УИД 66RS0015-01-2022-000820-43 Гражданское дело № 2-695/2022
Мотивированное решение составлено 16.08.2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 августа 2022 года город Асбест
Асбестовский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Филимонова А.С., при секретаре судебного заседания Душкиной М.И., с участием помощника прокурора г. Асбеста Волкова А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора г. Асбеста Свердловской области Андреева В.С., действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации городского округа Рефтинский о возложении обязанности обеспечить проведение инвентаризации, выполнение кадастровых работ и составление необходимой технической документации, обращение в Управление Росреестра по Уральскому федеральному округу с заявлением о постановке на учет как безхозяйного имущества в отношении объектов газоснабжения,
установил:
И.о. прокурора г. Асбеста Свердловской области Андреев В.С., действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации городского округа Рефтинский о возложении обязанности обеспечить проведение инвентаризации, выполнение кадастровых работ и составление необходимой технической документации, обращение в Управление Росреестра по Уральскому федеральному округу с заявлением о постановке на учет как безхозяйного имущества в отношении объектов газоснабжения.
В обоснование заявленных исковых требований указал, что прокуратурой города по обращению АО «Газпром газораспределение Екатеринбург» проведена проверка по факту наличия 161 бесхозяйного объекта газовой инфраструктуры на территории Асбестовского, Малышевского и Рефтинского городских округов, в частности на территории городского округа Рефтинский установлено наличие 21 бесхозяйного объекта газовой инфраструктуры. Согласно сведениям администрации городского округа Рефтинский выявленные объекты газоснабжения не являются муниципальной собственностью и не числятся в Реестре муниципального имущества городского округа Рефтинский. Сведения в ЕГРП на выявленные объекты отсутствуют.
Кроме того, установлено, что администрацией городского округа Рефтинский не приняты меры к выполнению кадастровых работ и составлению необходимой технической документации, не принято мер к обращению в Управление Росреестра по Уральскому федеральному округу с заявлением о постановке на учет как бесхозяйного имущества объектов газоснабжения.
С учетом изложенного, уточнения заявленных исковых требований, истец просит суд возложить на администрацию городского округа Рефтинский обязанность в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение инвентаризации, выполнение кадастровых работ и составление необходимой технической документации, обращение в Управление Росреестра по Уральскому федеральному округу с заявлением о постановке на учет как безхозяйного имущества в отношении следующих объектов газоснабжения:
- газопровод низкого давления МО Асбест, <...> протяженностью 104 м., расположенный по адресу: <...>;
- газопровод низкого давления МО Асбест, <...> протяженностью 134 м., расположенный по адресу: <...>;
- газопровод низкого давления МО Асбест, <...> протяженностью 196 м., расположенный по адресу: <...>;
- газопровод низкого давления МО Асбест, <...> протяженностью 87 м., расположенный по адресу: <...>;
- газопровод низкого давления МО Асбест, <...> протяженностью 49 м., расположенный по адресу: <...>;
- газопровод низкого давления МО Асбест, <...> протяженностью 48 м., расположенный по адресу: <...>;
- газопровод низкого давления МО Асбест, <...> протяженностью 89 м., расположенный по адресу: <...>;
- газопровод низкого давления МО Асбест, <...> протяженностью 18 м., расположенный по адресу: <...>;
- газопровод низкого давления МО Асбест, <...> протяженностью 163 м., расположенный по адресу: <...>;
- газопровод низкого давления МО Асбест, <...> половина дома), протяженностью 11 м., расположенный по адресу: <...> половина дома), д. 18/1;
- газопровод низкого давления МО Асбест, <...> половина дома), протяженностью 15 м., расположенный по адресу: <...> половина дома), д. 18/1;
- газопровод низкого давления МО Асбест, <...> половина дома), протяженностью 58 м., расположенный по адресу: <...> половина дома), д. 18;
- газопровод низкого давления МО Асбест, <...> половина дома), протяженностью 84 м., расположенный по адресу: <...> половина дома), д. 18;
- газопровод низкого давления МО Асбест, <...> протяженностью 73 м., расположенный по адресу: <...>;
- газопровод низкого давления МО Асбест, <...> протяженностью 11 м., расположенный по адресу: <...>;
- газопровод низкого давления МО Асбест, <...> протяженностью 71 м., расположенный по адресу: <...>;
- газопровод низкого давления МО Асбест, <...> протяженностью 99 м., расположенный по адресу: <...>;
- газопровод низкого давления МО Асбест, <...> протяженностью 90 м., расположенный по адресу: <...>;
- газопровод низкого давления МО Асбест, <...> протяженностью 63 м., расположенный по адресу: <...>;
- газопровод низкого давления МО Асбест, <...> протяженностью 144 м., расположенный по адресу: <...>;
- газопровод низкого давления МО Асбест, <...> протяженностью 7 м., расположенный по адресу: <...>;
- газопровод низкого давления МО Асбест, <...> протяженностью 232 м., расположенный по адресу: <...>;
- газопровод низкого давления МО Асбест, <...> протяженностью 28 м., расположенный по адресу: <...>.
В судебном заседании помощник прокурора г. Асбеста Волков А.Н., действующий в интересах неопределенного круга лиц, настаивал на удовлетворении заявленных исковых требований, подтвердив доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации городского округа Рефтинский в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, письменное мнение, указал, что готовится конкурсная документация для определения исполнителя по изготовлению технических планов и осуществления кадастровых работ путем проведения конкурсных процедур. Далее будет заключен муниципальный контракт на проведение инвентаризации, выполнение кадастровых работ и составление технической документации в отношении объектов газоснабжения, указанных в иске. После чего администрация городского округа Рефтинский обратится в Управление Росреестра по Уральскому федеральному округу с заявлением о постановке на учет как бесхозяйного имущества в отношении объектов газоснабжения.
Представитель третьего лица АО «Газпром газораспределение Екатеринбург» ФИО1, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала, считая их обоснованными.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой города Асбеста по обращению АО «Газпром газораспределение Екатеринбург» проведена проверка по факту наличия бесхозяйных объектов газовой инфраструктуры на территории Асбестовского, Малышевского и Рефтинского городских округов.
Проведенной проверкой установлено, что на территории городского округа Рефтинский имеются объекты газовой инфраструктуры, которые не поставлены на кадастровый учет и в отношении которых не оформлено право собственности, перечень объектов соответствует списку, указанному в исковом заявлении прокурора города Асбеста Свердловской области (л.д. 12-21).
Данные объекты не признаны бесхозяйными в установленном законом порядке.
Согласно сведениям, предоставленным АО «Газпром газораспределение Екатеринбург» от 01.03.2022 в ответ на требование прокурора, следует, что АО «Газпром газораспределение Екатеринбург» неоднократно обращалось в администрацию городского округа Рефтинский с просьбой осуществить мероприятия по постановке бесхозяйных объектов газораспределительной системы на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, а также предложением оказания любой помощи для идентификации указанных объектов. В ответ администрацией городского округа Рефтинский направлено письмо с отказом в признании данных объектов бесхозяйными (л.д. 22-24).
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. ст. 7, 8.1 Федерального закона от 31.03.1999 года №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
В силу п. 7 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 №870, газопровод представляет собой конструкцию, состоящую из соединенных между собой труб, предназначенных для транспортирования природного газа.
Согласно подп. «а» п. 1 приложения №1 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» объекты, на которых транспортируются воспламеняющиеся вещества, в том числе газы, отнесены законом к категории опасных производственных объектов.
В соответствии со ст. 33 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» именно организация - собственник опасного объекта системы газоснабжения обеспечивает его готовность к локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации последствий в случае их возникновения посредством осуществления следующих мероприятий: создает аварийно-спасательную службу или привлекает на условиях договоров соответствующие специализированные службы; осуществляет разработку планов локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации их последствий; создает инженерные системы контроля и предупреждения возникновения потенциальных аварий, катастроф, системы оповещения, связи и защиты; создает запасы материально-технических и иных средств; осуществляет подготовку работников опасного объекта системы газоснабжения к действиям по локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации их последствий. Перечень мероприятий по обеспечению готовности опасного объекта системы газоснабжения к локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации их последствий разрабатывается организацией - собственником системы газоснабжения и согласуется с территориальным подразделением федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного в области промышленной безопасности.
Отсутствие у газопровода собственника влечет неисполнение обязанностей по содержанию имущества, а также невозможность исполнения предусмотренной Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» обязанности по выполнению комплекса мероприятий, включая систему технического обслуживания и ремонта, обеспечивающих содержание опасных производственных объектов систем газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии, что, в свою очередь, создает угрозу жизни и безопасности жителей и риск возникновения аварийной ситуации, предупреждение которых также является одной из функций органов местного самоуправления.
Право собственности на данные объекты недвижимого имущества подлежат регистрации на основании и ст. ст. 130, 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Пунктами 1, 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 установлен порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.
Согласно п. 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (Приложение N 1 к указанному Порядку) органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом (п. 3 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей).
Из содержания приведенных норм следует, что обязанность проведения кадастрового учета недвижимой вещи (инициация такого учета) при признании вещи бесхозной лежит на заявителе.
Вопреки требованиям законодательства администрацией городского округа Рефтинский не приняты меры по проведению инвентаризации, выполнению кадастровых работ и составлению необходимой технической документации, обращению в Управление Росреестра по Уральскому федеральному округу с заявлением о постановке на учет как безхозяйного имущества в отношении объектов газоснабжения.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.
В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание представленные письменные доказательства, учитывая, перечень объектов, в отношении которых необходимо провести указанные в иске работы, суд считает необходимым увеличить предложенный истцом срок до 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, разумным.
В силу ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, государственная пошлина, от уплаты которой прокурор был освобожден на основании п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
При подаче искового заявления истец был освобожден от уплаты государственной пошлины в силу закона, в связи с чем, при удовлетворении исковых требований с администрации городского округа Рефтинский подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования и.о. прокурора города Асбеста Свердловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц (ИНН <***>), удовлетворить.
Возложить на администрацию городского округа Рефтинский (ОГРН <***>) обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение инвентаризации, выполнение кадастровых работ и составление необходимой технической документации, обращение в Управление Росреестра по Уральскому федеральному округу с заявлением о постановке на учет как безхозяйного имущества в отношении следующих объектов газоснабжения:
- газопровод низкого давления МО Асбест, <...> протяженностью 104 м., расположенный по адресу: <...>;
- газопровод низкого давления МО Асбест, <...> протяженностью 134 м., расположенный по адресу: <...>;
- газопровод низкого давления МО Асбест, <...> протяженностью 196 м., расположенный по адресу: <...>;
- газопровод низкого давления МО Асбест, <...> протяженностью 87 м., расположенный по адресу: <...>;
- газопровод низкого давления МО Асбест, <...> протяженностью 49 м., расположенный по адресу: <...>;
- газопровод низкого давления МО Асбест, <...> протяженностью 48 м., расположенный по адресу: <...>;
- газопровод низкого давления МО Асбест, <...> протяженностью 89 м., расположенный по адресу: <...>;
- газопровод низкого давления МО Асбест, <...> протяженностью 18 м., расположенный по адресу: <...>;
- газопровод низкого давления МО Асбест, <...> протяженностью 163 м., расположенный по адресу: <...>;
- газопровод низкого давления МО Асбест, <...> половина дома), протяженностью 11 м., расположенный по адресу: <...> половина дома), д. 18/1;
- газопровод низкого давления МО Асбест, <...> половина дома), протяженностью 15 м., расположенный по адресу: <...> половина дома), д. 18/1;
- газопровод низкого давления МО Асбест, <...> половина дома), протяженностью 58 м., расположенный по адресу: <...> половина дома), д. 18;
- газопровод низкого давления МО Асбест, <...> половина дома), протяженностью 84 м., расположенный по адресу: <...> половина дома), д. 18;
- газопровод низкого давления МО Асбест, <...> протяженностью 73 м., расположенный по адресу: <...>;
- газопровод низкого давления МО Асбест, <...> протяженностью 11 м., расположенный по адресу: <...>;
- газопровод низкого давления МО Асбест, <...> протяженностью 71 м., расположенный по адресу: <...>;
- газопровод низкого давления МО Асбест, <...> протяженностью 99 м., расположенный по адресу: <...>;
- газопровод низкого давления МО Асбест, <...> протяженностью 90 м., расположенный по адресу: <...>;
- газопровод низкого давления МО Асбест, <...> протяженностью 63 м., расположенный по адресу: <...>;
- газопровод низкого давления МО Асбест, <...> протяженностью 144 м., расположенный по адресу: <...>;
- газопровод низкого давления МО Асбест, <...> протяженностью 7 м., расположенный по адресу: <...>;
- газопровод низкого давления МО Асбест, <...> протяженностью 232 м., расположенный по адресу: <...>;
- газопровод низкого давления МО Асбест, <...> протяженностью 28 м., расположенный по адресу: <...>.
Взыскать с администрации городского округа Рефтинский (ОГРН <***>) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Асбестовский городской суд в течение в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Асбестовского городского суда А.С. Филимонов