РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Узловский городской суд Тульской области в составе:
председательствующего Сафроновой И.М.,
при секретаре Мюллер В.В.,
с участием представителя истца ФИО1 по ордеру адвоката Захарова Ю.В.,
представителя ответчика Государственного учреждения Управление пенсионного фонда РФ в г. Узловая Тульской области (Межрайонное) по доверенности ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-696/2020 по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Узловая Тульской области (Межрайонное) о признании права на досрочную пенсию по старости,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в г. Узловая Тульской области (Межрайонное) о признании права на досрочную пенсию по старости, указав в обоснование требований следующее. ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в ГУ –УПФ РФ в г. Узловая за назначением досрочной пенсии по старости, предусмотренной ст. 28.1 закона от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Решением № от ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал истцу в назначении досрочной пенсии по причине отсутствия факта постоянного проживания в населенном пункте, который имел статус зоны проживания с правом на отселение и Постановлением Правительства РФ был изменен на статус зоны проживания с льготным социально – экономическим статусом. Обосновывая свое решение, ответчик учитывает факт проживания истца на территории с правом на отселение в г. Узловая в период с 26.04.1986 года по 29.03.1988 (1 год 11 месяцев 4 дня), на территории зоны с льготным социально – экономическим статусом в д. <адрес> в период с 15.03.1988 года по 09.11.2004 года (16 лет 7 месяцев 25 дней), на территории зоны с льготным социально – экономическим статусом в г. Узловая Тульской области в период с 09.11.2004 года по дату обращения (14 лет 2 месяца 12 дней). Также были учтены периоды работы истца в указанные выше сроки. Считает отказ в назначении истцу досрочной пенсии по старости не обоснованным. Со ссылкой на п. 8 ст. 13, ст.ст. 34,35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» истец полагает, что имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста на 1 год за каждые 4 года проживания на территории зоны с льготным социально – экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности, следовательно, истец имеет льготу по снижению пенсионного возраста на 3 года. При суммировании величин уменьшения пенсионного возраста истца при определении возраста выхода на пенсию в связи с проживанием на территории г. Узловая Тульской области в зоне радиоактивного загрязнения, границы которой изменялись, составляет 5 лет. По изложенным основаниям просила признать за ней право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на 5 лет, обязав ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в г. Узловая Тульской области назначить и выплачивать ей досрочную пенсию по старости с 02.03.2020 года.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась. О месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила суду заявление с просьбой рассмотреть данное дело в ее отсутствие.
Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения участников процесса, счел возможным рассмотреть данное дело в отсутствие истца.
Представитель истца ФИО1 по ордеру адвокат Захаров Ю.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, дал показания аналогичные изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Государственного учреждения Управление пенсионного фонда РФ в г. Узловая Тульской области (Межрайонное) по доверенности ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признал, представила возражения, согласно которых в соответствии со ст.8 Федерального Закона РФ № 400-ФЗ от 28.12.2013г. «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к указанному ФЗ). Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на ЧАЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст.8 ФЗ №400-ФЗ по состоянию на 31.12.2018 5 порядке, предусмотренном ст.30 Закона от 15.05.1991 г. № 1244-1. ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Управление ПФ РФ в г.Узловая и Узловском районе с заявлением, в котором просила назначить пенсию по старости в соответствии со ст.33, 34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» претендуя на снижение возраста на 5 лет. Назначение пенсий гражданам за риск радиационного вреда вследствие проживания (работы) на территории, подвергшейся радиационному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, в соответствии с Законом от 15.05.1991г. зависит от следующих обстоятельств: статуса лица, подвергшегося воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, определяемого в соответствии со ст.13 Закона от 15.05.1991г.; продолжительности проживания, работы на территориях, подвергшихся воздействию радиации. Вред, причиненный гражданам, оказавшимся в зоне влияния радиационного излучения, возникшего в результате чернобыльской катастрофы, обязывает государство стремиться к его более полному по объему возмещению. При этом государство может возмещать вред посредством денежных и других материальных компенсаций, а также посредством льгот, в том числе по уменьшению возраста выхода на пенсию. В соответствии с нормами статей 32-37 Закона от 15.05.1991г. пенсионный возраст для назначения пенсии по старости уменьшается на первоначальную и дополнительную величины. Каждая из указанных величин определяется самостоятельно независимо от другой, в соответствии с условиями (юридическими фактами), предусмотренными указанным Законом. При этом законодатель установил норму, позволяющую сохранять льготу по уменьшению возраста вне зависимости от того, где проживает лицо, пострадавшее вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: в какой-либо зоне радиационного загрязнения или в другой местности (регионе) страны, изменились ли границы зон радиоактивного загрязнения по решению Правительства Российской Федерации. Так, истец имеет следующую продолжительность проживания (работы): проживание в зоне с правом на отселение (г.Узловая) составляет: 01 г. 11мес. 04 дн. с 26.04.1986 по 29.03.1988; проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом (г.Узловая) составляет 14 лет 02 мес. 12 дн. С 09.11.2004 года по дату обращения. Проживание в зоне с льготным социально – экономическим статусом (<адрес>) составляет 16 лет 07 месяцев 25 дней с 15.03.1988 года по 09.11.2004 года. Работа в зоне с льготным социально – экономическим статусом в <адрес>, общий период проживания на территории зоны проживания с льготным социально – экономическим статусом 30 лет 10 месяцев 06 дней. На основании представленных документов факт постоянного проживания (работы) истца в населенном пункте, который имел статус зоны проживания с правом на отселение и Постановлением Правительства РФ был изменен на статус зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, не подтверждается. Таким образом, применительно к истцу, право на досрочное назначение пенсии возникнет у истца в следующем порядке: в соответствии со ст. 33 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» по достижении возраста 53 года; в соответствии со ст.34 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» по достижении возраста 52 лет. В соответствии с Определением КС РФ от 11.07.2006 №403-0 суммирование дополнительных величин уменьшения пенсионного возраста при определении возраста выхода на пенсию граждан, проживающих в зоне радиоактивного загрязнения, если ее границы изменялись в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» имеют только граждане, постоянно проживающие в населенном пункте, который имел статус зоны проживания с правом на отселение (зона №3) и в последствие решением Правительства Российской Федерации данный населенный пункт отнесен к территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (зона № 4). На основании изложенного, просит суд в исковых требованиях ФИО1 отказать.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
ФИО1 родилась ДД.ММ.ГГГГ. Согласно материалам дела, в юридически значимый она проживала: ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время - <адрес>.
Согласно копии трудовой книжки, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 работала в совхозе Троицкий Чернского район Тульской области, комитет культуры Чернского района Тульской области.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на Узловском узле почтовой связи;
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО фирма Агрокомплекс г. Узловая,
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – ИП ФИО3 г.Узловая,
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - ИП ФИО4 г.Узловая,
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - ООО Север г.Узловая,
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ –ИП ФИО5 г. Узловая
С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время – ИП ФИО6 г. Узловая
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в ГУ-Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области с письменным заявлением о назначении ей досрочной государственной пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста на основании ст.ст.33-34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 №1244-1.
Решением ГУ УПФР в г. Узловая и Узловском районе № от ДД.ММ.ГГГГ истцу в назначении пенсии по старости было отказано в связи с отсутствием требуемой продолжительности проживания и работы на территории, подвергшейся загрязнению, дающей право на снижение возраста выхода на пенсию.
Не согласившись с принятым пенсионным органом решением, ФИО1 обратилась в суд с настоящим иском, указав, что при суммировании величин уменьшения пенсионного возраста, предусмотренного ФЗ № 1244-1 от 15.05.1991, общая величина снижения пенсионного возраста составила 5 года, следовательно, у нее возникло право на снижение пенсионного возраста до 50 года.
Суд не может согласиться с доводами истца по следующим основаниям.
На основании ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с п.6,7 ч.1 ст.10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионом обеспечении в Российской Федерации» право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с правом на отселение, и граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В силу ч.2 ст.10 Федерального закона № 166-ФЗ гражданам, указанным в подпунктах 3, 5-10 пункта 1 настоящей статьи, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Законом РФ № 1244-1 от 15.05.1991 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установлены пределы права на снижение общеустановленного пенсионного возраста гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В силу ч.1 ст.13 к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в том числе, граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7) и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 8).
Условия назначения пенсии по старости указанным гражданам зависят от статуса лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, продолжительности проживания в прошлое и настоящее время на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению.
Территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, подразделяются на зоны, границы которых и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов (ст.7 Закона № 1244-1).
Статьи 33 и 34 названного закона предусматривают, что гражданам, указанным в п.7 ч.1 ст.13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности; гражданам, указанным в п.8 ч.1 ст.13, уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
При этом в соответствии с примечанием к статье 35 Закона № 1244-1 первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32-35 данного Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30.06.1986, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
В соответствии с Распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 № 237-р утвержден Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, которым территория город Узловой Тульской области была отнесена к зоне с правом на отселение, территория д. Соловьевка Чернского района Тульской области - к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. С 01.02.1998 на основании постановления Правительства РФ № 1582 от 18.12.1997 территория города Узловой стала относиться к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, к этой же зоне относятся территории и в настоящее время согласно постановлению Правительства РФ № 1074 от 08.10.2015 «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Истец одновременно относится к двум категориям, определенным в ст.13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», - к гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение (п.7), и гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (п.8).
В периоды с 26.04.1986 по 29.03.1988 истица жила и работала на территории зоны с правом на отселение, всего 01 год 11 месяцев 04 дней, что в соответствии со ст. 33 Закона РФ от 15.95.1991 № 1244 дает право на снижение пенсионного возраста на 1 год.
Проживание истца на территории зона с льготным социально-экономическим статусом составляет 30 лет 10 месяцев 06 дней (с 15.03.1988 года по 09.11.2004 года, с 09.11.2004 по дату обращения), и на основании ст.34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1224-1 дает истцу право на пенсию со снижением пенсионного возраста на 3 года.
В силу ч. 2 ст. 3 Закона РФ от 15.05.1991 № 1224-1, возмещение одинакового вреда и предоставление одинаковых мер социальной поддержки производится по одному из оснований, по выбору гражданина.
Вопреки утверждению истца, Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» для граждан, относящихся одновременно к двум и более категориям в связи с проживанием и работой в разных зонах радиоактивного загрязнения, положений, предусматривающих суммирование величин уменьшения возраста выхода на пенсию по старости, не предусматривает.
Как указал Конституционный суд РФ в Определениях от 22.04.2014 № 852-О и от 24.03.2015 № 593-О, закрепленное в части второй статьи 3 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» правило, предполагающее возмещение вреда гражданам, пострадавшим от воздействия радиации, и предоставление им мер социальной поддержки по всем имеющимся основаниям, а возмещение одинакового вреда и предоставление одинаковых мер социальной поддержки - по одному из оснований, по их выбору, направлено на максимально возможную компенсацию вреда и обеспечение наиболее выгодных условий их социальной защиты, а потому само по себе не может быть расценено как нарушающее их конституционные права.
Ссылка истца на суммирование величин является несостоятельной, на истца правило о сложении величин не распространяется. С учетом Определения Конституционного суда РФ от 11.07.2006 № 403-О, данное правило применяется при проживании (работе) в радиационно загрязненной зоне, статус которой в период такого проживания (работы) был изменен Правительством РФ. При этом данный период не должен прерываться.
Также суд учитывает, что основания и условия снижения пенсионного возраста, предусмотренные ст.ст. 33 и 34 Закона РФ от 15.05.1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Являются самостоятельными и подлежат отдельному учету, в законе отсутствуют положения, позволяющие суммировать установленные данными статьями Закона РФ величины.
ФИО1 к таким гражданам не относится, поскольку постоянное проживание и работа истца в населенных пунктах, изменивших статус радиационно загрязненной зоны с зоны с правом на отселение на зону с льготным социально-экономическим статусом места не имели. Трудовой стаж истца в зоне с правом на отселение постоянным также не был.
В период постоянного проживания истца, подтвержденного сведениями о регистрации в <адрес> с 15.03.1988 по 09.11.2004, проживание в <адрес> с 09.11.2004 до настоящего времени, статус зоны, подвергшейся радиоактивному загрязнению, не изменялся. Предельное снижение пенсионного возраста за проживание в такой зоне радиоактивного загрязнения установлено законодателем в 3 года.
Исходя из вышеизложенного и принимая во внимание возраст ФИО1, с учетом наиболее выгодных условий социальной защиты право выхода на пенсию со снижением общеустановленного возраста по Закону РФ от 15.05.1991 №1224-1 она приобретет в возрасте 52 лет, со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 3 года. Таким образом, ответчик правильно отказал истцу в назначении пенсии, указав, что на момент обращения она не достигла необходимого пенсионного возраста.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
в удовлетворении требований ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Узловая Тульской области (Межрайонное) о признании права на досрочную пенсию, отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Узловский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 24 июля 2020 года.
Председательствующий И.М. Сафронова