ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-696/18 от 05.07.2018 Лужского городского суда (Ленинградская область)

дело № 2-696/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Луга Ленинградской области 05 июля 2018 года

Лужский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Скопинской Л.В.

при секретаре Сайко Ж.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом к ФИО об изъятии земельного участка, прекращении права собственности на земельный участок и установлении начальной цены земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом (далее по тексту - Леноблкомимущество) обратился в Лужский городской суд с иском к ФИО об изъятии земельного участка, прекращении права собственности на земельный участок и установлении начальной цены земельного участка.

В обосновании заявленных требований истец указал, что ответчик, будучи собственником земельного участка относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером , местоположение земельного участка установлено относительно ориентира, расположенного за его пределами. <адрес>, рабочий участок . Почтовый адрес ориентира: <адрес>, ЗАО «Новое время» в нарушении требований земельного законодательства не выполняет установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель. В результате чего произошло зарастание мероприятий и однолетней сорной растительностью части земельного участка. В ходе плановых выездных проверок установлено, что земельный участок не обрабатывается более трех лет, не проводятся агротехнические мероприятия, не проводятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур, отсутствуют следы механической либо ручной обработки почвы, участок покрыт плотной травяной растительностью естественного происхождения с преимущественным видовым составом: полынь, репейник высотой до 1,5 м, являющихся многолетними и сорными растениями. Ответчик неоднократно привлекался к административной ответственности.

Представитель истца - ФИО., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.09), в ходе судебного разбирательства заявленные требования поддержала по доводам, приведенным в исковом заявлении.

Ответчик - ФИО., в ходе судебного разбирательства возражал против удовлетворения заявленных требований, указывая на то, что часть земельного участка осенью 2016 года обрабатывалась.

Иные лица, уведомленные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание своего представителя не направили.

Суд в соответствии со ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц.

Установив юридически значимые обстоятельства, огласив письменные материалы дела и дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на их всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

Согласно выписке из ЕГРН ответчик ФИО является собственником земельного участка площадью 56389 кв. метров, с кадастровым номером , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: <адрес>), ЗАО «Новое время», ориентир: вблизи <адрес>, рабочий участок за пределами участка.

Ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации и ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", ст. 8 Федерального закона от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", установлено, что собственники земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности, осуществлять мероприятия по охране земель.

Основания прекращения права собственности на земельный участок установлены статьей 44 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, по иным основаниям, предусмотренным гражданским и земельным законодательством.

Отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав на земельные участки не влечет за собой прекращения их обязанностей, установленных статьей 42 Земельного кодекса РФ.

За неисполнение указанных обязанностей законом предусмотрена возможность изъятия земельного участка, который не используется в соответствии с его назначением (ст.284 ГК РФ) и который используется с нарушением земельного законодательства (ст.285 ГК РФ).

В силу ст. 284 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, за исключением случаев, когда земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

Применительно к земельным участкам из земель сельскохозяйственного назначения порядок изъятия данных земельных участков предусмотрен ст. 6 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

Согласно п. 3 указанной нормы земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельного участка, являющегося предметом ипотеки, земельного участка, в отношении собственника которого судом возбуждено дело о банкротстве, принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд с момента выявления в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации, такой земельный участок не используется для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Признаки неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации с учетом особенностей ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 N 369 утвержден перечень признаков неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации.

Согласно указанному Постановлению Правительства Российской Федерации, неиспользование земельного участка определяется на основании одного из следующих признаков: на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы; на сенокосах не производится сенокошение; на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка; на пастбищах не производится выпас скота; на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений; залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка; залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30 процентов; закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20 процентов площади земельного участка.

Принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника по основаниям, предусмотренным ст. 6 Федерального закона N 101-ФЗ, может осуществляться при условии не устранения указанных в п. п. 3 и 4 настоящей статьи фактов ненадлежащего использования земельного участка после назначения административного наказания.

В случае не устранения правонарушений, указанных в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, в срок, установленный вынесенным одновременно с назначением административного наказания предупреждением, уполномоченный исполнительный орган государственной власти по осуществлению государственного земельного надзора, вынесший предупреждение, направляет материалы об этом в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по результатам рассмотрения материалов, указанных в п. 7 настоящей статьи, вправе обратиться в суд с требованием об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов в связи с его ненадлежащим использованием по одному из оснований, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.

В ходе судебного разбирательства установлено и подтверждается административным материалом (л.д.24-248), что ДД.ММ.ГГГГ в адрес Леноблкомимущества поступил на рассмотрение материал административных дел в отношении ФИО, направленные Управлением Россельхознадзора по Санкт-Петербургу, Ленинградской и Псковской областям.

Согласно п.7 ст.6 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение двух месяцев со дня поступления материалов, указанных в п.6 ст.6 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», обращается в суд с требованием об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и о его продаже с публичных торгов по одному из оснований, предусмотренных п.2 и п.3 ст.6 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В соответствии с п.1.1 положения о Ленинградском областном комитете по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 23.04.2010 №102, Леноблкомимущество является отраслевым органом исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющим в пределах компетенции, установленной Правительством Ленинградской области, полномочия по реализации политики в сфере управления и распоряжения государственным имуществом Ленинградской области, а также отдельные полномочия субъекта Российской Федерации - Ленинградской области в сфере земельных отношений.

Леноблкомимущество осуществляет полномочия по обращению в суд с требованием об изъятии у собственника земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и о его продаже с публичных торгов в случае ненадлежащего использования или неиспользования в соответствии с целевым назначением в течение трех лет (п.2.39 положения о Ленинградском областном комитете по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 23.04.2010 №102).

Из представленных административных материалов следует, что 20.02.2014 специалистами Управления проведен осмотр земельного участка, в результате которого установлено, что земельный участок зарос многолетней сорной растительностью высотой до 1,5 м по всей площади (5,6389 га), следы проведения агротехнических и фитосанитарных мероприятий отсутствуют. Агрохимические мероприятия не проводятся. Следы возделывания сельскохозяйственных культур отсутствуют. Составлен протокол осмотра, возбуждено дело об административном правонарушении.

ДД.ММ.ГГГГ проведен повторный осмотр земельного участка, которым также установлен факт неиспользования земельного участка по целевому назначению. ДД.ММ.ГГГГ специалистами Управления составлен протокол об административном правонарушении №. ДД.ММ.ГГГГФИО привлечен к административной ответственности по ч.2 ст.8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях (невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

Вместе с этим вынесено предписание от ДД.ММ.ГГГГ об устранении допущенного правонарушения в области земельного законодательства, в соответствии с которым ФИО. предписано в срок до ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке провести агротехнические и фитосанитарные мероприятия, ввести земельный участок в сельскохозяйственный оборот. В связи с невыполнением ответчиком требований, изложенных в предписании от ДД.ММ.ГГГГ, Управлением повторно вынесено предписание с аналогичными требованиями от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ специалистами Управления проведен осмотр земельного участка, в ходе которого установлено, что земельный участок покрыт плотной травянистой растительностью естественного происхождения, представляет собой остатки травостоя прошлых лет (высохшая трава) высотой от 0,5 м до 2 м с преимущественным видовым составом трав: полынь обыкновенная, пырей ползучий и др., являющихся многолетними злостными сорными растениями, местами кустарниковой и мелко-древесной растительностью (ива, береза) возрастом более 5 лет. Признаков проведения агротехнических, фитосанитарных мероприятий, возделывания сельскохозяйственных культур либо иной сельскохозяйственной деятельности не выявлено.

ДД.ММ.ГГГГ составлен акт проверки №ОЗН-15/46, в соответствии с которым установлено, что требования предписания от ДД.ММ.ГГГГФИО не исполнены.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением составлено предписание об устранении нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации, в соответствии с которым, ФИО предписано в срок до ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке провести агротехнические и фитосанитарные мероприятия, ввести земельный участок в сельскохозяйственный оборот. Также, в связи с неипользованием земельного участка по целевому назначению, ФИО привлечен к административной ответственности.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением проведена проверка, в результате которой вынесено предписание , в котором установлено, что предписание Управления от ДД.ММ.ГГГГ не исполнено, и в очередной раз предписано в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить требования предписания.

ДД.ММ.ГГГГ при проверке Управлением установлено, что предписание от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗН ФИО не исполнено, вынесено предписание об устранении правонарушения в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с этим,ДД.ММ.ГГГГ Управлением составлен акт №, протокол № об административном правонарушении, выявлен факт воспрепятствования ФИО проведению проверки, путем уклонения от участия в ней.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением по делу об административном правонарушении мирового судьи судебного участка района Аэропорт <адрес>ФИО. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

ДД.ММ.ГГГГ специалистами управления проведена проверка в отношении ФИО в результате которой также выявлено невыполнение соответственно предписания от ДД.ММ.ГГГГ, вынесено следующее предписание -ОЗН об устанении совершенного правонарушения в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ при обследовании земельного участка установлено неиспользование его по целевому назначению.

ДД.ММ.ГГГГ специалистами Управления установлено, что предписание Управления от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗН на земельном участке в установленный срок не исполнено.

ДД.ММ.ГГГГ специалистами Управления вынесено предписание об устранения нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации, для устанения выявленных правонарушений ФИО предписано провести на земельном участке обязательные агротехнические, фитосанитарные и иные мероприятия, направленные на охрану земель и сохранение плодородия почв, в том числе ликвидировать многолетнюю растительность, ввести земельный участок в сельскохозяйственный оборот в соответствии с целевым назначением и разрешенным видом использования.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением по делу об административном правонарушении мирового судьи судебного участка района Аэропорт <адрес>ФИО признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.25 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства.

С учетом установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств дела, заявленные требования истца об изъятии земельного участка, подлежат удовлетворению.

Кроме того, поскольку изъятие в связи с длительным неиспользованием спорного земельного участка невозможно без прекращения права собственности ответчика, заявленные требования истца в указанной части подлежат удовлетворению.

Пояснения свидетеля о том, что по поручению своего знакомого осенью 2016 года «дисковал» участок ответчика, не могут быть приняты во внимания в качестве отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку границы спорного земельного участка на местность не вынесены, о чем говорил ранее ответчик, договор о выносе юридических границ на местность земельного участка в материалы дела не представлено, ответчик в качестве юридического лица не зарегистрирован, доказательств освоения земельного участка в соответствии в его целевым назначением в материалы дела не представлено, суд принял во внимание, что ответчик является собственником спорного земельного участка с 2009 года и по день вынесения решения суда земельный участок по целевому назначения не использовался.

Необходимо отметить, что в соответствии с п.10 ст.6 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» начальной ценой изъятого земельного участка на публичных торгах является рыночная стоимость такого земельного участка, определенная в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", или кадастровая стоимость такого земельного участка, если результаты государственной кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до даты принятия решения о проведении публичных торгов. Способ определения начальной цены изъятого земельного участка на публичных торгах указывается в решении суда об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов по одному из оснований, предусмотренных пунктами 2 и 3 ст.ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Их текста искового заявления и пояснений представителя следует, что проведение в Ленинградской области государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения запланировано на 2019 год.

С учетом того, что государственная кадастровая оценка в отношении земель сельскохозяйственного назначения на территории Ленинградской области не проводилась более пяти лет, начальной ценой изъятого земельного участка с кадастровым номером на публичных торгах может быть установлена только рыночная стоимость данного земельного участка, определенная в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом к ФИО об изъятии земельного участка, прекращении права собственности на земельный участок и установлении начальной цены земельного участка, удовлетворить.

Изъять у ФИО земельный участок площадью 56389 кв. метров с кадастровым номером , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: <адрес>), ЗАО «Новое время», ориентир: вблизи д<адрес>, рабочий участок - за пределами участка, с целью его продажи с публичных торгов.

Прекратить право собственности ФИО на земельный участок площадью 56389 кв. метров с кадастровым номером , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: <адрес>), ЗАО «Новое время».

Установить начальной продажной ценой изъятого земельного участка, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером на публичных торгах, рыночную стоимость данного земельного участка, определенную в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Лужский городской суд.

Председательствующий подпись

Мотивированное решение изготовлено 09 июля 2018 года

Председательствующий подпись