ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-696/2016 от 18.10.2016 Костомукшского городского суда (Республика Карелия)

Дело № 2-696/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор. Костомукша 18 октября 2016 года

Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Гельфенштейна В.П.,

при секретаре Нечаевой О.С.,

с участием прокурора Маркова А.И., представителей ответчика С.Ю.И., Ш.Д.Е., представителей третьего лица Т.А.А., О.Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> РК в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Центр муниципальных расчетов муниципального образования «Костомукшский городской округ» о признании действий по расчету размера платы за коммунальную услугу «горячее водоснабжение» незаконными и возложении обязанности по совершению определенных действий,

установил:

Прокурор <адрес> РК в интересах неопределенного круга лиц обратился с исковыми требованиями к Муниципальному унитарному предприятию «Центр муниципальных расчетов муниципального образования «Костомукшский городской округ» (далее по тексту МУП ЦМР) по тем основаниям, что в ходе проведения проверки по обращению жителя <адрес> РК Р.М.И. было установлено, что с июня 2016 года МУП ЦМР изменило порядок расчета за коммунальную услугу «горячее водоснабжение» для группы многоквартирных домов, обслуживаемых ответчиком, исключив в квитанциях об оплате жилищно-коммунальных услуг для граждан строку оплаты за услугу «горячее водоснабжение и введя строки «холодная вода для ГВС» и «теплоэнергия для ГВС». Кроме того, согласно информации, предоставленной ответчиком, с июня 2016 года им изменен порядок расчета размера платы за горячее водоснабжение для той же группы домов, с применением в расчетах суммирования показаний индивидуальных приборов учета горячего водоснабжения и данных нормативного потребления горячей воды по квартирам, не оборудованным приборами учета. Просил суд признать действия МУП ЦМР по расчету размера платы за коммунальную услугу «горячее водоснабжение» в отношении домов находящихся в управлении, исходя из показаний приборов учета горячего водоснабжения и нормативных показателей квартир (по многоквартирному дому) умноженные на стоимость 1 куб.м. холодной воды (согласно установленных тарифов) и суммированных с фактическим объемом потребленной тепловой энергии многоквартирного дома (согласно показаний общедомового прибора учета) умноженным на стоимость тепловой энергии (согласно установленных тарифов) - незаконными и обязать прекратить его применение, а также обязать ответчика внести в квитанцию об оплате жилищно-коммунальных услуг потребителям в графе «вид платежа» услугу «горячее водоснабжение».

В судебном заседании прокурор отказался от иска в части возложения на ответчика обязанности внести в квитанцию об оплате жилищно-коммунальных услуг потребителям в графе «вид платежа» услугу «горячее водоснабжение».

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ отказ прокурора от иска в части принят судом, производство по делу в части заявленных требований прекращено.

В судебном заседании прокурор поддержал в остальном заявленные требования. Считает, что применение ответчиком способа расчета платы за горячее водоснабжение потребителей, в летний период, исходя из показаний приборов учета горячего водоснабжения и нормативных показателей по квартирам не оборудованным приборами учета, умноженные на стоимость 1 куб.м. холодной воды (согласно установленных тарифов) и суммированных с фактическим объемом потребленной тепловой энергии многоквартирного дома (согласно показаний общедомового прибора учета) умноженным на стоимость тепловой энергии (согласно установленных тарифов) незаконно. Просит обязать прекратить применение такого порядка расчета впредь.

Представители ответчика С.Ю.И. и Ш.Д.Е. иск не признали и пояснили, что применяемый с июня 2016 года порядок расчета за услугу «горячее водоснабжение» для группы обслуживаемых МУП ЦМР домов в <адрес> соответствует действующему законодательству.

Представители третьего лица - администрации Костомукшского городского округа Т.А.А. и О.Ю.В. иск не признали и пояснили, что расчет платы за услугу горячее водоснабжение, произведенный МУП ЦМР в группе домов за период с июня по август 2016 года соответствует пункту 54 Правил предоставления коммунальных услуг и не нарушает законных прав и интересов потребителей.

Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, допросив свидетеля М.М.В., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Частью 1 статьи 157 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Кодекса (за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами), рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (части 1, 2).

В судебном заседании установлено, что МУП ЦМР является обслуживающей организацией группы многоквартирных домов в г. Костомукше РК, расположенных по адресам: ул. Интернациональная <...>, 8-12; ул. Героев <...>; пр. Горняков <...>, 15, 17, 21; ул. Ленина <...>, 12, 14, 14-А, 16,20, 22, 22, 26, ул. Ленинградская <...>; ул. Мира <...> Северная, д. 4 (т.1 л.д. 80-112).

Указанные многоквартирные дома являются благоустроенными, оснащенными общедомовыми приборами учета коммунальных ресурсов, в том числе тепловой энергии и холодного водоснабжения. Горячее водоснабжение данных многоквартирных домов осуществляется по закрытой системе, с подогревом воды ответчиком самостоятельно с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах. Тепловая энергия, используемая для подогрева воды, поставляется централизованно и используется в отопительный период для отопления жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, при этом отдельных общедомовых приборов учета тепловой энергии и холодного водоснабжения, используемых для горячего водоснабжения не имеется, при расчете платы за горячее водоснабжение используются показания указанных приборов.

Протоколом заседания экспертного совета Костомукшского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ было решено, что при определении количества тепловой энергии, необходимой для нагрева 1 куб.м. горячей воды пользоваться Q нагрева равным 0,04846 Гкал/м.куб без учета коэффициента тепловых потерь (т.1 л.д. 71).

Приказом министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РК от ДД.ММ.ГГГГ коммунальная услуга «отопление» для жилищного фонда Костомукшского городского округа была отключена с ДД.ММ.ГГГГ. При этом в соответствии с п. 1.2 приказа до начала отопительного периода 2016/17 года потребители должны были быть обеспечены горячим водоснабжением, для которого использовалась тепловая энергия, продолжавшаяся поставляться централизованно, и холодная вода. Таким образом, общедомовые приборы учета тепловой энергии фиксировали потребление указанного коммунального ресурса и не в отопительный сезон.

ДД.ММ.ГГГГ приказом МУП ЦМР с ДД.ММ.ГГГГ для собственников многоквартирных домов, находящихся под управлением ответчика, была установлена плата за горячее водоснабжение в которой Q нагрева было определено по величине, установленной решением экспертного совета от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 75-79).

С момента окончания отопительного сезона, в квитанции по оплате потребленных коммунальных услуг за май 2016 года, выставленных потребителям в июне 2016 года, МУП ЦМР исключило графу оплаты за «горячее водоснабжение» введя графы «холодная вода для ГВС» и «теплоэнергия для ГВС». При расчете размера платы МУП ЦМР использовало показания ОДПУ тепловой энергии, при отсутствии приборов учета тепловой энергии и холодной воды, израсходованной именно для приготовления горячей воды.

Приказом министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РК от ДД.ММ.ГГГГ на территории Костомукшского городского округа с ДД.ММ.ГГГГ начат отопительный период. Согласно п. 2 приказа теплоснабжающие организации приступили к подаче теплоносителя в жилой фонд.

С октября 2016 года графа «горячая вода» вновь включена в квитанции по оплате коммунальных услуг за сентябрь 2016 года.

Суд не может согласиться с доводами прокурора о том, что МУП ЦМР производило расчет платы за горячее водоснабжение не в отопительный период с нарушением установленных Правилами в связи со следующим.

В развитие положений Жилищного кодекса РФ Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила).

Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии и определяют исполнителя как юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, предоставляющих потребителю коммунальные услуги (пункты 1, 2).

Согласно п. 54 Правил в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.2015 N 129).

Данный пункт закрепляет в качестве общего правила, что размер платы за коммунальную услугу рассчитывается исполнителем исходя из объема коммунального ресурса, использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.

Конкретизируя данное правило, пункт 54 Правил предписывает определять размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) в соответствии с Формулой 20 как сумму двух составляющих:

произведения объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;

стоимости коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению, отнесенной на потребителя в каждом жилом и нежилом помещении пропорционально объему горячей воды, потребленному за расчетный период в жилом или нежилом помещении.

В соответствии с абзацем вторым пункта 54 Правил объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

Пунктом 22 приложения N 2 к Правилам установлено, что размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную за расчетный период в i-м жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, согласно пункту 54 Правил определяется по формуле 20 (далее по тексту формула 20) как

,

где:

- объем потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенный по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении. При отсутствии приборов учета объем потребленной горячей воды определяется:

в жилом помещении - исходя из нормативов потребления горячей воды в жилом помещении и количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;

в нежилом помещении - из расчетного объема горячей воды, потребленной в нежилых помещениях, определяемого в соответствии с пунктом 43 Правил;

- тариф на холодную воду, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- удельный расход v-го коммунального ресурса на подогрев воды, утвержденный в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органом норматив расхода v-го коммунального ресурса на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

При наличии коллективного (общедомового) прибора учета v-го коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по подогреву воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома, определяется по формуле 20.1, как

qvkp = ((Vkp) / Qгв + Qот) х Nтэгвс

Таким образом, согласно формуле 20 в составе платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению потребитель оплачивает объем потребленной горячей воды по тарифу на холодную воду (объем определяется по общим правилам: исходя из показаний индивидуального прибора учета либо в его отсутствие по нормативам потребления горячей воды) и стоимость коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды (в данном случае тепловая энергия), отнесенную на потребителя в каждом жилом и нежилом помещении пропорционально объему горячей воды, потребленному за расчетный период в таком помещении, и определенную исходя из тарифа на этот ресурс, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исходя из установленных по делу обстоятельств и представленных сторонами доказательств суд приходит к выводу о том, что действия МУП ЦМР по расчету размера платы за горячее водоснабжение для группы многоквартирных домов в период с июня по сентябрь 2016 года исходя из показаний приборов учета горячего водоснабжения и нормативных показателей жилых помещений, не оборудованных приборами учета, умноженные на стоимость 1 м^3 холодной воды и суммированных с фактическим объемом потребленной тепловой энергии, согласно показаниям соответствующего ОДПУ, умноженным на ее стоимость соответствуют требованиям действующего жилищного законодательства.

Коммунальный ресурс, использованный на подогрев воды должен быть оплачен потребителями, иное приведет к возникновению убытков управляющей компании, которая в свою очередь имеет обязательства по оплате потребленной тепловой энергии перед ее поставщиком.

Суд также отмечает, что величина Q нагрева, установленная экспертным советом 26.06.2012, носит рекомендательный характер, Правила не закрепляют обязательный характер ее применения. Указанная величина может применяться при отсутствии ОДПУ тепловой энергии в многоквартирных домах. В рассматриваемом споре установлено, что группа многоквартирных домов, обслуживаемых ответчиком, оборудована приборами учета, в связи с чем законных оснований для использования какого-либо иного расчетного метода, в том числе с применением в расчетах установленной величины удельного количества тепловой энергии на нагрев 1 м^3 холодной воды для определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению согласно пункту 54 Правил, не имеется.

С учетом изложенного заявленные исковые требования прокурора удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 173, 196 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении иска прокурора г. Костомукша Республики Карелия в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Центр муниципальных расчетов муниципального образования «Костомукшского городской округ» о признании действий по расчету размера платы за коммунальную услугу «горячее водоснабжение» незаконными и возложении обязанности по совершению определенных действий отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда в Верховный Суд Республики Карелия через Костомукшский городской суд РК.

Судья В.П.Гельфенштейн

Мотивированное решение суда составлено 24 октября 2016 года.