ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6966/17 от 22.12.2017 Свердловского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Дело № 2-6966/17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 декабря 2017 года

Свердловский районный суд г.Красноярска в составе:

председательствующего судьи Богдевич Н.В..

при секретаре Волчек Ю.М.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

ФИО2 к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска о признании отказа незаконным, утверждении схемы, возложении обязанности предоставить земельный участок в аренду,

Установил:

ФИО1 с учетом уточнений требований в порядке ст. 39 ГПК РФ обратился в суд с иском о признании незаконным отказа ДИЗО <адрес> о предоставлении земельного участка площадью 1000 кв.м. в границах кадастрового квартала 24:50:0700044 по адресу: <адрес>, западнее земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700044:29 для индивидуального жилищного строительства, выраженного в письме от ДД.ММ.ГГГГ за № С-5322. С учетом уточнений требований просил утвердить схему данного земельного участок аи обязать предоставить его истцу в аренду для ИЖС.

В обоснование иска указано, что ФИО1 обратился в Департамент МИиЗО администрации <адрес>ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду ориентировочной площадью 1000 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, согласно прилагаемой схеме расположения земельного участка, номер кадастрового квартала 24:50:0700044 для целей индивидуального жилищного строительства.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ N С-5322 заявителю было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок находится в границах функциональных зон естественного ландшафта и территории общего пользования, в соответствии с Генеральным планом <адрес>, утвержденного решением городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ, размещение индивидуальных жилых домов в границах вышеуказанных функциональных зон не соответствует градостроительному регламенту.

Истец полагает, данный отказ Департамента незаконным, так как в соответствии с правилами землепользования и застройки <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № В-122, данный испрашиваемый земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами.

В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ к заявлению прилагается схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.

На момент обращения с заявлением проект межевания территории, в границах которой предстояло образовать необходимый земельный участок, отсутствовал. В соответствии с п. 17 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка. Других оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного не имеется.

Оспариваемое решение нарушает право ФИО1 на предоставление ему земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду, предусмотренного Земельным кодексом РФ.

Истец просил суд признать решение Департамента МИиЗО администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, обязать ответчика утвердить схему расположения земельного участка площадью 1000 кв.м. в кадастровом квартале 24:50:0700044 на кадастровом плане территории согласно представленным точкам координат, предоставить испрашиваемый земельный участок в аренду для индивидуального жилищного строительства.

В судебном заседании ФИО1 заявленные требования поддержал и дал суду пояснения по существу иска.

Представитель ответчика Департамента МИиЗО администрации <адрес>ФИО4, по доверенности, третьего лица – администрации <адрес>, Управления архитектуры администрации <адрес> в лице ФИО5 на основании доверенностей требования истца не признали, дали суду пояснения по существу возражений на иск.

Третьи лица – Управление кадастра и картографии Росреестра по <адрес> в судебное заседание не явились, судом извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.

Дело судом рассмотрено в отсутствие неявившегося третьего лица в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, представленные доказательства. приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований.

В силу п. 2 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В соответствии п. 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется органами местного самоуправления.

В силу п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно п. п. 6, 8, 9 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.

В соответствии со статьей 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.

В состав жилых зон могут включаться: 1) зоны застройки индивидуальными жилыми домами; 2) зоны застройки малоэтажными жилыми домами; 3) зоны застройки среднеэтажными жилыми домами; 4) зоны застройки многоэтажными жилыми домами; 5) зоны жилой застройки иных видов.

Согласно ч. 4 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в Департамент МИиЗО администрации <адрес> с заявлением о предварительном согласовании предоставления ему без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства земельного участка площадью 1000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, номер кадастрового квартала N 24:50:0700044:29 (л.юд.9). Схема расположения земельного участка была приложена истцом к заявлению.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 Департаментом МИиЗО администрации <адрес> (л.д.18-19) направлено решение, из которого следует, что ввиду того, что размещение индивидуальных жилых домов в границах вышеуказанных функциональных зон не соответствует градостроительному регламенту, а также согласно ст.11.9 ЗК РФ не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ иных искусственных водных объектов.

Постанавливая решение, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований иска и исходя из того, что доводы ФИО1 о незаконности принятого органом местного самоуправления решения нашли полное подтверждение в ходе судебного разбирательства.

При этом суд находит не основанными на законе требования ФИО1 о возложении на Департамент МИиЗО администрации <адрес> обязанности предоставить ему спорный земельный участок в аренду для индивидуального жилищного строительства, посчитав необходимым возложить на ответчика обязанность рассмотреть заявление ФИО1 о предварительном согласовании предоставления ему в аренду указанного земельного участка.

В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.

Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов, установлен ст. 39.14 Земельного кодекса РФ и включает в себя, в том числе:

подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Подпункт 2 п. 2 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ предусматривает, что к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагается схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.

Положения п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ законодатель предусматривает следующие основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка:

1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;

2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;

3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;

4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

В соответствии с п. 17 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.

В соответствии со ст. 35 Градостроительного Кодекса РФ, в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон. Санитарно-защитные зоны входят в состав производственных зон, зон инженерной и транспортной инфраструктур. Органом местного самоуправления могут устанавливаться иные виды территориальных зон, выделяемые с учетом функциональных зон и особенностей использования земельных участков и объектов капитального строительства.

В силу п. 2 ст. 14 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления: земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Из оспариваемого решения усматривается, что принятое Департаментом МИиЗО администрации <адрес> решение от ДД.ММ.ГГГГ не содержит основания для отказа истцу в предварительном согласовании предоставления земельного участка. Указание в решении на положения 11.9 Земельного кодекса, признаются судом необоснованным. Указанная норма содержит запрет на образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон.

Согласно представленному истцом заключению кадастрового инженера ФИО6 ( приобщено к делу), следует, что в ходе проведения кадастровых работ выявлено, что образуемый земельный участок располагается в границах территориальной зоны Ж1, что подтверждается выпиской из ИСОГД, схемой расположения земельного участка (документы приобщены к делу).

Поскольку истцом в подтверждение заявленных требований представлены бесспорные доказательства, подтверждающих, что испрашиваемый истцом ФИО1 земельный участок в указанных координатах относится к жилой зоне, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания незаконными действий ответчика выраженных в ответе от ДД.ММ.ГГГГ, которым истцу отказано в удовлетворении заявления о предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка по причине его отнесения к территориальной зоне, где не допускается размещение индивидуальных жилых домов.

При этом доводы ответчика, третьего лица о том, что размещение земельного участка для ИЖС в данных территориальных зонах Правилами землепользования застройки <адрес> не предусмотрено, суд признает несостоятельными и бездоказательными, поскольку опровергаются представленными по делу доказательствами.

Судом, с учетом представленных в материала дела доказательств, достоверно установлен факт предоставления ФИО1 схемы земельного участка площадью 1000 кв. м.

Суд полагает, что возлагая на ответчика обязанность рассмотреть заявление ФИО1 о предварительном согласовании предоставления земельного участка, судом соблюдены требования положения норм ЗК РФ и права истца.

Принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду находится в компетенции органа местного самоуправления, деятельность которых осуществляется на основе конституционного принципа разделения властей и не может быть подменена судом.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО2 к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска о признании отказа незаконным, утверждении схемы, возложении обязанности предоставить земельный участок в аренду – удовлетворить частично.

Решение Департамента МИиЗО администрации г. Красноярска об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 1000 кв. м, по адресу: г.Красноярск Свердловский район, номер кадастрового квартала N 24:50:0700044 для индивидуального жилищного строительства, выраженное в письме от 04 мая 2016 года N С-5322 признать незаконным.

Возложить на Департамент МИиЗО администрации г.Красноярска рассмотреть заявление ФИО2 о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду ориентировочной площадью 1000 кв. м, по адресу: г.Красноярск Свердловский район, номер кадастрового квартала N 24:50:0700044 для индивидуального жилищного строительства.

В удовлетворении требований ФИО2 об утверждении схемы расположения земельного участка и предоставлении участка в аренду отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Свердловский районный суд г.Красноярска в течение одного месяца, со дня его принятия судом в окончательной форме, с 28 декабря 2017 года.

Председательствующий: Богдевич Н.В.