ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-696/2015 от 30.09.2015 Чернышевского районного суда (Забайкальский край)

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

30 сентября 2015 г. п. Чернышевск

Чернышевский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего федерального судьи Мусихина А.В., при секретаре Синаковой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Чернышевского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Чернышевский район» о признании положений нормативного правового акта органа местного самоуправления противоречащим законодательству.

УСТАНОВИЛ:

Прокурор обратился с вышеназванным заявлением в суд в обоснование указав следующее.

Прокуратурой района в марте 2015 года проведена проверка по обращению работников коллективов МОУ СОШ п. Жирекен и МОУ СОШ №2 п. Чернышевск, в ходе которой установлено, что постановление администрации Чернышевского района от 02.06.2014 №707 «О финансировании расходов на плату труда административно-управленческого, учебно-вспомогательного, обслуживающего персонала в общеобразовательных учреждениях муниципального района «Чернышевский район» (далее - Постановление) противоречие требованиям федерального законодательства.

Так, в п.1 Постановления закреплено, что при условии выполнения соотношение между фондом оплаты труда основного персонала (административно-управленческого, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала) в объеме субвенций должно составлять 65%/35%, финансирование расходов на оплату труда административно-управленческого, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала в общеобразовательных учреждений МР «Чернышевский район» производить за счет средств субвенции, выделяемой из краевого бюджета на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, образования в образовательных учреждениях.

Указанное постановление противоречит требованиям Бюджетного законодательства, в частности исходя из содержания ч. 6 ст.140 БК РФ субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета, расходуются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, расходуются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В этой связи, руководитель администрации МР «Чернышевский район» не вправе определять порядок расходования субвенций, получаемых из краевого бюджета на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, общего образования в образовательных учреждениях.

Кроме того, определение порядка расходования субвенций, получаемых из краевого бюджета, является коррупциогенным фактором, предусмотренным п.З Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 №96, принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов, а также ущемляет права педагогических работников на получение заработной платы в полном размере.

В судебном заседании прокурор, поддержал свое заявление и просит признать п. 1 постановления руководителя администрации Чернышевского района от 02.06.2014 №707 «О финансировании расходов на плату труда административно-управленческого, учебно-вспомогательного, обслуживающего персонала в общеобразовательных учреждениях муниципального района «Чернышевский район», противоречащим законодательству.

Представитель администрации заявленные требования не признал. Находит их необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Считает, что, постановление соответствует требованиям закона и принято в соответствии с имеющимися полномочиями и компетенцией.

Суд заслушав мнения лиц участников процесса, исследовав материалы дела приходит к нижеследующему.

В силу п. 3 ч.1 ст. 8 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В статье 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 12 Закона Забайкальского края "О межбюджетных отношениях в Забайкальском крае" N 608-ЗЗК под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.

Распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации утверждается законом о бюджете субъекта Российской Федерации по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.

Статьей 3 Закона Забайкальского края "О нормативах финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных общеобразовательных учреждений и определении размера субвенций местным бюджетам для реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях" N 612-ЗЗК установлены нормативы финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных общеобразовательных учреждений в части обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

В соответствии с Постановлением Правительства Забайкальского края "Об утверждении Порядка расходования субвенций, выделяемых в 2014 году из бюджета Забайкальского края бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях", перечисление субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов производится Министерством образования, науки и молодежной политики Забайкальского края.

Из приведенным норм материального права следует, что органы местного самоуправления используют денежные средства, в частности на оплату труда работникам образовательных учреждений, только в пределах выделенных на эти цели из бюджета субъекта РФ субвенций.

В соответствии с п. 9.3.3 Положения о Министерстве образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края от 11 мая 2010 года N 186, Министерство обеспечивает государственные гарантии прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами Забайкальского края

Статьей 2 Закона Забайкальского края от 23 декабря 2011 года N 612-ЗЗК "О нормативах финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных общеобразовательных учреждений и определении размера субвенций местным бюджетам для реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях" установлено, что субвенции местным бюджетам выделяются из бюджета Забайкальского края для реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях в части финансирования расходов, в том числе, на оплату труда работников общеобразовательных учреждений.

Субвенции местным бюджетам для реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях, поступившие в доход местных бюджетов, распределяются между муниципальными общеобразовательными учреждениями в соответствии с порядком, утверждаемым нормативным правовым актом органа местного самоуправления, установленного уставом муниципального образования.

Кроме того, приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 июля 2010 года N 81н утверждены Требования к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения.

Пункт 1 Требований устанавливает общие требования к порядку составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения (далее - План).

План составляется на финансовый год в случае, если закон (решение) о бюджете утверждается на один финансовый год, либо на финансовый год и плановый период, если закон (решение) о бюджете утверждается на очередной финансовый год и плановый период (п.3).

Плановые показатели по выплатам формируются учреждением (подразделением) в соответствии с настоящими Требованиями в разрезе выплат на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда (П.11).

План государственного (муниципального) бюджетного учреждения (План с учетом изменений) утверждается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя (п.22).

Таким образом, из системного толкования приведенных норм, следует, что Администрация муниципального района "Чернышевский район" Забайкальского края принимает участие в распределении финансовых средств, перечисляемых муниципальным бюджетным учреждениям для оплаты труда работников.

В пункте 1 постановления руководителя администрации муниципального района «Чернышевский район» от 02 июня 2014 года № 707 «О финансировании расходов на оплату труда административно управленческого, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала в общеобразовательных учреждениях муниципального района «Чернышевский район» указаны условия выполнения соотношения между фондом оплаты труда основного персонала (педагогических работников) и фондом оплаты труда прочего персонала (административно-управленческого, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала) в общем объеме субвенции должно составлять 65%/35%, Данное условие предусмотрено письмом Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края от 20 января 2014 года № 257 (далее - письмо от 20.01.2014г. № 257).

Письмо от 20.01.2014г. № 257 разработано в соответствии с Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-18 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 года № 2190-р, согласно которой одним из мероприятий по совершенствованию систем оплаты труда и достижению целевых показателей уровня средней заработной платы отдельных категорий работников в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 и от 1 июня 2012 года № 761, является обеспечение, дифференциации оплаты труда основного и прочего персонала, оптимизация расходов на административно-управленческий и вспомогательный персонал с учетом предельной доли расходов на оплату их труда в фонде оплаты труда учреждения - не более 40 процентов.

Установленные обстоятельства, дают основание суду полагать о необоснованности требований прокурора в части признания п. 1 постановления руководителя администрации муниципального района «Чернышевский район» от 02 июня 2014 года № 707 «О финансировании расходов на оплату труда административно управленческого, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала в общеобразовательных учреждениях муниципального района «Чернышевский район», противоречащим законодательству.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Чернышевского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Чернышевский район» о признании положений нормативного правового акта органа местного самоуправления противоречащим законодательству оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение 30 дней путем принесения апелляционной жалобы через Чернышевский районный суд.

Судья А.В. Мусихин