ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-695/2017 от 28.06.2017 Киреевского районного суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Киреевский районный суд Тульской области в составе

председательствующего Семеновой Т.Е.,

при секретаре Ивановой Н.В.,

с участием истца в лице помощника Киреевского межрайонного прокурора Кудиновой И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-695/17 по заявлению Киреевского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации м.о. Шварцевское Киреевского района о понуждении к разработке мероприятий в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности,

установил:

Киреевский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился суд с иском администрации м.о. Шварцевское Киреевского района, в котором просил обязать администрацию муниципального образования Шварцевское Киреевского района в срок до 01.07.2017 г. разработать мероприятия в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

В обосновании заявленных требований истец указал, что Киреевской межрайонной прокуратурой Тульской области проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования Шварцевское Киреевского района законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Проведенной проверкой установлено, что администрацией муниципального образования Шварцевское Киреевского района до настоящего времени не разработана в установленном порядке муниципальная целевая программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Данные факты свидетельствуют о нарушении ч.1 ст.179 Бюджетного кодекса РФ, предусматривающей, что муниципальные программы утверждаются местной администрацией муниципального образования. Сроки реализации муниципальных программ определяются местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке. По фактам выявленных нарушений закона 30.03.2017 г. на имя главы администрации муниципального образования Шварцевское Киреевского района межрайпрокурором внесено представление об устранении нарушений закона, которое рассмотрено, однако меры к разработке целевой программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности не приняты. Неисполнение администрацией муниципального образования Шварцевское Киреевского района установленной законом обязанности по разработке мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности нарушает права и интересы населения муниципального образования, поскольку основные мероприятия в области энергосбережения направлены на удовлетворение потребностей населения в части эффективного и рационального использования энергетических ресурсов, являющихся основой функционирования экономики и жизнеобеспечения. Таким образом, отсутствие запланированных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности препятствует проведению координации мероприятий в указанной сфере прав о отношений, что в конечном итоге затрагивает права и интересы населения муниципального образования Шварцевское Киреевского района.

В судебном заседании истец в лице помощника прокурора Кудинова И.Ю. заявленные требования поддержала в полном объеме.

Ответчик администрация м.о. Шварцевское Киреевского района в суд своего представителя не направила, будучи извещенным о дне, времени и месте рассмотрения дела, представлено заявление о признании исковых требований в полном объеме.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

Выслушав объяснения представителя истца, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ). Целью настоящего Федерального закона является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ законодательство об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

В силу пункта 8.2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают Полномочиями по утверждению и реализации муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; установление требований к программам в области энергосбережения и Повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса, цены (тарифы) на товары, услуги которых подлежат установлению органами местного самоуправления; информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных соответствующей муниципальной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями. осуществление иных полномочий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления.

Государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется путем установления требований к региональным, муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, что предусмотрено пунктом 9 части 1 статьи 9 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ.

Частью 2 статьи 14 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ регламентировано, что муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны соответствовать установленным в соответствии с настоящей статьей требованиям к таким программам и утвержденным Правительством Российской Федерации требованиям к ним. Утвержденные Правительством Российской Федерации требования к региональным, муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны включать в себя целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (без указания их значений).

В силу части 3 статьи 14 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны, в том числе содержать значения целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации соответствующей программы; перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности с указанием ожидаемых результатов в натуральном и стоимостном выражении, в том числе экономического эффекта от реализации соответствующей программы, сроки проведения указанных мероприятий; информацию об источниках финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности с указанием отдельно бюджетных (при их наличии) и внебюджетных (при их наличии) источников финансирования указанных мероприятий.

Согласно части 5 статьи 14 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ расчет значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации муниципальной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, осуществляется органом местного самоуправления.

Во исполнение требований части 2 статьи 14 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 № 1225 установлены требования к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Пунктом 1 Постановления Правительства от 31.12.2009 № 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» предусмотрено, что региональные и муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (далее программы) должны содержать:

перечень целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности согласно приложению № 1; перечень и сроки выполнения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, проведение которых возможно с использованием внебюджетных средств, полученных также с применением регулируемых цен (тарифов), согласно приложению № 2.

Согласно пункту 5 вышеуказанного Постановления планируемые и фактически достигнутые в ходе реализации программ значения целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности рассчитываются для каждого года на протяжении всего срока реализации программ.

Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, предусматриваемые в программах, отражающие динамику (изменение) показателей, рассчитываются по отношению к значениям соответствующих показателей в году, предшествующем году начала реализации программ, а целевые показатели, отражающие оснащенность приборами учета энергетических ресурсов, рассчитываются в отношении объектов, подключенных к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения.

Приложением 1 к вышеназванному Постановлению установлен перечень целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который включает в себя общие целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности с их перечислением; целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отражающие экономию по отдельным видам энергетических ресурсов (с соответствующим перечислением); целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в бюджетном секторе (с соответствующим перечислением); целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в жилищном фонде (с соответствующим перечислением); целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в системах коммунальной инфраструктуры (с соответствующим перечислением); целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в транспортном комплексе (с соответствующим перечислением); иные целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, определенные органом местного самоуправления при разработке муниципальной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Приложением № 2 к постановлению Правительства установлен перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, проведение которых возможно с использованием внебюджетных средств, полученных также с применением регулируемых цен (тарифов), подлежащие проведению на протяжении срока реализации муниципальной программы, начиная с 2010 года.

Кроме того, Приказом Минэнерго России от 30.06.2014 № 399 утверждена Методика расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях, которая используется для расчета целевых показателей региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышёния энергетической эффективности.

Таким образом, отсутствие запланированных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности препятствует проведению координации мероприятий в указанной сфере правоотношений, что в конечном итоге затрагивает права и интересы населения муниципального образования Шварцевское Киреевского района.

Как установил суд, прокурорской проверкой установлено, что администрацией муниципального образования Шварцевское Киреевского района до настоящего времени не разработана в установленном порядке муниципальная целевая программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Сроки реализации муниципальных программ определяются местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке. По фактам выявленных нарушений закона 30.03.2017 г. на имя главы администрации муниципального образования Шварцевское Киреевского района межрайпрокурором внесено представление об устранении нарушений закона, которое рассмотрено, однако меры к разработке целевой программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности не приняты.

Неисполнение администрацией муниципального образования Шварцевское Киреевского района установленной законом обязанности по разработке мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности нарушает права и интересы населения муниципального образования, поскольку основные мероприятия в области энергосбережения направлены на удовлетворение потребностей населения в части эффективного и рационального использования энергетических ресурсов, являющихся основой функционирования экономики и жизнеобеспечения. Отсутствие запланированных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности препятствует проведению координации мероприятий в указанной сфере прав о отношений, что в конечном итоге затрагивает права и интересы населения муниципального образования Шварцевское Киреевского района

Суд принимает во внимание признание иска со стороны ответчика.

Ст. 39 п. 2 ГПК РФ предусматривает возможность принятия судом признания иска ответчиком, если это не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

На основании ст. 173 ГПК РФ суд принимает признание иска ответчиком, поскольку признание добровольное, не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Письменное заявление о признании иска приобщено к материалам дела. Последствия признания иска ответчику ясны.

При таких данных, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, с учетом вышеприведенных правовых норм, суд принимает признание иска со стороны ответчика.

В соответствии с ч.4 ст.198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 39, 173, 194-198 ГПК РФ,

решил:

исковые требования Киреевского межрайонного прокурора удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Шварцевское Киреевского района в срок до 01 июля 2017 г. разработать мероприятия в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Киреевский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: