в возрасте от 1 до 7 лет в данных населенных пунктах составляет соответственно 129 и 56 детей. Проблема необеспеченности местами в <адрес> основном решается за счет открытия дополнительных групп в близлежащих населенных пунктах <адрес>. Родителям (законным представителям) предлагаются места и в других близлежащих населенных пунктах к <адрес>). Расширен имеющиеся площади в МДОУ Кужбинский детский сад. Как вариативная форма по предоставлению услуг дошкольного образования в районе функционируют 2 группы кратковременного пребывания: на базе МДОУ Детский сад общеразвивающего вида «Улыбка» (в возрасте до 3 лет). За последние 5 лет открыты 15 групп, с охватом более 300 детей, в том числе расположенных в территориальной доступности от <адрес>).
Истец считает, что приложение № 2 Приказа № 25 от 22.01.2015 «О закреплении микрорайонов школы и детского сада за территорией <адрес>» является недействительным, так как ответчик не имеет права закреплять территории других муниципальных образований к муниципальному образованию села Усть-Кулом, также нарушающим статью 43 Конституции Российской Федерации.
На основании пункта 3.3 Положения об Управлении образования администрации муниципального района «Усть-Куломский» Управление организует предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.05.2006 N 5-П, Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО 14.12.1960) и статья 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, доступность образования определяют как равные для всех права и возможности его получения. Это предполагает экономическую доступность (бесплатное начальное образование) и физическую доступность, под которой названные акты понимают безопасную физическую досягаемость образования посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении. Применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства это означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в государственные или муниципальные образовательные учреждения.
Принятое приказом от ДД.ММ.ГГГГ№ начальника Управления образования решение о закреплении территории <адрес>, в том числе, за <данные изъяты> не входит в противоречие с изложенной правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, поскольку обеспечение посещения детьми, проживающими в <адрес> детского сада, расположенного в ближайшем населенном пункте <адрес>, удаленном от <адрес> на расстоянии 12 км, с развитой дорожной инфраструктурой и автобусным сообщением, гарантирует безопасную физическую досягаемость образования посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении.
Оспариваемый истцом приказ принят для реализации гражданами права на дошкольное образование и ликвидацию дефицита обеспеченности местами на территории <адрес>. Доказательств тому, что оспариваемым приказом были созданы препятствия к доступности образования ребенка истца, либо произведено вмешательство в его образовательный процесс, истцом не представлено.
Истец также утверждает, что относится к льготной категории граждан, имеющих право на первоочередное или внеочередное устройство ребенка в МДОУ, как одинокий родитель.
Приказом начальника Управления образования администрации муниципального района «Усть-Куломский» от 31.07.2012 № 557 «О комиссии по комплектованию детей дошкольного возраста в муниципальные образовательные учреждения муниципального района «Усть-Куломский» к гражданам, имеющим право на первоочередной порядок предоставления мест в дошкольных образовательных учреждениях Усть-Куломского района относятся: дети-инвалиды, дети, один из родителей которых является инвалидом, дети сотрудников ОВД, дети военнослужащих, а также граждан, уволенных с военной службы, дети граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, дети из многодетных семей, на внеочередной порядок – дети судей и работников прокуратуры.
Законом Республики Коми от 12.11.2004 N 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми» одиноким родителям в качестве меры социальной поддержки не предусмотрен первоочередной прием детей в дошкольные образовательные учреждения.
Таким образом, ни один из доводов истца о незаконном бездействии ответчиком не нашел своего подтверждения, права, свободы и законные интересы истца или его ребенка не нарушены, в связи с чем суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО7 к Управлению образования администрации муниципального района «Усть-Куломский» о признании бездействия незаконным, отмене приложения № 2 Приказа от 22 января 2015 года № 25 начальника управления образования администрации муниципального района «Усть-Куломский» «О закреплении микрорайонов школы и детского сада», отмене решения об аннулировании заявления о регистрации в ГИС «Электронная очередь» от ДД.ММ.ГГГГ, обязании предоставить несовершеннолетнему ФИО1 место в группе полного дня не позже ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Усть-Куломский районный суд Республики Коми.
Председательствующий: подпись.
Мотивированное решение составлено 16 мая 2016 года.
Копия верна. Судья О.В. Барбуца