Мотивированное решение изготовлено 07.06.2021 г.
Дело № 2-695/2021
УИД 33RS0006-01-2021-000892-46
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
7 июня 2021 года г. Вязники
Вязниковский городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Н.В. Кутузовой
с участием прокурора Е.Г. Доля
при секретаре Е.Е. Куклевой
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вязниковского межрайонного прокурора в интересах ФИО1 к администрации муниципального образования <адрес> об обязании обеспечить жилым помещением,
УСТАНОВИЛ:
Вязниковский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах ФИО1, являющейся лицом из числа детей, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, к администрации муниципального образования <адрес>, в котором просит обязать администрацию муниципального образования <адрес> предоставить ей благоустроенное применительно к условиям муниципального образования <адрес> жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, за счет средств бюджета <адрес>.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей. Решением Вязниковского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ ее мать ФИО5 объявлена умершей, сведения об отце ребенка записаны со слов матери. Постановление главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ несовершеннолетняя ФИО1 передана на опекунство ФИО6 По достижении ФИО2 возраста 18 лет у нее возникло право на получение жилого помещения. Решением жилищной комиссии при администрации <адрес> ФИО1 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории <адрес>. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 значится в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории <адрес> под номером 23. В настоящее время ФИО1 проживает по адресу: <адрес>, д. Пировы Городищи, <адрес>, собственного жилья не имеет, и до настоящего времени жильем не обеспечена, чем нарушается ее конституционное право на жилище.
В судебном заседании прокурор Е.<адрес> иск поддержала, привела доводы, изложенные в исковом заявлении. Просила в случае вынесения решения об удовлетворении требований прокурора, предоставить срок для его исполнения – двенадцать месяцев с даты вступления в силу решения суда.
Истец ФИО1 в суде поддержала доводы, изложенные прокурором.
Представитель ответчика администрация муниципального образования <адрес> ФИО3 в суде возражала против удовлетворения исковых требований. Пояснила, что на реализацию в 2021 г. полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, муниципальному образованию <адрес> выделены субвенции в размере 8 614 900,00 руб. Указанные денежные средства будут потрачены на приобретение 7 квартиры, обязанность по приобретению которых была возложена на основании решений Вязниковского городского суда. Полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляются в рамках предоставленного финансирования. Законом не предусмотрен возраст, когда жилое помещение должно быть предоставлено. ФИО1 в настоящее время арендует жилье и ей возмещается 4000,00 руб. в месяц в качестве компенсации за найм жилья. В случае, если исковое заявление будет удовлетворено, администрация просила предоставить ей срок для исполнения решения суда в течение 12 месяцев со дня вступление решения суда в законную силу и после утверждения бюджета <адрес>.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, Департамент образования администрации <адрес>, извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в суд представителя не направило, представило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в удовлетворении иска просило отказать. В письменном отзыве на иск указывает, что муниципальное образование <адрес> наделено полномочиями по обеспечению лиц указанной категории жилыми помещениями специализированного жилого фонда. Для выполнения этих полномочий выделяются бюджетные средства в виде субвенций, которые распределяются между муниципальными образованиями законом <адрес> о бюджете. Законодательством в области бюджетных отношений не предусматривается обязанность администрации области по распределению субвенций на обеспечение предоставления жилых помещений по каждому конкретному лицу указанной категории граждан. В 2021 г. муниципальному образованию <адрес> на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей выделены субвенции в размере 8614,9 тыс.руб., планируется приобретение семь квартир для лиц указанной категории. Согласно Порядку предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда, жилые помещения предоставляются в соответствии с областным списком. ФИО1 в настоящее время в областном сводном списке значится под номером 493. В муниципальном списке под номером 27. Данный список формируется в хронологическом порядке. Формирование сводного списка исключает понятие очередности, но не исключает понятие «хронологический порядок». Законодателем не предусмотрено немедленное предоставление жилого помещения при наступлении права. Право истца на жилое помещение не нарушено, она имеет право на реализацию права на жилое помещение согласно списку. Кроме того,, при невозможности обеспечения жилым помещением специализированного жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, им выплачивается ежемесячная денежная компенсация за поднаем жилого помещения.
Выслушав прокурора, истца ФИО1, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения, предоставляются лицам, указанным в абз. 1 п. 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз. 1 п. 1, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз. 1 п. 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими.
В список включаются лица, указанные в абз. 1 п. 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным п. 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (п. 1, п. 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п. 7).
Согласно п. 2 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями <адрес> по исполнению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями в части: формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с требованиями действующего законодательства; управления специализированным жилищным фондом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; принятия решений о включении (исключении) жилых помещений в специализированный жилищный фонд для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; признания невозможным их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях; принятия решения о заключении с ними договора найма специализированного жилого помещения и заключения указанного договора; выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания им содействия в преодолении трудной жизненной ситуации и принятия решения о заключении договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок неоднократно; принятия решения о заключении с ними договора социального найма по окончании срока договора найма специализированного жилого помещения в отношении этого же жилого помещения и заключения договора социального найма; по однократному ремонту жилых помещений, находящихся в их собственности, или однократной выплате компенсации за ремонт в жилом помещении, находящиеся в общей долевой собственности с иными гражданами; по выплате ежемесячной денежной компенсации платы за поднаем одного жилого помещения обладающим правом на обеспечение жилым помещением за счет средств областного бюджета, при невозможности обеспечения их жилым помещением специализированного жилищного фонда.
Порядок однократного предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений указанным категориям лиц устанавливается <адрес>.
Согласно п. 1 Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ "Об утверждении Порядка однократного предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений", настоящий Порядок определяет правила однократного предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, указанным в части 1 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 43-ОЗ "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Лица, указанные в пункте 1 Порядка).
В силу п. 4 Порядка, лицам, указанным в пункте 1 Порядка, жилое помещение однократно предоставляется органами местного самоуправления на территории населенного пункта по месту его жительства на территории <адрес>, при условии отсутствия у Лица жилого помещения в другом населенном пункте на территории Российской Федерации.
ФИО1 в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей. Решением Вязниковского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ ее мать ФИО5 объявлена умершей, сведения об отце ребенка записаны со слов матери.
Постановление главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ несовершеннолетняя ФИО1 передана на опекунство ФИО6
ФИО4 сменила фамилию на ФИО7, что подтверждается свидетельством о заключении брака.
Постановлением администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, ФИО1 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и подлежит обеспечением жилым помещением в соответствие с гарантиями по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признана невозможность проживания ФИО1 в жилом помещении по адресу: <адрес>, д. Пировы Городищи, <адрес>, в котором ФИО1 принадлежит на праве собственности 1/9 доля в праве, ФИО1 обеспечена общей площадью менее учетной нормы (л.д. 19).
Как следует из материалов дела, ФИО1 зарегистрирована по адресу: <адрес>, д. Пировы Городищи, <адрес> (л.д. 29).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 принадлежит 1/9 доля жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, д. Пировы Городищи, <адрес>, общей площадью 81 кв.м. (л.д. 26).
Указанным выше постановлением администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ установлено, что ФИО1 обеспечена жилым помещением менее учетной нормы, признана невозможность проживания в данном жилом помещении, в связи с чем, как лицо из числа детей-сирот, была включена в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением.
Из выписки из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в указанном списке ФИО1 значится под номером 23 (л.д. 10-11).
Анализируя представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что ФИО1, относящаяся к категории лиц, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, обеспечена жилым помещением менее учетной нормы, установлен факт невозможности проживания в жилом помещении.
До настоящего времени ФИО1 не предоставлено отдельное благоустроенное жилое помещение с учетом установленных социальных норм, чем нарушено ее право, закрепленное Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», <адрес> «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которое подлежит восстановлению.
Письменные доводы третьего лица о том, что права (ФИО1 на получение жилого помещения не нарушены, реализация права истца на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения будет осуществлена в хронологическом порядке предоставления жилья по сформированному сводному списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суд находит необоснованными, поскольку законодательство не устанавливает очередность внутри Списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан. Содержащееся в п. 3 ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта РФ, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью. В данном случае установление законом субъекта РФ порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка – определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы и т.п. По своей сути формирование субъектом РФ Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Кроме того, формирование Списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного формирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Более того, как разъяснил Верховный Суд в п. 8 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, обязанность органа исполнительной власти субъекта РФ по предоставлению специализированных жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других граждан, обладающих аналогичным правом, а также от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.
Из указанных выше норм права следует, что обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления, в данном случае - на муниципальное образование <адрес>, как на орган местного самоуправления, который наделен отдельными государственными полномочиями <адрес> по исполнению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в силу <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ОЗ.
Таким образом, обязанность обеспечить ФИО1 жилым помещением за счет средств областного бюджета подлежит возложению на администрацию муниципального образования <адрес>.
Ответчик просил суд в случае удовлетворения исковых требований предоставить срок для исполнения решения суда – 12 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу и утверждения бюджета.
Принимая во внимание, что в целях предоставления жилого помещения необходимо соблюдение ряда процедур по проведению аукционов приобретения жилья, оформления и распределения квартиры, выделения соответствующих денежных средств, суд считает возможным обязать ответчика предоставить ФИО1 жилое помещение в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения в законную силу. Суд полагает, что данный срок будет являться достаточным.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Вязниковского межрайонного прокурора в интересах ФИО1 удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования <адрес> в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу за счет средств бюджета <адрес> предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное применительно к условиям муниципального образования <адрес> жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Вязниковский городской суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Н.В. Кутузова